Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 14 июля 2021 г. N Ф07-7545/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
11 марта 2021 г. |
Дело N А56-33766/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 января 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 марта 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Денисюк М.И.
судей Зотеевой Л.В., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: Кузнецовой Н.С., Новоселовой В.В.
при участии:
от заявителя: Чипурко А.И. по доверенности от 14.02.2020 (до и после перерыва)
от заинтересованного лица: Мартишин И.С. по доверенности от 30.12.2020 (до перерыва); после перерыва - Нейсалова О.М. по доверенности от 30.12.2020
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-30143/2020) Балтийской таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.09.2020 по делу N А56-33766/2020 (судья Терешенков А.Г.), принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Азия"
к Балтийской таможне
о признании незаконным решения от 10.02.2020 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары в декларацию на товары N 10216170/091219/0234803
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Азия" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным решения Балтийского таможенного поста (Центра электронного декларирования) Балтийской таможни (далее - таможенный орган, Таможня) от 10.02.2020 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларацию на товары (далее - ДТ) N 10216170/091219/0234803, а также об обязании Таможню устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем возврата излишне уплаченных таможенных платежей в сумме 554020 рублей 89 копеек в порядке, установленным действующим законодательством.
Решением суда от 08.09.2020 заявленные Обществом требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с вынесенным решением суда первой инстанции, Таможня направила апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, просит отменить обжалуемое решение суда от 08.09.2020 и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований. Податель жалобы ссылается на то, что из представленных Обществом документов (в том числе по запросу таможенного органа) не представлялось возможным оценить и проследить исполнение предусмотренных контрактом от 20.09.2018 условий платежа по согласованной сторонами цене; в дополнительном соглашении от 27.11.2019 к контракту от 20.09.2018 не прописаны изменения, касающиеся объема партии товара - количество коробок; не представлен заказ, подтверждающий изменение объема партии товара; в товаросопроводительных документах не указан вес нетто коробки, при том, что цена товара указана за коробку, соответственно, невозможно установить точную цену за 1 кг/шт товара. Податель жалобы также указывает на то, что инвойс от 12.09.2019 N JTOP19ASIA002 заверен только продавцом товара в одностороннем порядке, следовательно не подтвержден факт двустороннего согласования основных условий сделки; таким образом сведения об условиях сделки, согласовании сделки в двустороннем порядке, правах и обязанностях сторон, условиях формирования цены, документально не подтверждены. Податель жалобы также указывает на то, что Обществом на запрос от 10.12.2019 не представлены пояснения продавца и покупателя по вопросу ценообразования и согласования конечной стоимости товара, поставляемого в рамках данного контракта, а также пояснения о факторах, оказывающих влияние на стоимость сделки. Таким образом, податель жалобы полагает, что поскольку представленные Обществом документы и сведения не подтверждают достоверность и полноту проверяемых сведений о таможенной стоимости товара, задекларированного по спорной ДТ, а также не устраняют оснований для проведения проверки таможенных и иных документов и (или) сведений, заявленных в спорной ДТ, Таможней правомерно принято решение от 10.02.2020 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ N 10216170/091219/0234803.
В дополнительных письменных пояснениях податель жалобы также ссылается на то, что сумма оплаты за спорную партию товара по представленным Обществом в Таможню по запросу от 10.12.2019 заявлениям на перевод от 14.06.2019 N 67, от 08.10.2019 N 107, от 29.11.2019 N 121 не корреспондирует со сведениями, указанными в ДТ N 10216170/091219/0234803; в представленной Обществом ведомости банковского контроля сведения о ДТ N 10216170/091219/0234803 отсутствовали. При этом, представленные Обществом в суд апелляционной инстанции заявление на перевод от 24.08.2020 N 31 и ведомость банковского контроля от не были представлены в таможенный орган, а соответственно, не могли быть учтены при принятии решения от 10.02.2020 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в спорной ДТ.
В судебном заседании представитель Таможни поддержал доводы апелляционной жалобы. Представитель Общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в рамках внешнеторгового контракта от 20.09.2018 N NAN-SHA-2018 (далее - Контракт), заключенного с компанией "Nantong J.Top Foods Со., Ltd" Китай (Продавец) и ООО "Азия" (Покупатель), на условиях поставки FOB Shanghai на таможенную территорию Евразийского экономического союза Обществом с целью помещения под таможенную процедуру "выпуск для внутреннего потребления" ввезен и задекларирован по ДТ N10216170/091219/0234803 товар: "Водоросли морские "нори", жаренные, не содержат ГМО, не содержат этилового спирта", производитель - "Nantong J.Top Foods Со., Ltd", страна происхождения/отправления - Китай; количество 815 коробок (32600 упаковок), вес брутто 11800 кг, вес нетто 9780 кг; код ТН ВЭД ЕАЭС 2008999800.
Стоимость товара и условия оплаты определены и согласованы сторонами внешнеторговой сделки в соответствии с публичной офертой от января 2019 года, прайс-листом от 25.01.2019, дополнительными соглашениями от 04.06.2019, от 27.11.2019 к контракту, инвойсом от 04.06.2019 N JTOP19ASIA002 (первоначальным счетом), инвойсом от 12.09.2019 N JTOP19ASIA002 (корректировочным счетом) и составила в сумме 163000 долларов США (200 долларов США/коробка).
В пересчете на российские рубли на дату декларирования (09.12.2019) 163000 долларов США составляли 10386115 руб. 50 коп.
Стоимость фрахтовых и экспедиторских услуг по доставке груза до территории РФ согласно договору на оказание транспортно-экспедиционных услуг от 26.10.2018 N М-А11/18 и счету-фактуре от 02.12.2019 N 1278 составила 99442 руб. 81 коп.
