г. Киров |
|
04 марта 2021 г. |
Дело N А82-18850/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 марта 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 марта 2021 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Чернигиной Т.В.,
судей Барьяхтар И.Ю., Панина Н.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Плаксиной М.О.
без участия в судебном заседании представителей участвующих в деле лиц,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика - департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области, ИНН 7604040739, ОГРН 1027600689621
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 08.12.2020 по делу N А82-18850/2020
по иску публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 2" (ИНН 7606053324 ОГРН 1057601091151)
к Ярославской области в лице департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области (ИНН 7604040739 ОГРН 1027600689621),
третьи лица: Правительство Ярославской области, департамент финансов Ярославской области,
о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 2" (далее - Компания, истец) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с иском к Ярославской области в лице департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области (далее - Департамент, ответчик, заявитель) о взыскании за счет казны Ярославской области 5 213 279 руб. 53 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 31.12.2019 по 05.10.2020 с их дальнейшим начислением по день фактической оплаты долга.
Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Правительство Ярославской области, департамент финансов Ярославской области.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 08.12.2020 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись в принятым решением, ответчик обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
В апелляционной жалобе заявитель со ссылкой на пункт 2.2.6 Порядка предоставления и расходования субсидий на компенсацию выпадающих доходов ресурсоснабжающих организаций, утвержденного постановлением Правительства Ярославской области от 25.07.2014 N 721-п (далее - Порядок), пункт 6.1 договора указал, что оплата субсидий осуществляется по мере бюджетного финансирования, то есть исполнения доходной части бюджета Ярославской области, в связи с чем вина Департамента в образовавшейся просрочке исполнения отсутствует. Ответчик не имеет собственных финансовых источников на предоставление субсидий, их оплата производится за счет средств областного бюджета, выделяемых на цели предоставления субсидии каждой конкретной организации. Также заявитель не согласен с периодом начисления процентов с 31.12.2019 по 05.10.2020, поскольку судебные акты о взыскании субсидий с Департамента вступили в силу в сентябре-ноябре 2020 года, считает, что обязанность оплатить проценты возникает со дня вступления решения суда в законную силу.
Истец в отзыве доводы заявителя отклонил, считает решение суда законным и обоснованным, просит апелляционную жалобу оставить без удовлетворения. Подробно позиция изложена письменно.
Третьи лица отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 01.02.2021 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 02.02.2021 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. На основании указанной статьи лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Материалами дела подтверждены следующие фактические обстоятельства.
Департамент и Компания заключили договоры от 12.03.2020 N 000393-0001/ДогЭСД20/48/2019ПД, от 27.04.2020 N 000875-0001/ДогЭСД20/47/2020, согласно пункту 1.1 которых их предметом является предоставление из областного бюджета в 2020 году субсидий на возмещение убытков, возникающих в связи с установлением регулирующим органом области льготных тарифов.
Согласно пункту 2.1 договора от 12.03.2020 субсидия предоставляется Компании за январь-декабрь 2019 года.
Согласно пункту 2.1 договора от 27.04.2020 субсидия предоставляется Компании в 2020 году.
Главный распорядитель средств ежеквартально, не позднее последнего рабочего дня квартала, перечисляет субсидии в соответствии с договором в пределах утвержденного кассового плана расходов областного бюджета на текущий квартал на расчетный счет поручателя субсидии, открытый в учреждении Центрального банка Российской Федерации или кредитной организации (пункт 3.2 договоров).
Письмом от 16.03.2020 ответчик сообщил о принятом решении о предоставлении субсидии из областного бюджета за сентябрь - декабрь 2019 года в размере 90 091 926,84 руб., в том числе по г. Ярославлю - 82 159 653,46 руб., по Ярославскому району - 7 932 273,37 руб.
Письмом от 30.04.2020 ответчик сообщил о принятом решении о предоставлении субсидии из областного бюджета за январь 2020 года в размере 32 894 955,22 руб., в том числе по г. Ярославлю - 29 971 621,46 руб., по Ярославскому району - 2 923 333,76 руб.
Письмом от 15.05.2020 ответчик сообщил о принятом решении о предоставлении субсидии из областного бюджета за февраль 2020 года в размере 34 507 805,12 руб., в том числе по г. Ярославлю - 31 543 536,13 руб., по Ярославскому району - 2 964 268,99 руб. Письмом от 25.05.2020 ответчик сообщил о принятом решении о предоставлении субсидии из областного бюджета за март 2020 года в размере 30 317 286,27 руб., в том числе по г. Ярославлю - 27 559 585,82 руб., по Ярославскому району - 2 757 700,45 руб.
Письмом от 28.07.2020 ответчик сообщил о принятом решении о предоставлении субсидии из областного бюджета за апрель 2020 года в размере 26 442 756,52 руб., в том числе по г. Ярославлю - 24 178 244,47 руб., по Ярославскому району - 2 264 512,05 руб. Решением Арбитражного суда Ярославской области от 11.10.2020 по делу N А82-8073/2020, вступившим в законную силу 12.11.2020, с Ярославской области в лице Департамента за счет казны Ярославской области в пользу Компании взыскано 49 071 324 руб. 41 коп. убытков в связи с неоплатой субсидий на возмещение выпадающих доходов теплоснабжающей организации за ноябрь, декабрь 2019 года.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 12.08.2020 по делу N А82-9854/2020, вступившим в законную силу 25.09.2020, с Департамента в пользу Компании взыскано 32 894 955 руб. 22 коп. убытков, возникших в январе 2020 года в связи с установлением регулирующим органом области льготных тарифов.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 26.08.2020 по делу N А82-11261/2020, вступившим в законную силу 20.11.2020, с Департамента в пользу Компании взыскано 34 507 805 руб. 12 коп. убытков, возникших в феврале 2020 года в связи с установлением регулирующим органом области льготных тарифов.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 24.09.2020 по делу N А82-12367/2020, вступившим в законную силу 25.09.2020, с Департамента в пользу Компании взыскано 30 317 286 руб. 27 коп. убытков, возникших в марте 2020 года в связи с установлением регулирующим органом области льготных тарифов.
