г. Киров |
|
04 марта 2021 г. |
Дело N А17-2956/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 марта 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 марта 2021 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ившиной Г.Г.,
судей Волковой С.С., Минаевой Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Подлевских А.Г.,
без участия сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу службы государственной жилищной инспекции Ивановской области
на решение Арбитражного суда Ивановской области от 07.12.2020 по делу N А17-2956/2020
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Генерация" (ОГРН 1183702015551; ИНН 3711047668)
к службе государственной жилищной инспекции Ивановской области
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Ивановского района" (ОГРН 1153711000068, ИНН 3711034316), общество с ограниченной ответственностью "МЭР" (ОГРН 1173702016960, ИНН 3711045981)
о признании незаконным предписания,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Генерация" (далее - заявитель, ООО "Генерация", Общество) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Ивановской области к службе государственной жилищной инспекции Ивановской области (далее - ответчик, Ивгосжилинспекция, Служба) о признании незаконным предписания от 27.02.2020 N 15-ок.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, определением суда привлечены общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Ивановского района" (далее - ООО "УК Ивановского района"), общество с ограниченной ответственностью "МЭР" (далее - ООО "МЭР").
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 07.12.2020 заявленные требования ООО "Генерация" удовлетворены, признано незаконным предписание Службы от 27.02.2020 N 15-ок.
Ответчик с принятым решением суда не согласен, обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований.
В обоснование доводов жалобы Ивгосжилинспекция указывает, что на основании пунктов 42(1), 59(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 (далее - Правила N 354), среднемесячный объем тепловой энергии, используемый в формуле 3(1) приложения N 2 к названным Правилам, определяется за календарный год, предшествующий году корректировки, вне зависимости от того, какое количество месяцев в году корректировки объем тепловой энергии измерялся общедомовым прибором учета. Служба указывает, что размер платы за отопление в 2019 и 2020 годах должен рассчитываться исходя из среднемесячного объема тепловой энергии соответственно за 2018, 2019 годы. По мнению заявителя жалобы, выводы суда по расчету размера платы за отопление являются ошибочными, нарушают права и законные интересы потребителей коммунальной услуги по отоплению в многоквартирном доме N 13 с. Михалево Ивановского района Ивановской области (далее - МКД N 13). Более подробно доводы ответчика изложены в апелляционной жалобе.
Заявитель в письменном отзыве опроверг доводы жалобы.
Третьи лица письменные отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 27.01.2021 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 28.01.2021 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). На основании указанной нормы участвующие в деле лица надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Стороны и третьи лица явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей сторон и третьих лиц.
Законность решения Арбитражного суда Ивановской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, в Службу поступило обращение гражданина, проживающего в МКД N 13, по вопросу соблюдения правил представления коммунальных услуг.
Приказом Службы от 31.01.2020 N 203 (т.1 л.д. 112-113) в отношении ООО "Генерация" в период с 31.01.2020 по 27.02.2020 назначено проведение внеплановой документарной проверки на предмет соблюдения обязательных требований при начислении платы за коммунальные услуги. В пункте 13 названного приказа установлен подлежащий представлению Обществом перечень документов, необходимых для проведения контрольных мероприятий.
Соответствующие документы и сведения представлены заявителем письмом от 25.02.2020 N 25 (т.1 л.д. 116).
В ходе проведения проверки Инспекция пришла к выводу о нарушении Обществом требований части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), подпункта "г" пункта 31, пунктов 42(1), 59(1), 60(1) Правил N 354 (в редакции до 01.01.2019), а именно, ООО "Генерация" без правовых оснований с октября 2019 года по настоящее время производит расчет платы за отопление исходя из норматива потребления тепловой энергии, а не исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии за 2018-2019 года жителям МКД N 13.
Результаты проверки и выявленные нарушения отражены в акте проверки от 27.02.2020 N 56-ок (т.1 л.д. 109-111).