Таким образом, общая таможенная стоимость товаров определена Обществом в соответствии со статьей 39 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее ТК ЕАЭС) по "стоимости сделки с ввозимыми товарами" и составила -10485558 руб. 31 коп. (стоимость товаров, экспедиторские услуги по фрахту).
В соответствии со статьей 108 ТК ЕАЭС для подтверждения таможенной стоимости Обществом предоставлены при таможенном декларировании, в том числе: контракт от 20.09.2018 N NAN-SHA-2018; дополнительное соглашение от 27.11.2019 к Контракту; инвойс от 12.09.2019 N JTOP19ASIA002 (корректировочный счет); коносамент N 586384348; договор на оказание транспортно-экспедиционных услуг от 26.10.2018 N М-А11/18; счет-фактура от 02.12.2019 N 1278 (за экспедиторские услуги); иные документы, реквизиты которых указаны в графе 44 ДТ N10216170/091219/0234803.
При осуществлении контроля таможенной стоимости товара в соответствии со статьей 325 ТК ЕАЭС таможенным органом обнаружены признаки, указывающие на то, что сведения о таможенной стоимости товаров, заявленных в таможенной декларации, могут являться недостоверными либо должным образом не подтверждены: выявлены с использованием системы управления рисками признаки недостоверности заявленных сведений о стоимости товара; не представлен заказ в неформализованном виде, который является документом, содержащим в себе количественно и качественно определенную информацию относительно поставляемого товара, его стоимости, условий и сроков поставки; не предоставляется возможным оценить и проследить исполнение предусмотренных контрактом условий платежа покупателем в пользу продавца товара по согласованной сторонами цене; счет-фактура от 02.12.2019 N 1278 на оплату услуг по перевозке (транспортировке) погрузке, перегрузке/разгрузке товаров представлена в формализованном виде и не содержит сведений о калькуляции стоимости услуг (отсутствует разбивка о погрузо-разгрузочных работах), таким образом, сведения, указанные в счете-фактуре, невозможно сопоставить с данной поставкой; документы, подтверждающие оплату транспортных расходов, наличие/отсутствие страхования груза, не представлены, соответственно, структура таможенной стоимости не подтверждена; прайс-лист производителя товаров не представлен, соответственно, имеются основания полагать о влиянии на стоимость сделки скидок и аналогичных факторов, количественное влияние которых на цену сделки не определено; в результате анализа ценовой информации базы данных таможенного органа выявлено значительное отклонение заявленной таможенной стоимости товара от стоимости аналогичных товаров.
Для подтверждения таможенной стоимости товара, сведения о котором заявлены в ДТ N 10216170/091219/0234803 Таможней направлен Обществу запрос документов и(или) сведений от 10.12.2019, в соответствии с которым в срок до 24.01.2020 запрошены дополнительные документы, сведения и пояснения, необходимые для правильности определения таможенной стоимости товара, а именно, в целях подтверждения/уточнения сведений:
1) о цене за товар, фактически уплаченной либо подлежащей уплате: контракт, приложение, дополнительное соглашения (спецификация) к контакту, а также документы, предусмотренные контрактом (дополнительное соглашение), акцептованные сторонами в установленном порядке в неформализованном виде по данной поставке, заказ в неформализованном виде (копии), заверенные в установленном порядке инвойсы в неформализованном виде по данной поставке, содержащие качественные характеристики товара, коносаменты в неформализованном виде, прайс-лист производителя товара, заверенный надлежащим образом, являющийся публичной офертой с переводом на русский язык;
2) о формировании цены сделки, соответствии цены сделки первоначальной цене предложения: пояснения от продавца и покупателя по вопросу ценообразования и согласования конечной стоимости товара, поставляемого в рамках данного контракта, пояснения о факторах, оказывающих влияние на стоимость сделки, пояснения продавца по условиям оплаты по данной поставке, документы, подтверждающие отгрузку товара, экспортная декларация страны отправления с переводом на русский язык, заверенным должным образом;
3) о наличии (отсутствии) условий или обязательств, влияющих на стоимость сделки; пояснения о факторах, оказывающих влияние на стоимость сделки, ценовые предложения на товары того же класса и вида других продавцов при продаже на экспорт в Российскую Федерацию, документы по оприходованию предыдущих поставок или документы по оприходованию декларируемого товара, документы по реализации предыдущих поставок или документы по реализации задекларированного товара, документы об оплате, договоры, накладные, расчет конечной себестоимости товара на внутреннем рынке Российской Федерации, сопоставимая информация об уровне рыночных (мировых) цен на товары того же класса и вида с учётом размерного ряда, сорта, производителя и страны происхождения, сопоставимая ценовая информация внутреннего рынка по товарам тех же характеристик, что и ввозимый товар в неформализованном виде (того же производителя, сорта, страны происхождения, размерного ряда) более трех источников, документы, подтверждающие отсутствие/наличие возможных скидок, влияющих на установление контрактной цены, информация об уровне стоимости декларируемого товара на внутреннем/мировом рынке, с учетом страны происхождения, производителя и характеристик товара;
4) о стоимости сделки: банковские платежные документы, подтверждающие факт оплаты за товар по рассматриваемой и предыдущим поставкам, выписки из счета, платежное поручение, заявления на перевод иностранной валюты, Swift-уведомление, подтверждающее факт осуществления платежа в пользу иностранного контрактодержателя, документы по оплате предыдущей поставки в рамках контракта с предоставлением инвойса по предыдущей поставке: выписки из счета, платежное поручение, заявления на перевод иностранной валюты, Swift-уведомление, подтверждающее факт осуществления платежа в пользу иностранного контрактодержателя, выписка из лицевого счёта с указанием номеров контракта, паспорта сделки, счёта покупателя и продавца, извещения банка в электронном виде о списании денежных средств с банковского счета плательщика, с указанием реквизитов исполненного распоряжения в бумажном виде с отметками банка, ведомость банковского контроля;
5) о структуре таможенной стоимости: документы, подтверждающие стоимость доставки, заявка-поручение экспедитору, документ, подтверждающий оговоренные ставки, договор на организацию перевозки со всеми приложениями, дополнениями в неформализованном виде, заявка в неформализованном виде, заверенная в установленном порядке, акт об оказанных транспортноэкспедиторских услугах, заверенный в установленном порядке, в неформализованном виде, банковские документы по оплате транспортных расходов согласно указанным документам в неформализованном виде, заверенным должным образом (выписки из счета, платежное поручение, заявления на перевод иностранной валюты, Swift-10 уведомление, подтверждающее факт осуществления платежа в пользу экспедитора), счет-фактура за вознаграждение экспедитора, банковские документы по оплате транспортировки и вознаграждения экспедитора, подтверждающие оплату расходов с отметками банка в неформализованном виде, документы, подтверждающие сумму вознаграждения отправителю в связи с оказанием услуг в рамках внешнеторговой сделки;
6) о других документах и сведениях, в том числе полученных декларантом от иных лиц, включая лиц, имеющих отношение к производству, перемещению и реализации ввозимого (ввезенного) товара: другие документы и сведения, которые декларант может представить в подтверждение заявленной таможенной стоимости.
