Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 21 июня 2021 г. N Ф06-5139/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Самара |
|
09 марта 2021 г. |
Дело N А65-11986/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 марта 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 09 марта 2021 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Некрасовой Е.Н., судей Бажана П.В., Николаевой С.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Самсоненко Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 01.03.2021 в помещении суда апелляционную жалобу акционерного общества "Газпром межрегионгаз Казань" на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 15.12.2020 по делу N А65-11986/2020 (судья Хамитов З.Н.), возбужденному по заявлению акционерного общества "Газпром межрегионгаз Казань" (ИНН 1660031631, ОГРН 1021602833141), г.Казань, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г.Казань третьи лица: акционерное общество "Елабужское предприятие тепловых сетей" (ИНН 1646020589, ОГРН 1061674038491), г.Елабуга Республики Татарстан, общество с ограниченной ответственность "Газпром трансгаз Казань" (ИНН 1600000036, ОГРН 1021603624921), г.Казань, об оспаривании решения,
в судебном заседании приняли участие:
от АО "Газпром межрегионгаз Казань" - Тагиров А.Э. (доверенность от 25.02.2021 N 8/2/2021),
от Татарстанского УФАС России - Корсуков М.Н. (доверенность от 11.01.2021 N АШ-02/30),
от иных лиц - не явились, извещены,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Газпром межрегионгаз Казань" (далее - АО "Газпром межрегионгаз Казань", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - антимонопольный орган) от 13.03.2020 по делу N 016/01/10-1629/2019.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены акционерное общество "Елабужское предприятие тепловых сетей" (далее - АО "Елабужское ПТС"), общество с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Казань".
Решением от 15.12.2020 по делу N А65-11986/2020 Арбитражный суд Республики Татарстан в удовлетворении заявления отказал.
АО "Газпром межрегионгаз Казань" в апелляционной жалобе просило отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Антимонопольный орган и АО "Елабужское ПТС" апелляционную жалобу отклонили по мотивам, изложенным в отзывах на нее.
Иные участвующие в деле лица отзывы на апелляционную жалобу не представили, что не препятствует рассмотрению настоящего дела по имеющимся в нем доказательствам.
В судебном заседании представитель АО "Газпром межрегионгаз Казань" апелляционную жалобу поддержал, просил отменить решение суда первой инстанции как незаконное и необоснованное.
Представитель антимонопольного органа апелляционную жалобу отклонил, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения.
На основании ст.ст.156 и 266 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей иных участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе и отзывах, заслушав представителей сторон в судебном заседании, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как видно из материалов дела, в антимонопольный орган поступило обращение Прокурора Республики Татарстан от 05.09.2019 N 7-50-2019 с просьбой дать оценку деятельности АО "Газпром межрегионгаз Казань" в части соблюдения законодательства о защите конкуренции, а также о наличии признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ст.14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (т.2, л.д.3-5).
Антимонопольный орган вынес приказ от 04.10.2019 N 02/398-к о возбуждении дела N 016/01/10-1629/2019 по признакам нарушения АО "Газпром межрегионгаз Казань" ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ) (т.2, л.д.10).
Решением от 13.03.2020 по делу N 016/01/10-1629/2019 (исх. от 27.03.2020 N АР-05/4022) антимонопольный орган признал АО "Газпром межрегионгаз Казань" нарушившим требования ч.1 ст.10 Закона N 135-ФЗ в части полного отключения газоснабжения в котельную АО "Елабужское ПТС", что привело или могло привести к нарушению прав добросовестных потребителей, не имеющих задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг; решил передать материалы данного дела должностному лицу, уполномоченному рассматривать дела об административных правонарушениях, для возбуждения административного производства по фактам, указанным в решении по настоящему делу, в отношении виновных должностных и юридических лиц, а также должностному лицу для рассмотрения вопроса о выдаче предупреждения в соответствии со ст.39.1 Закона N 135-ФЗ.
Не согласившись с решением антимонопольного органа, АО "Газпром межрегионгаз Казань" обратилось в арбитражный суд.
Ч.1 ст.198 АПК РФ установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из ст.200 АПК РФ, обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (ч.1 ст.65 АПК РФ).
Закон N 135-ФЗ определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения: 1) монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; 2) недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.
