г. Москва |
|
03 марта 2021 г. |
Дело N А40-118710/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 февраля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 марта 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи И.В.Бекетовой,
судей: |
И.А.Чеботаревой, В.А.Свиридова, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания А.А.Егоровой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФКУ "Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентства"
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 07.12.2020 по делу N А40-118710/20
по заявлению ФКУ "Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентства" (ОГРН 1021603620323)
к Министерству энергетики Российской Федерации (ОГРН 1087746777205)
третьи лица: 1. ПАО "Газпром", 2. ООО "Газпром Инвест",
о признании незаконным и отмене приказа,
при участии:
от заявителя: |
Васильев И.С. по дов. от 15.04.2020 (онлайн); |
от заинтересованного лица: от третьих лиц: |
Горшкова И.О. по дов. от 27.08.2020; 1) Баланчевадзе И.Е. по дов. от 13.09.2018; 2) не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
ФКУ "Волго-Вятскуправтодор" (далее также - заявитель, учреждение) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене приказа Министерства энергетики Российской Федерации N 342 от 29.04.2020 "Об установлении публичного сервитута для использования земельных участков и земель в целях эксплуатации неотъемлемых технологических частей объекта газоснабжения федерального значения "Реконструкция газопровода Миннибаево-Казань на участке 220 - 285 км" в части установления публичного сервитута на срок 49 лет для использования земельных участков и земель в целях эксплуатации кабельной линии связи газопровода Миннибаево-Казань на участке км 0 - км 92,3 и линии электропередачи кабельной 0,4 кВ УПОУ МГ Миннибаево-Казань км 92,3 в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 16:24:000000:276 и 16:33:000000:184, указанных в Перечне к приказу Министерства энергетики Российской Федерации N 342 от 29.04.2020 (далее - Приказ Минэнерго РФ N 342).
Решением суда от 07.12.2020 заявление учреждения оставлено без удовлетворения.
С таким решением суда не согласилось учреждение и обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой. Полагает, что вывод суда первой инстанции о наличии у Минэнерго России полномочий на принятие оспариваемого приказа, нарушает требования Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности Российской Федерации". Податель жалобы полагает, что выводы суда первой инстанции о том, что ПАО "Газпром" вправе заключить с заявителем соглашение, предусматривающее размер платы за установление публичного сервитута, не основаны на законе, поскольку не учитывают, что одним из оснований установления публичного сервитута в пределах полосы отвода автодороги для эксплуатации магистрального газопровода, является договор, заключенный между ПАО "Газпром" и владельцем автомобильной дороги, содержащий технические требования и условия, подлежащие обязательному ПАО "Газпром" при прокладке, переносе, переустройстве, эксплуатации, который не был заключен при принятии обжалуемого приказа Минэнерго России. Технические условия, выданные заявителем не являются договорами, заключенными с владельцами автомобильной дороги.
В отзывах на апелляционную жалобу третьи лица с доводами апелляционной жалобы не согласились, просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель учреждения поддержал доводы жалобы, представители Минэнерго России и ПАО "Газпром" поддержал обжалуемое решение суда.
Дело рассмотрено в соответствии со ст.ст. 121 - 123, 156 АПК РФ в отсутствие представителя ООО "Газпром Инвест", извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети интернет в картотеке арбитражных дел по веб-адресу http://kad.arbitr.ru.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Апелляционный суд, выслушав представителей участвующих в деле лиц, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, полагает, что обжалуемое решение подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения по следующим основаниям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 12.05.2020 в адрес ФКУ "Волго-Вятскуправтодор" поступил приказ Министерства энергетики Российской Федерации Приказ Минэнерго РФ N 342.
Вышеуказанный Приказ Минэнерго РФ N 342 был направлен в адрес ФКУ "Волго-Вятскуправтодор" в связи с тем, что касается установления публичного сервитута для использования земельных участков и земель в целях эксплуатации неотъемлемых технологических частей объекта газоснабжения федерального значения "Реконструкция газопровода Миннибаево-Казань на участке 220 - 285 км" в части земельных участков с кадастровыми номерами 16:33:000000:184 и 16:24:000000:276, являющихся собственностью Российской Федерации и переданных ФКУ "Волго-Вятскуправтодор" в постоянное (бессрочное) пользование, что подтверждается выписками из ЕГРН.
Приказ Минэнерго РФ N 342 принят на основании ходатайства ПАО "Газпром" от 21.02.2020 в соответствии со ст. 23 и главой V Земельного кодекса РФ, подпунктом 4.4.31 Положения о Министерстве энергетики РФ, утв. постановлением Правительства РФ от 28.05.2008 N 400 в целях эксплуатации кабельной линии связи газопровода Миннибаево-Казань на участке км 0 - км 92,3 и линии электропередачи кабельной 0,4 кВ УПОУ МГ Миннибаево-Казань км 92,3 (далее - Объект ПАО "Газпром"), входящих в состав объекта газоснабжения федерального значения "Реконструкция газопровода Миннибаево-Казань на участке 220 - 285 км".
