Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 17 июня 2021 г. N Ф03-2385/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Хабаровск |
|
05 марта 2021 г. |
А73-11026/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 марта 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 марта 2021 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Харьковской Е.Г.
судей Вертопраховой Е.В., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ашуровой Г.Х.
при участии в заседании:
от открытого акционерного общества "Российские железные дороги": Кузнецова О.С. представитель по доверенности от 02.09.2020, представлен паспорт и диплом о высшем юридическом образовании;
от акционерного общества "Хабаровский речной торговый порт": Малева В.А. представитель по доверенности от 22.09.2020, представлен паспорт и копия диплома о высшем юридическом образовании;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Хабаровский речной торговый порт"
на решение от 28.12.2020
по делу N А73-11026/2020
Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
к акционерному обществу "Хабаровский речной торговый порт"
о взыскании 10 069 руб. 20 коп.,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727, далее ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края о взыскании с акционерного общества "Хабаровский речной торговый порт" (ОГРН 1022701126106, ИНН 2722011196, далее - АО "ХРТП") 10 069 руб. 20 коп. платы за нахождение вагонов на путях общего пользования, 38 руб. 52 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами с 17.06.2020 по 16.07.2020 с продолжением начисления процентов по день фактической оплаты суммы основного долга.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 28.12.2020 заявленные ОАО "РЖД" требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, АО "ХРТП" обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции от 28.12.2020 по делу N А73-11026/2020 отменить, принять новый судебный акт. В обоснование доводов апелляционной жалобы ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель АО "ХРТП" доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель ОАО "РЖД" против доводов апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве. Просил решение Арбитражного суда Хабаровского края от 28.12.2020 по делу N А73-11026/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив установленные обстоятельства, заслушав представителей участвующих в деле лиц, исследовав доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве, Шестой арбитражный апелляционный суд не установил оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы. Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции и отклоняет рассмотренные доводы жалобы исходя из следующего.
В соответствии со статьей 784 ГК РФ перевозка грузов осуществляется на основании договора. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
Статьей 793 ГК РФ предусмотрено, что в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную данным Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон. УЖТ РФ определяет основные условия организации и осуществления перевозок грузов, порожних грузовых вагонов, оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и иных связанных с перевозками услуг.
В соответствии с частью 11 статьи 39 УЖТ РФ за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, вносится владельцу инфраструктуры плата за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава в течение всего времени: ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров; свыше сроков, установленных для выполнения указанных операций правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом; задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения), если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления (далее - расчетный срок доставки) в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом; задержки вагонов, контейнеров под погрузкой, выгрузкой свыше технологического времени, установленного договорами для выполнения указанных операций.
Если в указанных в части 11 статьи 39 УЖТ РФ случаях вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением (часть 12 статьи 39 УЖТ РФ).
В соответствии с частью 13 статьи 39 УЖТ РФ оплачиваемое время ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров исчисляется по истечении двух часов с момента уведомления перевозчиком в порядке, установленном этим уставом и правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, о прибытии грузов, порожних грузовых вагонов и готовности их к подаче, если иное время не установлено договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договором на подачу и уборку вагонов с учетом особенностей технологии обслуживания конкретных грузополучателей (получателей), грузоотправителей (отправителей).
Исходя из пункта 2.3 тарифного руководства, по ставкам таблицы N 1 плата за нахождение вагонов, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования при ожидании погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров исчисляется по истечении двух часов с момента уведомления РЖД в порядке, установленном Уставом и правилами перевозок грузов, грузополучателей (получателей), грузоотправителей (отправителей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, иных перевозчиков о прибытии грузов, порожних вагонов, контейнеров и готовности их к подаче (если иное время не установлено договором на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договором на подачу и уборку вагонов с учетом особенностей технологии обслуживания конкретных грузополучателей (получателей), грузоотправителей (отправителей) до момента получения РЖД от грузополучателей (получателей), грузоотправителей (отправителей) уведомлений о готовности вагонов, контейнеров к подаче (приему) или до момента уведомления перевозчика владельцем железнодорожного пути необщего пользования, обслуживающим грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей) своим локомотивом, о готовности к уборке вагонов с выставочных железнодорожных путей общего пользования железнодорожной станции.
