г. Чита |
|
5 марта 2021 г. |
Дело N А19-12294/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 марта 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 марта 2021 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Е.В. Желтоухова, судей Д.В. Басаева, Н.В. Ломако, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Володиной М.А., рассмотрел с использованием системы видеоконференц-связи, в открытом судебном заседании по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в суде первой инстанции дело N А19-12294/2020 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Облкоммунэнерго-Сбыт" (ОГРН 1163850090964, ИНН 3811439676) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (ОГРН 1033801033155, ИНН 3811020966) о признании незаконными решения N 038/924/20, N 038/925/20 от 23.06.2020
при участии в судебном заседании:
судьи Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа, осуществляющего организацию видеоконференцсвязи, Яцкевич Ю.С., при ведении протокола отдельного процессуального действия в Арбитражном суде Восточно-Сибирского округа помощником судьи Деревцовой К.А.
от заявителя: не было;
от заинтересованного лица: Счастливцева Ю.А., представитель по доверенности от 11.02.2021;
от третьих лиц:
Общества с ограниченной ответственностью "Ангарарустрейд" (ОГРН 1162468113884, ИНН 2465154550): не было;
Общества с ограниченной ответственностью "Топливно-транспортная компания" (ОГРН 1163850051420 ИНН 3818046794): не было
УСТАНОВИЛ:
Заявитель, Общество с ограниченной ответственностью "Облкоммунэнерго-Сбыт" (ООО "Облкоммунэнерго-Сбыт"), обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области о признании незаконными решения N 038/924/20 от 23.06.2020, решения N 038/925/20 от 23.06.2020 (т. 2, л. 180).
Решением суда первой инстанции от 29.10.20202 заявителю отказано в удовлетворении требований.
Принимая указанное решение, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что решение Управления N 038/924/20, N 038/925/20 от 23.06.2020 соответствует требованиям законодательства и не нарушает прав и законных интересов заявителя.
Общество, не согласившись с выводами суда первой инстанции, заявило апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, требования удовлетворить.
Четвертый арбитражный апелляционный суд определением от 25.01.2021 привлек в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Общество с ограниченной ответственностью "Топливно-транспортная компания" (ОГРН 1163850051420 ИНН 3818046794) и перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в суде первой инстанции.
Представитель заявителя в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представитель Управления в судебном заседании с заявленными требованиями Общества не согласился и просил отказать в удовлетворении заявленных требований.
Представитель ООО "Ангарарустрейд" (ООО "Ангарарт") в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представитель Общества с ограниченной ответственностью "Топливно-транспортная компания" в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, о чем свидетельствует почтовое уведомление 67200253192124, вручено 05.02.2021.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена судом апелляционной инстанции на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет 23.12.2020.
Определение об отложении рассмотрения дела, о времени и месте судебного заседания и переходе его рассмотрения по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в суде первой инстанции размещено судом апелляционной инстанции на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет 26.01.2021.
Согласно пункту 2 статьи 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам частей 1, 6 статьи 121, статей 122, статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru).
В соответствии со статьей 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определением Четвертого арбитражного апелляционного суда произведена замена судьи Сидоренко В.А. на судью Ломако Н.В.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в суде первой инстанции, проверив обоснованность доводов участников процесса, изучив материалы дела, включая документы, представленные участниками в электронном виде и заслушав доводы представителя Управления, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела 13.05.2020 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет www.zakupki.gov.ru ООО "Облкоммунэнерго-Сбыт" опубликованы извещения о проведении открытого конкурса на поставку дизельного топлива для участников, находящихся в районе Казачинско-Ленском Иркутской области, N 32009144844, и в районах Усть-Удинский, Усольский, Ольхонский, Жигаловский, Качугский Иркутской области, извещение N 32009144765, а также размещена документация.
Пунктом 18 Информационных картах закупки, являющейся неотъемлемой частью документации, установлен порядок, место, дата начала и дата окончания срока подачи заявок на участие в открытых конкурсах, в частности указано, что заявка должна быть подана в период с "13" мая 2020 года до "29" мая 2020 года 13 часов 00 минут Иркутское время в следующем порядке: заявка подаётся в письменной форме по адресу: Иркутская область, г. Иркутск, ул. Дзержинского, 33, 4-й этаж, (с понедельника по пятницу с 08:00 до 16:30 часов (обеденное время с 13:00 до 14:00) (т. 2, л. 82, 89, 132).
В соответствии с разделом 1 Документации прием заявок на участие в открытом конкурсе прекращается после окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе, установленного в извещении о проведении открытого конкурса. Место, дата рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе и подведения итогов в открытом конкурсе: рассмотрение заявок и подведение итогов: "29" мая 2020 года в 16 часов 00 минут Иркутское временя по адресу: Иркутская область, г. Иркутск, ул. Дзержинского, 33, 4-й этаж
В соответствии с протоколом вскрытия конвертов N 32009144844-1 на участие в закупке поданы две заявки: ООО "Эверест" и ООО "ТТК".
