город Ростов-на-Дону |
|
10 марта 2021 г. |
дело N А32-21790/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 марта 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 марта 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шимбаревой Н.В.,
судей Деминой Я.А., Сурмаляна Г.А.,
при ведении протокола судебного заседания Сорокиным Д.М.,
при участии:
от Инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по г. Краснодару: Неваленная В.А. по доверенности от 13.11.2019
,рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по г. Краснодару
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 21.12.2020 по делу N А32-21790/2020
по заявлению государственного казенного учреждения Краснодарского края "Краевой центр геологической информации, мониторинга геологической среды и запасов полезных ископаемых "Кубаньгеология" (ИНН 2308261993, ОГРН 1192375002060)
к Инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по г. Краснодару (ИНН 2308024329, ОГРН 1042303711559),
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований, государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Западном внутригородском округе г. Краснодара Краснодарского края (ИНН 2308081038, ОГРН 1022301195322)
о признании задолженности безнадежной ко взысканию,
УСТАНОВИЛ:
Государственное казенное учреждение Краснодарского края "Краевой центр геологической информации, мониторинга геологической среды и запасов полезных ископаемых "Кубаньгеология", г. Краснодар (далее заявитель, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по г. Краснодару, г. Краснодар (далее - налоговый орган, инспекция) с требованием уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ признать безнадежной к взысканию, подлежащей списанию задолженность ГКУ КК "Кубаньгеология" по пеням, начисленным на суммы недоимки по страховым взносам в виде фиксированного платежа в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии, за расчетные периоды, истекшие до 01 января 2017 г. в размере 525 068,64 руб., а также обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы N1 по г. Краснодару списать указанную к взысканию сумму пени с лицевого счета заявителя ГКУ КК "Кубаньгеология" (с учетом уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Краснодарского суда от 21.12.2020 приняты уточнения, признана безнадежной ко взысканию и подлежащей списанию задолженность учреждения по пеням, начисленным на суммы недоимки по страховым взносам в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии, за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года в размере 499 868,23 руб.
Суд обязал Инспекцию Федеральной налоговой службы N 1 по г. Краснодару, г. Краснодар списать безнадежную ко взысканию задолженность учреждения по пеням, начисленным на суммы недоимки по страховым взносам в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии, за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года в размере 499 868,23 руб. с лицевого счета заявителя. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
Решение мотивировано тем, что исчерпаны принимаемые меры по принудительному взысканию задолженности, а также порядок такого взыскания нарушен, что свидетельствует об утрате возможности взыскания недоимки.
Инспекция Федеральной налоговой службы N 1 по г. Краснодару обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просила решение отменить.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что возможность взыскания задолженности не утрачена уполномоченным органом, в связи с чем суд первой инстанции нарушил требования законодательства.
В отзыве на апелляционную жалобу ГКУ КК "Кубаньгеология" возражало в отношении заявленных доводов, просило решение суда оставить без изменения.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, за заявителем числится задолженность:
- пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017 КБК 18210202010062100160) период образования по 03.02.2017 в сумме 499 868,23 руб. и период образования по 11.02.2016 в сумме 25 200,41 руб.
В связи с тем, что налоговый орган утратил право на взыскание данной задолженности в установленном Налоговом кодексом Российской Федерации порядке заявитель обратился в суд с настоящим заявлением о признании задолженности безнадежной ко взысканию, а обязанность по ее уплате прекращенной.
Исследовав материалы дела, суд первой инстанции пришел к выводу о нарушении налоговой инспекцией порядка взыскания задолженности, ввиду чего признал обоснованным заявление учреждения, руководствуясь следующим.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации и статьями 23, 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и сборы, представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.
Как следует из материалов дела учреждением заявлена невозможной к взысканию пеня начисленная на страховые взносы в пенсионный фонд по ГУП "Кубаньгеология".
В спорный период, правопредшественник учреждения - ГУП "Кубаньгеология" находилось в процессе ликвидации в соответствии с распоряжением главы администрации Краснодарского края от 04.07.2016 N 225-р "О ликвидации государственного унитарного предприятия Краснодарского края "Кубанская краевая научно-производственная компания минеральных ресурсов и геологии "Кубаньгеология".
В соответствии с распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края 17.09.2018 N 248-р "О реорганизации государственного унитарного предприятия Краснодарского края "Кубанская краевая научно-производственная компания минеральных ресурсов и геоэкологии "Кубаньгеология" в форме преобразования в государственное казенное учреждение Краснодарского края" ГУП "Кубаньгеология" находилось в стадии реорганизаций.