Вместе с тем в силу части 18 статьи 39 УЖТ РФ грузоотправители (отправители), грузополучатели (получатели), а также обслуживающие грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей) своими локомотивами владельцы железнодорожных путей необщего пользования освобождаются от платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава в случае, если, в частности, вагоны находятся на железнодорожных путях общего пользования по причинам, не зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования или владельцев вагонов.
Согласно статье 119 УЖТ РФ обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузополучателя (получателя), удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
В силу положений пункта 4.6 правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 26, при задержке вагонов, независимо от их принадлежности, на железнодорожной станции в ожидании подачи их на железнодорожный путь необщего пользования под выгрузку, перегрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, а также при задержке подачи порожних вагонов в соответствии с принятой заявкой на перевозку грузов по причинам, зависящим от грузоотправителя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, на каждый случай задержки составляется акт общей формы в порядке, установленном правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, с заключением в него всех вагонов, находящихся на железнодорожной станции в момент задержки, готовых к подаче на эти железнодорожные пути необщего пользования.
Согласно абзацу четвертому пункта 3.1 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 45 (далее - Правила N 45) акт общей формы составляется на станциях для удостоверения, в том числе, задержки вагонов на станции назначения в ожидании подачи их под выгрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования.
09.06.2016 между ОАО "РЖД" (перевозчик) и АО "ХРТП" (пользователь) заключен договор N 330 на подачу и уборку вагонов по станции Хабаровск-1, по которому осуществляется подача, расстановка на места погрузки, выгрузки и уборка вагонов с железнодорожного пути необщего пользования принадлежащего перевозчику, примыкающего стрелочными переводами NN 11 и 13 к продолжению пути N 6 станции Хабаровск-Пристань (парка станции Хабаровск-1), локомотивом перевозчика.
В соответствии с пунктом 5 указанного договора подача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования производится по уведомлению.
При этом количество вагонов, одновременно подаваемых на железнодорожный путь необщего пользования, устанавливается не более 33 вагонов (пункт 7 договора N 330).
С железнодорожного пути необщего пользования вагоны возвращаются всей одновременно поданной, переданной группой вагонов (пункт 10 договора N 330).
В соответствии с пунктом 12 такого договора готовые к уборке вагоны убираются с мест погрузки перевозчиком согласно технологии работы станции в течение 10 часов после получения уведомления пользователя о готовности вагонов к уборке.
26.07.2019 сторонами подписано дополнительное соглашение к договору N 330, которым внесены изменения в пункты 9 и 14.
Пунктом 9 договора (в редакции дополнительного соглашения от 26.07.2019) предусмотрено, что количество вагонов, подаваемых на места погрузки, выгрузки для одновременного начала проведения грузовых операций: уголь - 2 вагона, цемент - 1 вагон, тарно-штучный груз - 4 вагона.
Согласно пункту 14 договора N 330 на железнодорожном пути необщего пользования устанавливается следующие технологические нормы на погрузку, выгрузку грузов на 1 вагон: выгрузка, погрузка: уголь - 54 минуты, песок - 42 минуты, тарно-штучный груз - 2 часа 15 минут, нефтепродукты - 2 часа.
В июле-августе 2019 года в АО "ХРТП" прибывали грузы различного наименования. Перевозчик, в соответствии с пунктом 5 договора N 330 и статьей 20 УЖТ РФ, уведомил ответчика о предстоящей подаче вагонов, что зафиксировано в выписках из книги ГУ-2.
С 11.07.2019 по 10.08.2019 на путях общего пользования станции "Хабаровск-1" ДВост.ж.д. простаивали вагоны, прибывающие в АО "ХРТП", вследствие невозможности их подачи под грузовую операцию из-за занятости фронта выгрузки. По факту простоя вагонов на путях общего пользования составлены акты общей формы, накопительные ведомости, которые либо не подписаны либо подписаны с возражениями.