Кроме того, таможенный орган направил заявителю расчет размера обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, который необходимо предоставить таможенному органу для выпуска товаров, задекларированных по ДТ N 10216170/091219/0234803.
В ответ на запрос документов и (или) сведений от 10.12.2019 Общество письмом от 15.01.2020 (вх. от 23.01.2020) представило заверенные копии имеющихся документов и сведений, а именно: письмо Общества от 15.01,2020 о маркетинговых исследованиях, письмо компании "Nantong J.Top Foods Со., Ltd" о цене на товар, коносамент, договор поставки от 10.10.2018 N 1, карточки счета N 41.01 за декабрь 2019 года, за период с 12.08.2019 по 30.09.2019, товарные накладные от 14.12.2019 N 84, от 15.08,2019 N 52, счета-фактуры от 14.12.2019 N 84, от 15.08.2019 N 52, информацию об уровне мировых цен, ДТ N 10216100/130819/0019752, заявления на перевод от 11.06.2019 N 64, от 16.09.2019 N 102, от 29.11.2019 N 121, от 08.10.2019 N 107, договор на транспортно-экспедиторское обслуживание грузов от 26.11.2018 N М-А11/18, прайс-лист от 25.01.2019, публичную оферту от января 2019 года, инвойс от 03.06.2019 NJTOP19ASIAO01 (по предыдущей поставке), инвойс от 12.09.2019 NJTOP19ASIA002 и упаковочный лист к нему, экспортную таможенную декларацию с переводом, Контракт, дополнительные соглашения от 11.03.2019, от 03.06.2019, от 27.11.2019 к Контракту.
Товар по ДТ N 10216170/091219/0234803 выпущен таможенным органом 13.12.2019 в соответствии с заявленной таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления при предоставлении Обществом обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в соответствии с направленным Таможней расчетом, в сумме 993561 руб. 63 коп.
В целях устранения выявленных признаков недостоверности заявленной таможенной стоимости Таможней в адрес Общества направлено уведомление от 31.01.2020, в соответствии с которым декларанту предложено в срок до 08.02.2020 предоставить дополнительные документы, сведения и (или) пояснения, а именно:
1) заказ в неформализованном виде, заверенный в установленном порядке;
2) прайс-лист производителя товара, являющийся публичной офертой;
3) пояснения по оплате товара, а также инвойсы, поименованные в графе 70 "Назначение платежа" по представленным заявлениям на перевод, а также документы, подтверждающие факт оплаты данной поставки и предыдущих поставок: Swift-уведомление, подтверждающее факт осуществления платежа в пользу иностранного контрактодержателя, выписку из лицевого счёта с указанием номеров контракта, паспорта сделки, счёта покупателя и продавца, извещения банка в электронном виде о списании денежных средств с банковского счета плательщика, с указанием реквизитов исполненного распоряжения в бумажном виде с отметками банка;
4) в представленной экспортной таможенной декларации отсутствуют отметки таможенного органа страны отправления, что вызывает сомнение в ее достоверности. Кроме того, сведения о реквизитах инвойса в экспортной таможенной декларации не указаны, в связи с чем необходимо предоставить пояснения по данному факту;
5) заявку на перевозку товара в неформализованном виде, заверенную в установленном порядке, а также документы, подтверждающие исполнение условий оплаты за понесенные транспортные расходы, в неформализованном виде (Swift-уведомление, подтверждающее факт осуществления платежа в пользу экспедитора, выписку из лицевого счёта с указанием номеров контракта, паспорта сделки, счета покупателя и продавца, извещения банка в электронном виде о списании денежных средств с банковского счета плательщика, с указанием реквизитов исполненного распоряжения в бумажном виде с отметками банка);
6) на запрос таможенного органа декларантом не представлены сопоставимая информация об уровне рыночных (мировых) цен на товары того же класса и вида с учётом производителя и страны происхождения, сопоставимая ценовая информация внутреннего рынка по товарам тех же характеристик, что и ввозимый товар в неформализованном виде (того же производителя, сорта, страны происхождения, размерного ряда) более трех источников, документы, подтверждающие отсутствие/наличие возможных скидок, влияющих на установление контрактной цены, информация об уровне стоимости декларируемых товаров на внутреннем/мировом рынке, с учетом страны происхождения, производителя и характеристик товара. Также общество не предоставило пояснения от продавца и покупателя по вопросу ценообразования и согласования конечной стоимости товара, поставляемого в рамках данного контракта, и пояснения о факторах, оказывающих влияние на стоимость сделки.
Во исполнение уведомления от 31.01.2020 Обществом письмом от 03.02.2020 в таможенный орган представлены запрошенные дополнительные документы и пояснения, необходимые для подтверждения правильности определения таможенной стоимости товаров.