Из искового заявления, расчета, платежных поручений следует, что субсидии за сентябрь, октябрь 2019 года перечислены истцу, задолженность за период с ноября 2019 года по апрель 2020 года по состоянию на 05.10.2020 составляет 163 234 127 руб. 54 коп.
Неполная и несвоевременная выплата субсидий послужила основанием для обращения истца в суд с требованием о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 31.12.2019 по 05.10.2020 в размере 5 213 279 руб. 53 коп. с их дальнейшим начислением по день фактической оплаты задолженности.
В силу статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Проценты за пользование чужими средствами взимаются по день уплаты суммы этих средств кредитору, если законом, иными правовыми актами или договором не установлен для начисления процентов более короткий срок.
Согласно пунктам 37, 48, 68 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", проценты, предусмотренные пунктом 1 статьи 395 ГК РФ, подлежат уплате независимо от основания возникновения обязательства (договора, других сделок, причинения вреда, неосновательного обогащения или иных оснований, указанных в ГК РФ). Сумма процентов, подлежащих взысканию по правилам статьи 395 ГК РФ, определяется на день вынесения решения судом исходя из периодов, имевших место до указанного дня. Окончание срока действия договора не влечет прекращение всех обязательств по договору, в частности обязанностей сторон уплачивать неустойку за нарушение обязательств, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с пунктами 1.3, 1.4, 2.2 Порядка субсидии предоставляются ресурсоснабжающим организациям: теплоснабжающим организациям, организациям, осуществляющим горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в процессе осуществления деятельности которых возникают убытки, связанные с установлением льготных тарифов, за исключением государственных (муниципальных) учреждений, иностранных юридических лиц. Главным распорядителем бюджетных средств является департамент жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области. Субсидии предоставляются на основании договора, ежемесячных отчетов и документов, подтверждающих размер недополученных доходов коммунальных ресурсов (услуг).
В силу подпунктов 2.1.2, 2.1.6 Порядка условиями предоставления субсидии являются наличие заключенного с Департаментом договора о предоставлении субсидии; отсутствие у организации просроченной задолженности по возврату в бюджет Ярославской области субсидий, бюджетных инвестиций.
То обстоятельство, что договоры исполняются за счет бюджетных средств, не меняет гражданско-правовую природу обязанности по возмещению межтарифной разницы.
Согласно определению Верховного Суда Российской Федерации от 26.11.2018 N 301-ЭС18-18701 каких-либо изъятий в отношении требований, вытекающих из договоров (соглашений), предметом которых являются бюджетные средства, действующие редакции Гражданского кодекса Российской Федерации и Бюджетного кодекса Российской Федерации не содержат.
В пункте 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что в случае предъявления кредитором требования о применении к учреждению мер ответственности за нарушение денежного обязательства суду при применении статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации необходимо иметь в виду, что отсутствие у учреждения находящихся в его распоряжении денежных средств само по себе нельзя расценивать как принятие им всех мер для надлежащего исполнения обязательства с той степенью заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него по характеру обязательства и условиям оборота.
Доказательства, подтверждающие факт принятия ответчиком каких-либо мер, направленных на своевременное обеспечение финансирования своих обязательств в спорный период, вопреки положениям статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Департаментом не представлены.
Довод заявителя о том, что обязанность оплатить проценты возникает со дня вступления решений суда в законную силу о взыскании убытков, отклоняется судом апелляционной инстанции.
Дата вступления решений суда в законную силу, в рамках которых были взысканы убытки за несвоевременное предоставление субсидии, не может рассматриваться как дата возникновения обязанности Департамента по выплате субсидий, поскольку право на ее получение в соответствии с Порядком и договорами обусловлено наличием документов, подтверждающих факт предоставления коммунальных услуг населению по утвержденным стандартам, и представлением в Департамент расчета с приложением указанных документов.
Учитывая, что ответчиком несвоевременно исполнены обязательства по выплате субсидий в установленные Порядком и Договорами сроки, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования истца.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции находит обжалуемое решение суда законным и обоснованным, вынесенным с учетом обстоятельств дела и норм действующего законодательства и не усматривает правовых оснований для его отмены или изменения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловными основаниями для отмены обжалуемого решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 08.12.2020 по делу N А82-18850/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ярославской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Т.В. Чернигина |
Судьи |
И.Ю. Барьяхтар |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-18850/2020
Истец: ПАО "ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ГЕНЕРИРУЮЩАЯ КОМПАНИЯ N2"
Ответчик: Ярославская область в лице ДЕПАРТАМЕНТА ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА, ЭНЕРГЕТИКИ И РЕГУЛИРОВАНИЯ ТАРИФОВ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Департамент финансов Ярославской области, Правительство ЯО