г. Хабаровск |
|
08 февраля 2024 г. |
А73-14361/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 февраля 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 февраля 2024 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Вертопраховой Е.В.
судей Мильчиной И.А., Сапрыкиной Е.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ивановой Н.А.
при участии в заседании:
от акционерного общества "Торговый порт Посьет": представитель не явился;
от открытого акционерного общества "Российские железные дороги: Кушнерчука И.А. представителя по доверенности от 14.07.2023, сроком до 08.06.2026;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
на решение от 23.11.2023
по делу N А73-14361/2023
Арбитражного суда Хабаровского края
по иску акционерного общества "Торговый порт Посьет" (ОГРН 1022501193527, ИНН 2531002070)
к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727)
о взыскании 8915870 руб. 14 коп.
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Торговый порт Посьет" (истец, АО "Торговый порт Посьет") обратилось в Арбитражный Хабаровского края с иском к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ответчик, ОАО "РЖД", перевозчик, грузоперевозчик) о взыскании пени за просрочку доставки грузов по ж/д накладным N N ЭЧ461226, ЭЧ461295, ЭЧ461339, ЭШ343736, ЭШ355784, ЭШ300839, ЭЦ960531, ЭЧ619451, ЭЧ456679, ЭЧ539586, ЭШ022598, ЭШ022558, ЭШ022565, ЭШ158346, ЭШ158323, ЭШ158306 в размере 8915870 руб. 14 коп.
Решением суда от 23.11.2023 иск удовлетворен частично: с ОАО "РЖД" в пользу АО "Торговый порт Посьет" взысканы 6500000 руб., расходы по оплате государственной пошлины 67506 руб.; в остальной части иска отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ОАО "РЖД" обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции изменить, в удовлетворении исковых требований по накладным N N ЭЧ461226, ЭЧ461295, ЭЧ461339, ЭШ343736 (досылочные ведомости NN ЭЫ149667, ЭЫ149671, ЭЫ149673, ЭЫ149680, ЭЫ149686), ЭШ355784, ЭЧ619451, (досылочная ведомость N ЭЧ742706) на сумму 2452784,86 руб., отказать, ввиду действия обстоятельств, предусмотренных статьей 29 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 18-ФЗ, Устав железнодорожного транспорта, УЖТ, УЖТ РФ), и ввиду действия моратория в спорный период, в удовлетворении иска по отправкам, просрочка по которым возникла в период с 03.09.2022 по 01.10.2022 отказать, в случае непринятия доводов, применить ко взыскиваемой сумме положения ст. 333 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в размере 60%, и уменьшить размер взыскиваемой неустойки.
Заявитель жалобы утверждает следующее: по накладным N N ЭЧ461226, ЭЧ461295, ЭЧ461339, ЭШ343736 (досылочные ведомости NN ЭЫ149667, ЭЫ149671, ЭЫ149673, ЭЫ149680, ЭЫ149686), ЭШ355784, ЭЧ619451, (досылочная ведомость N ЭЧ742706) перевозился груз, который был задержан на промежуточных станциях по причине ввода режима чрезвычайной ситуации; просрочка доставки груза по заявленным в иске накладным возникла с 03.09.2022 по 01.10.2022 и не подлежала взысканию в полном объеме в связи с действием моратория; в отношении ОАО "РЖД" недружественными странами введены неправомерные экономические санкции, направленные на дестабилизацию деятельности ОАО "РЖД", прекращение перевозок и разрушение экономики Российской Федерации; в результате введения в отношении Российской Федерации незаконных санкций со стороны враждебных государств фактически прекратилось сообщение с западными странами, в силу чего произошла переориентация грузопотоков на Восток, что вызвало практическое исчерпание пропускных и перевозочных способностей инфраструктуры ОАО "РЖД".
Представитель истца, извещенного надлежащим образом о времени месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явился.
Суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие указанного выше лица в силу положений статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Представитель ОАО "РЖД" в судебном заседании поддержал доводы жалобы в полном объеме, просит решение суда первой инстанции изменить, принять по делу новый судебный акт, представил для приобщения к материалам дела оригинал платежного поручения об уплате государственной пошлины.
Заслушав представителя лица, участвующего в деле, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Как видно из материалов дела, в сентябре 2022 года в адрес грузополучателя АО "Торговый порт Посьет" до станции назначения ПОСЬЕТ (ЭКСП.) ДВост. ж. д. был направлен груз с оформлением ж/д накладных N N ЭЧ461226, ЭЧ461295, ЭЧ461339, ЭШ343736, ЭШ355784, ЭШ300839, ЭЦ960531, ЭЧ619451, ЭЧ456679, ЭЧ539586, ЭШ022598, ЭШ022558, ЭШ022565, ЭШ158346, ЭШ158323, ЭШ158306.
Груз доставлен с просрочкой от 4 до 28 суток.
