г. Чита |
|
05 марта 2021 г. |
Дело N А19-17610/2020 |
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе, председательствующего судьи Е.В. Желтоухова, рассмотрел без вызова сторон апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Иркутская электросетевая компания" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 10 декабря 2020 года по делу N А19-17610/2020, рассмотренному в порядке упрощённого производства по исковому заявлению Министерства лесного комплекса Иркутской области (ОГРН 1073808028194, ИНН 3808170859, адрес: 664003, Иркутская обл., г. Иркутск, ул. Горького, д. 31) к обществу с ограниченной ответственностью "Иркутская электросетевая компания" (ОГРН 1093850013762, ИНН 3812122706, адрес: 664056, город Иркутск, ул.Лермонтова, 257) о взыскании 300 000 руб.
УСТАНОВИЛ:
Истец, Министерство лесного комплекса Иркутской области, обратился в Арбитражный суд Иркутской области с исковым заявлением к открытому акционерному обществу "Иркутская электросетевая компания" (ОАО "ИЭСК") о взыскании неустойки за несвоевременное предоставление проекта освоения лесов по договору аренды лесного участка N 91-437/19 от 20.09.2019.
Решением суда первой инстанции от 10.12.2020 требования заявителя удовлетворены частично.
Принимая указанное решение, суд первой инстанции взыскал с ответчика в пользу истца 30 000 рублей неустойки по договору аренды лесного участка N 91-437/19 от 20.09.2019 за нарушение срока разработки и предоставления проекта освоения лесов применив статью 333 Гражданского кодекса Российской Федерации. В удовлетворении остальной части исковых требований отказал.
Ответчик, не согласившись с выводами суда первой инстанции, заявил апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить и в удовлетворении исковых требований отказать.
Из апелляционной жалобы следует, что проект освоения лесов был разработан и представлен арендодателю для проведения государственной экспертизы 09.01.2020, то есть в пределах установленного срока, следовательно, оснований для применения к арендатору штрафных санкций в виде неустойки не имеется.
Суд первой инстанции не дал оценки тому доводу, что договор считается заключенным с момента государственной регистрации, то есть 31.10.2019 и именно с этой даты у арендатора возникает обязанность разработать и представить арендодателю проект освоения лесов, учитывая, что неустойка подлежит уплате за каждый полный календарный месяц просрочки по истечении установленного срока, при этом просрочка в виде полного календарного месяца обществом не допущена, то и оснований для взыскания с ответчика неустойки не имеется.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена судом апелляционной инстанции на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет 05.02.2021.
Согласно части 1 статьи 2721 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
В соответствии с положениями пункта 47 Постановления Пленума Верховного суда российской Федерации от 18.04.2017 года N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционная жалоба, представление рассматривается судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главами 29, 34 АПК РФ, без вызова сторон.
Как следует из материалов дела, 20.09.2019 между Министерством лесного комплекса Иркутской области (Арендодатель) и открытым акционерным обществом "ИЭСК" (Арендатор) заключен договор аренды лесного участка для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов N 437/19, по условиям которого Арендодатель обязался предоставить, а Арендатор обязался принять во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности, площадью 0,0028 га, расположенный по адресу: Иркутская область, муниципальное образование "Боханский район", Кировское лесничество, Кировское участковое лесничество, технический участок N 9 (колхоз им. Каландаришвили), эксплуатационные леса, квартал N 23 (в. 5 ч., 13 ч.), кадастровый номер 85:03:070602:169 (28+/- 93кв.м.) (пункт 1 договора).
Договор аренды лесного участка прошел государственную регистрацию в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области 31.10.2019, номер регистрации 85:03:070602:169-38/122/2019-3.
Во исполнение условий договора указанный лесной участок передан Арендодателем Арендатору на основании акта приема-передачи лесного участка, переданного в аренду для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов 20.09.2019 (приложение N 5 к Договору).
В соответствии пунктом 3.4. (подпункт "г") договора установлена обязанность арендатора в течение 6 месяцев со дня заключения настоящего договора разработать и предоставить арендодателю проект освоения лесов для проведения государственной экспертизы.
Пунктом 4.2. (подпункт "б") спорного договора стороны предусмотрели ответственность арендатора за нарушение срока разработки и представления арендодателю проекта освоения лесов для проведения государственной или муниципальной экспертизы, предусмотренной подпунктом "г" пункта 3.4. договора, или использование лесного участка без проекта освоения лесов - 150 000 рублей (для юридического лица) за каждый полный календарный месяц просрочки по истечении установленного срока.
Суд первой инстанции, оценив указанное пришел к выводу о том, что арендатор обязан был представить проект освоения лесов в шестимесячный срок с даты заключения договора аренды 20.09.2019, т.е. не позднее 21.03.2020.
Как установил суд первой инстанции и следует из материалов дела, 09.01.2020 года арендатор предоставил арендодателю проект освоения лесов для проведения государственной экспертизы, однако Распоряжением Министерства лесного комплекса Иркутской области N 94-мр от 23.01.2020 утверждено отрицательное заключение экспертной комиссии государственной экспертизы проекта.
В дальнейшем, арендатор представил арендодателю проект освоения лесов для проведения государственной экспертизы 03.02.2020 вх. N 01-91-4364/20.