Целями Закона N 135-ФЗ являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
В соответствии с ч.1 ст.3 Закона N 135-ФЗ этот закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица.
Согласно Положению о Федеральной антимонопольной службе (утв.Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 331; далее - Положение N 331) Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий, в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), рекламы, контролю за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа, в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, а также по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Исходя из ст.22 Закона N 135-ФЗ, антимонопольный орган осуществляет, в том числе функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства и предупреждению монополистической деятельности.
В полномочия антимонопольного органа входит, в частности, возбуждение и рассмотрение дела о нарушениях антимонопольного законодательства; выдача в предусмотренных Законом N 135-ФЗ случаях хозяйствующим субъектам обязательных для исполнения предписаний о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства; об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства, о прекращении иных нарушений антимонопольного законодательства (ст.23 Закона N 135-ФЗ).
Полномочия антимонопольного органа регламентированы также в Положении N 331.
Таким образом, оспариваемое решение принято антимонопольным органом в пределах предоставленных ему полномочий.
Мотивируя свое решение, антимонопольный орган исходил из следующего.
В Прокуратуру Республики Татарстан поступило представление Елабужской городской прокуратуры от 04.07.2019 N 2.8.2, адресованное АО "Газпром межрегионгаз Казань", об устранении нарушений законодательства по факту прекращения подачи газа в котельную АО "Елабужское ПТС", расположенную в с.Тарловка Елабужского муниципального района Республики Татарстан.
Прокуратура установила, что подача газа прекращена АО "Газпром межрегионгаз Казань" в связи с наличием у АО "Елабужское ПТС" задолженности в размере более 60 млн.руб. В результате допущено нарушение прав добросовестных потребителей, не имевших задолженности по оплате коммунальных услуг: 134 собственника жилых помещений, 5 социально-значимых объектов (в частности, ООШ N 11, фельдшерско-акушерский пункт ГАУЗ "ЕЦРБ").
Согласно пояснениям АО "Газпром межрегионгаз Казань" решение об ограничении поставки газа АО "Елабужское ПТС" на объекте газопотребления - Котельная санатория "Тарловский" в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25.11.2016 N 1245 "О порядке ограничения подачи (поставки) и отбора газа, об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" было принято в связи с постоянным нарушением сроков оплаты за поставленный газ, а также в связи с непогашенной задолженностью за газ в размере более 60 млн.руб.
Должнику были направлены все необходимые предупреждения о предстоящем ограничении поставки газа, предусмотренные Правилами ограничения подачи (поставки) и отбора газа (утв.Постановлением Правительства РФ от 25.11.2016 N 1245), что подтверждается направлением в адрес АО "Елабужское ПТС" телеграммы от 14.05.2019 следующего содержания: "уведомляем 05.06.2019 полностью ограничивается подача газа в связи с задолженностью_".
Для введения процедуры ограничения направлена телеграмма ЭПУ "Челныгаз" ООО "Газпром трансгаз Казань" о прекращении поставки газа.
Сообщений о добросовестных абонентах от АО "Елабужское ПТС" в ответ на предупреждения о предстоящем ограничении поставки газа не поступало.
Между тем, согласно документам, представленным АО "Елабужское ПТС", в адрес АО "Газпром межрегионгаз Казань" в ответ на телеграмму от 14.05.2019 было направлено письмо от 20.05.2019 N 652 с просьбой не ограничивать подачу газа на объекты общества.
В письме от 30.05.2019 N 706, направленном в АО "Газпром межрегионгаз Казань", АО "Елабужское ПТС" повторно просило не ограничивать подачу газа на его объекты.
Однако, исходя из пояснений ООО "Газпром трансгаз Казань", представленных в антимонопольный орган (вх. от 06.12.2019 N 19800), 30.05.2019 было получено письмо АО "Газпром межрегионгаз Казань" от 30.05.2019 N 517/5 об отключении подачи газа в котельной АО "Елабужское ПТС" в с.Тарловка с 05.06.2019 в связи с неисполнением договорных обязательств по оплате поставленного газа. Работы по приостановлению подачи газа были произведены ЭПУ "Челныгаз" 05.06.2019 по наряду-допуску от 05.06.2019 N 546.