В связи с несоблюдением сроков доставки грузов, истец предъявил ответчику претензии N 03/3-441 от 10.11.2022, 03/3-442 от 10.11.2022 об уплате пени на основании статьи 97 Устава железнодорожного транспорта, которые последним оставлены без удовлетворения, что послужило основанием для обращения АО "Торговый порт Посьет" в суд с настоящим иском.
Согласно статьей 792 ГК РФ перевозчик обязан доставить груз в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами.
В силу статьи 793 ГК РФ в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
В соответствии со статьей 33 УЖТ РФ перевозчик обязан доставлять грузы по назначению и в установленные сроки; грузы считаются доставленными в срок, если до истечения установленного срока доставки перевозчик обеспечил выгрузку грузов на железнодорожной станции назначения или вагоны поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам путей необщего пользования для грузополучателей; за несоблюдение сроков доставки грузов перевозчик уплачивает пени в размере, указанном в статье 97 Устава.
Сроки доставки грузов и правила исчисления таких сроков установлены Правилами, утвержденными Министерством транспорта Российской Федерации от 07.08.2015 N 245 (далее - Правила N 245, Правила), где также определены обстоятельства, которые могут служить основанием для увеличения срока доставки.
Основания увеличения сроков доставки грузов установлены пунктом 6 Правил исчисления сроков.
О причинах задержки груза, предусмотренных пунктом 6 указанных Правил, и о продолжительности этой задержки перевозчик составляется акт общей формы в двух экземплярах в порядке, установленном правилами составления актов при перевозке грузов железнодорожным транспортом; в графе накладной "Отметки перевозчика" и в дорожной ведомости под наименованием груза делается отметка следующего содержания: "Груз задержан на станции ____ для _____ (указывается причина задержки); срок доставки увеличивается на ___ сутки, о чем составлен акт общей формы N __от__"; отметка удостоверяется подписью уполномоченного представителя перевозчика и календарным штемпелем перевозчика.
Согласно статье 97 УЖТ РФ за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних грузовых вагонов, контейнеров перевозчик (при перевозках в прямом смешанном сообщении - перевозчик соответствующего вида транспорта, выдавший груз) уплачивает пени в размере шести процентов платы за перевозку грузов, порожнего грузового вагона (вагонов), контейнера (контейнеров) за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере 50 процентов платы за перевозку данных грузов, порожнего грузового вагона (вагонов), контейнера (контейнеров), если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью первой статьи 29 настоящего Устава обстоятельств.
ОАО "РЖД" указывает на задержку вагонов, контейнеров по причине возникновения обстоятельств непреодолимой силы.
На основании пункта 6.4 Правил исчисления сроков доставки N 245 срок доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом увеличиваются на все время задержки в случае задержки вагонов, контейнеров в пути следования вследствие обстоятельств, установленных частью первой статьи 29 ФЗ-18 Устава железнодорожного транспорта.
Согласно части 1 статьи 29 УЖТ РФ вследствие обстоятельств непреодолимой силы, военных действий, блокады, эпидемии или иных не зависящих от перевозчиков и владельцев инфраструктур обстоятельств, препятствующих осуществлению перевозок, погрузка и перевозка грузов, грузобагажа, перевозки порожних грузовых вагонов могут быть временно прекращены либо ограничены перевозчиком или владельцем инфраструктуры.
Вагоны по спорным отправкам приняты к перевозке со станции отправления Нерюнгри-Грузовая Дальневосточной железной дороги.
Вагоны в пути следования были задержаны на станциях Нерюнгри-Грузовая, Нерюнгри-Пассажирская, Тында, Хани, Муртыгит, Юктали Дальневосточной железной дороги по причине действия непреодолимой силы - введением на территории Тындинского муниципального округа чрезвычайной ситуации.
Согласно Распоряжению Главы Тындинского муниципального округа от 06.08.2022 N 456/1-р с 06.08.2022 на территории Тындинского муниципального округа введен режим чрезвычайной ситуации, в связи с прохождением циклона через территорию Тындинского муниципального округа.
Также Распоряжением Губернатора Амурской области от 07.08.2022 N 167-р и Распоряжением Главы Тындинского муниципального округа от 06.08.2022 N 456-р с 06.08.2022 на территории Тындинского муниципального округа, с 07.08.2022 на территории Амурской области введен режим чрезвычайной ситуации, в связи с прошедшими с 05.08.2022 по 07.08.2022 на территории Амурской области опасными, неблагоприятными метеорологическими и гидрологическими явлениями, вызвавшими подтопления (затопления) территорий Благовещенского, Магдагачинского, Сковородинского, Тындинского муниципальных округов, Зейского Селемджинского районов, города Тынды.
При этом согласно Распоряжению главы Тындинского муниципального округа N 456/1-р от 06.08.2022 и Распоряжению Губернатора Амурской области от 07.08.2022 "О введении режима "Чрезвычайной ситуации" указано, что с выпадением большого количества осадков и подъема уровня воды в реках, существует вероятность подтопления населенных пунктов, автомобильных мостов и дорог, однако из данных Распоряжений не следует, что в зоне подтопления окажется железная дорога.
