г. Санкт-Петербург |
|
03 марта 2021 г. |
Дело N А56-34513/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 февраля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 марта 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фуркало О.В.
судей Лебедева Г.В., Слоневской А.Ю.
при ведении протокола судебного заседания: Вардиковой А.А.,
при участии:
от истца (заявителя): Федулова М.Е., по доверенности от 20.07.2020;
от ответчика (должника): не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-33604/2020) общества с ограниченной ответственностью "СпецАрсенал" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.10.2020 по делу N А56-34513/2020, принятое
по заявлению Санкт-Петербургского государственного бюджетного стационарного учреждения социального обслуживания "Дом ветеранов войны N 1"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
3-е лицо: общество с ограниченной ответственностью "СпецАрсенал"
об оспаривании решения,
УСТАНОВИЛ:
Санкт-Петербургское государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания "Дом ветеранов войны N 1" (далее - Учреждение, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее - Управление, УФАС) от 19.02.2020 по делу N РНП-78-302/20.
К участию в дело в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "СпецАрсенал" (далее - Общество).
Решением от 09.10.2020 Арбитражный суд города Санкт - Петербурга и Ленинградской области заявленные требования удовлетворил.
В апелляционной жалобе ООО "СпецАрсенал" просит решение суда от 09.10.2020 отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы податель ссылается на то, что судом первой инстанции не было рассмотрено ходатайство о приостановлении производства по делу. Также решение УФАС нарушает права и законные интересы Учреждения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности не нарушает.
27.01.2020 от ООО "СпецАрсенал" поступило ходатайство о приостановлении производства по делу, до вступления в законную силу судебного акта по делу N 56-62078/2020, в связи с тем, что в производстве Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области находится дело N А56 - 62078/2020 по иску ООО "СпецАрсенал" к СПб ГБСУСО "ДВВиТ N 1" о признании решения от 20.12.2019 N 1142 о расторжении контракта N 0372200160219000045-01 от 25.09.2019 недействительным и взыскании задолженности. Указанные дела взаимосвязаны и решение по делу N А56- 62078/2020 может повлиять на решение по делу N А56-34513/2020.
Определением от 27.01.2021 суд апелляционной инстанции рассмотрение жалобы отложил на 24.02.2021 до изготовления в полном объеме судебного акта по делу N А56 - 62078/2020.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, своих представителей для участия в судебном заседании апелляционного суда не направили, что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в настоящем судебном заседании.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 23.08.2019 Учреждением на официальном сайте в сети Интернет www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку одежды и обуви.
В соответствии с протоколом подведения итогов аукциона от 10.09.2019 победителем аукциона признано ООО "СпецАрсенал".
По результатам закупки заказчиком с Обществом заключен государственный контракт от 25.09.2019.
20.12.2019 заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, ввиду ненадлежащего исполнения участником обязательств по контракту. Сведения в отношении Общества, направлены Учреждением в Управление для рассмотрения вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков.
Решением от 19.02.2020 по делу N РНП-78-302/20 отказано во включении сведений в отношении Общества в реестр недобросовестных поставщиков.
Не согласившись с указанным решением, Учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу, что оспариваемое решение УФАС не содержит обоснованных доводов, которые позволили антимонопольному органу прийти к выводу об отсутствии оснований для включения соответствующих сведений о поставщике в реестр недобросовестных поставщиков. Подрядчиком не были представлены документы, которые подтверждали бы невозможность либо затруднительность исполнения условий контракта со стороны поставщика.
Исследовав материалы дела, выслушав и оценив доводы сторон, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда от 09.10.2020 и удовлетворения апелляционной жалобы ООО "СпецАрсенал" в связи со следующим.
Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), которым, в том числе, установлен единый порядок размещения заказов в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Порядок и условия изменения, расторжения контракта установлены в статье 95 Закона N 44-ФЗ, согласно которой расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством (часть 8); заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (часть 9).
В соответствии с частью 12 статьи 95 Закона N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта (часть 13 статьи 95 Закона N 44-ФЗ).
Как следует из материалов дела, в соответствии с протоколом от 10.09.2019 подведения итогов электронного аукциона на право заключения контракта на поставку одежды и обуви победителем аукциона признан ООО "Спецарсенал", по результатам закупки Учреждением (заказчик) с ООО "Спецарсенал" (поставщик) заключен контракт от 25.09.2019, по условиям которого поставщик обязался в течение тридцати календарных дней со дня подписания контракта в соответствии со спецификацией (приложение N 1 к контракту) осуществить поставку одежды и обуви одной партией по адресу: г.Санкт-Петербург, г.Павловск, Садовая ул., д.49, а заказчик обязался обеспечить принятие товара им его оплату в соответствии с разделом 3 контракта. Поставка включает в себя: хранение, перевозку продукции до пункта назначения, погрузо-разгрузочные работы силами поставщика. Поставщик при поставке товара обязан передавать заказчику надлежащим образом заверенные сертификаты и/или декларации о соответствии на товар, подлежащий поставке по договору, для которого предусмотрена обязательная сертификация и/или подлежащий декларированию соответствия.