В соответствии с протоколом вскрытия конвертов N 32009144765-1 на участие в закупке поданы две заявки: ООО "Эверест" и ООО "ТТК".
Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок N 32009144844-2 открытый конкурс признан состоявшимся.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок N 32009144765-2 открытый конкурс признан состоявшимся.
Исходя из протокола итогового N 32009144844-3 от 29.05.2020 победителем открытого конкурса признано ООО "ТТК". Указанные протоколы размещены на официальном сайте ЕИС zakupki.gov.ru
Исходя из итогового протокола N 32009144765-3 от 29.05.2020 победителем открытого конкурса признано ООО "ТТК".
Указанные протоколы размещены на официальном сайте ЕИС zakupki.gov.ru (т. 2 л. 163).
29.05.2020 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области обратилось ООО "Ангарарт" с жалобами на действия организатора торгов, комиссии - ООО "Облкоммунэнерго-Сбыт" в связи с нарушением, по мнению заявителя, при организации и проведении открытого конкурса на поставку дизельного топлива для участников, находящихся в районах Усть-Удинский, Усольский, Ольхонский, Жигаловский, Качугский Иркутской области, извещение N 32009144765 и в районе Казачинско-Ленском Иркутской области, извещение N 32009144844.
Заявитель считает, что организатором торгов неправомерно ограничил доступ на участие в указанных конкурсах участников, в том числе ООО "Ангарарустрейд", в связи с чем участник не смог подать заявку на участие в закупке.
По результатам рассмотрения жалобы заявителя Комиссией Иркутского УФАС России по контролю за соблюдением законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства приняты решения N 038/924/20, N 038/925/20 от 23.06.2020 о признании жалоб ООО "Ангарарт" обоснованными.
Организатор торгов ООО "Облкоммунэнерго-Сбыт" признан нарушившим пункты 1, 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", подпункт 4.2 пункта 4 Положения о закупках.
Общество посчитав, что указанное решение Антимонопольного органа нарушает его права и законные интересы и не соответствует нормам действующего законодательства, обратилось в суд с рассматриваемыми требованиями.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Статьей 66 АПК РФ установлено общее правило, что доказательства представляются лицами, участвующими в деле.
В соответствии со статьей 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
В силу пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных данной статьей, действия (бездействие) заказчика, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки в случаях осуществления заказчиком закупки с нарушением требований данного Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Антимонопольный орган в силу пункта 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) установлен порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров.
Согласно части 20 названной статьи по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.
Одним из процессуальных поводов для обращения с жалобой в антимонопольный орган является осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика (п. 1 ч. 10 ст. 3 Закона о закупках)
В силу части 1 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) целями его регулирования являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 названного Закона (заказчиков), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений
Статьей 3 Закона о закупках определены принципы и основные положения закупки товаров, работ, услуг.
Согласно части 1 названной статьи при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Исходя из положений части 2 статьи 2 Закона о закупках основным документом, регламентирующим закупочную деятельность заказчиков со специальной правосубъектностью, являются разрабатываемые ими Положения о закупках, где реализуется применение указанных принципов.
К числу основных принципов закупочной деятельности Закон относит информационную открытость закупки, равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализацию мер, направленных на сокращение издержек заказчика, отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления не измеряемых требований к участникам закупки (ч. 1 ст. 3 Закона о закупках).
Соблюдение заказчиком основных принципов Закона о закупках предполагает неукоснительное соблюдение прав участников в любой сфере правоотношений, в том числе при формировании документации, при допуске заявок, при их оценке, при заключении договора.
В этой связи предметом обжалования в антимонопольном органе, помимо случаев, предусмотренных пунктами 3-6 части 10 сатьи. 3 Закона о закупках, могут являться любые отступления заказчика (организатора торгов) от установленных названным законом принципов закупочной деятельности, то есть, по существу такие действия, которые осуществлены вразрез с целями и положениями Закона о закупках и нарушают права участника.
Соответственно, антимонопольный орган вправе установить в действиях заказчика любые нарушения, связанные с отступлением от упомянутых принципов, но в контексте заявленных притязаний лица относительно допущенного заказчиком нарушения, т.е. такое нарушение, которое укладывается в заявленный довод жалобы.
Как следует из жалобы ООО "Ангарарт" в антимонопольный орган, получив информацию о том, что 13.05.2020 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет www.zakupki.gov.ru ООО "Облкоммунэнерго-Сбыт" опубликованы извещения о проведении открытого конкурса на поставку дизельного топлива для участников, находящихся в районе Казачинско-Ленском Иркутской области, N 32009144844, и в районах Усть-Уджинский, Усольский, Ольхонский, Жигаловский, Качугский Иркутской области, извещение N 32009144765, а также размещена документация им было принято решение об участии в закупках.
