г. Санкт-Петербург |
|
03 марта 2021 г. |
Дело N А21-9105/2020 |
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Третьякова Н.О.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-1562/2021) Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Калининградской области" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 17.12.2020 по делу N А21-9105/2020 (судья Зинченко С.А.), принятое
по иску государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Светлогорском районе Калининградской области
к ФКУ "Исправительная колония N 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Калининградской области"
о взыскании,
рассмотренному в порядке упрощенного производства
УСТАНОВИЛ:
Государственного учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Светлогорском районе Калининградской области (межрайонное), адрес: 238560, Калининградская обл., Светлогорский район, г. Светлогорск, пр. Калининградский, д. 68А, ОГРН: 1023902054550, (далее - истец, Фонд) обратилось Арбитражный суд Калининградской области с иском к Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Калининградской области", адрес: 238543, Калининградская обл., р-н Зеленоградский, п.Колосовка, ОГРН: 1023902054461, (далее - ответчик, Учреждение) о взыскании 4 500 руб. финансовых санкций.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением суда от 17.12.2020 иск удовлетворен частично: с Учреждения в пользу Фонда взыскано 1 000 руб. финансовых санкций.
В апелляционной жалобе ответчик, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, в случае если страхователем самостоятельно выявлены и устранены ошибки в представленных им в Пенсионный фонд сведениях до обнаружения их контролирующем органом, страхователь освобождается от ответственности за непредставление страхователем в установленный срок либо предоставление им неполных и (или) недостоверных сведений по СЗВ-М.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена в апелляционном порядке, без вызова сторон в соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела, представленные Учреждением в установленные сроки отчетность по форме СЗВ-М за январь, февраль, май, сентябрь и ноябрь 2018 года содержала сведения не обо всех застрахованных лицах.
Впоследствии Учреждением были представлены сведения по форме СЗВ-М за январь, февраль, май, сентябрь, ноябрь 2018 года по типу "дополняющая" на 9 застрахованных лиц, на которых ранее сведения представлены не были.
По результатам проверки достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-М, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), о застрахованных лицах за январь, февраль, май, сентябрь, ноябрь 2018 года, Фонд пришел к выводу о представлении Учреждением сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М с нарушением установленного срока, о чем составил акты о выявлении правонарушения в сфере законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования и принял решения о привлечении Учреждения к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, в виде штрафа в общем размере 4 500 руб.
На основании указанных решений Учреждению направлены требования об уплате финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Поскольку требования Фонда Учреждением не исполнены, Фонд обратился в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, признав требования истца обоснованными и документально подтвержденными, удовлетворил их частично, посчитав необходимым снизить размер штрафа до 1 000 руб., исходя из принципов справедливости и соразмерности.
Апелляционная инстанция, изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, считает, что решение суда подлежит отмене на основании следующего.
Согласно пункту 2.2 части 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
В силу статьи 15 Закон N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 17 Закон N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Согласно пункту 39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2016 N 766н (действовавшей на момент предоставления страхователем сведений (2018 год) страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
При этом, законодателем не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведениях до их обнаружения указанным органом и представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации достоверные сведения (уточненные/исправленные).
Таким образом, для вывода о наличии в деянии страхователя признаков правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, в настоящем случае необходимо достоверно установить, что дополняющие сведения за определенный период были представлены страхователем ранее обнаружения Пенсионным фондом Российской Федерации указанных недостатков.
Из материалов дела следует и Фондом не оспаривается, что страхователем в установленный Законом N 27-ФЗ срок представлены в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения по форма СЗВ-М (тип формы "исходная") за январь, февраль, май, сентябрь, ноябрь 2018 года.
При этом страхователем самостоятельно выявлены нарушения в отчетных формах СЗВ-М (тип формы "исходная") за январь, февраль, май, сентябрь, ноябрь 2018 года, в связи с чем:
- 28.01.2019 Учреждением представлены дополняющие сведения СЗВ-М за ноябрь 2018 на 1 застрахованного лица; при этом акт об обнаружении правонарушения составлен Фондом 18.04.2019, то есть после устранения нарушения;
- 17.12.2019 Учреждением представлены дополняющие сведения СЗВ-М за ноябрь 2018 на 2 застрахованных лиц; при этом акт об обнаружении правонарушения составлен Фондом 18.04.2019;
- 07.11.2019 Учреждением представлены дополняющие сведения СЗВ-М за январь 2018 на 2 застрахованного лица; при этом акт об обнаружении правонарушения составлен Фондом 13.12.2019;
- 08.11.2019 Учреждением представлены дополняющие сведения СЗВ-М за февраль 2018 на 1 застрахованного лица; при этом акт об обнаружении правонарушения составлен Фондом 13.12.2019;
- 07.11.2019 Учреждением представлены дополняющие сведения СЗВ-М за май 2018 на 1 застрахованного лица; при этом акт об обнаружении правонарушения составлен Фондом 13.12.2019;
- 07.11.2019 Учреждением представлены дополняющие сведения СЗВ-М за май 2018 на 2 застрахованного лица; при этом акт об обнаружении правонарушения составлен Фондом 13.12.2019.
При этом ни в актах, ни в решениях ответчика не указано, что страхователю направлялось какое-либо уведомление о необходимости устранения несоответствий.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что страхователем самостоятельно устранены ошибки в представленных сведениях в исходной форме, доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Поскольку ошибки обнаружены и устранены Учреждением ранее вынесенных Фондом актов о выявлении правонарушений, указанные обстоятельства не образуют нарушение пункта 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ.
Положения абзаца четвертого пункта 40 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 22.04.2020 N 211н, согласно которому в случае представления страхователем в дополнение к ранее представленным за соответствующий отчетный период индивидуальных сведений о работающих у него застрахованных лицах, в отношении которых сведения за данный отчетный период ранее не были представлены и срок представления указанных сведений истек, к такому страхователю применяются финансовые санкции в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ за непредставление индивидуальных сведений на данных лиц в установленный срок, не подлежат применению к рассматриваемым отношениям, поскольку данный документ вступил в силу 27.07.2020, то есть позднее наступления рассматриваемых обстоятельств, в связи с наличием которых фонд обнаружил нарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Кроме того, то обстоятельство, что дополнительные сведения были представлены в отношении застрахованных лиц, не указанных в первоначальных сведениях о застрахованных лицах за спорный период, не может лишить Учреждение возможности исправить допущенную ошибку и представить дополнительные сведения о застрахованных лицах, о которых первоначально не подавались.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 02.07.2018 N 303-КГ-910/2017, формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым.
Принимая во внимание вышеуказанное правовое регулирование и установленные по делу фактические обстоятельства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для привлечения Учреждения к ответственности по статье 17 Закона N 27-ФЗ.
При таких обстоятельствах, у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения исковых требований.
На основании изложенного, решение суда подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 269-272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 17.12.2020 по делу N А21-9105/2020 отменить.
В удовлетворении иска отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
Н.О. Третьякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-9105/2020
Истец: ГУ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СВЕТЛОГОРСКОМ РАЙОНЕ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ МЕЖРАЙОННОЕ
Ответчик: ФКУ "Исправительная колония N4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по К/о"