г. Челябинск |
|
04 марта 2021 г. |
Дело N А47-18272/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 февраля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 марта 2021 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Плаксиной Н.Г.,
судей Арямова А.А., Ивановой Н.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Разиновой О.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 27 ноября 2020 г. по делу N А47-18272/2019.
Индивидуальный предприниматель Корчагин Антон Викторович (далее - заявитель, ИП Корчагин А.В., предприниматель) обратился в Арбитражный суд Оренбургской области с требованиями к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области (далее также - заинтересованное лицо, Управление, УФАС по Оренбургской области) о признании незаконным и недействительным решение от 02.10.2019 N 056/01/18.1-1308/2019, жалобу ИП Корчагина А.В. от 23.09.2019 N 8452 обоснованной и правомерной, обязать Управление выдать предписание организатору настоящего конкурса об отмене протокола N 2 от 17.09.2019 года в части Лотов 1, 2, 3, 4, 8, 9, 12.
К участию в деле в качестве третьего лица незаявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено - Министерство строительства, жилищно-коммунального, дорожного хозяйства и транспорта Оренбургской области.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 27.11.2020 (резолютивная часть решения объявлена 25.11.2020) заявленные требования удовлетворены.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 02.10.2019 N 056/01/18.1-1308/2019, принятое по жалобе ИП Корчагина А.В. от 23.09.2019, вх. N 8452, признано недействительным. Суд обязал Управление Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов индивидуального предпринимателя Корчагина Антона Викторовича.
Не согласившись с принятым решением суда, УФАС по Оренбургской области (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт) обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит признать необоснованной жалобу ИП Корчагина А.В.
В апелляционной жалобе ее податель ссылается на то, что на момент принятия антимонопольным органом решения по делу N 056/01/18.1-1308/2019, решение Министерства о прекращении свидетельства, выданного ИП Корчагину А.В., самим предпринимателем не оспаривалось.
Арбитражным судом не установлено, какие именно нормы действующего законодательства нарушены УФАС по Оренбургской области при принятии решения. Комиссия Оренбургского УФАС России не могла предвидеть итогов рассмотрения дела N А47-18388/2019, которое на момент принятия антимонопольным органом решения даже не было возбуждено.
В арбитражный апелляционный суд от ИП Корчагина А.В. поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором предприниматель отклонил доводы апелляционной жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения указанной информации на официальном сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет, в судебное заседание не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Министерством экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области 31.07.2019 принято решение N 2 о выдаче ИП Корчагину А.В. свидетельства об осуществлении перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок N 769 "Оренбург-Александровка" и карты маршрута без проведения открытого конкурса на срок 180 дней.
Министерством экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области 10.07.2019 на сайте размещено извещение о проведении открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом на территории Оренбургской области. Согласно конкурсной документации, конкурс проводится на основании части 2 статьи 19 Закона N 220-ФЗ по лотам, которые формируются из определенного маршрута или группы маршрутов в соответствии с реестром межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок.
На торги выставлены следующие маршруты: N 690 "Николаевка-Оренбург" (лот N 1); N 780 "Родничный Дол-Оренбург" (лот N 2); N 634 "Бузулук-Абдулино" (лот N 3); N 101 "Оренбург-Аэропорт" (лот N 4); N725 "Оренбург-Грачевка" (лот N 5); N 726 "Оренбург-Курманаевка" (лот N 6); N823 "Оренбург-Светлый" (лот N 7); N 639 "Уральский-Бузулук" (лот N 8); N719 "Бузулук-Логачевка" (лот N 9); N 792А "Абдулино-Оренбург" (лот N10); N 146 "Оренбург-Благославенка" (лот N 11); N 809 "Оренбург-Ташла" (лот N 12).
Согласно подпункту 6 пункта 14 конкурсной документации, к участию в конкурсе допускаются юридические лица, индивидуальные предприниматели, участники договора простого товарищества, соответствующие следующим требованиям: отсутствие в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя, участника договора простого товарищества обстоятельств, предусмотренных частью 8 статьи 29 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 220-ФЗ)
ИП Корчагиным А.В. для участия в открытом конкурсе поданы заявки от 01.08.2019 по лотам N 1, 2, 3, 4, 8, 9, 12.
