Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 15 июня 2021 г. N Ф01-2529/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Владимир |
|
03 марта 2021 г. |
Дело N А43-4234/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24.02.2021.
Полный текст постановления изготовлен 03.03.2021.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Фединской Е.Н., судей Богуновой Е.А., Долговой Ж.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Изоховым Е.Е.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального образования города Нижнего Новгорода в лице администрации города Нижнего Новгорода на решения Арбитражного суда Нижегородской области от 01.10.2020 по делу N А43-4234/2020,
по иску общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Коминтерна" (ИНН 5263099817, ОГРН 1135263003303) к муниципальному образованию города Нижнего Новгорода в лице администрации города Нижнего Новгорода (ИНН 5253001036, ОГРН 1025203032579) с участием третьего лица, - Правительства Нижегородской области (ИНН 5253004358, ОГРН 1025203037551)
о взыскании 417 840 руб. 62 коп.,
в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Первого арбитражного апелляционного суда,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Коминтерна" (далее - ООО УК "Коминтерна", истец) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с исковым заявлением к муниципальному образованию города Нижнего Новгорода в лице администрации города Нижнего Новгорода (далее - Администрация, ответчик) о взыскании 417 840 руб. 62 коп. задолженности по возмещению недополученных доходов, возникших в связи с применением предельных индексов изменения платы граждан за коммунальные услуги за период с ноября 2015 года по сентябрь 2018 года.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Правительство Нижегородской области.
Решением от 01.10.2020 Арбитражный суд Нижегородской области удовлетворил исковые требования в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация обратилась в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит на основании статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отменить решение суда.
Оспаривая законность принятого судебного акта, заявитель указывает, что суд неверно определил, что именно муниципальное образование г. Нижнего Новгорода в лице администрации города Нижнего Новгорода является тем публично-правовым образованием, которое должно возместить расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного.
Ответчик пояснил, что Администрация полномочиями по выплате компенсаций организациям, осуществляющим регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения в порядке, установленном Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", с предоставлением необходимых для их реализации, включая компенсацию межтарифной разницы, финансовых и материальных средств не наделялась.
Кроме того, апеллянт обращает внимание суда на то, что постановление администрации г. Нижнего Новгорода от 01.07.2013 N 2396 "О мерах по ограничению роста платы граждан за коммунальные услуги в 2013 году" не действовало в спорный период и не действует в настоящее время.
Также заявитель, ссылаясь на пункт 1 статьи 196, пункт 1 статьи 200, пункт 2 статьи 199 ГК РФ, обращает внимание, что сок исковой давности о взыскании задолженности за период с ноября 2015 по февраль 2017 года является пропущенным.
Подробно доводы заявителя изложены в апелляционной жалобе.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу указал на законность оспариваемого решения.
Стороны явку полномочных представителей в суд апелляционной инстанции не обеспечили.
Апелляционная жалоба рассматривается в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей сторон, извещенных о месте и времени судебного разбирательства в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев дело, проверив доводы апелляционной жалобы, Первый арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, истец, являясь лицом, осуществляющим деятельность, направленную на достижение целей управления общим имуществом собственников помещений, а также предоставление коммунальных услуг в многоквартирных домах, расположенных на территории Сормовского района города Нижнего Новгорода, заключил договор купли-продажи тепловой энергии N 20603 от 31.01.2015. Данный договор заключен между ОАО "Теплоэнерго" (ныне - АО "Теплоэнерго"; ресурсоснабжающая организация) и обществом с ограниченной ответственностью "Домоуправляющая компания Сормовского района 14" (ныне - общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Коминтерна"; исполнитель).
По условиям названного договора исполнитель, действуя от имени и за счет потребителей, приобретает и принимает на границе раздела эксплуатационной ответственности тепловую энергию для последующего оказания потребителям (гражданам) коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению и передачи коммунального ресурса потребителям (юридическим лицам, предпринимателям). Исполнитель обязуется соблюдать режим потребления и обеспечивать исправность сетей, приборов, оборудования, а Ресурсоснабжающая организация обязуется поставить тепловую энергию на границу раздела эксплуатационной ответственности.