Учреждение, посчитав приказ Минэнерго России незаконным, обратилось в суд с заявлением.
В обоснование заявленных требований заявитель ссылается на отсутствие полномочий Минэнерго России на издание Приказа N 342, а также на его несоответствие пункту 19 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), Федеральному закону от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 257). Также заявитель указывает, что Приказ N 342 нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности как владельца автомобильных дорог и земельных участков с кадастровыми номерами 16:33:000000:184 и 16:24:000000:276 в связи с тем, что приказ устанавливает право ПАО "Газпром" использовать полосы отвода автомобильных дорог на условиях публичного сервитута без заключения договора (соглашения о сервитуте) и решения Росавтодора об установлении публичного сервитута.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с пунктом 2 статьи 23 Земельного кодекса РФ сервитут может быть установлен решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков (публичный сервитут).
В соответствии с пунктом 3 статьи 23 Земельного кодекса РФ публичный сервитут устанавливается в соответствии с Земельным кодексом.
В соответствии с пунктом 18 Земельного кодекса цели установления публичного сервитута установлены статьей 39.37 Земельного кодекса.
Статья 39.37 Земельного кодекса предусматривает, в том числе, установление публичного сервитута для использования земельных участков вцелях размещение линейных объектов системы газоснабжения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.38 Земельного кодекса РФ публичный сервитут в отношении земельных участков и (или) земель для их использования в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса РФ, устанавливается решениями уполномоченных федеральных органов исполнительной власти - в случаях установления публичного сервитута для размещения инженерных сооружений федерального значения.
В соответствии с пунктом 4.4.31 положения о Министерстве энергетики Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2008 N 400, к полномочиям Минэнерго России отнесено принятие решений об установлении публичного сервитута в отношении земельных участков и (или) земель для использования в целях размещения объектов электросетевого хозяйства, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального значения.
Исходя из приведенных выше норм, суд пришел к выводу, что Минэнерго России, устанавливая публичный сервитут Приказом N 362, действовало в пределах своих полномочий предоставленных законодательством Российской Федерации.
Графическое описание местоположения границ публичного сервитута подготовлено в соответствии с положением приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 10.10.2018 N 541 "Об установлении требований к графическому описанию местоположения границ публичного сервитута, точности определения координат характерных точек границ публичного сервитута, формату электронного документа, содержащего указанные сведения" (далее - Приказ N 541).
Ходатайство об установлении публичного сервитута соответствует Приказу Министерства экономического развития Российской Федерации от 10.10.2018 N 542 "Об утверждении требований к форме ходатайства об установлении публичного сервитута, содержанию обоснования необходимости установления публичного сервитута" (далее - Приказ N 542).
Согласно пункту 5 статьи 39.43 Земельного кодекса РФ решением об установлении публичного сервитута утверждаются границы публичного сервитута. Сведения о границах публичного сервитута прилагаются к решению об установлении публичного сервитута.
Полномочия Росавтодора в сфере установления публичного сервитута в отношении земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог ограничены только земельными участками в границах полос отвода автодорог и не исключают полномочий Минэнерго России устанавливать публичный сервитут в порядке главы V.7 для размещения и эксплуатации линейных объектов (инженерных сооружений) газоснабжения.
Из пункта 4.2 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"следует, что решения обустановлении публичных сервитутов принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющем функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйствав отношении земельных участков только в границах полос отвода автомобильных дорог.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"полоса отвода автомобильной дороги - земельные участки (независимо от категории земель), которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса.
В соответствии со статьей 11.1 Земельного кодекса РФ земельным участком признается часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. Основными элементами земельного участка, индивидуализирующими его среди объектов гражданских прав, являются границы. Границы земельного участка определяются в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2002 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности", а сведения о них вносятся в государственный кадастр недвижимости, который является, прежде всего, систематизированным сводом сведений об учтенном в установленном законом порядке недвижимом имуществе.
Границы земельных участков с кадастровыми номерами 16:33:000000:184 (единое землепользование), 16:24:000000:276 (единое землепользование) в отношении которых установлен сервитут, на кадастровом квартале не определены, сведений о координатах, характерных точек не имеется, межевание не проведено. Таким образом, определить в каких границах спорные земельные участки являются полосой отвода автомобильных дорог не представляется возможным, так как отсутствуют установленные надлежащим образом границы полосы отвода.
Приказом N 541 утверждены требования к графическому описанию местоположения границ публичного сервитута, точности определения координат характерных точек границ публичного сервитута. Графическое описание публичного сервитута, установленного Приказом N 362 выполнено в соответствии с вышеуказанными требованиями. В связи с тем, что границы земельных участков с кадастровыми номерами 16:24:000000:276 и 16:33:000000:184 не скоординированы, изъять из графического описания местоположения границ публичного сервитута не представляется возможным.