Письмом от 06.06.2019 N 729 АО "Елабужское ПТС" сообщило АО "Газпром межрегионгаз Казань" о том, что действия газоснабжающей организации по прекращению поставки ресурсов организациям-потребителям, к сетям которых подключены абоненты, своевременно оплачивающие использованные советующие ресурсы, ведут к нарушению их прав на получение коммунальных услуг, в связи с чем просило осуществить возобновление подачи газа на котельную "Тарловка".
Поскольку ответных действий со стороны АО "Газпром межрегионгаз Казань" не последовало, АО "Елабужское ПТС" произвело самовольное подключение к сетям газоснабжения, что, в свою очередь, повлекло повторное приостановление ЭПУ "Челныгаз" подачи газа по наряду-допуску от 17.06.2019 N 588 (т.2, л.д.80-84).
В связи с фактическим отсутствием подачи газа АО "Елабужское ПТС" направило в Исполнительный комитет Елабужского муниципального района Республики Татарстан письмо от 17.06.2019 N 766 о переносе срока планового отключения котельной "Тарловка" с периода 08.07.2019 по 21.07.2019 на период с 17.06.2019 по 30.06.2019.
В соответствии с письмом АО "Елабужское ПТС", направленным ЭПУ "Челныгаз" ООО "Газпром трансгаз Казань" (от 26.06.2019 N 808), был выполнен запрос о возобновлении подачи газа в котельную санатория "Тарловский".
Согласно пояснениям АО "Газпром межрегионгаз Казань" с 01.07.2019 и по настоящее время АО "Елабужское ПТС" производит отбор газа на объекте газопотребления - котельная санатория "Тарловский".
Как указало АО "Газпром межрегионгаз Казань", ограничение поставки газа проводилось не в отопительный сезон, а в летний период, когда газ используется на выработку горячей воды, а для этого могут быть использованы альтернативные источники энергии, что в целом исключает угрозу жизни и здоровья населения с.Тарловка.
Тем не менее, в соответствии с пояснениями АО "Елабужское ПТС" на малых котельных, в том числе котельной "Тарловка", отсутствуют котлы с возможностью работы на резервном топливе (кроме газа).
При этом возможность использования резервного топлива для производства тепловой энергии (горячей воды) имеется только в центральной котельной, расположенной по ул.Интернациональная, 9а, на которой находится узел приема аварийного топлива.
В соответствии с пояснениями АО "Елабужское ПТС", а также представленными ООО "ЕРЦ - "Татэнергосбыт" расчетами, по состоянию на конец ноября 2019 года процент собираемости сумм, начисленных потребителям АО "Елабужское ПТС", составил 90%. При этом АО "Газпром межрегионгаз Казань" не опровергает факт постепенного погашения АО "Елабужское ПТС" имеющейся задолженности.
Следовательно, действия АО "Газпром межрегионгаз Казань" по полному ограничению подачи газа в котельную АО "Елабужское ПТС" затронули права конечных потребителей (90% которых являются добросовестными плательщиками коммунальных услуг) на бесперебойное обеспечение их коммунальными услугами.
По мнению антимонопольного органа, наличие неурегулированного гражданско-правового спора, связанного с неоплатой задолженности со стороны АО "Елабужское ПТС", не могло являться основанием для полного ограничения подачи газа в котельную АО "Елабужское ПТС", снабжающую потребителей горячей водой, в силу прямого запрета действующего законодательства на осуществление такого рода действий.
Запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей (ч.1 ст.10 Закона N 135-ФЗ).
В соответствии с ч.1 ст.5 Закона N 135-ФЗ доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.
Согласно ч.5.1 ст.45 Закона N 135-ФЗ при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган проводит анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.
Приказом ФАС России от 28.04.2010 N 220 утвержден Порядок проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке.
С целью установления доминирующего положения АО "Газпром межрегионгаз Казань" на локальном рынке газоснабжения антимонопольный орган провел анализ состояния конкурентной среды на данном товарном рынке в соответствии с Порядком N 220.
Как следует из паспорта водогрейного котла HP-19 (рег.N Е-49), находящегося в котельной "Тарловка", топливом, которое может использоваться в этом котле, является газ (природный, сжиженный).
С учетом изложенного продуктовые границы рынка были определены как услуги по поставке газа (газоснабжению) с использованием централизованной системы, систем коммунальной инфраструктуры.
