г. Москва |
|
07 февраля 2024 г. |
Дело N А40-118847/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 января 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 февраля 2024 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Панкратовой Н.И.,
судей: Александровой Г.С., Савенкова О.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Красниковой Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ООО "ТК Северный Проект"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 25 октября 2023 года,
по делу N А40-118847/23, принятое судьей Михайловой Е.В. (133-677),
по иску ООО "ТК Северный Проект"
(ИНН 2901201732, ОГРН 1102901002885)
к АО "Трансполет Карго"
(ИНН 9703005440, ОГРН 1197746701349)
о взыскании задолженности и процентов по договору аренды
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: Валуйский И.А. по доверенности от 01.01.2024,
диплом КБ N 26083 от 05.07.2011;
от ответчика: Попова Е.В. по доверенности от 26.01.2024,
диплом БВС 0239973 от 14.12.1999;
УСТАНОВИЛ:
ООО "ТК Северный Проект" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с исковым заявлением к АО "Трансполет Карго" (далее - ответчик) о взыскании 1 765 578,49 долларов США в рублях по курсу Центрального Банка Российской Федерации на дату платежа, в том числе задолженность за аренду в размере 1 750 828,36 долларов США в рублях по курсу Центрального Банка Российской Федерации на дату платежа, процентов в размере 14 750,13 долларов США в рублях по курсу Центрального Банка Российской Федерации на дату платежа, начисленных за период с 18.02.2023 по 30.03.2023; о взыскании с АО "ТРАНСПОЛЕТ КАРГО" в пользу ООО "ТК Северный проект" процентов в размере в размере учетной ставки банковского процента, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы в размере 1 750 828,36 долларов США в рублях по курсу Центрального Банка Российской Федерации на дату платежа за каждый день просрочки начиная с 31.03.2023 по день фактической оплаты долга; о взыскании с АО "ТРАНСПОЛЕТ КАРГО" в пользу ООО "ТК Северный проект" 12 696 066,44 руб., в том числе задолженность за топливо в размере 12 590 000,00 руб., процентов в размере 106 066,44 руб. начисленных за период с 18.02.2023 по 30.03.2023; о взыскании с ООО "ТРАНСПОЛЕТ КАРГО" в пользу ООО "ТК Северный проект" процентов в размере учетной ставки банковского процента, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы в размере 12 590 000,00 руб., за каждый день просрочки начиная с 31.03.2023 по день фактической оплаты долга.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 25 октября 2023 года, по делу N А40-118847/23 исковые требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, заявленные требования удовлетворить.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции Заявитель требования и доводы жалобы поддержал;
Представитель ответчика доводы апелляционной жалобы отклонил за необоснованностью. Считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным и просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив все доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не находит оснований для отмены либо изменения принятого по делу судебного акта.
Как указывает истец в обоснование иска, между АО "ТРАНСПОЛЕТ КАРГО" (Арендатор) и ООО "ТК Северный проект" (Арендодатель) существовали фактические договорные отношения по аренде судна т/х "Енисей" (ИМО 9079169), период аренды с 15.09.2022 по 01.02.2023.
В качестве доказательства существования арендных отношений между истцом и ответчиком в материалы дела истцом представлена переписка сторон, осуществленная посредством электронной почты:
21.09.2022 в 01:50 с адреса электронной почты ответчика (VC Ship Chartering <vcship@gmail.com>) на электронную почту истца (v.osminin(oltcnordproiect.ru) приходит сообщение с просьбой о подтверждении возможности перевозки угля.
21.09.2022 в 09:37 истец отвечает электронным сообщением о возможности загрузки данным видом угля.
21.09.2022 в 10:49 ответчик электронным сообщением отвечает о принятии к сведению информации и уведомляет о направлении согласованного рекап представителем Дмитрием.
21.09.2022 в 11:17 от Дмитрия Зайкина с электронной почты ('zaykindm@gmail.com') приходит сообщение содержащее в себе Рекап, с указанием сторон договора, реквизитов для оплаты, условий бункеровки, наименование судна и его характеристики, размер арендной платы (16 000,00 долларов США в сутки). Также к письму приложен проект договора Тайм-Чартера.
Истец указывает, что поскольку проект договора содержал неправильные реквизиты сторон и иные условия по устной договоренности ответчик должен был прислать надлежащим образом оформленный проект договора, что впоследствии сделано не было.