Учитывая изложенное, Минэнерго России, устанавливая публичный сервитут Приказом N 362, действовало в пределах полномочий, предоставленных ему Земельным кодексом, а также Положением о Министерстве энергетики Российской Федерации. Оспариваемый приказ не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Заявитель ссылается, что его права и законные интересы нарушаются тем, что с ним не заключено соглашение, предусматривающее плату за сервитут, условия прокладки инженерных коммуникаций, их эксплуатации, а также условия переноса и переустройства таких инженерных коммуникаций в границах полос отвода автомобильных дорог.
Между тем, ФКУ "Волго-Вятскуправтодор" ошибочно не учтено, что с соответствии со ст. 39.46 ЗК РФ соглашение об осуществлении публичного сервитута, предусматривающее в том числе и размер платы за сервитут, заключается с владельцем земельного участка после принятия решения об установлении сервитута уполномоченным органом.
Соглашение об установлении сервитута в том числе предусматривает размер платы за публичный сервитут, порядок и срок ее внесения; права и обязанности обладателя публичного сервитута при осуществлении публичного сервитута; график и сроки выполнения работ при осуществлении публичного сервитута и прочие условия в соответствии со ст. 39.47 ЗК РФ.
ПАО "Газпром" инициировано проведение оценочных работ. После получения отчетов об оценке в адрес правообладателей земельных участков будут направлены проекты соглашения об осуществлении публичного сервитута.
22.09.2020 исх.N 07/014-51834 ООО "Газпром инвест" в адрес Федерального казенного учреждения "Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентства" было направлено письмо "О планируемом заключении соглашения об осуществлении публичного сервитута". В настоящее время ПАО "Газпром" проводит мероприятия по определению размера платы за публичный сервитут. После завершения вышеуказанных мероприятий, ООО "Газпром инвест" направит проект соглашения об осуществлении публичного сервитута в адрес Федерального казенного учреждения "Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентства".
Кроме того, строительство объектов осуществлялось на основании Технических условий, выданных Заявителем, от 07.02.2011 N 10, N 11 и от 03.02.2012 N 6, которые предусматривают условия размещения Объектов в полосе отвода автомобильных дорог и их эксплуатации.
В соответствии с п.8 ст. 90 ЗК РФ Земельные участки, предоставленные под строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов трубопроводного транспорта, из состава земель других категорий не подлежат переводу в категорию земель транспорта и предоставляются на период осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта таких объектов. На земельные участки, где размещены подземные объекты трубопроводного транспорта, относящиеся к линейным объектам, оформление прав собственников объектов трубопроводного транспорта в порядке, установленном настоящим Кодексом, не требуется. У собственников земельных участков возникают ограничения прав в связи с установлением охранных зон таких объектов.
При этом построенные спорные объекты являются подземными, что предусмотрено ТУ, в связи с чем ПАО "Газпром" фактического пользования спорными земельными участками не осуществляет.
Необходимость установления публичного сервитута в отношении спорных земельных участков возникла и обусловлена новыми нормами, внесенными ФЗ N 341-ФЗ, и принятыми в его развитие подзаконных актов и разъяснений Минэкономразвития РФ, в соответствии с которыми публичный сервитут устанавливается в отношении всего инженерного сооружения (линейного объекта), а его граница определяется по охранной зоне сооружения.
Таким образом, у заинтересованного лица имелись правовые основания для издания оспариваемого Приказа и оснований для признания оспариваемого приказа недействительным не имеется.
Судом проверены и оценены все доводы заявителя, однако отклонены судом, как не подтвержденные доказательствами, основанные на неверном толковании норм права и не свидетельствующие о возможности удовлетворения требований.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что совокупность оснований, необходимая в силу ч. 2 ст. 201 АПК РФ для удовлетворения требований, отсутствует, в связи с чем требования учреждения удовлетворению не подлежат.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, связанные с иной оценкой доказательств и иным толкованием норм материального права, не опровергают правильные выводы суда.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы уже были предметом судебного разбирательства в суде первой инстанции, им была дана соответствующая правовая оценка, и оснований для переоценки выводов суда не имеется.
Учитывая изложенное, арбитражный апелляционный суд считает обжалуемое решение суда первой инстанции законным и обоснованным, принятым по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 07.12.2020 по делу N А40-118710/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
И.В. Бекетова |
Судьи |
И.А. Чеботарева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-118710/2020
Истец: ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ФЕДЕРАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ ВОЛГО-ВЯТСКОГО РЕГИОНА ФЕДЕРАЛЬНОГО ДОРОЖНОГО АГЕНТСТВА"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ЭНЕРГЕТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Третье лицо: ООО "ГАЗПРОМ ИНВЕСТ", ПАО "ГАЗПРОМ"