В силу особенностей производства котельная "Тарловка" не предполагает использование альтернативного топлива помимо газа, а также резервного вида топлива, ввиду чего услуга по поставке газа, предоставляемая АО "Газпром межрегионгаз Казань", не имеет альтернативы в отношении указанной котельной.
По результатам анализа состояния конкурентной среды антимонопольный орган пришел к выводу о том, что доля АО "Газпром межрегионгаз Казань" на локальном рынке газоснабжения, предоставляемого потребителям, имеющим технологическое присоединение к сетям АО "Газпром межрегионгаз Казань", составляет 100%.
В соответствии с ч.4 ст.5 Закона N 135-ФЗ хозяйствующий субъект вправе представлять в антимонопольный орган доказательства того, что положение этого хозяйствующего субъекта на товарном рынке не может быть признано доминирующим.
Однако в связи со сложившейся схемой газоснабжения, в силу физического расположения энергопринимающих устройств и привязкой их к определенному месту, а также наличия технологического присоединения системы газоснабжения субабонентов к газоснабжению, с учетом принципа однократности такого присоединения, котельная АО "Елабужское ПТС" имеет возможность получать газ и услуги по передаче газа на территории, охваченной существующими сетями, и не имеет этой возможности (или данная возможность связана со значительными издержками, экономически и технически не целесообразна) за ее пределами.
С учетом особенностей рассматриваемого рынка, географические границы определены антимонопольным органом как котельная, расположенная по адресу: Елабужский район, котельная санатория "Тарловский" (котельная "Тарловка").
Исходя из изложенного, АО "Газпром межрегионгаз Казань" занимает доминирующее положение на локальном рынке услуг по газоснабжению в пределах географических границ, определенных территорией, охватываемой системой газоснабжение, обеспечивающими соответствующим ресурсом (газом) котельную "Тарловка" АО "Елабужское ПТС".
При таких обстоятельствах антимонопольный орган сделал правильный вывод о наличии в действиях АО "Газпром межрегионгаз Казань" признаков нарушения ч.1 ст.10 Закона N 135-ФЗ в части полного ограничения подачи газоснабжения в котельную АО "Елабужское ПТС", что привело или могло привести к нарушению прав добросовестных потребителей, не имевших задолженности по оплате, на бесперебойное снабжение коммунальными ресурсами.
Доводы АО "Газпром межрегионгаз Казань" об отсутствии в его действиях нарушения ч.1 ст.10 Закона N 135-ФЗ, о том, что полное ограничение поставки газа теплоснабжающим организациям предусмотрено нормативно-правовыми актами, суд первой инстанции обоснованно отклонил.
Как уже указано, порядок ограничения подачи (поставки) и отбора газа юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям регламентирован Правилами N 1245.
Согласно п.11 Правил N 1245 потребитель, к сетям которого подключены абоненты, не имеющие задолженности, обязан обеспечить им поставку газа и (или) вырабатываемых при использовании газа ресурсов в объемах, необходимых для их бесперебойного ресурсоснабжения.
В соответствии с пп."в" п.12 Правил N 1245 исполнение обязанности, предусмотренной п.11 данных правил, может осуществляться потребителем путем предоставления потребителем поставщику письменного расчета объема газа, необходимого для бесперебойного ресурсоснабжения абонентов, не имеющих задолженности, подтвержденного данными о мощности газоиспользующего оборудования, которым оснащен ресурсоснабжаемый объект, об отапливаемой площади такого объекта, а также о количестве абонентов, не имеющих задолженности, для заключения договора поставки газа, указанного в пп."б" данного пункта.
П.13 Правил N 1245 предусмотрено, что в случае непредоставления потребителем данных, указанных в пп."в" п.12 Правил N 1245, поставщик газа ограничивает поставку газа до уровня, соответствующего среднемесячному значению количества газа, определяемому из расчета ранее фактически оплачиваемых потребителем объемов газа, подача (поставка) которых осуществлялась в течение 12 месяцев, предшествующих дате введения ограничения (или за меньший период, если предшествующий дате введения ограничения срок подачи (поставки) газа по договору составил менее 12 месяцев) (абз.1).
Поставщик газа не позднее чем за 3 рабочих дня до введения ограничения повторно направляет потребителю уведомление, предусмотренное п.8 данных правил, с указанием основания и даты введения ограничения, а также объемов газа, поставляемых в период ограничения и рассчитанных в соответствии с абз.1 данного пункта (абз.2).