На основании договора возмездного оказания услуг N 22-1/211 от 01.01.2014, заключенного между обществом с ограниченной ответственностью "Центр-СБК" и обществом с ограниченной ответственностью "Домоуправляющая компания Сормовского района 14" (ныне - общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Коминтерна"), расчеты размера платы за коммунальные услуги отопления и горячего водоснабжения по фонду, находящемуся в управлении истца, а также учет произведенной оплаты производятся с привлечением информационно-расчетного центра - ООО "Центр-СБК". При определении размера платы граждан за коммунальные услуги осуществляется ограничение такой платы в пределах утвержденных индексов. Информация о суммах ограничений содержится в ежемесячных отчетах ООО "Центр - СБК", которые в последующем передаются истцу.
В соответствии с распоряжением Правительства Нижегородской области от 19.04.2013 N 797-р, постановлением администрации города Нижнего Новгорода от 01.07.2013, N 2396 с 01.07.2013 введены предельные индексы изменения (ограничения роста) платы граждан за коммунальные услуги.
Указом Губернатора Нижегородской области от 20.06.2014 N 56 утверждены предельные (максимальные) индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Нижегородской области за период с 01 июля 2014 года по 2018 год; указом губернатора Нижегородской области от 25.12.2014 N 169 (с изменениями от 13.02.2015) утверждены предельные (максимальные) индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Нижегородской области на 2015 - 2018 годы.
Постановлениями администрации города Нижнего Новгорода от 08.10.2014 N 4074 для исполнителей коммунальных услуг предусмотрен порядок предоставления субсидии из бюджета г. Нижнего Новгорода на возмещение недополученных доходов, возникших в связи с применением данных индексов и снижением платы граждан за коммунальные услуги (далее по тексту - Порядок).
В соответствии с Порядком предоставления субсидии субсидия предоставляется на основании соглашения о предоставлении субсидии на возмещение недополученных доходов, возникших в связи с применением предельных индексов изменения платы граждан за коммунальные услуги в соответствии с заявками исполнителей коммунальных услуг, при условии, что они привели размер платы за коммунальные услуги в соответствии с предельными индексами изменения платы за коммунальные ресурсы, установленными администрацией города Нижнего Новгорода (Постановление от 28.02.2014 N 603). Соглашение заключается в течение пяти рабочих дней с даты поступления письменного обращения Исполнителя коммунальных услуг в департамент жилья и инженерной инфраструктуры администрации города Нижнего Новгорода.
С целью заключения указанного соглашения истец обращался в Департамент жилья и инженерной инфраструктуры администрации города Нижнего Новгорода с заявками на предоставление субсидий из бюджета города Нижнего Новгорода на возмещение недополученных доходов, возникших в связи с применением предельных индексов изменения платы граждан за коммунальные услуги за период с ноября 2015 года по сентябрь 2018 года, что подтверждается заявками, предоставленными в материалы дела, а также письмами от 07.08.2017, от 11.01.2018, от 15.08.2018, от 25.10.2018 (т. 1, л.д.20-36). К указанным письмам прилагался расчет субсидии.
Однако в нарушение установленного Порядка предоставления субсидии соглашение о предоставлении субсидии, подписанное со стороны администрации города Нижнего Новгорода в адрес истца не поступило.
Ответчик направил истцу письма, в которых указал, что вопрос заключения соглашения на оплату субсидии будет рассмотрен в 2019 году в пределах объема бюджетных ассигнований, предусмотренных на соответствующие цели департаменту жилья и инженерной инфраструктуры администрации города Нижнего Новгорода решением городской думы города Нижнего Новгорода о бюджете города Нижнего Новгорода на соответствующий финансовый год.