По результатам анализа представленных Обществом документов Балтийская таможня пришла к выводу о том, что представленные декларантом при таможенном декларировании, а также дополнительно запрошенные документы и сведения о таможенной стоимости товаров не являются достаточными, количественно определяемыми, документально подтвержденными, в связи с чем 10.02.2020 должностным лицом Балтийского таможенного поста (Центра электронного декларирования) Балтийской таможни вынесено решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ N 10216170/091219/0234803.
Таможенная стоимость товаров определена таможенным органом в соответствии со статьей 45 ТК ЕАЭС по шестому (резервному) методу определения таможенной стоимости товаров в размере 12755325 руб. 62 коп., исходя из альтернативного источника ценовой информации: ДТ N 10216170/091219/0234943, товар "водоросли морские жаренные "Нори", производитель "NANTONG RICE WEAWEED FOOD CO. LTD", код ТН ВЭД ЕАЭС 2008999800, вес нетто 1908 кг, таможенная стоимость 2163880,26 руб. (17,8 долларов США за килограмм, 1134,11 рублей за килограмм).
24.02.2019 на основании выводов, указанных в решении об изменении (дополнении) сведений, заявленных в ДТ N 10216170/091219/0234803, должностным лицом Балтийского таможенного поста (Центра электронного декларирования) Балтийской таможни сформирована корректировка декларации на товары (КДТ) N 10216170/091219/0234803, и в счет уплаты дополнительно начисленных таможенных пошлин, налогов списаны денежные средства в сумме 554020 руб. 89 коп.
Не согласившись с решением Таможни о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ N 10216170/091219/0234803 от 10.02.2020, Общество, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные Обществом требования в полном объеме.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, выслушав доводы сторон, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Таможни и отмены решения суда первой инстанции от 08.09.2020 в связи со следующим.
Таможенный контроль таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза, осуществляется в соответствии с главой 5 ТК ЕАЭС с применением форм таможенного контроля и мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля, установленных ТК ЕАЭС.
Согласно пункту 2 статьи 38 ТК ЕАЭС таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию Союза, определяется в соответствии с главой 5 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, если при ввозе на таможенную территорию Союза товары пересекли таможенную границу Союза.
В соответствии с пунктом 14 статьи 38 ТК ЕАЭС по общему правилу таможенная стоимость товаров определяется декларантом, а в случае, если в соответствии с пунктом 2 статьи 52 и с учетом пункта 3 статьи 71 настоящего Кодекса таможенные пошлины, налоги, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины исчисляются таможенным органом, таможенная стоимость товаров определяется таможенным органом.
Пунктом 9 статьи 38 ТК ЕАЭС предусмотрено, что определение таможенной стоимости товаров не должно быть основано на использовании произвольной или фиктивной таможенной стоимости товаров.
Таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации (пункт 10 статьи 38 ТК ЕАЭС).
В силу пункта 15 статьи 38 ТК ЕАЭС основой таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, определенном статьей 39 данного Кодекса.
В случае невозможности определения таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с ними таможенная стоимость товаров определяется в соответствии со статьями 41 и 42 настоящего Кодекса, применяемыми последовательно.
При невозможности определения таможенной стоимости ввозимых товаров в соответствии со статьями 41 и 42 настоящего Кодекса в качестве основы для определения таможенной стоимости товаров может использоваться либо цена, по которой оцениваемые, идентичные или однородные товары были проданы на таможенной территории Союза, в соответствии со статьей 43 настоящего Кодекса, либо расчетная стоимость товаров в соответствии со статьей 44 настоящего Кодекса. Декларант имеет право выбрать очередность применения указанных статей при определении таможенной стоимости ввозимых товаров.
В случае если для определения таможенной стоимости ввозимых товаров невозможно применить статьи 39, 41 - 44 настоящего Кодекса, определение таможенной стоимости товаров осуществляется в соответствии со статьей 45 настоящего Кодекса.
Пунктом 1 статьи 45 ТК ЕАЭС предусмотрено, что таможенная стоимость товаров определяется исходя из принципов и положений главы 5 Кодекса на основе сведений, имеющихся на таможенной территории Союза (резервный метод - метод 6) в случае если таможенная стоимость ввозимых товаров не может быть определена в соответствии со статьями 39, 41 - 44 Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 39 ТК ЕАЭС таможенной стоимостью ввозимых товаров является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза таможенную территорию Союза и дополненная в соответствии со статьей настоящего Кодекса, при выполнении следующих условий:
1) отсутствуют ограничения в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами, за исключением ограничений, которые:
- ограничивают географический регион, в котором товары могут быть перепроданы;
- существенно не влияют на стоимость товаров;
- установлены актами органов Союза или законодательством государств-членов;
2) продажа товаров или их цена не зависит от каких-либо условий или обязательств, влияние которых на цену товаров не может быть количественно определено;
3) никакая часть дохода или выручки от последующей продажи, распоряжения иным способом или использования товаров покупателем не причитается прямо или косвенно продавцу, кроме случаев, когда в соответствии со статьей 40 Кодекса могут быть произведены дополнительные начисления;
4) покупатель и продавец не являются взаимосвязанными лицами, или покупатель и продавец являются взаимосвязанными лицами таким образом, что стоимость сделки с ввозимыми товарами приемлема для таможенных целей в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи.
В случае если хотя бы одно из условий, указанных в пункте 1 настоящей статьи, не выполняется, цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате, не является приемлемой для определения таможенной стоимости ввозимых товаров и метод 1 не применяется (пункт 2 статьи 39 ТК ЕАЭС).
Согласно пункту 3 статьи 39 ТК ЕАЭС ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или иному лицу в пользу продавца. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме, не запрещенной законодательством государств-членов.