Руководствуясь статьей 39 УЖТ РФ, приказом ФСТ России от 29.04.2015 N 127-т/1 "Об утверждении платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правил ее применения (тарифное руководство), а также о внесении изменений и дополнений в Правила применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (тарифное руководство N 2), утвержденные постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19.06.2002 N 35/12N, ОАО "РЖД" начислило АО "ХРТП" плату за нахождение вагонов на путях общего пользования (код 831).
В целях досудебного урегулирования спора ОАО "РЖД" в адрес ответчика направлена претензия от 29.05.2020 N 7836/ДТЦФТО с просьбой рассмотреть вопрос добровольного удовлетворения требований перевозчика.
Поскольку указанная претензия в полном объеме не удовлетворена, ОАО "РЖД" обратилось о взыскании в арбитражный суд, правомерно удовлетворивший заявленные требования.
По материалам дела судом первой инстанции верно установлено нахождение вагонов на железнодорожных путях общего пользования по вине АО "ХРТП". Простой вагонов на путях общего пользования возник по причине занятости пути необщего пользования ранее поданными вагонами, что в силу изложенных выше норм и правил является основанием для взимания платы за пользование инфраструктурой железнодорожного транспорта общего пользования.
Судом правильно учтено, что согласно памятками приемосдатчика, на которые имеется ссылка в актах общей формы на начало и окончание времени нахождения на путях общего следования, перевозчиком в основном соблюдались сроки уборки вагонов, за исключением памятки приемосдатчика N 940368, 940312. Вместе с тем, согласно памятке приемосдатчика N 940312 срок нарушения уборки вагонов на 3 часа нивелируется 35 часовой просрочкой технологического срока оборота вагонов, допущенной ответчиком, поскольку на тот момент действовал пункт 9 договора в редакции до дополнительного соглашения. По памятке приемосдатчика N 940368 время простоя рассчитано истцом до момента получения уведомления об уборке вагонов, при этом данная памятка составлена в конце спорного периода.
Представленный ОАО "РЖД" расчет платы проверен судом и признан правильным, соответствующим представленным в материалы дела доказательствам и нормам действующего законодательства.
Отклоняются доводы жалобы о том, что ОАО "РЖД" могло подать под выгрузку дополнительные вагоны с пути общего пользования, поскольку при отсутствии уведомления об уборке уже имеющихся вагонов, это могло привести к нарушению технологического времени на выгрузку ввиду того, что пути являются тупиковыми. А в соответствии с условиями договора N 330 вагоны с железнодорожного пути необщего пользования возвращаются всей одновременно поданной, переданной группой вагонов.
Отклоняется довод жалобы, что пути были заняты вагонами, прибывшими с просрочкой по вине ОАО "РЖД" в связи с чем предъявленная ко взысканию сумма незаконна. АО "ХРТП" реализовано право на взыскание неустойки на основании статьи 97 УЖТ РФ за нарушение сроков доставки грузов.
На основании изложенного апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции об обоснованности взыскания платы за нахождение вагонов на путях общего пользования.
В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 395 ГК РФ, пунктом 48 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" взыскание процентов за пользование чужими денежными средствами с 17.06.2020 по 16.07.2020 в размере 38 руб. 52 коп. и далее по день фактической оплаты долга, правомерно.
Проверив законность и обоснованность оспариваемого решения суда, апелляционная инстанция не установила оснований для отмены или изменения судебного акта, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 28.12.2020 по делу N А73-11026/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Г. Харьковская |
Судьи |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-11026/2020
Истец: ОАО "РЖД " в лице Дальневосточной железной дороги - филиала "РЖД", ОАО "Российские железные дороги"
Ответчик: ОАО "ХАБАРОВСКИЙ РЕЧНОЙ ТОРГОВЫЙ ПОРТ"