Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 17 августа 2021 г. N Ф05-14158/21 настоящее постановление отменено
г. Москва |
|
05 марта 2021 г. |
Дело N А40-117824/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 марта 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 марта 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Суминой О.С.,
судей: |
Лепихина Д.Е., Кочешковой М.В., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Алексеевой Е.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "АМУР-АВТО"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 13.11.2020 по делу N А40-117824/20
по заявлению АО "Системный оператор единой энергетической системы"
к Управлению федеральной антимонопольной службы по г. Москве
третьи лица: 1) ООО "АМУР-АВТО"
2) ООО "РТС-ТЕНДЕР"
об оспаривании решения и предписания от 26.06.2020 по делу N 077/07/00-10368/2020
при участии:
от заявителя: |
Михайлов И.А. по доверенности от 06.06.2016; |
от заинтересованного лица: |
Шилепина И.И. по доверенности от 28.12.2020; |
от третьих лиц: |
1.Астаева М.Г. по доверенности от 21.01.2021; 2.не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
АО "СО ЕЭС" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительными решения и предписания Московского УФАС России от 26.06.2020 N 077/07/00-10368/2020. В качестве третьих лиц к участию в деле привлечены ООО "Амур-Авто" и ООО "РТС-Тендер".
Решением Арбитражного суда города Москвы от 13.11.2020 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, ООО "Амур-Авто" обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм права.
Представитель Общества в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал. По мнению апеллянта, порядок оценки заявок, при котором ценовые предложения участников конкурса сравниваются без учета НДС с использованием шкалы баллов, предусматривающей присвоение максимального количества балов при снижении начальной (максимальной) цены договора более чем на 5% (включительно), противоречит Федеральному закону от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках).
Представитель третьего лица ООО "РТС-ТЕНДЕР", извещенный надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился. В соответствии со ст. 156 АПК РФ дело рассмотрено без его участия.
Проверив в соответствии со ст. ст. 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность принятого решения, заслушав представителей сторон, поддержавших в судебном заседании свои доводы и требования, изучив материалы дела и доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, исходя из нижеследующего.
Как усматривается из материалов дела, в АО "СО ЕЭС" 04.06.2020 проведен конкурс на право заключения договора оказания автотранспортных услуг для нужд филиалов.
ООО "Амур-Авто" 16.06.2020 обратилось в Московское УФАС России с жалобой на положения конкурсной документации в части оценки заявок по критерию "Цена Договора", а также по подкритерию "Состояние транспортных средств (сопоставление суммарного пробега автомобилей)" критерия "Качество Услуг и квалификация Участника конкурса".
Решением комиссии Московского УФАС России, принятым по жалобе ООО "Амур-Авто", заказчик признан нарушившим требования п. 2 ч. 1, ч. 6 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), в связи с чем выдано предписание об отмене итогового протокола, переоценке заявок участников.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения АО "СО ЕЭС" в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу с указанными выше требованиями.
Предусмотренный ч. 4 ст. 198 АПК РФ срока на обращение в суд с настоящим заявлением Обществом соблюден.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что, принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции законно и обоснованно исходил из имеющихся в деле доказательств, спорным отношениям дана надлежащая правовая оценка, нормы материального права применены правильно.
Апелляционный суд считает, что в настоящем случае имеется совокупность необходимых условий для удовлетворения заявленных АО "СО ЕЭС" требований.
В силу ч. 16 ст. 3.2 Закона о закупках под конкурсом понимается форма торгов, при которой победителем признается участник, чья заявка соответствует требованиям, установленным документацией о закупке, и содержит лучшие условия исполнения договора.
Согласно п. 4 ст. 447 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу - лицо, которое по заключению конкурсной комиссии предложило лучшие условия.
Таким образом, при проведении конкурса максимальное снижение только цены договора не является приоритетом в отличие от аукциона, так как в конкурсе оценке подлежат и иные условия исполнения договора.
Порядок оценки заявок, при котором присвоение максимального количества баллов производится при снижении цены более чем на 5% (включительно), позволяет выявить наиболее выгодное предложение, избежав при этом существенных расходов, связанных с неисполнением или некачественным исполнением победителем своих обязательств по договору. Следствием дальнейшего снижения ценового предложения, то есть демпинга, является нерентабельность выполняемых работ, что, в свою очередь, влечет снижение требуемого их количества и качества. Снижение цены договора, исключающее рентабельность оказываемых услуг, обладает признаками недобросовестной конкуренции.
