г. Санкт-Петербург |
|
08 февраля 2024 г. |
Дело N А56-52282/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 января 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 февраля 2024 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фуркало О.В.
судей Мильгевской Н.А., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Сизовым А.К.,
при участии:
от заявителя: не явился, извещен;
от заинтересованного лица: Рыганцова М.С., по доверенности от 11.01.2024;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-42076/2023) Санкт-Петербургской таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.11.2023 по делу N А56-52282/2023, принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Концепт"
к Санкт-Петербургской таможне
об отмене постановлений,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Концепт" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об отмене постановлений Санкт-Петербургской таможни (далее - Таможня) о привлечении к административной ответственности от 20.03.2023 N 10210000-958/2023, 10210000-959/2023, 10210000-960/2023, 10210000-961/2023, 10210000-962/2023, 10210000-963/2023, 10210000-964/2023, 10210000-965/2023, 10210000-966/2023, 10210000-967/2023, направлении их на новое рассмотрение.
Решением суда первой инстанции от 22.11.2023 постановления Санкт-Петербургской таможни от 20.03.2023 N 10210000-959/2023, 10210000-960/2023, 10210000-961/2023, 10210000-962/2023, 10210000-963/2023, 10210000-964/2023, 10210000-965/2023, 10210000-966/2023, 10210000-967/2023 признаны незаконными и отменены. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, Таможня обратилась в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы таможенный орган указывает на то, что все дела об административном правонарушении выявлены в результате самостоятельных контрольных мероприятий, поскольку совершение каждого отдельного правонарушения явилось следствием нарушения законодательства, допущенного Обществом в отношении отдельного документа отчета, в связи с чем, Общество правомерно привлечено к административной ответственности за каждое нарушение.
Общество извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явилось, представило заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
В судебном заседании представитель Таможни поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в период с 25.08.2021 по 08.09.2021 Обществом на Новгородский таможенный пост представлены документы отчета о принятии товаров на временное хранение по форме ДО-1.
В дальнейшем Обществом на таможенный пост представлены документы отчета о выдаче товаров со склада временного хранения по форме ДО-2.
В ходе проверочных мероприятий Таможней установлено, что сведения о времени выдачи товаров со склада, заявленные в документах отчета ДО-2, указаны недостоверно.
10.02.2023 должностным лицом Таможни составлены протоколы об административных правонарушениях по статье 16.15 КоАП РФ.
Постановлениями Таможни от 20.03.2023 N 10210000-958/2023, 10210000-959/2023, 10210000-960/2023, 10210000-961/2023, 10210000-962/2023, 10210000-963/2023, 10210000-964/2023, 10210000-965/2023, 10210000-966/2023, 10210000-967/2023 Общество признано виновным в совершении административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена статьей 16.15 КоАП РФ, и привлечено к административной ответственности в виде наложения административных штрафов в размере 5 000 руб. по каждому постановлению.
Не согласившись с вынесенными постановлениями, Общество оспорило их в судебном порядке.
Суд первой инстанции установил наличие в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.15 КоАП РФ, не установил процессуальных нарушений при производстве по делам об административных правонарушениях, вместе с тем, пришел к вводу о том, что оспариваемые в настоящем деле постановления вынесены в рамках одной проверки, проведенной таможенным органом, на основании чего, признал незаконными и отменил постановления от 20.03.2023 N 10210000-959/2023, 10210000-960/2023, 10210000-961/2023, 10210000-962/2023, 10210000-963/2023, 10210000-964/2023, 10210000-965/2023, 10210000-966/2023, 10210000-967/2023.
Апелляционный суд, изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции в силу следующего.
Статьей 16.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за непредставление или нарушение срока представления в таможенный орган отчетности в случаях, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле, либо представление отчетности, содержащей недостоверные сведения.
В соответствии со статьей 345 ТК ЕАЭС таможенные органы ведут учет товаров, находящихся под таможенным контролем, и совершаемых с ними таможенных операций. Порядок и формы ведения учета товаров, находящихся под таможенным контролем, и совершаемых с ними таможенных операций устанавливаются законодательством государств-членов о таможенном регулировании. В соответствии со статьей 414 ТК ЕАЭС владелец склада временного хранения обязан вести учет товаров, находящихся на складе временного хранения, и представлять таможенным органам отчетность о таких товарах, в том числе с использованием информационных технологий, в соответствии с законодательством государств-членов.