По итогам проверки ответчик выдал ООО "Генерация" обязательное для исполнения предписание от 27.02.2020 N 15-ок, указав в пункте 1 на необходимость в срок до 22.04.2020 произвести перерасчет платы за отопление жителям МКД N 13, за период с октября по декабрь 2019 года исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии за 2018 год, с января 2020 по декабрь 2020 исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии за 2019 год; в пункте 2 - в срок до 23.04.2020 предоставить в Службу информацию об исполнении предписания от 27.02.2020 N 15-ок и документы, подтверждающие его исполнение (т.1 л.д. 108).
Не согласившись с предписанием ответчика, ООО "Генерация" обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое предписание не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя, что в силу статьи 201 АПК РФ является основанием для признания его незаконным.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В рассматриваемом случае оспариваемое заявителем предписание вынесено органом государственного контроля (надзора) по итогам проведенной в отношении Общества внеплановой документарной проверки. Данное предписание оценивается арбитражным судом на момент его вынесения. При оценке вопроса о законности предписания помимо полномочий вынесшего это предписание органа и оснований для проведения проверки, в части чего замечаний не имеется, выяснению подлежит наличие у заявителя обязанности и возможности по проведению требуемых мероприятий.
Рассматривая настоящее дело по существу, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (часть 1 статьи 153 ЖК РФ).
В соответствии с частью 4 статьи 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Согласно пункту 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно абзацу 1 пункта 42(1) Правил N 354 оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.
Судом первой инстанции установлено, что на территории Ивановской области в рассматриваемый период действовал способ оплаты коммунальной услуги по отоплению - равномерно в течение календарного года.
В соответствии с абзацем 3 пункта 42(1) Правил N 354 в редакции, действующей до 31.12.2018, в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3, 3(1) и 3(2) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
Размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии, согласно пунктам 42(1) и 43 Правил определяется при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года по формуле 3(1): Pi = Si x VT x TT, где:
Si - общая площадь i-го помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме;
VT - среднемесячный объем потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год, определенный как отношение объема тепловой энергии исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, которым оборудован многоквартирный дом, за предыдущий год к количеству календарных месяцев в году и к общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме. При отсутствии показаний общедомового прибора учета за предыдущий год среднемесячный объем потребления тепловой энергии определяется исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению;
TT - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 59(1) Правил N 354 плата за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды за расчетный период, с учетом положений пункта 44 настоящих Правил, а также плата за коммунальную услугу отопления определяются исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода) - начиная с даты, когда вышел из строя или был утрачен ранее введенный в эксплуатацию коллективный (общедомовый) прибор учета либо истек срок его эксплуатации, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям коллективного (общедомового) прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд.
В силу пункта 60(1) Правил N 354 по истечении указанного в пункте 59(1) настоящих Правил предельного количества расчетных периодов, за которые плата за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, и плата за коммунальную услугу по отоплению определяются по данным, предусмотренным указанным пунктом, в случае если собственники помещений в многоквартирном доме не обеспечили в установленном порядке восстановление работоспособности вышедшего из строя или замену утраченного ранее и введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, а также замену такого прибора учета по истечении срока его эксплуатации, плата за коммунальную услугу по отоплению за расчетный период рассчитывается в порядке, указанном в пункте 42(1) настоящих Правил.
При отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме, а также индивидуального прибора учета тепловой энергии в жилом доме размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2 и 2(1) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению (абзац 2 пункта 42(1) Правил N 354).
Проанализировав изложенные нормативные положения, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что при способе оплаты отопления равномерно в течение года размер платы за отопление определяется исходя из среднемесячного объема тепловой энергии за предыдущий год (при отсутствии показаний общедомового прибора учета за предыдущий год исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению), с произведением корректировки платы в первом квартале года, следующего за расчетным годом, исходя из фактических показаний коллективного (общедомового) прибора учета, установленного в многоквартирном доме, за прошедший год.
Из материалов дела следует и сторонами не оспаривается, что в МКД N 13 установлен общедомовой прибор учета (далее - ОДПУ), который эксплуатировался в период с 10.09.2018-15.05.2019. В дальнейшем прибор учета был введен в эксплуатацию с 20.08.2020.
Таким образом, в периоды с 16.05.2019 по 19.08.2020 ОДПУ тепловой энергии не был расчетным.