Исходя из изложенного, метод определения таможенной стоимости по стоимости сделки с ввозимыми товарами не может быть применен в случаях отсутствия документального подтверждения заключения сделки или отсутствия в документах, отражающих содержание сделки, ценовой информации, относящейся к количественно определенным характеристикам товара, условий поставки и оплаты либо наличия доказательств недостоверности таких сведений, то есть их необоснованного расхождения с аналогичными сведениями в других документах, выражающих содержание сделки, а также коммерческих, транспортных, платежных (расчетных) и иных документах, относящихся к одним и тем же товарам.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 313 ТК ЕАЭС при проведении таможенного контроля таможенной стоимости товаров, заявленной при таможенном декларировании, таможенным органом осуществляется проверка правильности определения и заявления таможенной стоимости товаров (выбора и применения метода определения таможенной стоимости товаров, структуры и величины таможенной стоимости товаров, документального подтверждения сведений о таможенной стоимости товаров).
При проведении контроля таможенной стоимости товаров таможенный орган вправе запросить у декларанта пояснения в письменной форме о факторах, влияющих на формирование цены товаров, а также об иных обстоятельствах, имеющих отношение к товарам, перемещаемым через таможенную границу Союза.
Согласно пункту 4 статьи 325 ТК ЕАЭС таможенный орган вправе запросить коммерческие, бухгалтерские документы, сертификат о происхождении товара и (или) иные документы и (или) сведения, в том числе письменные пояснения, необходимые для установления достоверности и полноты проверяемых сведений, заявленных в таможенной декларации, и (или) сведений, содержащихся в иных документах, в случае, если документы, представленные при подаче таможенной декларации либо представленные в соответствии с пунктом 2 данной статьи, не содержат необходимых сведений или должным образом не подтверждают заявленные сведения, либо если таможенным органом выявлены признаки несоблюдения положений ТК ЕАЭС и иных международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства государств-членов, в том числе недостоверности сведений, содержащихся в таких документах.
Запрос документов и (или) сведений у декларанта в соответствии с пунктом 4 статьи 325 ТК ЕАЭС должен быть обоснованным и должен содержать перечень признаков, указывающих на то, что сведения, заявленные в таможенной декларации, и (или) сведения, содержащиеся в иных документах, должным образом не подтверждены либо могут являться недостоверными, перечень дополнительно запрашиваемых документов и (или) сведений, а также сроки представления таких документов и (или) сведений.
Перечень запрашиваемых документов и (или) сведений определяется должностным лицом таможенного органа исходя из проверяемых сведений с учетом условий сделки с товарами, характеристик товара, его назначения, а также иных обстоятельств (пункт 5 статьи 325 ТК ЕАЭС).
В соответствии с пунктом 17 статьи 325 ТК ЕАЭС при завершении проверки таможенных, иных документов и (или) сведений в случае, если представленные в соответствии с настоящей статьей документы и (или) сведения либо объяснения причин, по которым такие документы и (или) сведения не могут быть представлены и (или) отсутствуют, либо результаты таможенного контроля в иных формах и (или) таможенной экспертизы товаров и (или) документов, проведенных в рамках такой проверки, не подтверждают соблюдение положений настоящего Кодекса, иных международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов, в том числе достоверность и (или) полноту проверяемых сведений, и (или) не устраняют оснований для проведения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений, таможенным органом на основании информации, имеющейся в его распоряжении, принимается решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в таможенной декларации, в соответствии со статьей 112 настоящего Кодекса.
Как разъяснено в пункте 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза" (далее - Постановление N 49), система оценки ввозимых товаров для таможенных целей, установленная Таможенным кодексом и основанная на статье VII ГАТТ 1994, исходит из их действительной стоимости - цены, по которой такие или аналогичные товары продаются или предлагаются для продажи при обычном ходе торговли в условиях полной конкуренции, определяемой с использованием соответствующих методов таможенной оценки. При этом согласно пункту 15 статьи 38 Таможенного кодекса за основу определения таможенной стоимости в максимально возможной степени должна приниматься стоимость сделки с ввозимыми товарами (первый метод определения таможенной стоимости).
С учетом данных положений примененная сторонами внешнеторговой сделки цена ввозимых товаров не может быть отклонена по мотиву одного лишь несогласия таможенного органа с ее более низким уровнем в сравнении с ценами на однородные (идентичные) ввозимые товары или ее отличия от уровня цен, установившегося во внутренней торговле.
Как указано в пункте 11 Постановления N 49, отсутствие подтверждения сведений о таможенной стоимости, заявленных в таможенной декларации и (или) содержащихся в иных представленных таможенному органу документах, а также выявление таможенным органом признаков недостоверного определения таможенной стоимости само по себе не может выступать основанием для вывода о неправильном определении таможенной стоимости декларантом, а является основанием для проведения таможенного контроля таможенной стоимости товаров в соответствии со статьей 313, пунктом 4 статьи 325 Таможенного кодекса.
При проведении такой проверки таможенный орган, осуществляя публичные полномочия, обязан предоставить декларанту реальную возможность устранения возникших сомнений в достоверности заявленной им таможенной стоимости, в связи с чем не может произвольно отказаться от использования закрепленного в пункте 15 статьи 325 Таможенного кодекса права на запрос у декларанта документов и (или) сведений, в том числе письменных пояснений, необходимых для установления достоверности и полноты проверяемых сведений, заявленных в таможенной декларации, и (или) сведений, содержащихся в иных документах.
В порядке реализации положений пункта 2 статьи 313, пункта 15 статьи 325 Таможенного кодекса декларант вправе предоставить пояснения об экономических и иных разумных причинах значительного отличия стоимости сделки с ввозимыми товарами от ценовой информации, имеющейся у таможенного органа, которые должны быть приняты во внимание при вынесении окончательного решения.