В связи с тем, что истец при начислении потребителям платы руководствовался постановлениями администрации г. Нижнего Новгорода, ограничивающими рост платы за коммунальные услуги, это привело к невозможности начисления размера платы по тарифу, установленному для акционерного общества "Теплоэнерго". В результате у истца возникла межтарифная разница, которая за период с ноября 2015 года по сентябрь 2018 года составила 417 840 руб. 62 коп.
При этом решением Арбитражного суда Нижегородской области от 07.03.2019 по делу N А43-49360/2018 с общества с ограниченной ответственностью УК "Коминтерна" в пользу акционерного общества "Теплоэнерго" взыскано 362 541 руб. 93 коп. задолженности за поставленные в январе 2016 года - сентябре 2018 года коммунальные ресурсы (отопление и горячую воду) по договору N 20603 от 31.03.2015.
Истец направил в адрес ответчика досудебные претензии с требованием погасить образовавшуюся задолженность по субсидиям, которая последним осталась без удовлетворения.
Невыполнение обязанности по выплате субсидии, предусмотренной актом органа местного самоуправления, послужило истцу основанием для обращения в суд с настоящим исковым заявлением.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции руководствовался следующими нормами материального права, применение которых суд апелляционной инстанции считает правильным.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является возмещение убытков.
Согласно пункту 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Пунктом 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В силу статьи 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. При этом отмечено, что вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Таким образом, с учетом заявленных истцом оснований иска в предмет доказывания по делу входят: факт причинения убытков; размер убытков; противоправность действий (бездействия) ответчика; наличие причинной связи между действиями (бездействием) ответчика и наступившими неблагоприятными последствиями для истца. Данные обстоятельства подлежат доказыванию истцом. При недоказанности одного из элементов требование о взыскании убытков не подлежит удовлетворению.
В свою очередь, на ответчика возлагается бремя доказывания следующих обстоятельств: отсутствие вины; наличие обстоятельств, послуживших основанием для принятия акта, решения, совершения действий (бездействия). В случае оспаривания размера убытков ответчик должен привести соответствующие доводы и представить необходимые доказательства.
Как следует из материалов дела, на основании договора N 20603 от 31.01.2015, заключенного между истцом, от имени собственников многоквартирных жилых домов и ресурсоснабжающей организации, тепловая энергия подавалась в жилые дома для нужд граждан, соответственно, к отношениям сторон подлежат применению положения Жилищного кодекса Российской Федерации, Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (в редакции, действовавшей в спорный период) (далее - Правила N 354).
В соответствии с пунктом 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение и теплоснабжение входит в состав платы за коммунальные услуги.
Согласно пункту 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, предусмотренном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных данной частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях (далее - предельные индексы), утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
Согласно положениям статей 4-7 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ) поставка тепловой энергии потребителям относится к регулируемому виду деятельности, где правоотношения складываются между органами государственной власти и частными субъектами гражданского оборота.
Вместе с тем, управляющая и ресурсоснабжающая организации, являясь субъектами предпринимательской деятельности, не обязаны отвечать по социальным обязательствам публично-правового образования и безвозмездно предоставлять льготы потребителям за счет собственных ресурсов. Публично-правовое образование вправе установить для населения плату за коммунальные услуги ниже стоимости коммунального ресурса, поставляемого предприятием, однако, установив такую плату, публично- правовое образование за счет средств собственного бюджета обязано возместить истцу выпадающие доходы.
В соответствии с пунктами 1, 2, 5 части 1 статьи 3 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (в редакции, действовавшей в спорный период) (далее - Закон N 210-ФЗ) к числу основополагающих принципов государственного регулирования тарифов на тепловую и электрическую энергию федеральное законодательство относит, в частности, обеспечение экономической обоснованности расходов и затрат регулируемых организаций на производство, передачу и сбыт электрической и тепловой энергии, а также обеспечение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической и тепловой энергии.