Распоряжением Министерства лесного комплекса Иркутской области N 91-532-мр от 10.03.2020 дано отрицательное заключение.
09.04.2020 вх. N 01-91-7119/20 арендатор вновь представил документы Министерству.
Распоряжением Министерства лесного комплекса Иркутской области N 91-880-мр от 17.04.2020 утверждено отрицательное заключение.
21.05.2020 вх. N 0191-10111/20 арендатор вновь представил документы Министерству. Распоряжением Министерства от 01.06.2020 N 91-1288-мр было утверждено положительное заключение государственной экспертизы предоставленного проекта.
Оценив указанное, и руководствуясь условиями договора (подпункт "г" пункта 3.4., подпункт "б" пункта 4.2.), суд первой инстанции пришел к выводу о том, что договором установлена обязанность арендатора в шестимесячный срок со дня заключения договора разработать и предоставить арендодателю проект освоения лесов, за нарушение которой установлена ответственность в виде неустойки в размере 150 000 рублей за каждый полный календарный месяц просрочки по истечении установленного срока.
Суд апелляционной инстанции, оценив выводы суда первой инстанции, считает, что они противоречат буквальному содержанию условий договора, фактическим обстоятельствам дела, и сделаны без учета действующего правового регулирования, по следующим основаниям.
Статьей 431 Гражданского кодекса РФ установлено, что при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.
Буквальное содержание подпункта "г" пункта 3.4. договора состоит в следующем:
"Арендатор обязан: в течение 6 месяцев со дня заключения настоящего договора разработать и предоставить арендодателю проект освоения лесов для проведения государственной экспертизы".
При буквальном толковании данного пункта, суд апелляционной инстанции усматривает, что он обязывает арендатора разработать и представить арендодателю проект освоения лесов, с целью проведения государственной экспертизы.
Срок исполнения такой обязанности составляет 6 месяцев и исчисляется со дня заключения настоящего договора.
Как следует из материалов дела, договор аренды лесного участка заключен сторонами 20.09.2019.
При этом, для каждой из сторон договора с целью исполнения ими своих обязанностей вытекающих их него, договор считается заключённым именно с 20.09.2019, в то время как для третьих лиц договор считается заключённым с момента государственной регистрации.
Следовательно, арендатор обязан был исполнить обязанность установленную подпунктом "г" пункта 3.4 Договора от 20.09.2019 до 21.03.2020.
Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, 09.01.2020 года арендатор предоставил арендодателю разработанный им проект освоения лесов для проведения государственной экспертизы, буквальным образом исполнив обязанность установленную подпунктом "г" пункта 3.4 Договора от 20.09.2019 до срока установленного договором.
Доводы Министерства и выводы суда первой инстанции о том, что представленный обществом 09.01.2020 проект освоения лесов не получил положительного заключения государственной экспертизы, в данном случае не имеют правового значения, поскольку Договор аренды от 20.09.2019 не возлагал на арендатора обязанности представления арендодателю в указанный срок положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов.
Из буквального содержания подпункта "б" пункта 4.2. Договора следует, что ответственность, предусмотренная данной нормой, наступает исключительно за нарушение срока, установленного подпунктом "г" пункта 3.4 Договора, разработки и представления арендатором арендодателю проекта освоения лесов, с целью проведения государственной или муниципальной экспертизы либо за использование лесного участка без проекта освоения лесов.
Договор и законодательство запрещают использование лесного участка без проекта освоения лесов, получившего положительное заключение государственной экспертизы.
Учитывая, что арендатор разработал и представил арендодателю проект освоения лесов для проведения государственной экспертизы 09.01.2020, в пределах установленного подпунктом "г" пункта 3.4. Договора срока, а использование лесного участка без проекта освоения лесов обществу не вменялось, то у истца не было законных оснований применять в отношении арендатора подпункт "б" пункта 4.2. Договора, начислять какой-либо штраф, соответственно отсутствовали оснований для его взыскания.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции в соответствии со ст. 270 АПК РФ подлежит отмене, как принятое при несоответствии выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела и неправильном применении норм материального права.
В удовлетворении требований Министерству надлежит отказать полностью.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Взыскать с Министерства лесного комплекса Иркутской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Иркутская электросетевая компания" судебные расходы в размере 3 000 руб. уплаченные обществом при подаче апелляционной жалобы
Суд, руководствуясь статьями 229, 258, 268, 269, 270, 271, 2721 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от "10" декабря 2020 года по делу N А19-17610/2020 отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении требований отказать полностью.
Взыскать с Министерства лесного комплекса Иркутской области (ОГРН 1073808028194, ИНН 3808170859, адрес: 664003, Иркутская обл., г. Иркутск, ул. Горького, д. 31) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Иркутская электросетевая компания" (ОГРН 1093850013762, ИНН 3812122706, адрес: 664056, город Иркутск, ул.Лермонтова, 257) судебные расходы в размере 3 000 руб.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 АПК РФ.
Председательствующий судья |
Е.В. Желтоухов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-17610/2020
Истец: Министерство лесного комплекса Иркутской области
Ответчик: ОАО "Иркутская электросетевая компания"