В пункте 13 Постановления N 49 также разъяснено, что основываясь на положениях пункта 13 статьи 38, пункта 17 статьи 325 ТК ЕАЭС, таможенный орган принимает решение о внесении изменений (дополнений) в сведения о таможенной стоимости, заявленные в таможенной декларации по результатам проверки таможенных, иных документов и (или) сведений, начатой до выпуска товаров, если соответствие заявленной таможенной стоимости товаров их действительной стоимости не нашло своего подтверждения по результатам таможенного контроля, в том числе при сохранении признаков недостоверности заявленной таможенной стоимости, не устраненных по результатам таможенного контроля.
В связи с этим при разрешении споров, касающихся правильности определения таможенной стоимости ввозимых товаров, судам следует учитывать, какие признаки недостоверного определения таможенной стоимости были установлены таможенным органом и нашли свое подтверждение в ходе проведения таможенного контроля, в том числе с учетом документов (сведений), собранных таможенным органом и дополнительно предоставленных декларантом.
Непредоставление декларантом документов (сведений), обосновывающих заявленную им таможенную стоимость товара, само по себе не может повлечь принятие таможенным органом решения о внесении изменений (дополнений) в сведения о таможенной стоимости, заявленные в таможенной декларации, если у декларанта имелись объективные препятствия к предоставлению запрошенных документов (сведений) и соответствующие объяснения даны таможенному органу.
В рассматриваемом случае, из материалов дела усматривается, что таможенная стоимость товара определена Обществом в соответствии со статьей 39 ТК ЕАЭС по "стоимости сделки с ввозимыми товарами".
В подтверждение заявленного метода определения таможенной стоимости Обществом были представлены с ДТ N 10216170/091219/0234803, а также по запросу таможенного органа письмами от 15.01.2020 и от 03.02.2020 контракт от 20.09.2018 N NAN-SHA-2018; дополнительные соглашения от 11.03.2019, от 03.06.2019, от 27.11.2019 к Контракту; инвойс от 04.06.2019 N JTOP19ASIA002 (первоначальный), инвойс от 12.09.2019 N JTOP19ASIA002 (корректировочный); коносамент N 586384348; договор на оказание транспортно-экспедиционных услуг от 26.10.2018 N М-А11/18; счет-фактура от 02.12.2019 N 1278, платежное поручение от 04.12.2019 N 466 по оплате за экспедиторские услуги; экспортная декларация с переводом, документы об оприходовании и реализации товара по предыдущей и текущей поставке; инвойс от 03.06.2019 NJTOP19ASIAO01 (по предыдущей поставке); прайс-лист от 25.01.2019, публичная оферта от января 2019 года, заявления на перевод от 11.06.2019 N 64, от 14.06.2019 N 67, от 16.09.2019 N 102, от 08.10.2019 N 107, от 29.11.2019 N 121 (по предыдущей и текущей поставке), ценовые предложения внешнего рынка.
Судом не установлено существенных противоречий в сведениях, содержащихся в представленных Обществом в Таможню и в материалы дела документах, обосновывающих заявленную Обществом таможенную стоимость товара по стоимости сделки.
Согласно условиям контракта от 20.09.2018 N NAN-SHA-2018 с компанией "Nantong J.Top Foods Со., Ltd" (далее - Контракт) каждая товарная партия оформляется на основании заказа Покупателя отдельным инвойсом, являющимся неотъемлемой частью Контракта, с указанием номенклатуры, количества, стоимости (пункт 1).
При этом как таковая форма заказа условиями Контракта не установлена, то есть заказ может осуществляться как в устной форме, так и в форме письма, в связи с чем непредставление Обществом по запросу Таможни заказа не свидетельствует о несогласованности сторонами Контракта условий о поставке спорной партии товара.
В рассматриваемом случае, условия о наименовании, количестве, стоимости и цене товара были первоначально согласованы сторонами Контракта в инвойсе от 04.06.2019 N JTOP19ASIA002850, а именно: поставка 850 коробок (34 000 упаковок) товара "водоросли морские жареные" производителя "Nantong J.Top Foods Со., Ltd", марки "Нори" на общую сумму 170000 долларов США, цена за одну коробку 200 долларов США (при этом в 1 коробке находится 40 упаковок по 100 листов).
В связи с тем, что иностранный поставщик (продавец) не успел закупить необходимое количество сырья из-за дефицита на внутреннем рынке Китая сторонами было заключено дополнительное соглашение от 27.11.2019 к Контракту, согласно которому были изменены условия спорной поставки по внешнеторговой сделки, а именно: сторонами достигнуто соглашение об уменьшении количества поставляемого товара до 815 коробок (при сохранении цены товара), в связи с чем сторонами оформлен новый инвойс (корректировочный) от 12.09.2019 N JTOP19ASIA002, в котором указано количество товара - 815 коробок и общая стоимость товара 163000 долларов США (при этом цена товара за 1 коробку в размере 200 долларов США не изменилась).
Как правомерно отмечено судом первой инстанции, данная практика не противоречит международным и российским нормам права и распространена в торговом обороте при непредвиденном изменении различных обстоятельств.
Судом первой инстанции также правомерно учтено, что в соответствии с пунктом 9 Постановления N 49 выявление отдельных недостатков в оформлении представленных декларантом документов (договоров, спецификаций, счетов на оплату ввозимых товаров и др.) в соответствии с установленными требованиями, не опровергающих факт заключения сделки на определенных условиях, само по себе не может являться основанием для вывода о несоблюдении требований пункта 10 статьи 38 ТК ЕАЭС.
Таким образом, сторонами в инвойсах от 04.06.2019 N JTOP19ASIA002 (первоначальный) и от 12.09.2019 N JTOP19ASIA002 (корректировочный), которые являются неотъемлемыми частями Контракта (пункт 1 Контракта) была согласована цена товара - 200 долларов США за коробку, что соответствует представленным Обществом в таможенный орган публичной оферте за январь 2019 года и прайс-листу от 25.01.2019.