Из размещенной заказчиком конкурсной документации на официальном сайте zakupki.gov.ru следует, что формой торгов, проводимых по закупке является открытый конкурс, заявка на участие в котором должна быть подана в период с "13" мая 2020 года до "29" мая 2020 года 13 часов 00 минут Иркутское время в следующем порядке: заявка подаётся в письменной форме по адресу: Иркутская область, г. Иркутск, ул. Дзержинского, 33, 4-й этаж, (с понедельника по пятницу с 08:00 до 16:30 часов (обеденное время с 13:00 до 14:00).
В соответствии с разделом 1 Документации прием заявок на участие в открытом конкурсе прекращается после окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе, установленного в извещении о проведении открытого конкурса, участник закупки подает заявку на участие в открытом конкурсе в письменной форме в запечатанном конверте.
Место, дата рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе и подведения итогов в открытом конкурсе: рассмотрение заявок и подведение итогов: "29" мая 2020 года в 16 часов 00 минут Иркутское временя по адресу: Иркутская область, г. Иркутск, ул. Дзержинского, 33, 4-й этаж.
Согласно доводам жалобы ООО "Ангарарт" в антимонопольный орган, представитель общества в последний день окончания срока подачи заявок, в 11 час. 50 мин. по местному времени, явился по адресу, указанному в документации, для подачи заявок на участие в закупках, вместе с тем дверь в помещение организатора закупки была закрыта, на звонок кнопки "вызов сотрудника" представители организатора торгов не отвечали.
Оценив жалобу общества, просмотрев видеозапись, представленную на обозрение Комиссии антимонопольного органа, документы, антимонопольный орган установил, что обществом были предприняты все действия, направленные на подачу заявки.
Также антимонопольный орган в ходе рассмотрения жалобы общества установил, что указанные события, согласно которым доступ к подаче заявок был ограничен, подтверждаются, в том числе и тем, что помимо заявителя заявки не смогли подать представители других обществ - ООО "Торговая компания Открытие" и ООО "Саян Трейд Ойл".
Из представленных в материалы дела жалоб, документов ООО "Ангарарт", ООО "Торговая компания Открытие" и ООО "Саян Трейд Ойл" усматривается, что препятствия по допуску на подачу заявки действительно имелись (т. 2, л. 13, 56-58, 69, 76).
Поскольку Общество с ограниченной ответственностью "Облкоммунэнерго-Сбыт" факты изложенные обращениях ООО "Ангарарт", ООО "Торговая компания Открытие" и ООО "Саян Трейд Ойл" как доказательства, не оспорило как сфальсифицированные, суд апелляционной инстанции в порядке ст. 67, 68, 71 АПК РФ, оценивает их как надлежащие и достаточные для установления факта свидетельствующего об ограничении доступа указанных лиц к подаче заявок на участие в названных закупках.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решения Управления N 038/924/20, N 038/925/20 от 23.06.2020 соответствует требованиям законодательства и не нарушает прав и законных интересов заявителя.
В удовлетворении требований Обществу с ограниченной ответственностью "Облкоммунэнерго-Сбыт" следует отказать.
По результатам рассмотрения дела арбитражный суд апелляционной инстанции согласно пункту 2 статьи 269 АПК РФ выносит постановление, которым отменяет судебный акт первой инстанции с указанием обстоятельств, послуживших основаниями для отмены судебного акта (часть 4 статьи 270 Кодекса), и принимает новый судебный акт. Содержание постановления должно соответствовать требованиям, определенным статьями 170 и 271 Кодекса.
В связи с указанным, решение суда первой инстанции подлежит отмене в порядке ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с принятием судом решения о правах и об обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле, победителя торгов Общества с ограниченной ответственностью "Топливно-транспортная компания" (ОГРН 1163850051420 ИНН 3818046794).
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Суд, руководствуясь статьями 167-170, 201, 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от "29" октября 2020 года по делу N А19-12294/2020 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Облкоммунэнерго-Сбыт" (ОГРН 1163850090964, ИНН 3811439676, адрес: 664007, Иркутская область, город Иркутск, улица Дзержинского, дом 33) из федерального бюджета Российской Федерации излишне уплаченную государственную пошлину в размере 6 000 руб. по платежному поручению N 492 от 13.07.2020 и 1 500 руб. по платежному поручению от 27.11.2020 N 840.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы в арбитражный суд кассационной инстанции, полномочный ее рассматривать, через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий судья |
Е.В. Желтоухов |
Судьи |
Д.В. Басаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-12294/2020
Истец: ООО "Облкоммунэнерго-Сбыт"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области
Третье лицо: ООО "Ангарарустрейд", ООО "Топливно-транспортная компания", Четвертый арбитражный апелляционный суд