Как указывает ответчик, ООО "Генерация" с 27.09.2019 оказывает услуги теплоснабжения потребителям и жителям жилых домов села Михалево, находящихся под управлением ООО "УК Ивановского района". Начисление платы за отопление собственникам и нанимателям жилых помещений в МКД N 13 производится исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению согласно требованиям пунктов 42(1), 59 Правил N 354 в связи с отсутствием акта допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии.
Ответчику представлен акт допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии МКД с 10.09.2018 по 15.05.2019.
Указывая на нарушение пунктов 59(1), 60(1) Правил N 354, Служба исходит из того, что расчет платы за отопление с октября по декабрь 2019 года должен был производиться исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии за 2018 год, с января 2020 по декабрь 2020 расчет платы должен производиться исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии за 2019 год, а не исходя из норматива потребления тепловой энергии.
Вместе с тем материалами настоящего дела подтверждается, что ООО "Генерация" начало осуществлять деятельность по теплоснабжению с. Михалево в отопительный сезон 2019-2020 года, то есть с сентября 2019 года. Договор теплоснабжения с потребителями тепловой энергии, в том числе и с ООО "Управляющая компания Ивановского района", в управлении которой находится МКД N 13 с. Михалево подписан в сентябре 2019 года. С указанной даты заявитель производил начисления жителям МКД N 13, начисления производились по нормативу.
Вместе с тем, учитывая вышеприведенные положения действующего законодательства, в рассматриваемом случае в 2019 году с мая 2019 и за последующие 3 месяца расчет платы за отопление необходимо было производить исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии за 2018 год, а за последующие месяцы (с сентября 2019) - по нормативу.
Служба в оспариваемом предписании обязывает Общество произвести перерасчет размера платы за отопление исходя из среднемесячного объема потребления не только за 3 месяца, начиная с даты, когда вышел из строя или был утрачен ранее введенный в эксплуатацию коллективный (общедомовый) прибор учета либо истек срок его эксплуатации (в настоящем случае - 15.05.2019), а с октября по декабрь 2019 года, весь 2020 год.
Как следует из акта проверки от 27.02.2020 N 56-ок ответчик не имел сведений о дате ввода прибора учета в эксплуатацию в 2020 году. Соответственно, у Службы отсутствовали правовые основания для возложения на Общество обязанности по проведению перерасчета с января 2020 по декабрь 2020 год исходя из среднемесячного объема потребления за 2019 год. В материалах проверки, по итогам которой были вынесено оспариваемое предписание, не установлено конкретных нарушений со стороны Общества, в том числе арифметических. Требований о произведении корректировки предписание не содержит.
При таких обстоятельствах предписание от 27.02.2020 N 15-ок выдано Службой заявителю без достаточных на то оснований, не может быть признано корректным, законным, исполнимым. При проверке законности оспариваемого предписания суд не корректирует его содержание, а проверяет законность и обоснованность конкретных, изложенных в предписании требований. С учетом изложенных обстоятельств суд первой инстанции правомерно признал предписание ответчика незаконным.
Довод подателя жалобы о том, что среднемесячный объем тепловой энергии, используемый в формуле 3(1) приложения N 2 к Правилам N 354, определяется за календарный год, предшествующий году корректировки, вне зависимости от того, какое количество месяцев в году корректировки объем тепловой энергии измерялся общедомовым прибором учета, в рассматриваемом случае не свидетельствует о законности оспариваемого предписания с учетом конкретных обстоятельств настоящего дела.
Таким образом, решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, от уплаты государственной пошлины освобождаются, в связи с чем государственная пошлина с ответчика не взыскивается.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 07.12.2020 по делу N А17-2956/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу службы государственной жилищной инспекции Ивановской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ивановской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Г.Г. Ившина |
Судьи |
С.С. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А17-2956/2020
Истец: ООО "Генерация"
Ответчик: Служба Государственной жилищной инспекции Ивановской облати
Третье лицо: Второй Арбитражный Апелляционный суд, ООО "МЭР", ООО "Управляющая компания Ивановского района"