г. Санкт-Петербург |
|
04 марта 2021 г. |
Дело N А56-11871/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 марта 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 марта 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Трощенко Е.И.
судей Згурская М.Л., Третьякова Н.О.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем с/з Борисенко Т. Э.,
при участии:
от истца: Ступак А. А., доверенность от 30.07.2019 (посредством он-лайн заседания)
от ответчика: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-34260/2020) ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ИНТЕРТРАНС" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.10.2020 по делу N А56-11871/2020 (судья Константинова Е. В.), принятое
по иску ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ИНТЕРТРАНС"
к ОБЩЕСТВУ С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "АУРАТ-ВВ"
о взыскании задолженности
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ИНТЕРТРАНС" (далее - Истец) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "АУРАТ-ВВ" (далее - Ответчик) о взыскании 948.219 руб. 73 коп. задолженности.
Решением суда от 07.10.2020 в иске отказано.
Истец, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм материального и процессуального права, просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, которым иск удовлетворить.
По мнению подателя жалобы, суд сделал необоснованный вывод о приостановлении истцом без правовых оснований отгрузки товаров, отгрузка не совершалась по обращению собственника вагонов ввиду простоя вагонов на станции назначения из-за просрочки разгрузки вагонов ответчиком, истец в результате понес расходы на хранение груза в порту, необоснован вывод суда о нарушении ответчиком условий договора при хранении груза в порту, о получении им указаний об отгрузке товаров, истец фактически минимизировал расходы ответчика, поскольку хранение в порту выгоднее для ответчика, чем хранение груза в вагонах.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы жалобы.
От ответчика поступило ходатайство об отложении заседания ввиду необходимости ознакомления с материалами дела. Истец против ходатайства возражал.
Апелляционный суд ходатайство отклонил, признав его необоснованным.
Ответчик, надлежащим образом уведомленный о времени и месте заседания, своих представителей в суд не направил, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
От ответчика поступил отзыв на жалобу, в котором он против ее удовлетворения возражал.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Из материалов дела следует, что сторонами заключен договор от 15.05.2015 транспортно-экспедиционных услуг N 22/15/15-К, в соответствии с которым Истец (Экспедитор) от своего имени и за свой счет или от имени Клиента и за счет Клиента организует выполнение предусмотренных настоящим Договором транспортно-экспедиционных услуг по перевозке, перевалке и транспортной обработке навалочных или генеральных (тарно-штучных) импортных грузов Клиента, а Клиент поручает и оплачивает Экспедитору заказанные услуги, а также вознаграждение Экспедитора в соответствии с условиями Договора и Приложениями к нему.
Приложением N 29 от 20.02.2018 Стороны Договора согласовали выполнение услуг по организации перевалки груза Клиента в порту Выборг (либо в Морском порту Санкт-Петербурга) и хранению груза в порту (при необходимости). Стоимость услуг согласована в размере 798 руб. за тонну груза, стоимость хранения на территории оператора (порта) согласована в размере 9 руб. 70 коп. за тонну груза в сутки.
Приложением N 41 от 14.12.2018 Стороны Договора согласовали увеличение стоимости услуг по перевалки груза Клиента в порту Выборг или Морском порту г. Санкт-Петербург до 895 руб. за тонну груза, а также согласовали увеличение стоимости услуг по хранению груза на территории оператора до 10 руб. за тонну груза в сутки.
Приложением N 36 от 24.09.2018 Стороны договора согласовали выполнение Экспедитором услуг по предоставлению вагонов и организации железнодорожной перевозки груза гидроксида алюминия навалом в полувагонах от места морского порта Выборг до станции назначения "Химки", Октябрьской ж/д.(код станции - 060302), Грузополучатель - ОАО "АУРАТ". В пункте 3 Приложения N установлено, что нормативный срок разгрузки вагонов Грузополучателем составляет 2 суток.
В пункте 3.32 Приложения N 29 и Приложения N 41 указано, что Клиент оплачивает стоимость хранения груза в случае не представления Экспедитору документов, распоряжений и когда отправка груза не представляется возможной за весь период хранения.
Согласно пункту 3.3.4 Приложения N 41 к Договору Клиент оплачивает стоимость хранения груза в случаях получения письменного распоряжения собственника вагонов о приостановки отправки груженных вагонов в адрес получателей из-за систематического превышения нормативного времени их нахождения на станциях назначения. Также в пункте 3.3.6. указанного приложения согласовано, что Клиент оплачивает услуги по хранению груза в случаях бездействия Клиента.
Во исполнение Договора 04.08.2018 в Морской порт г. Выборг прибыл под разгрузку теплоход WILSON ASTAKOS с грузом 3415790 кг. гидроксид алюминия -Экспедитор по ордерному коносаменту - ООО "Интертранс", получатель Груза - ООО "АУРАТ ВВ".