По факту задержки вагонов составлены акты общей формы на начало и окончание задержки.
В накладных же имеется отметка только об актах, составленных по факту прибытия вагонов, отметок о составлении иных актов накладные не содержат.
То есть, ОАО "РЖД" не представлено доказательств, что на дату отправки действовали неблагоприятные погодные условия.
По доводу ОАО "РЖД" о том, что истцом неверно произведен расчет срока доставки по железнодорожной накладной N ЭЧ619451 исходя из 9 суток просрочки, суд, ссылаясь на положения пункта 8 Правил, утвержденных Приказом Минтранса России от 26.02.2015 N 32, пункт 4.3 Правил 245, верно установил следующее.
Истцом учтено, что в период с 02.09.2022 по 19.09.2022 вагон находился под устранением технической неисправности количество суток задержки 18.
Срок доставки с учетом отцепки вагона по технической неисправности истекал 24.09.2023; с учетом прибытия вагона на станцию назначения 03.10.2022 количество суток просрочки по расчету истца - 9.
Вагон N 52904430 принятый к перевозке по отправке N ЭЧ619451 направлен маршрутной отправкой как ядро.
После отцепки вагона по технической неисправности, вагон N 52904430 направлен по досылочной дорожной ведомости N ЭЧ742706.
Расстояние от станции отправления до станции отцепки - 237 км. Срок доставки 237 км/550 км/ч=1 сутки.
От станции отцепки до станции назначения - 2302 км. 2302/330=7 суток (согласно пункту 2.2.1 Правил N 245 норма суточного пробега для повагонных отправок на расстояние от 2 000 до 2 999 км составляет 330 км).
Также в пункте 5.1 Правил N 245 указано, что сроки доставки, исчисленные исходя из норм суточного пробега, увеличиваются на 2 суток - на операции, связанные с отправлением и прибытием груза, порожних вагонов.
Таким образом, срок доставки составляет 10 суток и истекал 09.09.2022.
С учетом 18 суток на устранение технической неисправности, которые учтены при подаче иска, срок доставки истекал 27.09.2023.
Вагон прибыл 03.10.2022, просрочка в доставке груза составила 6 суток.
В связи с чем пени в размере 9671 руб. 62 коп. заявлены необоснованно.
Поскольку судом установлено, что груз доставлен с просрочкой и перевозчиком не представлены надлежащие доказательства обстоятельств, с которыми Правила исчисления сроков связывают увеличение сроков доставки груза, суд верно посчитал требования истца о взыскании 8906198 руб. 52 коп., правомерными.
Вместе с тем судом рассмотрено заявленное ответчиком ходатайство о снижении неустойки в порядке статьи 333 ГК РФ, и с учетом правовой позиции в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 22.03.2012 N 424-О-О и от 26.05.2011 N 683-О-О правильно установлена возможность снижения суммы неустойки, исходя из принципа справедливости (принято во внимание, что ОАО "РЖД" в настоящее время в условиях сложившейся экономической ситуации, вызванной введением ограничительных мер со стороны недружественных стран, осуществляет функции главного в стране грузоперевозчика с долей в 85% от объема всех грузоперевозок без учета трубопроводного транспорта; грузопоток в большей степени переориентирован на восточное направление, что значительно увеличивает нагрузку на имеющуюся инфраструктуру, уменьшая ее пропускную способность), до 6500000 руб.
Учитывая характер и продолжительность допущенного нарушения, а также принимая во внимание, что обязательство нарушено лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, суд пришел к правильному выводу о том, что соизмеримой с нарушенным интересом и способной в полной мере компенсировать потери истца является неустойка в сумме 6500000 руб.
В связи с изложенным выше, арбитражный суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции и не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта, так как решение суда вынесено при полном, всестороннем, объективном исследовании обстоятельств дела, представленных в дело доказательств, нормы материального права применены правильно.
Доводы заявителя апелляционной жалобы, в том числе о необходимости применения моратория, введенного Постановлением Правительства Российской Федерации N 497 от 28.03.2022 (нарушение обязательств по перевозке грузов железнодорожным транспортом возникло после введения моратория), не содержат фактов, которые бы повлияли на законность и обоснованность решения суда либо опровергли выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются арбитражным судом апелляционной инстанции несостоятельными, и не могут служить основанием для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта.
Процессуальных нарушений, установленных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта, арбитражным судом апелляционной инстанции не выявлено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 23 ноября 2023 года по делу N А73-14361/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Вертопрахова |
Судьи |
И.А. Мильчина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-14361/2023
Истец: АО "ТОРГОВЫЙ ПОРТ ПОСЬЕТ"
Ответчик: ОАО "РЖД" в лице филиала Дальневосточная железная дорога