Возможность введения режима полного ограничения поставки газа в соответствии с абз.3 п.13 Правил N 1245 предусматривается только в случае перерасхода газа потребителем в период введения ограничения поставки газа. При этом поставщик газа обязан соблюдать уведомительный порядок путем оповещения о вводимом ограничении не только потребителя, но и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации не менее чем за сутки.
Между тем допустимых и достаточных доказательств соблюдения установленного Правилами N 1245 порядка полного ограничения поставки газа АО "Газпром межрегионгаз Казань" по настоящему делу не представило.
Введение режима полного ограничения поставки газа в отношении котельной "Тарловка" производилось без предварительного ограничения до уровня, соответствующего среднемесячному значению количества газа, а также без уведомления органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации о намерении ввести указанное ограничение.
Из материалов дела следует, что 14.05.2019 АО "Газпром межрегионгаз Казань" направило в АО "Елабужское ПТС" телеграмму с уведомлением о введении режима полного ограничения подачи газа. При этом, в нарушение абз.2 п.13 Правил N 1245, повторное уведомление с указанием объемов газа, поставляемого в период введения ограничения подачи газа, АО "Газпром межрегионгаз Казань" в адрес АО "Елабужское ПТС" не направляло.
АО "Газпром межрегионгаз Казань" (поставщик) осуществляет поставку газа покупателю (АО "Елабужское ПТС") через сети, принадлежащие ООО "Газпром трансгаз Казань" (исполнитель), на основании технического соглашения к договору поставки газа от 01.12.2014 N 9889 (т.2, л.д.44-56, 76-79).
Для введения процедуры ограничения в отношении АО "Елабужское ПТС" в адрес ЭПУ "Челныгаз" ООО "Газпром трансгаз Казань" была направлена телеграмма о прекращении поставки газа.
В соответствии с пояснениями ООО "Газпром трансгаз Казань" 30.05.2019 было получено письмо АО "Газпром межрегионгаз Казань" от 30.05.2019 N 517/5 об отключении с 05.06.2019 подачи газа в котельной АО "Елабужское ПТС" в с.Тарловка в связи с неисполнением договорных обязательств по оплате за поставленный газ. Работы по приостановлению подачи газа ЭПУ "Челныгаз" были произведены 05.06.2019 (наряд-допуск N 546), затем повторно 17.06.2019 (наряд-допуск N 588) в связи с самовольным подключением.
АО "Елабужское ПТС" в письме от 06.06.2019 N 729 сообщило АО "Газпром межрегионгаз Казань" о том, что действия газоснабжающей организации по прекращению поставки ресурсов организациям-потребителям, к сетям которых подключены абоненты, своевременно оплачивающие поставленные ресурсы, ведут к нарушению прав абонентов на получение коммунальных услуг, и просило осуществить возобновление подачи газа на котельную "Тарловка". Поскольку со стороны АО "Газпром межрегионгаз Казань" ответных действий не последовало, АО "Елабужское ПТС" произвело самовольное подключение к сетям газоснабжения.
Таким образом, АО "Газпром межрегионгаз Казань" допустило нарушение порядка ограничения поставки газа, предусмотренного Правилами N 1245, что привело к полному ограничению подачи газа в котельную "Тарловка", котел которой не предполагает возможность замены газа иным видом топлива.
Указанные обстоятельства повлияли на надлежащее исполнение АО "Елабужское ПТС" своих обязательств как ресурсоснабжающей организации, что привело или могло привести к ущемлению интересов потребителей, добросовестно оплачивавших коммунальные услуги.
Довод о том, что решение антимонопольного органа не содержит указания на ограничение конкуренции на рынке поставки газа и на те преимущества, которые возникли у АО "Газпром межрегионгаз Казань", суд первой инстанции правильно признал несостоятельным.
Ст.10 Закона N 135-ФЗ содержит широкий перечень последствий, к которым могут привести противоправные действия субъекта, занимающего доминирующее положение на товарном рынке, в том числе: недопущение, ограничение, устранение конкуренции, ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности, ущемление интересов неопределенного круга потребителей.
В рассматриваемом случае действия АО "Газпром межрегионгаз Казань" по введению полного ограничения поставки газа в котельную "Тарловка" АО "Елабужское ПТС" привели к ущемлению интересов потребителей в с.Тарловка, являющихся добросовестными плательщиками коммунальных услуг, предоставляемых АО "Елабужское ПТС".