18.01.2019 в Единый государственный реестр регистрация юридических лиц внесена запись о создании государственного казенного учреждения Краснодарского края "Краевой центр геологической информации, мониторинга геологической среды и запасов полезных ископаемых "Кубаньгеология" (далее - ПСУ КК "Кубаньгеология").
В силу пункта 2 части 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) ГУП "Кубаньгеология" являлось плательщиком страховых взносов в периоды до 01.01.2017.
С 01.01.2017 полномочия по администрированию страховых взносов возлагаются на налоговые органы в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 года за N 250-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов па обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Закон) и от 03.07.2016 года за N 243-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование".
Таким образом, с 01.01.2017 администратором по направленным органами ПФР сведениям об имеющейся задолженности по страховым взносам и пени по взысканию за счет денежных средств находящихся на счетах в банках либо имущества, являются налоговые органы.
Согласно статье 20 Закона N 250-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 3 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора.
В силу подпункта 4 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случаях принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации недоимка, числящаяся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которой оказались невозможными в силу причин экономического, социального или юридического характера, признается безнадежной и списывается по федеральным налогам и сборам в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила, предусмотренные пунктом 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации, применяются также при списании безнадежной задолженности по пеням и штрафам (пункт 2 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации).
В целях реализации статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации Правительством Российской Федерации утверждено Постановление от 12.02.2001 N 100 "О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам по федеральным налогам и сборам, а также задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам".
Согласно названному Постановлению Правительства Российской Федерации решение о признании безнадежной к взысканию и списании задолженности принимается налоговым органом, за исключением случаев, предусмотренных указанным Постановлением.
В соответствии с пунктом 9 постановления Пленума ВАС РФ о 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" налогоплательщик вправе подать в суд заявление о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными к взысканию и обязанности по их уплате прекращенной.
В абзаце 3 пункта 9 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 указано, что согласно взаимосвязанному толкованию норм подпункта 5 пункта 3 статьи 44 и подпункта 4 пункта 1 статьи 59 НК РФ исключение соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика возможно только на основании судебного акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе в случае отказа в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании этих сумм.
Вывод об утрате налоговым органом возможности взыскания налогов, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания может содержаться в судебном акте по любому налоговому делу, в том числе и в мотивировочной части акта.
При этом в соответствии с абзацем 5 пункта 9 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 судам необходимо исходить из того, что при толковании подпункта 4 пункта 1 статьи 59 НК РФ следует, что инициировать соответствующее судебное разбирательство вправе не только налоговый орган, но и налогоплательщик, в том числе путем подачи в суд заявления о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными ко взысканию и обязанности по их уплате прекращенной.
Установлено, что у налогового органа по учреждению числится следующая недоимка:
- пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017) в сумме 4 014 216,61 руб. КБК 18210202010060000160.
В уточненном требовании учреждение просило признать невозможной ко взысканию пени в сумме 525 068,64 руб.
Указанная пеня начислена учреждению по страховым взносам по периодам истекшим до 01.01.2017.
На настоящий период за учреждением задолженности по страховым взносам в пенсионный фонд возникшие до 01.01.2017 не числится.
В материалы дела налоговым органом не представлено доказательств выставления в адрес организации требований об уплате указанной задолженности по пени по страховым взносам в пенсионный фонд.
Налоговым органом в материалы дела представлено требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей) на 11.02.2016 N 033S01160041000, где пени начислены на страховую часть пенсии зачисляемой в пенсионный фонд до 01.01.2017 в сумме 25 200,41 руб.
Из материалов дела следует, что указанное требование выставлено в адрес правопредшественника пенсионным фондом, в рамках принудительного взыскания в отношении ГУП "Кубаньгеология" было принято решение пенсионным фондом о взыскании указанной суммы пени за счет денежных средств от 15.03.2016 N 033S02160021969, принято постановление о взыскании задолженности за счет имущества от 29.03.2016 N 033S04160010617 и направлено в службу судебных приставов.
ОСП по Западному округу города Краснодара ГУ ФССП по Краснодарскому краю, было возбуждено исполнительное производство N 56769/16/23-39-ИП от 08.04.2016 и передано в МО по исполнению особых ИП на основании Постановления о передаче исполнительного производства в другое ОСП от 23.06.2016.
При таких обстоятельствах судом установлено, что пенсионным фондом соблюдены все предусмотренные Федеральным законом N 212-ФЗ процедуры принудительного взыскания указанной пени в размере 25 200,41 руб. по требованию 11.02.2016 N033S01160041000.
Налоговым органом в материалы дела представлено требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей) от 03.02.2017 N 033S01170204531 на сумму 642 227,21 руб., в том числе пеня в размере 499 868,23 руб.