В обеспечение указанных принципов действующим законодательством предусмотрен порядок формирования и установления тарифов на тепловую энергию (применительно к настоящему спору), передаваемую группе потребителей "население", и экономически обоснованного тарифа, а также порядок возмещения ресурсоснабжающей компании выпадающих доходов, возникающих в связи с применением данных тарифов.
Финансовые потребности организации коммунального комплекса, необходимые для реализации ее производственной программы, обеспечиваются за счет средств, поступающих от оказания услуг данной организацией по тарифам на услуги, установленным для данной организации (часть 1 статьи 7 Закона N 210-ФЗ).
Регулирование тарифов на услуги организации коммунального комплекса включает согласование с органом регулирования производственной программы организации коммунального комплекса и установление тарифов на услуги этой организации в размере, обеспечивающем поступление денежных средств от оказания услуг организации коммунального комплекса в объеме, необходимом для выполнения данной производственной программы этой организации, с учетом обеспечения доступности для потребителей услуг организации коммунального комплекса и установленных предельных индексов (часть 1 статьи 9 Закона N 210-ФЗ).
Таким образом, возложение на ресурсоснабжающую организацию обязанности по поставке теплоресурса по тарифам, не обеспечивающим финансовых потребностей организации по возмещению затрат на производство, не соответствует положениям статей 3,7,9 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса".
Ресурсоснабжающая организация, являясь субъектом предпринимательской деятельности, не обязана отвечать по социальным обязательствам публично-правового образования и безвозмездно предоставлять льготы потребителям за счет собственных ресурсов. В то же время публично-правовое образование вправе установить для населения плату за коммунальные услуги ниже стоимости коммунального ресурса, поставляемого предприятием. Установив такую плату, публично-правовое образование за счет средств собственного бюджета обязано возместить ресурсоснабжающей организации выпадающие доходы.
Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 29.03.2011 N 2-П, если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например, населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса (далее - межтарифная разница), предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь.
В постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей" (далее - постановление Пленума ВАС РФ N 87) разъяснено, что возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), поэтому субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение.
При этом данным публично-правовым образованием должна быть установлена компенсация потерь ресурсоснабжающей организации, вызванных межтарифной разницей.
В соответствии с пунктом 11 Постановлениям Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 N 400 "О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации" предельные индексы утверждаются высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
В рамках осуществления указанных полномочий, Указом губернатора Нижегородской области от 20.06.2014 N 56 утверждены предельные (максимальные) индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Нижегородской области за период с 01 июля 2014 года по 2018 год; указом губернатора Нижегородской области от 25.12.2014 N 169 (с изменениями от 13.02.2015) утверждены предельные (максимальные) индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Нижегородской области на 2015 - 2018 годы.
Постановлениями администрации г. Нижнего Новгорода N 2538 от 05.07.2013 и N 4074 от 09.10.2014 для исполнителей коммунальных услуг предусмотрен порядок предоставления субсидии из бюджета города Нижнего Новгорода на возмещение недополученных доходов, возникших в связи с применением данных индексов и снижением платы граждан за коммунальные услуги.
В постановлении администрации города Нижнего Новгорода N 4074 от 09.10.2014 указано, что недополученные доходы управляющих организаций, возникшие в связи с применением предельных индексов изменения платы граждан за коммунальные услуги, подлежат возмещению в форме субсидии из бюджета города Нижнего Новгорода.
На основании пункта 6 Порядка субсидия предоставляется на основании Соглашения.
В соответствии с пунктами 7-9 установленного Порядка, для получения субсидии исполнителю коммунальных услуг (истцу) необходимо направить заявку в соответствующий орган муниципального образования (Департамент жилья) с приложением документов, а Департамент жилья обязан рассмотреть данную заявку и в срок не более 15 рабочих дней принять решение о предоставлении субсидии либо в отказе в предоставлении субсидии.