Таким образом, ч.1 ст.10 Закона N 135-ФЗ не содержит обязательного наличия признака ограничения конкуренции на том или ином товарном рынке, если противоправные действия субъекта, занимающего доминирующее положение на товарном рынке, привели к иным последствиям, предусмотренным данной статьей.
Доводы АО "Газпром межрегионгаз Казань" о том, что антимонопольный орган полностью исключил вину АО "Елабужское ПТС" как ресурсоснабжающей организации и не дал оценку в оспариваемом решении, суд первой инстанции отклонил, указав, что антимонопольным органом было выдано АО "Елабужское ПТС" соответствующее предупреждение.
По мнению АО "Газпром межрегионгаз Казань", антимонопольный орган не исследовал вопрос относительно мер, предпринятых АО "Елабужское ПТС" для взыскания долга со всех должников.
Между тем в материалах дела имеются сведения о принятии АО "Елабужское ПТС" мер по взысканию задолженности с потребителей коммунальных услуг. Так, по состоянию на 01.01.2019 задолженность потребителей (с учетом текущих начислений) составила 112 382 815,97 руб., просроченная задолженность - 53 391 935,03 руб.; по состоянию на 01.11.2019 задолженность потребителей (с учетом текущих начислений) составила 77 825 891,08 руб., просроченная задолженность - 42 226 290,49 руб.
АО "Газпром межрегионгаз Казань" не опровергло довод антимонопольного органа о том, что в целях недопущения возникновения просроченной задолженности населения АО "Елабужское ПТС" ведется судебно-приказное производство и исковая работа. За 2018 год подано 172 заявления о выдаче судебных приказов на сумму 9 921 тыс.руб., за 2019 год - 144 заявления на сумму 3 618 тыс.руб.; на момент принятия антимонопольным органом оспариваемого решения в производстве судебных приставов находилось 624 исполнительных производства на сумму 27 410 тыс.руб.
Антимонопольным органом также установлено, что задолженность АО "Елабужское ПТС" перед АО "Газпром межрегионгаз Казань" ежегодно снижается: по состоянию на 01.01.2017 задолженность составляла 128 467 тыс.руб., на 01.01.2018 - 115 471 тыс.руб., на 01.01.2019 - 98 637 тыс.руб., 01.01.2020 - 77 972 тыс.руб.
АО "Елабужское ПТС" является регулируемой организацией, основной деятельностью которой является поставка тепловой энергии, поэтому общество не вправе оплачивать одни статьи затрат (в частности, потребленный природный газ) за счет других статей (капитальный ремонт, иные коммунальные ресурсы, мероприятия инвестиционной программы и т.д.).
Согласно ст.3 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" общими принципами организации отношений в сфере теплоснабжения являются, в частности, обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов; обеспечение энергетической эффективности теплоснабжения и потребления тепловой энергии с учетом требований, установленных федеральными законами.
Таким образом, АО "Елабужское ПТС" не может оплачивать полученный природный газ в размере, превышающем долю в тарифе, в ущерб другим статьям, которые прямо влияют на надежность и безопасность теплоснабжения в г.Елабуга.
Однако, как отметил суд первой инстанции, на примере 2019 года видно, что АО "Елабужское ПТС" соблюдало долю газа и покупной тепловой энергии в тарифе относительно НBB в 2019 году, отдавая преимущество оплате за потребленный природный газ. Так, доля газа в тарифе составляла 22,88%, фактическая оплата - 30,1%, доля покупной тепловой энергии в тарифе - 27,96%, фактическая оплата - 18,8%.
Довод об отсутствии причинно-следственной связи между ограничением подачи газа поставщиком в котельную теплоснабжающей организации и ограничением подачи горячей воды теплоснабжающей организацией абонентам, не имеющим задолженности, суд первой инстанции правильно признал несостоятельным.
АО "Газпром межрегионгаз Казань" полностью ограничило поставку газа в котельную санатория "Тарловский".
Как уже указано, исходя из пояснений АО "Елабужское ПТС", на малых котельных (в том числе котельной "Тарловка") отсутствуют котлы с возможностью работы на ином топливе, кроме газа; возможность использования резервного топлива для производства тепловой энергии (горячей воды) имеется только в центральной котельной, где находится узел приема аварийного топлива.