Данный факт подтверждается Ордерным коносаментом, таможенной декларацией N 10206050/030818/0000122, отметкой Таможенного органа на коносаменте "Выпуск разрешен".
В срок до 10.10.2018 Экспедитор исполнил все свои обязательства по организации перевалки груза, хранению груза у оператора, предоставлению железнодорожных вагонов, организации доставки груза железнодорожным транспортом до Клиента (станция Химки).
Всего было осуществлена перевалка 3 415,700 тонн гидроксида алюминия, предоставление 49 железнодорожных вагонов доставка груза железнодорожным транспортом до Клиента (Ж.д. станция "Химки").
Указанные факты надлежащим образом подтверждены первичными и перевозочными документами: Актом выгрузки от 10.10.2018, Генеральный акт от 04.08.2018, Акт извещение от 11.10.2018, Итоговая приемо-сдаточная ведомость на гидроксид алюминия, отгруженный со склада вагонами для ООО "Интертранс" от 10.10.18, Железнодорожные квитанции о приеме груза по форме ГУ-29у-ВЦ РЖД N ЭЫ526989 от 12.08.2018, N ЭЫ728324 от 16.08.2018, N ЭЫ762952 от 17.08.2018, N ЭЫ848225 от 28.08.2018, N ЭЬ164309 от 25.08.2018, N ЭЬ369291 от 30.08.2018, N ЭЬ590224 от 03.09.2018, N ЭЬ590197 от 03.09.2018, N ЭЬ 590165 от 03.09.2018, N ЭЬ726151 от 06.09.2018, N ЭЬ995034 от 12.09.2018, NЭЭ843886 от 30.09.2018, NЭЯ093967 от 05.10.2018, NЭЯ144619 от 07.10.2018, NЭЯ205707 от 08.10.2018, NЭЯ278452 от 09.10.2018
Факт оказания услуг подтвержден подписанными ООО "Аурат ВВ" Актами.
Выполнение Экспедитором услуг надлежащего качества подтверждается Актом N 5631-м от 04.08.2018, Актом N 5353 от 24.07.2018, актом N 7298-м от 11.10.2018, Актом N 7164 от 05.10.2018, Актом N 6939-м от 27.09.2018, Актом N 6250-м от 30.08.2018, Актом N 6174-м от 27.08.2018, Актом N 6173-м от 27.08.2018, Актом N 6172-м от 27.08.2018, Актом N 6171-м от 27.08.2018, Актом N 7402-м от 16.10.2018, Акт 7801 от 31.10.2018. Указанные акты приняты и оплачены. Претензий по услугам не заявлялось.
Во исполнение Договора 14.01.2019 в Морской порт г. Выборг прибыл под разгрузку теплоход FRI BREVIK с грузом 3470870 кг. гидроксид алюминия -Экспедитор по ордерному коносаменту - ООО "Интертранс", получатель Груза - ООО "АУРАТ ВВ". Данный факт подтверждается Ордерным коносаментом, таможенной декларацией N 10206050/100119/0000001, отметкой Таможенного органа на коносаменте "Выпуск разрешен".
В срок до 13.03.2019 Экспедитор исполнил все свои обязательства по организации перевалки груза, хранению груза у оператора, предоставлению железнодорожных вагонов, и организации доставки груза железнодорожным транспортом до Клиента (станция Химки).
Всего было осуществлена перевалка 3 470,178 тонн гидроксида алюминия, предоставление 52 железнодорожных вагонов, доставка груза железнодорожным транспортом до Клиента (Ж.д. станция "Химки").
Указанные факты подтверждены первичными и перевозочными документами: Актом выгрузки от 14.03.2019, Генеральный акт от 14.01.2019, Акт извещение от 14.03.2019, Итоговая приемо-сдаточная ведомость на гидроксид алюминия, отгруженный со склада вагонами для ООО "Интертранс" от 14.03.2019, Железнодорожные квитанции о приеме груза по форме ГУ-29у-ВЦ РЖД N ЭД257144 от 26.01.2019, N ЭД 414952 от 31.01.2019, N ЭД720729 от 06.02.2019, N ЭЕ080416 от 13.02.2019, N ЭЕ514428 от 22.02.2019, N ЭЕ561849 от 24.02.2019, N ЭЕ684513 от 26.02.2019, N ЭЕ731206 от 27.02.2019, N ЭЕ999645 от 05.03.2019, N ЭЖ128456 от 07.03.2019, N ЭЖ265126 от 10.03.2019, N ЭЖ435488 от 13.03.2019, N Факт оказания услуг подтвержден подписанными ООО "Аурат ВВ" Актами.