Следовательно, установление конкурсной документацией антидемпинговой оговорки направлено на защиту прав и интересов добросовестных участников закупки от умышленного занижения цены с целью формальной победы в конкурсе.
Пунктом 5 раздела VII Стандарта осуществления закупочной деятельности отдельных видов юридических лиц, утвержденного ФАС России и опубликованного на официальном сайте антимонопольного органа (https://fas.gov.ru/documents/574853), предусмотрено, что оценка и сопоставление заявок может осуществляться как по формуле расчета баллов, позволяющей осуществить пропорциональное начисление баллов в зависимости от степени предпочтительности предложений участников закупки, так и путем установления шкалы баллов, то есть количества и основания присваиваемых баллов участнику закупки, позволяющей определить наилучшие условия исполнения договора.
Таким образом, предусмотренная конкурсной документацией шкала баллов не противоречит Закону о закупках, нормативным правовым актам, принятым в его развитие, в том числе утвержденному ФАС России Стандарту осуществления закупочной деятельности отдельных видов юридических лиц.
В соответствии с п. 5 ч. 9, п. п. 5 и 7 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках в извещении об осуществлении конкурентной закупки, в документации о конкурентной закупке должны быть указаны сведения о начальной (максимальной) цене договора (цена лота), либо формула цены, устанавливающая правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора, и максимальное значение цены договора, либо цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора, а также порядок формирования цены договора (цены лота) с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей.
В силу п. 13 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке устанавливаются критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.
На основании указанных норм заказчик предусмотрел в закупочной документации начальную (максимальную) цену договора с учетом НДС и определил в документации о закупке единые правила сравнения ценовых предложений участников независимо от применяемой ими системы налогообложения, в соответствии с которыми ценовые предложения участников сравниваются без учета НДС.
Установленный конкурсной документацией порядок сравнения ценовых предложений позволяет определить реальный финансовый результат от заключения договора, поскольку товары, работы и услуги принимаются к бухгалтерскому учету без НДС, а уплаченные заказчиком в составе цены суммы НДС не включаются в расходы при исчислении налога на прибыль организаций согласно п. 1 ст. 170 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Пунктом 1 ст. 424 ГК РФ предусмотрено, что исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон.
В соответствии с п. 1 ст. 168 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав налогоплательщик дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг), передаваемых имущественных прав обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг), имущественных прав соответствующую сумму НДС.
Следовательно, если участник закупки является плательщиком НДС, он обязан дополнительно к согласованной сторонами цене товаров, работ или услуг предъявить заказчику к оплате сумму НДС.
Для участников закупки, являющихся плательщиками НДС, цена договора, определяемая по соглашению сторон, не включает НДС. Сумма НДС предъявляется сверх согласованной цены в размере, определенном налоговым законодательством, и не зависит от волеизъявления сторон договора, поэтому она не может учитываться при сравнении ценовых предложений.
Вопреки доводам апелляционной жалобы о том, что приведение ценовых предложений к единому базису ставит в неравные условия участников, находящихся на упрощенной системе налогообложения, при сравнении цен с учетом НДС данные участники получат по отношению к участникам, применяющим общую систему налогообложения, неконкурентное преимущество, не основанное на их деятельности по снижению себестоимости товара (работ, услуг) за счет оптимизации затрат и бизнес-процессов, а только по факту предоставляемого государством налогового режима.
Таким образом, установленный заказчиком порядок сравнения ценовых заявок без учета НДС позволяет выявить наиболее выгодное с экономической точки зрения предложение независимо от применяемой каждым из участников системы налогообложения и не противоречит принципу равноправия, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не содержат оснований, установленных ст. 270 АПК РФ для изменения или отмены решения арбитражного суда.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно признал оспариваемое решение и предписание антимонопольного органа не соответствующим требованиям Закона о закупках и нарушающим права и законные интересы общества.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, связанные с иным толкованием норм права и обстоятельств дела, признаются коллегией ошибочными.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 13.11.2020 по делу N А40-117824/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
О.С. Сумина |
Судьи |
М.В. Кочешкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-117824/2020
Истец: ОАО СИСТЕМНЫЙ ОПЕРАТОР ЦЕНТР.ДИСПЕЧЕРСКОЕ УПРАВЛ. ЕЭС
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. МОСКВЕ
Третье лицо: ООО "АМУР-АВТО", ООО "РТС-ТЕНДЕР", АО "СО ЕЭС"
Хронология рассмотрения дела:
12.04.2022 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-33/2022
29.12.2021 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-117824/20
17.08.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-14158/2021
05.03.2021 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-74767/20
13.11.2020 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-117824/20