Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 2 июля 2021 г. N Ф02-2827/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Чита |
|
10 марта 2021 г. |
Дело N А58-5784/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 марта 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 марта 2021 года.
Четвёртый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Куклина О.А., судей Каминского В.Л., Мациборы А.Е., при ведении протокола судебного заседания секретарём Городецким Р.Г., рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Якутскэнерго" на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 17 декабря 2020 года по делу N А58-5784/2020 по иску публичного акционерного общества "Якутскэнерго" (ИНН 1435028701, ОГРН 1021401047260) к муниципальному казённому учреждению "Служба эксплуатации городского хозяйства" городского округа "город Якутск" (ИНН 1435103042, ОГРН 1021401072110) о взыскании 1 478 214,60 руб.,
и установил:
публичное акционерное общество "Якутскэнерго" (далее - ПАО "Якутскэнерго", истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с иском к муниципальному казённому учреждению "Служба эксплуатации городского хозяйства" городского округа "город Якутск" (далее - МКУ "Служба эксплуатации городского хозяйства", ответчик) о взыскании 1 478 214,60 руб. задолженности по договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 01.08.2017 N 1704, в том числе 958 323,89 руб. основного долга, 519 890,71 руб. пени за период с 21.12.2019 по 24.07.2020.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 17.12.2020 в иске отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, истец обратился в суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить.
Как указывает заявитель жалобы, в соответствии с пунктом 8 договора N 1704 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям ответчик должен был подписать акт об осуществлении технологического присоединения либо направить мотивированный отказ от подписания в течение 3 рабочих дней с момента получения письма (18.12.2019) с приложенными актами и счётом, однако направил мотивированный ответ только 15.01.2020. Заявитель считает, что поскольку подписанный с одной стороны акт об осуществлении технологического присоединения получен ответчиком, а мотивированный отказ от подписания акта в установленный срок в адрес истца не поступил, то он считается подписанным в одностороннем порядке.
Как указывает заявитель жалобы, Федеральным законом от 03.08.2018 N 303-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" (далее - Закон N 303-ФЗ) внесены изменения в статью 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), согласно которым ставка НДС увеличена до 20%. Заявитель считает, что применение ставки НДС в размере 20% распространяется, в том числе, на отношения, возникшие из ранее заключённых договоров в случае оказания в рамках названных договоров услуг после 01.01.2019. По мнению заявителя, внесение изменений в договор в части изменения размера ставки НДС не требуется.
Ответчик отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом. Руководствуясь пунктом 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела и проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции установил следующее: 01.08.2017 между истцом (сетевой организацией) и ответчиком (заявителем) заключён договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям N 1704, по условиям которого сетевая организация приняла на себя обязательства по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя: 475 земельных участков для многодетных семей (квартал М21 - 390 участков, квартал М22 - 85 участков), в том числе по обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства к присоединению энергопринимающих устройств, урегулированию отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства с учётом определённых договором характеристик.
Заявитель обязался оплатить расходы на технологическое присоединение в соответствии с условиями договора (пункт 1 договора).
Согласно пункту 5 договора срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 24 месяца со дня заключения договора.
Пунктом 10 договора предусмотрено, что размер платы за технологическое присоединение определяется в соответствии с постановлением Правления ГКЦ-РЭК РС (Я) от 27.12.2016 N 389 "Об утверждении размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям ПАО "Якутскэнерго" на 2017 год" и составляет 56 541 110,19 руб., в том числе НДС 18% в размере 8 624 915,11 руб.
Внесение платы за технологическое присоединение осуществляется заявителем путём перечисления денежных средств на расчётный счёт сетевой организации в соответствии с графиком платежей по приложению N 3 (пункт 11 договора).
Сторонами подписаны дополнительные соглашения от 16.08.2017 N 1, от 19.10.2017 N 2, от 12.12.2019 N 3 к договору.
Дополнительным соглашением от 12.12.2019 N 3 внесены изменения в части срока выполнения мероприятий по технологическому присоединению - до 30.12.2019.
Изменения в части стоимости работ не вносились.