22.11.2019 товар доставлен в адрес заказчика транспортной компанией, в отсутствие представителя Общества. Поставленный товар не соответствовал характеристикам, указанным в спецификации к контракту.
Поскольку Общество не направило своего представителя для сдачи-приемки товара по контракту, а товар направлялся Учреждению курьерской службой ООО "Деловые линии", акт о выявленных недостатках от 25.11.2019 направлен поставщиком Учреждению посредством электронной почты, указанной в контракте.
Также в предписании от 25.11.2019 УФАС установил срок до 28.11.2019 для устранения выявленных при получении товара нарушений.
В соответствии с пунктом 4.4.3 контракта, Обществом не были предоставлены сертификаты и/или декларации соответствия на поставленный товар.
Заказчик пояснил, что обязательство по поставке товара считается исполненным с момента удостоверения факта надлежащей поставки товара, а именно: с даты подписания акта приема-передачи товара заказчиком и Обществом.
Заказчиком в адрес Общества неоднократно направлялись претензии с просьбой устранить нарушения, выявленные при поставке товара.
Общество не осуществило замену товара соответствующего спецификации к контракту.
Учреждение, осмотрев и не приняв товар, полученный от Общества 19.12.2019, направило заказчику 20.12.2019 по почте заказным письмом с уведомлением о вручении, а также по адресу электронной почты Общества решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, которое также размещено заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок.
В силу пункта 12 статьи 95 Закона N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта (часть 13 статьи 95 Закона N 44-ФЗ).
УФАС установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта" контракт расторгнут заказчиком 07.02.2020.
Ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок (часть 1 статьи 104 Закона N 44-ФЗ).
При этом Закон о контрактной системе не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1062 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила N 1062).
В соответствии с пунктом 11 Правил N 1062 уполномоченный орган осуществляет проверку информации и документов, указанных в пунктах 6 - 8 настоящих Правил, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя), в течение 10 рабочих дней с даты их поступления.
По результатам рассмотрения представленных информации и документов и проведения проверки фактов, указанных в пункте 11 настоящих Правил, выносится решение.
Из пункта 11 Правил ведения реестра следует, что необходимым условием для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков является наличие в представленных материалах фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя).
В силу части 2 статьи 104 указанного Закона в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов.
Согласно части 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, в течение десяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в частях 4 - 6 данной статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов. В случае подтверждения достоверности этих фактов федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, включает информацию, предусмотренную частью 3 настоящей статьи, в реестр недобросовестных поставщиков в течение трех рабочих дней с даты подтверждения этих фактов.
Таким образом, в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств, защиты добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов со стороны недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков) Законом о контрактной системе предусмотрено создание реестра недобросовестных поставщиков.
По смыслу приведенной нормы реестр недобросовестных поставщиков, с одной стороны, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа.
С другой стороны реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Вместе с тем, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Как следует из условий контракта, сроки поставки товара: со дня подписания контракта сторонами в течение 30 (тридцати) календарных дней. Поставка товара осуществляется одной партией, по заявке Заказчика (по телефону, посредством факсимильной связи или электронной почты). Поставка товара осуществляется одной партией в будние дни с 10-30 до 14-30 (обед с 13-00 до 13-30). Поставка включает в себя: хранение, перевозку продукции до пункта назначения, погрузо-разгрузочные работы силами Поставщика. Поставщик при поставке Товара обязан передавать Заказчику надлежащим образом заверенные сертификаты и/или декларации о соответствии на Товар, подлежащий поставке по договору, для которого предусмотрена обязательная сертификация и/или подлежащий декларированию соответствия.
Поставщик существенно нарушил срок поставки товара.
22.11.2019 товар доставлен транспортной компанией без присутствия представителя поставщика, что является нарушением пункта 7.1 контракта. Поставленный товар не соответствовал характеристикам, указанным в спецификации к контракту, а именно:
Футболка мужская, не соответствуют спецификации контракта - на каждом изделии должна быть этикетка, содержащая информацию о составе, размере, условиях эксплуатации (стирка, отбеливание, сушка, глажение), производитель; на каждом изделии должен быть указан размер Российской Федерации - 48, 50, 52, 54, 56, 58.