Таким образом, ввиду отсутствия возможности использования резервного топлива для производства тепловой энергии, действия АО "Газпром межрегионгаз Казань" по введению режима полного ограничения поставки газа в котельную санатория "Тарловский" привели к невозможности производства тепла и горячей воды в отношении всех потребителей, подключенных к этой котельной, и, тем самым, привели или могли привести к нарушению прав добросовестных потребителей (не имевших задолженности по оплате) на бесперебойное обеспечение их коммунальными услугами.
Ссылку АО "Газпром межрегионгаз Казань" на то, что АО "Елабужское ПТС" могло приобретать газ на организованных торгах, суд первой инстанции обоснованно отклонил.
Из пояснений АО "Елабужское ПТС" следует, что функционирование биржевых торгов в РФ возможно лишь в рамках Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи, которая является единственной площадкой, позволяющей ПАО "Газпром" участвовать в свободном секторе оптового рынка и реализовывать газ в установленных объемах по нерегулируемым государством ценам. Торги на указанной бирже ведутся в настоящее время на месяц/сутки вперед. При этом газ должен приобретаться в объеме кратном 100 тыс.куб.м в месяц или 10 тыс.куб.м в сутки, тогда как объем потребления газа котельной с.Тарловка составляет ежемесячно от 11-12 тыс.куб.м (летний период) до 68 тыс.куб.м (максимальное потребление в отопительный период).
Таким образом, учитывая, что АО "Елабужское ПТС" не могло закупать газ для котельной с.Тарловка на биржевых торгах, потребление газа в данном случае возможно только в рамках договора поставки газа, заключенного с АО "Газпром межрегионгаз Казань".
С учетом изложенного суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что решение антимонопольного органа является законным и обоснованным.
Согласно ч.2 ст.201 АПК РФ требование о признании недействительным ненормативного акта, незаконным решения и действия (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, может быть удовлетворено судом при одновременном наличии двух обстоятельств: оспариваемые ненормативный акт, решение, действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя.
Поскольку по настоящему делу совокупность указанных обстоятельств не установлена, суд первой инстанции обоснованно отказал АО "Газпром межрегионгаз Казань" в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе АО "Газпром межрегионгаз Казань" указывает на то, что АО "Елабужское ПТС" не прекращало отбор газа в июне 2019 года на объекте газопотребления - котельная "Тарловка".
Этот довод подлежит отклонению, так как полное приостановление подачи газа в котельную "Тарловка" подтверждается материалами дела, в том числе нарядами-допусками от 05.06.2019 N 546 и от 17.06.2019 N 588. Последующее самовольное подключение к сетям газоснабжения, равно как возобновление подачи газа по письму АО "Газпром межрегионгаз Казань" от 26.06.2019 N 479/6, данный факт не опровергает.
Ссылка АО "Газпром межрегионгаз Казань" на то, что в период с 17.06.2019 по 30.06.2019 АО "Елабужское ПТС" приостановило работу котельной только для проведения ремонтных работ, не может быть принята во внимание. Именно в связи с фактическим отсутствием подачи газа АО "Елабужское ПТС" направило в Исполнительный комитет Елабужского муниципального района Республики Татарстан письмо от 17.06.2019 N 766 о переносе срока планового отключения котельной "Тарловка" с периода 08.07.2019 по 21.07.2019 на период с 17.06.2019 по 30.06.2019.
АО "Газпром межрегионгаз Казань" указывает на то, что среднемесячное количество газа, рассчитанное в соответствии с п.13 Правил N 1245 для АО "Елабужское ПТС", позволяло ввести ограничения поставки газа в июне 2019 года.
Между тем, как установлено антимонопольным органом, расчет среднемесячного значения количества поставляемого в АО "Елабужское ПТС" газа произведен АО "Газпром межрегионгаз Казань" в отношении всех котельных, а не в отношении котельной "Тарловка". В период введения полного ограничения поставка газа в котельную "Тарловка" не осуществлялась вовсе.
Полное ограничение подачи (поставки) газа (с предупреждением потребителя и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации не менее чем за сутки), производится в случае, если его объем, установленный на соответствующий месяц, был использован потребителем до истечения этого месяца (абз.3 п.13 Правил N 1245).