Согласно пункту 14 договора настоящий договор может быть изменён по письменному соглашению сторон или в судебном порядке.
Истец свои обязательства по договору исполнил, сопроводительным письмом от 13.12.2019 N 215/15035 направил в адрес ответчика акт об осуществлении технологического присоединения, согласно которому сумма оказанных услуг была увеличена и составила 57 499 434,08 руб., в том числе НДС 20% в размере 9 583 239,01 руб. Увеличение стоимости оказанных услуг истец связывает с тем, что с 01.01.2019 применяется налоговая ставка по НДС в размере 20%.
Акт со стороны ответчика не подписан.
Ответчик внёс оплату в общей сумме 56 541 110,19 руб. платёжными поручениями от 01.09.2017 N 87647, от 11.09.2017 N 91942, от 29.12.2017 N 147152, от 29.12.2017 N 147148, от 29.12.2017 N 147146, от 29.12.2017 N 147150.
958 323,89 руб. ответчик не оплатил, что послужило основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Оценив представленные в дело доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд апелляционной инстанции пришёл к следующим выводам: правоотношения сторон вытекают из договора возмездного оказания услуг и регулируются положениями главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерация (далее - ГК РФ), Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике), Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Законом N 303-ФЗ налоговая ставка НДС была увеличена с 18% до 20%, новая ставка применяется в отношении товаров (работ, услуг), имущественных прав, отгруженных (выполненных, оказанных), переданных начиная с 01.01.2019, независимо от времени их заключения.
В данном случае заказчиком является муниципальное учреждение, в связи с чем на правоотношения сторон распространяются положения Закона о контрактной системе. Так, согласно части 54 статьи 112 указанного Закона до 01.10.2019 в рамках срока исполнения контракта допускается по соглашению сторон изменение цены заключённого до 01.01.2019 контракта в пределах увеличения в соответствии с законодательством Российской Федерации ставки НДС в отношении товаров, работ, услуг, приёмка которых осуществляется после 01.01.2019, если увеличенный размер ставки НДС не предусмотрен условиями контракта. Государственным или муниципальным заказчиком как получателем бюджетных средств предусмотренное настоящей частью изменение может быть осуществлено в пределах доведённых в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации лимитов бюджетных обязательств на срок исполнения контракта.
По вопросу внесения изменений в контракт, связанных с изменением ставки НДС, Министерством финансов Российской Федерации опубликовано информационное письмо от 14.03.2019 N 24-04-02/16837, согласно которому цены контрактов, заключённых до повышения ставки НДС, не подлежат изменению в связи с таким повышением. При этом, часть 54 статьи 112 Закона о контрактной системе предусматривает наличие совокупности условий для изменения цены контракта: изменение осуществляется исключительно до 01.10.2019 и по соглашению сторон; только в пределах увеличения ставки НДС и только на товары, работы, услуги, в отношении которых увеличилась данная ставка, и оплата которых осуществляется после 01.01.2019; если увеличенный размер ставки НДС не был предусмотрен условиями контракта (в том числе при обосновании начальной (максимальной) цены контракта).
Учитывая изложенное и изучив материалы дела, апелляционный суд приходит к выводу, что основания изменения договора отсутствуют, поскольку сторонами не было заключено соглашения об изменении договора, в связи с чем необходимое условие изменения цены договора ими не достигнуто. Кроме того, поскольку заказчиком является муниципальное казённое учреждение, необходимо учитывать наличие соответствующих лимитов бюджетных обязательств с учётом ставки НДС 20%. Доказательств увеличения указанных лимитов в материалах дела также не содержится, в связи с чем правовых оснований для взыскания с ответчика заявленной истцом суммы у суда не имеется.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Руководствуясь статьями 268 - 271 АПК РФ, Четвёртый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 17 декабря 2020 года по делу N А58-5784/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение 2-х месяцев с даты принятия путём подачи жалобы через суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.А. Куклин |
Судьи |
А.Е. Мацибора |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-5784/2020
Истец: ПАО "Якутскэнерго"
Ответчик: Муниципальное казенное учреждение "Служба эксплуатации городского хозяйства" городского округа "город Якутск"