Футболка женская, не соответствуют спецификации контракта - на каждом изделии должна быть этикетка, содержащая информацию о составе, размере, условиях эксплуатации (стирка, отбеливание, сушка, глажение), производитель; цвет не соответствует ранее согласованному цвету.
Костюм (спортивный женский), не соответствует спецификации контракта - на каждом изделии должна быть этикетка, содержащая информацию о составе, размере, условиях эксплуатации (стирка, отбеливание, сушка, глажение), производитель; цвет костюмов не соответствует ранее согласованному с Заказчиком цвету.
Костюм (спортивный мужской), не соответствует спецификации контракта - на каждом изделии должна быть этикетка, содержащая информацию о составе, размере, условиях эксплуатации (стирка, отбеливание, сушка, глажение), производитель; цвет поставленных костюмов не соответствует ранее согласованному с Заказчиком цвету.
Кроссовки мужские, не соответствуют спецификации контракта - застежка обуви - на липучках, натуральная кожа, нубук; не предоставлен сертификат соответствия.
Тапки домашние, не соответствуют спецификации контракта - верх вельвет, размеры для мужчин не соответствуют количеству указанному в спецификации - 41р -2 пары, 42р - 2 пары, 43р - 2 пары, 44р - 2 пары, 45р - 3 пары; Тип 2 верх натуральная кожа, внутри отделан нубуком; не предоставлен сертификат соответствия.
Не были предоставлены документы в соответствии с пунктом 4.4.3 контракта
- сертификаты и/или декларации соответствия на поставляемый товар в соответствии с требованиями действующего законодательства на товар тапки домашние тип 2.
В соответствие с пунктом 1.2 контракта поставщик обязуется осуществить поставку товара в соответствии со Спецификацией и настоящим контрактом.
Обязательство поставщика по поставке товара считается исполненным с момента удостоверения факта надлежащей поставки товара, а именно с даты подписания Сторонами акта приема-передачи товара (пункт 3.3 контракта).
С учетом изложенного, ООО "СпецАрсенал" не исполнил обязательства по контракту. Поставщик два раза привозил товар не соответствующий спецификации контракта, в связи, с чем 07.02.2020 контракт расторгнут в одностороннем порядке, согласно части 9 статьи 95 ФЗN 44-ФЗ.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.02.2021 по делу N А56-62078/2020 ООО "СпецАрсенал" отказано в удовлетворении иска о признании недействительным решения Учреждения от 20.12.2019 N 1142 о расторжении контракта от 25.09.2019 N 037220160219000045-01 и взыскании с Учреждения 225 213 рублей 10 копейки основного долга за товар, переданный по контракту, 5 878 рублей 07 копейки договорной неустойки, начисленной с 25.01.2020 по 16.07.2020, тем самым в судебном порядке установлены факты нарушения обязательств по контракту со стороны Общества, иного Обществом не доказано..
Представитель Учреждения в отзыве на жалобу также пояснил, что товар в настоящее время находится на складе заказчика, использовать его по назначению не возможно, так например были заказаны кроссовки для людей с ограниченными возможностями на липучке, а поставлены на шнурках, что исключает возможность их использования. Качество материала не ответствует заявленным требованиям заказчика и т..д. Общество товар не забирает и заказчик несет дополнительно расходы по их хранению
При таких обстоятельствах, оценив в совокупности представленные сторонами в материалы дела документы, существенность нарушения, степень вины Общества, учитывая отсутствие доказательств, подтверждающих добросовестность поведения Общества, суд апелляционной инстанции полагает, что у УФАС не имелось оснований для отказа во включении сведений, представленных Учреждением в отношении Общества, в реестр недобросовестных поставщиков.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные Учреждением требования и признал недействительным решение УФАС от 19.02.2020 по делу N РНП-78-302/20, которым отказано во включении сведений, представленных Учреждением в отношении Общества, в реестр недобросовестных поставщиков.
Нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи, с чем правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы ООО "СпецАрсенал" и отмены решения суда от 09.10.2020 не имеется.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.10.2020 по делу N А56-34513/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "СпецАрсенал" из федерального бюджета 1 500 рублей государственной пошлины по платежному поручению N 1162 от 23.10.2020 как излишне уплаченной.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Фуркало |
Судьи |
Г.В. Лебедев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-34513/2020
Истец: Санкт-Петербургское государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания "Дом ветеранов войны N1"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
Третье лицо: ООО "СПЕЦАРСЕНАЛ"