Вместе с тем, истец указывает, что конклюдентными действиями ответчика, выразившихся в частичной оплате выставленных истцом счетов от 23.09.2022 N 699, от 02.10.2022 N 719 по платежным поручениям от 30.09.2022 на сумму 7 743 566,31 руб., от 20.10.2022 на сумму 3 000 000 руб., также подтверждается наличие с ответчиком договорных отношений по аренде судна.
Обращаясь в арбитражный суд с настоящим иском, истец указывает, что за ответчиком числится задолженность за аренду в размере 1 750 828,36 долларов США в рублях по курсу Центрального Банка Российской Федерации на дату платежа, задолженности по возмещению стоимости топлива в размере 12 590 000 руб.
31.01.2023 истец направил ответчику уведомление о прекращении договорных отношений и погашении задолженности в порядке п. 2 ст. 314 ГК РФ.
20.02.2023 АО "ТРАНСПОЛЕТ КАРГО" направило в адрес ООО "ТК Северный проект" ответ на уведомление, исходя из которого ответчик отрицает договорные отношения.
В связи с чем истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно ст. 636 ГК РФ, если иное не предусмотрено договором аренды транспортного средства с экипажем, арендатор несет расходы, возникающие в связи с коммерческой эксплуатацией транспортного средства, в том числе расходы на уплату топлива и других расходуемых в процессе эксплуатации материалов и на оплату сборов.
Отношения по аренде судов регулируется положениями Главы X Кодекса торгового мореплавания (далее - КТМ РФ).
В силу положения п. 1 ст. 204 КТМ РФ в морском праве на фрахтователя также возложены обязанности оплачивать расходы и сборы, связанные с коммерческой эксплуатацией судна: стоимость бункера, топлива, воды, лоцманских, маячных и других сборов, стоимость погрузки, укладки, выгрузки, подстилки
Суд первой инстанции, исследовав обстоятельства и дав оценку представленным по делу доказательствам, пришел к выводу о том, что в отсутствие договора, акта приема и акта возврата, переписка, представленная истцом, не является самостоятельным доказательством наличия договорных отношений по аренде судна, наличия волеизъявления ответчика на заключение договора, поскольку, идентифицировать ответчика не представляется возможным.
Учитывая отсутствие допустимых и относимых доказательств передачи в аренду судна, исковые требования судом первой инстанции оставлены без удовлетворения в связи с недоказанностью арендных правоотношений между сторонами, с чем соглашается апелляционная коллегия.
Согласно ст. 115, п. I Кодекса торгового мореплавания (КТМ) РФ перевозка грузов морским транспортом осуществляется на основе договора морской перевозки. По договору морской перевозки груза перевозчик обязуется доставить груз, который ему передал или передает отправитель, в порт назначения и выдать его лицу, обладающему правом на получение груза, отправитель или фрахтователь обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (фрахт.).
Договор морской перевозки может заключаться с условием предоставления всего судна или его определенных помещений, либо без такового условия.
Закон допускает только письменную форму договора морской перевозки. Наличие и содержание такого договора может подтверждаться чартер-партией, коносаментами и другими письменными формами (Ст. 117 КТМ РФ).
Согласно п. 1 ст. 433 ГК РФ договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта.
Таким образом, любая письменная форма соглашения о морской перевозке признается договором морской перевозки, если она содержит все существенные условия договора.
Согласно пункту 2 статьи 434, пункту 1 статьи 160 ГК РФ договор в письменной форме может быть заключен путем составления одного документа, подписанного сторонами, или путем обмена письмами, телеграммами, электронными документами либо иными данными, но обязательно позволяющих воспроизвести на материальном носителе в неизменном виде содержание сделки; при этом требование о наличии подписи считается выполненным, если использован любой способ, позволяющий достоверно определить лицо, выразившее волю.
Согласно пункту 3 статьи 434, пункту 3 статьи 438 ГК РФ письменная форма договора также считается соблюденной, если лицо, получившее оферту, в срок, установленный для ее акцепта, совершило действия по выполнению указанных в оферте условий (отгрузило товары, предоставило услуги, выполнило работы, уплатило соответствующую сумму и т.п.).
В морской коммерческой практике при перевозке массовых грузов с условием предоставления всего судна после заключения договора обычного оформления Fixture recapitulation (Fixture Recap), а затем оформляется полная форма чартера. Стандартные, часто повторяющиеся рейсы обычно оформляются только Fixtre Recap.
Fixtre Recap является достаточной письменной формой договора морской перевозки и должен содержать: наименование сторон, название судна, род груза, размер фрахта, наименование места погрузки груза, место выгрузки или направление судна, сталийное время, ссылку на типовую проформу чартера и другие условия по усмотрению сторон.