АО "Газпром межрегионгаз Казань" не представило доказательств расходования АО "Елабужское ПТС" по состоянию на 05.06.2019 (дата введения полного ограничения поставки газа) всего объема газа, установленного на соответствующий месяц.
Таким образом, АО "Газпром межрегионгаз Казань" не вправе было вводить режим ограничения подачи газа в отношении котельной "Тарловка".
По мнению АО "Газпром межрегионгаз Казань", со ссылкой на главу 7, ст.30 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", рассмотрение обращений о нарушении правил ограничения поставки газа отнесено к компетенции Ростехнадзора; к антимонопольному регулированию в газоснабжении отнесен лишь порядок доступа организаций к газотранспортным и газораспределительным сетям.
Этот довод подлежит отклонению, так как в данном случае антимонопольный орган рассматривал вопрос нарушения АО "Газпром межрегионгаз Казань" антимонопольного законодательства (ч.1 ст.10 Закона N 135-ФЗ) в части полного ограничения газоснабжения в котельную "Тарловка", которое привело или могло привести к нарушению прав добросовестных потребителей, не имевших задолженности по оплате коммунальной услуги. Нарушение Правил N 1245 описывалось в оспариваемом решении антимонопольного органа постольку, поскольку было связано с нарушением требований ч.1 ст.10 Закона N 135-ФЗ.
АО "Газпром межрегионгаз Казань" указывает на то, что аналитический отчет не соответствует требованиям административного регламента. Так, в отчете указано, что деятельность по обеспечению газом относится к разделу D ОКВЭД "Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха", подгруппе 35, тогда как деятельность АО "Газпром межрегионгаз Казань" согласно ОКВЭД2 отнесена к торговле оптовой твердым, жидким и газообразным топливом и подобными продуктами (46.71). АО "Газпром межрегионгаз Казань" является поставщиком газа, не владеет и не эксплуатирует сети газоснабжения, не оказывает и не может оказывать услуги по газоснабжению, соответственно, ссылка антимонопольного органа на то, что котельная АО "Елабужское ПТС" подключена к сетям АО "Газпром межрегионгаз Казань", является ошибочной. Вопреки изложенному в отчете выводу о том, что АО "Газпром межрегионгаз Казань" осуществляет поставку газа в АО "Елабужское ПТС" через сети ООО "Газпром трансгаз Казань" на основании технического соглашения к договору поставки газа от 01.12.2014 N 9889, в действительности транспортировка газа производится газораспределительной организацией - ООО "Газпром трансгаз Казань" на основании договора об оказании услуг, который может заключить и АО "Елабужское ПТС", а также выбрать поставщика газа на ГРС, следовательно, антимонопольным органом неверно определены географические границы товарного рынка и сделан вывод о единственном поставщике газа. Указание в абз.11 п.2 аналитического отчета на то, что продуктовые границы товарного рынка определяются как услуги по поставке газа (газоснабжению), носит неопределенный характер, так как услуги газоснабжения и поставки газа являются разными видами гражданско-правовых договоров. Аналитический отчет не охватывает рынок сжиженного газа.
Эти доводы являются несостоятельными и на законность обжалуемого судебного акта не влияют.
Как уже указано, котельная "Тарловка" не предполагает возможность использования альтернативного топлива помимо газа, а также резервного вида топлива.
Довод представителя АО "Газпром межрегионгаз Казань" в судебном заседании о том, что АО "Елабужское ПТС" не лишено было возможности приобретать сжиженный газ в баллонах, является надуманным, в связи с чем не принимается судом во внимание.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность обжалуемого судебного акта.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, в связи с чем суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со ст.110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на АО "Газпром межрегионгаз Казань".
На основании ст.104 АПК РФ, ст.333.40 НК РФ суд апелляционной инстанции возвращает АО "Газпром межрегионгаз Казань" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 500 руб., излишне уплаченную платежным поручением от 13.01.2021 N 20 при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 104, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 15 декабря 2020 года по делу N А65-11986/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить акционерному обществу "Газпром межрегионгаз Казань" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 500 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Н. Некрасова |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-11986/2020
Истец: АО "Газпром межрегионгаз Казань", г.Казань
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г.Казань
Третье лицо: АО "Елабужское предприятия тепловых сетей", Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, ООО "Газпром Трансгаз Казань"