Министерством экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области 26.08.2019 по результатам проведенной проверки принято решение N 7 о прекращении действия выданного ИП Корчагину А.В. свидетельства об осуществлении перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок N 769 "Оренбург-Александровка" и карты маршрута в связи с невыполнением в отсутствие чрезвычайной ситуации ни одного рейса по маршруту в течение более чем трех дней подряд.
Согласно протоколу N 2 рассмотрения заявок от 17.09.2019 конкурсной комиссией принято решение о недопущении ИП Корчагина А.В. к участию в конкурсе по лотам N 1, 2, 3, 4, 8, 9, 12 в связи с его несоответствиям требованиям подпункта 6 части 1 статьи 23 Закона N 220-ФЗ, подпункта 6 пункта 14 конкурсной документации - наличие обстоятельств, предусмотренных частью 8 статьи 29 Закона N 220-ФЗ (принятие уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок в связи с невыполнением в отсутствие чрезвычайной ситуации ни одного рейса, предусмотренного расписанием, в течение более чем трех дней подряд).
Заявитель обратился в Управление с жалобой от 23.09.2019 (вх. N 8452 от 23.09.2019) на решение конкурсной комиссией по результатам рассмотрения заявок о допуске претендентов к участию в конкурсе, отраженное в протоколе N 2 рассмотрения заявок от 17.09.2019.
Заинтересованным лицом жалоба заявителя рассмотрена в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), по результатам рассмотрения указанной жалобы заинтересованным лицом 02.10.2019 принято решение по делу N 056/01/18.1-1308/2019 о признании жалобы необоснованной, поскольку на момент участия в конкурсе у подателя жалобы было прекращено действие свидетельства об осуществлении перевозок, ИП Корчагин А.В. не соответствовал требованиям пункта 6 части 1 статьи 23 Закона N 220-ФЗ.
ИП Корчагиным А.В. решение Министерства экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области от 26.08.2019 N 7 о прекращении действия выданного свидетельства об осуществлении перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок N 769 "Оренбург-Александровка" и карты маршрута оспаривалось в судебном порядке.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 21.07.2020 по делу N А47-18388/2019 заявленные ИП Корчагиным А.В. требования удовлетворены, признано недействительным решение N 7 от 26.08.2019 "О прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок и карты маршрута" принятое Министерством экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области. Постановлением N 18АП-10177/2020 Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2020 решение Арбитражного суда Оренбургской области от 21.07.2020 по делу N А47-18388/2019 оставлено без изменения, апелляционная жалоба Министерства строительства, жилищно-коммунального, дорожного хозяйства и транспорта Оренбургской области - без удовлетворения.
Несогласие с принятым заинтересованным лицом решением от 02.10.2019 по делу N 056/01/18.1-1308/2019 явилось основанием для обращения ИП Корчагина А.В. в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Рассмотрев заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о несоответствии оспоренного ненормативного акта закону.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лицо вправе обратиться в суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта, незаконным решения органа, осуществляющего публичные полномочия, если полагает, что оспариваемые ненормативный правовой акт и решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на него какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
То есть для признания незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение этими действиями и решениями прав и законных интересов заявителя.
В силу положений статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания соответствия оспоренного решения закону или иному нормативному акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия такого решения, возлагается на орган, принявший акт.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) в соответствии с правилами указанной статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов (часть 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции).
В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
В силу статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 220-ФЗ) настоящий Федеральный закон регулирует отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - регулярные перевозки), в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок.
Согласно пункту 2 статьи 14 Федерального закона N 220-ФЗ осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления либо иным государственным или муниципальным заказчиком государственных или муниципальных контрактов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом положений настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1 статьи 19 Федерального закона N 220-ФЗ свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются по результатам открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок (далее - открытый конкурс).