Пунктом 6 Контракта установлено, что покупатель производит оплату товара в соответствии с выставленным Продавцом Инвойсом. Оплата товара может быть произведена на следующих условиях: авансовый платеж в размере 30% в срок начиная от даты инвойса, выставленного Продавцом и не позднее 45 календарных дней от даты погрузки товара на борт судна, балансовый платеж в размере 70% в течении 20 дней с даты завершения таможенного оформления в Российской Федерации.
С целью согласования условий оплаты по инвойсу от 04.06.2019 N JTOP19ASIA002 стороны заключили дополнительное соглашение от 04.06.2019 к Контракту, согласно условиям которого: авансовый платеж в размере 20% в течение 5 дней от даты инвойса; авансовый платеж в размере 20% не позднее 45 дней после отгрузки товара; балансовый платеж в размере 60% в течение 20 дней от даты завершения таможенного оформления в Российской Федерации.
Во исполнение пункта 6 Контракта, дополнительного соглашения от 04.06.2019 к Контракту Общество по заявлению на перевод от 14.06.2019 N 67 осуществило первый авансовый платеж на счет Продавца в сумме 34000 долларов США, то есть 20% от суммы инвойса от 04.06.2019 N JTOP19ASIA002 (первоначального на сумму 170000 долларов США). В заявлении на перевод от 04.06.2019 N 67 на сумму 34000 долларов США в графе "назначение платежа" указано: "предварительный платеж за продукты питания, контракт от 20.09.2018 NNAN-SHA-2018, инвойс от 04.06.2019 N JTOP19ASIA002";
Во исполнение пункта 6 Контракта, дополнительного соглашения от 04.06.2019 к Контракту Общество по заявлению на перевод от 08.10.2019 N 107 осуществило второй авансовый платеж на счет Продавца в сумме 34000 долларов США, то есть 20% от суммы инвойса от 04.06.2019 N JTOP19ASIA002 (первоначального на сумму 170000 долларов США). В заявлении на перевод от 08.10.2019 N 107 на сумму 34000 долларов США в графе "назначение платежа" указано: "предварительный платеж за продукты питания, контракт от 20.09.2018 NNAN-SHA-2018, инвойс от 04.06.2019 N JTOP19ASIA002".
Таким образом, предварительная оплата за поставляемый товар в общей сумме 68000 долларов США была произведена по реквизитам, указанным в Контракте, и по условиям, определенным сторонами в дополнительном соглашении от 04.06.2019 к Контракту и в соответствии с первоначальным инвойсом от 04.06.2019 N JTOP19ASIA002.
С целью согласования условий оплаты по инвойсу от 12.09.2019 N JTOP19ASIA002 (корректировочному) стороны заключили дополнительное соглашение от 27.11.2019 к Контракту, согласно условиям которого авансовый платеж в сумме 34000 долларов США (на тот момент уже оплачен); авансовый платеж в сумме 34000 долларов США (на тот момент уже оплачен); авансовый платеж в сумме 56771 долларов США (не позднее 45 календарных дней после отгрузки товара на борт корабля); балансовый платеж в сумме 38229 долларов США после завершения таможенного оформления в Российской Федерации.
Во исполнение пункта 6 Контракта и дополнительного соглашения от 27.11.2019 к Контракту Общество по заявлению на перевод от 29.11.2019 N 121 осуществило третий авансовый перевод на счет Продавца в сумме 56771 долларов США. В заявлении на перевод от 29.11.2019 N 121 на сумму 56771 долларов США в графе "назначение платежа" указано: "предварительный платеж за продукты питания, контракт от 20.09.2018 N NAN-SHA-2018, инвойс от 12.09.2019 NJTOP19ASIA002".
Таким образом, на момент подачи ДТ N 10216170/091219/0234803 Обществом в соответствии с условиями Контракта и дополнительных соглашений от 04.06.2019 и 27.11.2019 к Контракту была произведена оплата всех авансовых платежей на сумму 124771 долларов США. Указанные платежи были отражены в ведомости банковского контроля по контракту УИН 18110024/2306/0000/2/1 по состоянию на 11.12.2019, которые была представлена таможенному органу при таможенном оформлении.
Исходя из условий дополнительного соглашения от 27.11.2019 к Контракту срок оплаты последнего платежа на сумму 38229 долларов США на момент подачи ДТ N 10216170/091219/0234803 не наступил.
Ссылки подателя жалобы на то, что в ведомости банковского контроля по контракту УИН 18110024/2306/0000/2/1, представленной Обществом при таможенном оформлении не отражена ДТ N 10216170/091219/0234803, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку по состоянию на 11.12.2019 (дата получения Обществом представленной в таможню ведомости банковского контроля) товар по ДТ N 10216170/091219/0234803 еще не был выпущен таможенным органом (выпуск товара осуществлен 13.12.2019).
В суд апелляционной инстанции, Обществом представлена ведомость банковского контроля по контракту УИН 18110024/2306/0000/2/1 от 16.12.2020, в которой уже отражена ДТ N 10216170/091219/0234803 с суммой поставки 163000 долларов США.
Из представленных в суд апелляционной инстанции документов также усматривается, что во исполнение пункта 6 Контракта, дополнительного соглашения от 27.11.2019 к Контракту Общество по заявлению на перевод от 24.08.2020 N 31 (то есть после завершения таможенного оформления товара по спорной ДТ) осуществило четвертый перевод (балансовый платеж) на счет продавца в сумме 38229 долларов США (в графе "назначение платежа" указано: "предварительный платеж за продукты питания, контракт от 20.09.2018 N NAN-SHA-2018, инвойс от 12.09.2019 N JTOP19ASIA002").
Таким образом, материалами дела подтверждается, что Общество оплатило товар, задекларированный по спорной ДТ, поставленный по инвойсу от 12.09.2019 N JTOP19ASIA002, в полном объеме: 34000 + 34000 + 56771 + 38229 = 163000 долларов США.