Согласно пункту 8 Порядка Департамент жилья отказывает в предоставлении субсидии в случае: непредставления документов, определенных пунктом 7 настоящего Порядка; наличия в представленных документах недостоверных сведений.
Как следует из материалов дела, истцом как исполнителем коммунальных услуг, в Департамент жилья и инженерной инфраструктуры передавались соглашения о предоставлении субсидии с приложением заявок, расчетов, отчетов ООО "Центр-СБК" за спорный период.
Также судом установлено, что между Правительством Нижегородской области (Правительство) и администрацией города Нижнего Новгорода (ОМСУ) заключено соглашение N 289-П/47 от 05.12.2014 об ограничении роста платы граждан за коммунальные услуги (далее - соглашение). Указанное соглашение заключено в целях ограничения роста платы граждан за коммунальные услуги на территории города Нижнего Новгорода.
В соответствии с пунктом 2 соглашения ОМСУ в рамках своей компетенции обеспечивает соблюдение установленных предельных максимальных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги на территории города Нижнего Новгорода, а при выявлении фактов превышения предельного максимального индекса изменения размера платы граждан за коммунальные услуги при сопоставимых условиях осуществляет приведение размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствие с предельным максимальным индексом путем предоставления за счет средств местного бюджета субсидий исполнителям коммунальных услуг и ресурсоснабжающих организациям.
При изложенных обстоятельствах, вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что обязанным лицом по возмещению возникших на стороне истца убытков является муниципальное образование "город Нижний Новгород" в лице Администрации.
Согласно расчету истца сумма выпадающих доходов ресурсоснабжающей организации составила 417 840 руб. 62 коп. за период с ноября 2015 года по сентябрь 2018 года. Заявленная к взысканию сумма понесенных убытков определена расчетным путем, исходя из объема услуг по каждому виду жилищно-коммунальных услуг - отоплению и горячему водоснабжению по фонду, находящемуся в управлении истца.
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции ответчик заявил ходатайство о применении срока исковой давности.
В силу статьи 195 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 Гражданского кодекса Российской Федерации (пункт 1 статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации).
На основании пункта 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
В соответствии со статьей 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (пункт 1). По обязательствам с определенным сроком исполнения течение срока исковой давности начинается по окончании срока исполнения. По обязательствам, срок исполнения которых не определен или определен моментом востребования, срок исковой давности начинает течь со дня предъявления кредитором требования об исполнении обязательства, а если должнику предоставляется срок для исполнения такого требования, исчисление срока исковой давности начинается по окончании срока, предоставляемого для исполнения такого требования. При этом срок исковой давности во всяком случае не может превышать десять лет со дня возникновения обязательства (пункт 2).
Согласно статье 12 Бюджетного кодекса Российской Федерации годовой бюджет составляется на один финансовый год, который соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.
В пункте 1 статьи 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что исполнение федерального бюджета завершается 31 декабря.
Применяя исковую давность по заявлению ответчика, необходимо учитывать, что после истечения 2015 и 2016 финансовых годов Управляющая Компания, не получив субсидию до 31.12.2015 и 31.12.2016 (соответственно), узнала о своем нарушенном праве не позднее 01.01.2016 и 01.01.2017 (соответственно) и, обратившись с иском 11.02.2020 (дата входящего штампа Арбитражного суда Нижегородской области на исковом заявлении), пропустила срок исковой давности для защиты своего нарушенного права за период ноябрь - декабрь 2015 и 2016 год.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что в рассматриваемом случае возмещение возникшей у Управляющей Компании межтарифной разницы должно производиться за счет средств соответствующего бюджета. Следовательно, исходя из существа данного спора, при определении начала момента исчисления срока исковой давности необходимо руководствоваться нормами бюджетного законодательства. Аналогичная правовая позиция изложена в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.09.2012 N 3790/12, от 26.04.2011 N 17828/10, от 12.05.2009 N 514/09, от 26.05.2009 N 15759/08.