Следовательно, пенсионным фондом принято требование в период, когда полномочия по администрированию пенсионных взносов перешло к налоговому органу, что является нарушением требований законодательства по регулированию страховых взносов после 01.01.2017.
Также налоговым органом в материалы дела не представлены доказательства направления указанного требования в адрес налогоплательщика на числящуюся недоимку по пени по страховым взносам.
Исходя из указанных обстоятельств, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что пенсионным фондом нарушена процедура выставления требования в 2017 году и не уведомления налогоплательщика о необходимости уплатить имеющуюся задолженность, предшествующая принудительному взысканию.
В связи с неуплатой страховых взносов и пени, в срок, установленный в требовании от 03.02.2017 N 033S01170204531 (до 27.02.2017) Инспекцией в порядке статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации принято решение о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, банка) в банках, а также электронных денежных средств от 09.12.2017 N 40408 в общей сумме 517 169 руб., в том числе по пени по страховым взносам в сумме 517 169,24 руб.
При этом суд первой инстанции, рассматривая вопрос о соблюдении порядка взыскания суммы пени по страховым взносам, верно руководствовался следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 46 Кодекса в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства (драгоценные металлы) на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках и его электронные денежные средства, за исключением средств на специальных избирательных счетах, специальных счетах фондов референдума.
Положения статьи 46 Кодекса применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату налога, страховых взносов (п. 9 ст. 46 Кодекса).
Согласно пункту 2 статьи 46 Налогового кодекса взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления на бумажном носителе или в электронной форме в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) -организации или индивидуального предпринимателя.
В соответствии с пункта 3 статьи 46 Кодекса решение о взыскании доводится до сведения налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в течение шести дней после вынесения указанного решения.
В случае невозможности вручения решения о взыскании налогоплательщик) (налоговому агенту) под расписку или передачи иным способом, свидетельствующим о месте его получения, решение о взыскании направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней со дня направления заказного письма.
В силу пункта 3 статьи 46 Налогового кодекса решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Согласно пункта 1 статьи 47 НК РФ решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) -организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение двух лет со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Как усматривается из материалов дела Решение от 09.12.2017 N 40408 принято за пределами установленного статьей 46 НК РФ двух месячного срока, доказательств направлению предприятию заказной почтовой корреспонденцией в материалы дела не представлено.
Предусмотренные статьями 46 и 47 Налогового кодекса меры принудительного взыскания налоговой задолженности за счет денежных средств на счетах в банках и за счет иного имущества налогоплательщика-организации представляют собой последовательные этапы единого внесудебного порядка взыскания налоговой задолженности, а не самостоятельные, независимые друг от друга процедуры.
В пункте 55 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что судам необходимо исходить из того, что невынесение налоговым органом решения о взыскании налога за счет денежных средств в установленный абзацем 1 пункта 3 статьи 46 Налогового кодекса срок и непринятие мер к его исполнению по общему правилу исключают возможность вынесения налоговым органом решения о взыскании налога за счет иного имущества налогоплательщика, а также обращения его в суд с заявлением, предусмотренным абзацем 3 пункта 1 статьи 47 Налогового кодекса.
Таким образом, нарушение порядка взыскания образовавшейся задолженности по пени в сумме 499 868,23 руб. является основанием для признания ее безнадежной ко взысканию.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о правомерности удовлетворения заявления учреждения в части признания невозможной ко взысканию Инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по г. Краснодару недоимки по пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемой в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии в размере 499 868,23 рублей КБК 18210202010062100160, поскольку возможность принудительного взыскания которой утрачена.
Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о незаконности и необоснованного принятого по существу спора судебного акта.
Суд первой инстанции выполнил требования статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полно, всесторонне исследовал и оценил представленные в деле доказательства и принял законный и обоснованный судебный акт.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильность сделанных судом первой инстанции и подтвержденных материалами дела выводов.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену оспариваемого акта (ч. 4 ст. 270 АПК РФ), судом апелляционной инстанции не установлено, основания для удовлетворения жалобы отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.12.2020 по делу N А32-21790/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Н.В. Шимбарева |
Судьи |
Я.А. Демина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-21790/2020
Истец: ГКУ КК "Краевой центр геологической информации, мониторинга геологической среды и запасов полезных ископаемых "Кубаньгеология", Государственное казенное учреждение Краснодарского края "Краевой центр геологической информации, мониторинга геологической среды и запасов полезных ископаемых "Кубаньгеология"
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы N 1 по г. Краснодару, ИФНС N1 по Краснодару
Третье лицо: ГУ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЗАПАДНОМ ВНУТРИГОРОДСКОМ ОКРУГЕ Г. КРАСНОДАРА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ, ГУ УПФР в Западном внутригородском округе г.Краснодара