Выполнение Экспедитором услуг надлежащего качества подтверждается Актом N 192-м от 14.01.2019, Актом N 1601-м от 14.03.2019, Актом N 1603-м от 14.03.2019, Актом N 1852-м от 25.03.2019, Актом N 1803-м от 22.03.2019, Актом N 1631 от 15.03.2019, АктомN 1421 от 06.03.2019, Актом N 2010-м от 21.02.2019, Актом N 81-м от 11.02.2019, Актом N 6855-м от 04.02.2019, Актом N 636-м от 01.02.2019, Актом N 1740-м от 20.03.2019. Указанные акты приняты и оплачены. Претензий по услугам не заявлялось.
Во исполнение Договора 03.10.2018 в Морской порт г. Выборг прибыл под разгрузку теплоход Wilson Gijon с грузом 3548722 кг. гидроксид алюминия -Экспедитор по ордерному коносаменту - ООО "Интертранс", получатель Груза - ООО "АУРАТ ВВ". Данный факт подтверждается Ордерным коносаментом, таможенной декларацией N 10206050/101018/0000225, отметкой Таможенного органа на коносаменте "Выпуск разрешен".
В срок до 26.01.2019 года Экспедитор исполнил все свои обязательства по организации перевалки груза, хранению груза у оператора, предоставлению железнодорожных вагонов, организации доставки груза железнодорожным транспортом до Клиента (станция Химки).
Всего было осуществлена перевалка 3 548,722 тонн гидроксида алюминия, предоставление 54 железнодорожных вагонов доставка груза железнодорожным транспортом до Клиента (Ж.д. станция "Химки").
Указанные факты надлежащим образом подтверждены первичными и перевозочными документами: Генеральный акт от 11.10.2018, Итоговая приемо-сдаточная ведомость на гидроксид алюминия, отгруженный со склада вагонами для ООО "Интертранс" от 21.01.19, Железнодорожные квитанции о приеме груза по форме ГУ-29у-ВЦ РЖД N ЭЯ750311 от 19.10.2018,N ЭА617221 от 07.11.2018, N ЭА750263 от 10.11.2018, N ЭА991263 от 15.11.2018, N ЭБ382329 от 24.11.2018, N ЭБ912604 от 05.12.2018, N ЭВ124384 от 10.12.2018, N ЭВ355305 от 14.12.2018, N ЭВ568206 от 19.12.2018, N ЭВ872464 от 26.12.2018, N ЭВ969785 от 28.12.2018, N ЭГ559771 от 10.01.2019, N ЭД257144 от 26.01.2019.
Таким образом, Экспедитор полностью и надлежащим образом исполнил принятые на себе по договору обязательства. Претензии к качеству и факту выполнения услуг у Ответчика не имелось.
В ходе оказания данных услуг и исполнения договора Экспедитором были понесены дополнительные расходы на хранение груза на территории Морского Порта г. Выборг.
Общая сумма расходов на хранение груза на территории Морского порта г. Выборг по теплоходу WILSON ASTAKOS составила 666 727,16 руб., по теплоходу WILSON GIJON 1131940,50 по теплоходу FRI BREVIK 609 319,10 руб.
Данное обстоятельство документально подтверждено Актом N 902 от 11.10.2018, Актом N 174 от 14.03.2019, Актом N 39 от 27.01.2019, подписанными между Экспедитором и ООО "Порт-Логистик".
Часть из указанных расходов непосредственно понесена в результате действий Ответчика и в его интересах, в связи с чем подлежат оплате со стороны Ответчика в пользу ООО "Интертранс", а именно: по теплоходу WILSON ASTAKOS размер возмещаемых расходов на хранение составляет 234 427,66 руб., по теплоходу WILSON GIJON - 421 146,83 руб., по теплоходу FRI BREVIK - 292 645,24 руб.
ООО "Интертранс" предъявил в адрес ООО "Аурат ВВ":
- счетN 3658-м от 31.12.2018 на оплату расходов экспедитора в размере 234 427,66 руб. а также акт N 9301-м от 31.12.2018 на указанную сумму;
- счет N 661-м от 18.03.2019 на оплату расходов экспедитора в размере 292 645,24 руб., а также акт N 1603-м от 14.03.2019 на указанную сумму;
- счет N 641 м от 15.03.2019 на оплату расходов экспедитора в размере 421 146, 83 руб., а также Акт N 502-м от 27.01.2019 на указанную сумму.
В расчете расходов на хранение груза на территории склада Морского порта г. Выборг Экспедитор учел только те расходы, которые были понесены по причине остановки отгрузок на основании уведомлений перевозчика о приостановке отгрузки от 10.09.2018, от 25.10.2018 от 29.12.18, от 08.02.2019, от 15.02.2019, от 25.02.2019.