Поскольку нормативный акт о бюджете действует в течение календарного года, то финансирование расходов по предоставлению субсидий могло быть осуществлено в любой период времени в пределах финансового года.
Истец мог и должен был узнать о нарушении права на выплату субсидии за 2015 год и за 2016 год по окончании финансового года - 01.01.2016 и 01.01.2017 соответственно. С указанных дат в силу статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также статьей 12 и 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации, следует исчислять срок исковой давности по требованиям Общества за 2015 год и за 2016 год. На дату обращения Управляющей Компании в арбитражный суд с настоящим иском (11.02.2020 - дата входящего штампа Арбитражного суда Нижегородской области на исковом заявлении) срок исковой давности по требованию о взыскании убытков за период с 01.01.2017 по 30.09.2018 не пропущен.
Выводы суда первой инстанции об обратном сделаны без учета статей 12 и 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также сформулированного Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации правового подхода.
Аналогичный подход в порядке исчисления срока исковой давности выражен в постановлении Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 10.12.2020 по делу N А43-14360/2019.
Правовых оснований для исчисления срока исковой давности в соответствии с соглашением о порядке добровольного исполнения обязательств от 15.11.2016 N 22-М, заключенным между истцом, ответчиком и третьим лицом, не имеется, поскольку указанное соглашение не является признанием исполнения обязательств Администрацией, так как в нем не определена конкретная сумма подлежащего Управляющей Компании возмещения. Из графика платежей, содержащегося в приложении к указанному соглашению, видно, что он предусматривает уплату ранее взысканных задолженностей.
С учетом изложенного, апелляционный суд пришел к выводу, что исковые требования подлежали удовлетворению частично - в части взыскания задолженности по выплате субсидии за возмещение недополученных доходов за период 2017 - 2018 годы.
Согласно расчету суммы субсидии по исковому заявлению, содержащемуся в тексте иска (л.д. 8-9), за период с 01.11.2015 по 30.09.2018 задолженность Администрации по выплате субсидии составила 417 840 руб. 62 коп., в том числе - за ноябрь-декабрь 2015 - 55 298 руб. 69 коп., за 2016 - 219 719 руб. 67 коп., за 2017 - 110 544 руб. 43 коп., за 2018 (январь-сентябрь) - 32 277 руб. 83 коп. Таким образом, с Администрации в пользу Управляющей Компании в пределах срока исковой давности подлежит взысканию задолженность по выплате субсидии в сумме 142 822 руб. 26 коп. за период с 2017 - 2018 (январь-сентябрь) гг.
В силу части 2 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт.
Учитывая вышеизложенное, решение Арбитражного суда Нижегородской области от 01.10.2020 по делу N А43-4234/2020 подлежит изменению на основании пункта 4 части 1 и части 2 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации как принятое с неправильным применением норм материального права.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решения Арбитражного суда Нижегородской области от 01.10.2020 по делу N А43-4234/2020 изменить, апелляционную жалобу муниципального образования города Нижнего Новгорода в лице администрации города Нижнего Новгорода - удовлетворить частично.
Взыскать с муниципального образования города Нижнего Новгорода в лице администрации города Нижнего Новгорода за счет муниципальной казны города Нижнего Новгорода в пользу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Коминтерна" (ОГРН 1135263003303, ИНН 5263099817) 142 822 руб. 26 коп. денежных средств (субсидии), а также 11356 руб. 81 коп. расходы по госпошлине.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок со дня его принятия в Арбитражный суд Волго-Вятского округа через суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий судья |
Е.Н. Фединская |
Судьи |
Е.А. Богунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-4234/2020
Истец: ООО УК "Коминтерна"
Ответчик: "город Нижний Новгород" в лице Администрации города Нижнего Новгорода
Третье лицо: Правительство Нижегородской области