В соответствии с пунктом 2 приложения N 5 к приказу ФТС России от 18.03.2019 N 444 "Об утверждении Порядка совершения таможенных операций при помещении товаров на склад временного хранения и иные места временного хранения, при хранении и выдаче товаров, Порядка регистрации документов, представленных для помещения товаров на временное хранение и выдачи подтверждения о регистрации документов, Порядка выдачи (отказа в выдаче) разрешения на проведение операций, указанных в пункте 2 статьи 102 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, определении Условий и Порядка выдачи (отмены) разрешения на временное хранение товаров в иных местах, Способа предоставления отчетности владельцами складов временного хранения и лицами, получившими разрешение на временное хранение в местах временного хранения товаров, форм отчетов, порядка их заполнения, а также порядка и сроков представления отчетности" владельцы складов временного хранения (далее - СВХ) и лица, получившие разрешения на временное хранение в местах временного хранения товаров, указанных в пункте 2 приложения N 4 к названному приказу, обязаны вести учет хранимых товаров, находящихся под таможенным контролем, и представлять таможенному посту, в регионе деятельности которого функционирует СВХ (иное место временного хранения товаров), отчеты об их хранении в электронном виде по следующим формам: ДО-1 - отчет о принятии товаров на временное хранение; ДО-2 - отчет о выдаче товаров с СВХ (иного места временного хранения); ДО-3 - отчет по разовому требованию таможенного органа о товарах, помещенных на СВХ (иное место временного хранения) и выданных с него.
Согласно пункту 6 приложения N 5 к приказу ФТС России N 444 заполнение отчета по форме ДО-2 включает в себя заполнение владельцем СВХ (лицом, получившим разрешение на временное хранение в местах временного хранения товаров) всех предусмотренных данным отчетом граф с указанием в них сведений о товарах, помещенных под таможенную процедуру либо выданных с территории СВХ.
Как верно установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, Общество, представив в таможенный орган документы отчета по форме ДО-2 с недостоверно заявленной в графе "дата и время выдачи со склада" информацией, заявило в указанном отчете ДО-2 недостоверные сведения о дате и времени выдачи.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательства невозможности соблюдения Обществом требований законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить, равно как и доказательства принятия Обществом необходимых и своевременных мер, направленных на недопущение правонарушения при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлены, что свидетельствуют о наличии вины Общества во вменяемом правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.15 КоАП РФ.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 16.15 КоАП РФ.
Судом апелляционной инстанции проверено соблюдение процедуры привлечения Общества к административной ответственности и не выявлено существенных нарушений, являющихся безусловным основанием для признания оспариваемого постановления незаконным.
Оспариваемое постановление вынесено в пределах срока давности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.
Как усматривается из материалов дела, Таможней в отношении Общества вынесено 10 постановлений от 20.03.2023 N 10210000-958/2023, 10210000-959/2023, 10210000-960/2023, 10210000-961/2023, 10210000-962/2023, 10210000-963/2023, 10210000-964/2023, 10210000-965/2023, 10210000-966/2023, 10210000-967/2023.
Вместе с тем, на момент рассмотрения дела судом первой инстанции, вступил в силу Федеральный закон от 26.03.2022 N 70-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Федеральный закон N 70-ФЗ), улучшающий положение лиц, привлекаемых к административной ответственности.
Названным законом статья 4.4 КоАП РФ дополнена частью 5 следующего содержания: "Если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения".
Приведенные положения статьи 4.4 КоАП РФ применяются ко всем видам государственного и муниципального контроля, иное противоречило бы принципу справедливости и равенства всех перед законом.
В соответствии с частью 2 статьи 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
В пунктах 1 и 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 37 "О некоторых вопросах, возникающих при устранении ответственности за совершение публично-правового правонарушения" разъяснено, что в целях реализации положений части 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации, согласно которым, если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон, привлекающий к ответственности орган обязан принять меры к тому, чтобы исключить возможность несения лицом ответственности за совершение такого публично-правового правонарушения полностью либо в части.
Таким образом, при вынесении спорных постановлений данный закон подлежал обязательному применению.
Судом первой инстанции, верно установлено, что оспариваемые в настоящем деле постановления вынесены в рамках одной проверки, проведенной таможенным органом. При этом постановление от 20.03.2023 N 10210000-958/2023 по результатам проверки представленной Обществом отчетности вынесено первым, на основании чего, с учетом положений части 2 статьи 1.7, части 5 статьи 4.4 КоАП РФ остальные оспариваемые постановления Таможни обоснованно признаны судом первой инстанции незаконными и отменены.
Доводы апелляционной жалобы Таможни подлежат отклонению как несостоятельные, необоснованные и не опровергающие правомерные выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.11.2023 по делу N А56-52282/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Фуркало |
Судьи |
Н.А. Мильгевская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-52282/2023
Истец: ООО "КОНЦЕПТ"
Ответчик: САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ТАМОЖНЯ