Истец, ссылаясь на представленное в материалы электронное письмо от 21.09.2022 11:17 AM, указывает на согласованные сторонами существенные условия, оформленные Fixtre Recap.
В полной форме чартер-партии детально оговаривают содержание договора и взаимные обязательства сторон: наименование и технико-эксплуатационные характеристики судна, род груза, его транспортные особенности и количество, порты погрузки и выгрузки, сроки готовности судна под погрузку, фрахт, порядок расчета сталийного времени и т. д. Условия чартера согласовывают фрахтователь и перевозчик, при этом они являются обязательными только для партнеров и только на период данной сделки. На практике для оформления договора используют типовые проформы чартеров. В настоящее время насчитывается свыше 400 проформ чартеров, которые охватывают все основные грузопотоки массовых грузов.
Договор морской перевозки массовых грузов с представлением части судна обычно оформляется в виде берс-нот (berth note).
При перевозке ценных мелкопартионных грузов в линейном судоходстве офертой грузоотправителя является букинг-нота (booking note), направленная перевозчику. Акцепт букинг-ноты перевозчиком или его агентом означает факт заключения договора линейной перевозки.
Надлежаще оформленная букинг-нота должна содержать: наименование отправителя и перевозчика, количество и род груза, название судна, предполагаемое время отгрузки нормы погрузки и выгрузки, ссылку на стандартные условия договора, установленные линейным перевозчиком.
По смыслу пункта 2 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, определяются арбитражным судом на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права.
Из положений указанных норм следует, что формирование предмета доказывания в ходе рассмотрения конкретного спора, а также определение источников, методов и способов собирания объективных доказательств, посредством которых устанавливаются фактические обстоятельства дела, является исключительной прерогативой суда, рассматривающего спор по существу.
В соответствии с нормами статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы.
В соответствии со ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, каждое лицо, участвующее в деле, должно раскрыть доказательства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, перед другими лицами, участвующими в деле, до начала судебного заседания, если иное не установлено настоящим кодексом.
В соответствии с положениями статьи 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
Вместе с тем, доказательства электронной переписки не могут быть признаны судом в качестве допустимого письменного доказательства, поскольку отправитель и получатель надлежащим образом не идентифицированы, а утверждение истца о том, что адрес электронной почты принадлежит ответчику, ничем не подтверждено, как не подтверждены и полномочия лица, отправлявшего сообщения.
Так, в материалах дела отсутствуют доказательства того, что ответчик каким-либо образом уполномочил Дмитрия Зайкина и Антона Маслова вести переписку от его имени; равно как и отсутствуют доказательства того, что в письмах указанных лиц выражена воля непосредственно АО "Трансполет Карго".
Согласно пункту 2 статьи 433 ГК РФ, если в соответствии с законом для заключения договора необходима также передача имущества, договор считается заключенным с момента передачи соответствующего имущества.
Договор перевозки груза - по смыслу статьи 785 ГК РФ - является реальным; договор аренды транспортного средства с экипажем - по смыслу статьи 632 ГК РФ - также является реальным.
Соответственно, к доказательствам наличия договорных отношений, относится либо коносамент (для договора перевозки груза), либо акт приема-передачи судна в тайм-чартер (в аренду / в пользование). Соответствующие документы истцом не представлены.
Более того, информация о местонахождении судна, на которой основаны доводы Истца, содержит ссылку на ООО "ТК Северный проект" как владельца Судна. Какие-либо ссылки на АО "Трансполет Карго" в данном документе отсутствуют.
При таких обстоятельствах сам по себе факт оплаты ответчиком счетов N 699 от 23 сентября 2022 года, N 719 от 02 октября 2022 года сам по себе не доказывает ни передачу судна в пользование ответчику, ни его эксплуатацию ответчиком.
Учитывая изложенное, Девятый арбитражный апелляционный суд считает, что при принятии обжалуемого решения правильно применены нормы процессуального и материального права, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, в связи с чем апелляционная жалоба ООО "ТК Северный Проект" является необоснованной и удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 110, 176, 266-268, п. 1 ст. 269, 271 АПК РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 25 октября 2023 года, по делу N А40-118847/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Н.И. Панкратова |
Судьи |
Г.С. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-118847/2023
Истец: ООО "ТК СЕВЕРНЫЙ ПРОЕКТ"
Ответчик: АО "ТРАНСПОЛЕТ КАРГО"