Согласно пункту 1 статьи 21 Федерального закона N 220-ФЗ предметом открытого конкурса является право на получение свидетельств об осуществлении перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок, межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок или смежным межрегиональным маршрутам регулярных перевозок.
Согласно пункту 2 статьи 21 Федерального закона N 220-ФЗ открытый конкурс проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления, установившими муниципальный маршрут регулярных перевозок, межмуниципальный маршрут регулярных перевозок или смежный межрегиональный маршрут регулярных перевозок (далее - организатор открытого конкурса).
В силу подпункта 6 пункта 1 статьи 23 Федерального закона N 220-ФЗ к участию в открытом конкурсе допускаются юридические лица, индивидуальные предприниматели, участники договора простого товарищества, соответствующие в том числе требованиям: отсутствие в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя, участника договора простого товарищества обстоятельств, предусмотренных частью 8 статьи 29 настоящего Федерального закона.
Согласно частью 8 статьи 29 Федерального закона N 220-ФЗ в случае, если действие свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок прекращено по основаниям, предусмотренным пунктом 2, 7 или 8 части 1 настоящей статьи, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, участники договора простого товарищества, которым было выдано данное свидетельство, утрачивают право в течение одного года со дня прекращения его действия инициировать установление межрегиональных маршрутов регулярных перевозок и участвовать в открытых конкурсах.
Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 29 Федерального закона N 220-ФЗ уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления, выдавшие свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, прекращают действие данного свидетельства при принятие уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления решения о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок в связи с невыполнением по соответствующему маршруту в отсутствие чрезвычайной ситуации ни одного рейса, предусмотренного расписанием, в течение более чем трех дней подряд.
В рамках дела N А47-18388/2019 ИП Корчагин А.В. обратился в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Министерству экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области о признании незаконным решения N 7 от 26.08.2019.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 21.07.2020 года по делу N А47-18388/2019 заявленные ИП Корчагиным А.В. требования удовлетворены, признано недействительным решение N 7 от 26.08.2019.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2020 решение Арбитражного суда Оренбургской области от 21.07.2020 по делу N А47-18388/2019 оставлено без изменения, апелляционная жалоба Министерства строительства, жилищно-коммунального, дорожного хозяйства и транспорта Оренбургской области - без удовлетворения.
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 17.12.2020 решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда по тому же делу оставлены без изменения, кассационная жалоба Министерства - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Наличие преюдициально установленных (предрешенных) обстоятельств означает, что в ходе арбитражного производства не подлежат доказыванию и не допускают опровержения обстоятельства, составляющие фактическую основу ранее вынесенного и вступившего в законную силу судебного акта.
Поскольку оспариваемое решение антимонопольного органа основано на решении N 7 от 26.08.2019, которое признано в судебном порядке недействительным, заявленные ИП Корчагиным А.В. требования удовлетворены судом обоснованно.
Действительно, на момент принятия антимонопольным органом решения, решение Министерства о прекращении свидетельства, выданного ИП Корчагину А.В., оспорено не было, не было признано недействительным.
Вместе с тем, суд первой инстанции, принимая решение о признании незаконным решения антимонопольного органа, обоснованно исходил из установленных фактических обстоятельств дела на момент рассмотрения настоящего спора.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Повторно исследовав обстоятельства дела и представленные доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае имелась предусмотренная статьями 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации совокупность условий, необходимых для признания недействительным решения антимонопольного органа, в связи с чем суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленных предпринимателем требований.
Доводы апелляционной жалобы основаны на ошибочном толковании норм материального права, в связи с чем, подлежат отклонению как несостоятельные.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 27 ноября 2020 г. по делу N А47-18272/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.Г. Плаксина |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-18272/2019
Истец: ИП Корчагин Антон Викторович
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области
Третье лицо: Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд, Корчагин А.В., Министерство строительства, жилищно-коммунального, дорожного хозяйства и транспорта Оренбургской области, Министерство экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области