Расходы по оказанию услуг хранения груза на территории порта г. Выборг, непосредственно связанные с действиями Клиента в общем размере 948.219 руб. 73 коп., не были оплачены Ответчиком.
Поскольку претензия истца оставлена ответчиком без удовлетворения истец обратился в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции в иске отказал.
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев материалы дела, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, оценив доводы апелляционной жалобы, считает, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.
В соответствии со статьями 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
Согласно статье 801 ГК РФ по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.
Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой.
Пунктом 2 статьи 5 Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" установлена обязанность клиента возместить экспедитору расходы, понесенные в интересах клиента.
Суд первой инстанции, отказывая в иске, указал на то, что истец без наличия правовых оснований по собственной инициативе приостанавливал отгрузку и отправку груза ответчику, стороны в приложениях 40,43 к договору предусмотрели оказание экспедитором услуг по хранению груза в полувагонах на станции назначения, в связи с чем необходимость хранения груза в порту отсутствовала, вела к увеличению затрат для ответчика по оплате таких услуг, данные затраты возникли не по вине ответчика, а ввиду незаконных действий самого истца, в связи с чем не подлежат компенсации со стороны ответчика в пользу истца.
Апелляционный суд полагает данные выводы суда первой инстанции ошибочными по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, причиной для приостановления отправки вагонов, необходимости хранения груза в порту послужили уведомления перевозчика (собственника вагонов) о запрете отгрузок вагонов в адрес ответчика (станция Химки) в связи с простоем вагонов на станции назначения ввиду просрочки в их выгрузки ответчиком. При этом перевозчик указывал, что длительный простой вагонов влечет убытки для собственника вагонов и будет являться основанием для выставления штрафа за сверхнормативный простой вагонов под выгрузку.
Так, в деле имеются уведомления перевозчика (ОАО "Первая грузовая компания") от 10.09.2018, 25.10.2018, 29.12.2018, 08.02.2019, 15.02.2019, 27.02.2019.
Следовательно, причиной невозможности отправки груза в вагонах на станцию отправления и необходимости его хранения в порту послужили именно действия ответчика по нарушению сроков разгрузки вагонов.
Из имеющейся в деле электронной переписки сторон (том дела 1, листы 133-137) видно, что истец сообщал ответчику о сложившейся ситуации и просил представить указания по дальнейшим действиям, однако никаких инструкций со стороны ответчика не было дано истцу. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Согласование в приложениях N 40, 43 к договору размера ставки за предоставление вагона под складские операции, а также указание на оплату ответчиком хранения груза на станции получателя в вагонах не свидетельствует о неправомерности действий истца по хранению груза в порту, поскольку данными приложениями не признаются недействительными условия, согласованные сторонами в приложениях N 29, 41, предусматривающих обязательства ответчика оплачивать стоимость хранения груза в порту в случаях получения письменного распоряжения собственника вагонов о приостановки отправки груженных вагонов в адрес получателей из-за систематического превышения нормативного времени их нахождения на станциях назначения.
Приложения N 40, 43 не содержат указания на запрет хранения груза в порту.
Несостоятелен вывод суда первой инстанции о том, что хранение груза в порту вело к увеличению затрат для ответчика по оплате таких услуг.
Как указал податель жалобы, хранение груза в порту было, в том числе, направлено на минимизацию затрат ответчика.
Так, стоимость суток хранения товара в порту составляет менее 10 руб. за тонну товара, а стоимость хранения в вагоне на станции грузополучателя составляет 2700 руб. за сутки, то есть 135 руб. за тонну товара, что в 13 раз выше.
Следовательно, довод ответчика о том, что хранение груза в порту для него не выгодно по сравнению с его хранением в вагонах на станции назначения документально не подтвержден, опровергается материалами дела, фактически направлен на уклонение от возмещения экспедитору расходов, понесенных в интересах ответчика.
Факт несения Экспедитором расходов, их размер подтверждается материалами дела, ответчиком не оспорен.
Учитывая изложенное, оценив доводы сторон и материалы дела в совокупности и взаимосвязи, апелляционный суд полагает, что иск заявлен правомерно, в связи с чем решение суда подлежит отмене.
Расходы по уплате государственной пошлины распределяются по правилам статьи 110 АПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.10.2020 по делу N А56-11871/2020 отменить.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "АУРАТ -ВВ" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Интертранс" 948 219 руб. 73 коп., а также 21 964 руб. расходов на оплату государственной пошлины за подачу иска и 3 000 руб. расходов на оплату государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.И. Трощенко |
Судьи |
М.Л. Згурская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-11871/2020
Истец: ООО "ИНТЕРТРАНС"
Ответчик: ООО "АУРАТ-ВВ"