Дополнительные документы, представленные Обществом в суд апелляционной инстанции, не были представлены таможенному органу до вынесения оспариваемого решения от 10.02.2020 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в спорной ДТ, поскольку объективно не существовали на дату вынесения указанного решения. Вместе с тем, непредставление в таможенный орган указанных документов не опровергает тот факт, что представленными Обществом в таможенный орган с ДТ N 10216170/091219/0234803, а также по запросу таможенного органа письмами от 15.01.2020 и от 03.02.2020документами в полной мере подтверждались сведения о заявленной Обществом таможенной стоимости товара по стоимости сделки.
Ссылки подателя жалобы на то, что при определении цены товаров по контракту в качестве единицы измерения выбраны коробки, а также что в товаросопроводительных документах (инвойсе, прайс-листе) цена указана за коробки, вес нетто одной коробки ни в одном из представленных товаросопроводительных документах не указан, подлежат отклонению судом апелляционной инстанции, поскольку не свидетельствуют о несогласованности сторонами Контракта условий сделки, равно как и не свидетельствуют о недостоверности заявленных Обществом сведений о стоимости товара.
В рассматриваемом случае, стоимость товара по спорной поставке определена исходя из цены за коммерческую и грузовую единицу товара, а именно - 200 долларов США за коробку, в которой содержится 40 упаковок по 100 листов, что подтверждается представленными коммерческими и иными сопроводительными документами, а не из расчета стоимости за вес нетто товара, как это ошибочно требует таможенный орган.
Весовые характеристики товара указаны в упаковочном листе поставщика N JTOP19ASIA002 от 12.09.2019: вес брутто 11800 кг и вес нетто 9780 кг, 815 коробок.
Согласно материалам дела, в ответ на запрос документов и (или сведений) от 10.12.2019 Общество представило в таможенный орган справочную информацию о стоимости идентичных, однородных товаров, товаров того же класса и вида, полученную из альтернативных источников информации, взятую из интернет-ресурса Alibaba.com - международной торговой коммерческой площадки.
Так, например цена идентичного товара, предлагаемого к продаже другими производителями, составляет 190-200 долларов США за коробку, то есть на сопоставимом уровне, как и цена товара, ввезенного Обществом - 200 долларов США за коробку.
Таким образом, довод таможенного органа об использовании так называемой "нехарактерной для указанной категории товаров единица измерения" отклоняется как несостоятельный.
Довод таможенного органа о том, что инвойс заверен только продавцом товара в одностороннем порядке, следовательно, не подтвержден факт двустороннего согласования основных условий сделки; сведения об условиях согласования сделки в двустороннем порядке, правах и обязанностях сторон, условиях формирования цены документально не подтверждены, также подлежат отклонению судом апелляционной инстанции, поскольку инвойс (счет) - документа, который Общество самостоятельно не составляло, а получило от своего иностранного контрагента; законодательством и условиями Контракта не предусмотрена обязанность покупателя заверять инвойс (счет) собственноручными подписями и печатью.
При этом, условия внешнеторговой сделки в двустороннем порядке были согласованы сторонами сделки в Контракте, дополнительных соглашениях от 04.06.2019 и 27.11.2019 к Контракту, а не только в инвойсе. Сведения о количестве, стоимости и цене товара, указанные в инвойсе N JTOP19ASIA002 от 12.09.2019 корреспондируют сведениям в дополнительном соглашении от 27.11.2019 к Контракту, прайс-листе от 25.01.2019 и публичной оферте за январь 2019 года.
Согласно пункту 1 статьи 80 ТК ЕАЭС таможенные органы вправе требовать от лиц представления только тех документов и (или) сведений, которые необходимы для обеспечения соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования, законодательства государств-членов о таможенном регулировании и законодательства государств-членов, контроль за соблюдением которого возложен на таможенные органы, и представление которых предусмотрено в соответствии с ТК ЕАЭС.
Однако ТК ЕАЭС и иными нормативно-правовыми актами не предусмотрено требование о двустороннем подписании инвойса. Такого обязательного требования также не содержится в Рекомендации N 6 Европейской экономической комиссии ООН "Формуляр-образец унифицированного счета для международной торговли" (ECE/TRADE/148) (Принята в г. Женеве в сентябре 1983 года Рабочей группой по упрощению процедур международной торговли).
Пунктом 10 статьи 310 ТК ЕАЭС предписано, что при проведении таможенного контроля таможенные органы и их должностные лица не вправе устанавливать требования и ограничения, не предусмотренные международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и законодательством государств-членов.
Довод подателя жалобы о том, что на запрос таможенного органа декларантом не представлена сопоставимая информация об уровне рыночных (мировых) цен на товары того же класса и вида с учетом сорта, производителя и страны происхождения, а также сопоставимая ценовая информация внутреннего рынка по товарам тех же характеристик, что и ввозимый товар в неформализованном виде, подлежит отклонению судом апелляционной инстанции.
Как следует из материалов дела, в ответ на запрос документов и (или сведений) от 10.12.2019 Общество представило в таможенный орган справочную информацию о стоимости идентичных, однородных товаров, товаров того же класса и вида, полученную из альтернативных источников информации, взятую из интернет-ресурса Alibaba.com - международной торговой коммерческой площадки.
Так например, цена идентичного товара, предлагаемого к продаже другими производителями, составляет 190-200 долларов США за коробку, то есть на сопоставимом уровне как и цена товара, ввезенного Обществом - 200 долларов США за коробку.
Как пояснил представитель Общества, возможности в предоставлении таможенному органу ценовой информации ограничены той информацией, которая размещена на интернет-ресурсах (например, Alibaba.com - международной торговой коммерческой площадки) либо той информацией, которую готов предоставить добровольно иностранный контрагент.
В ответ на запрос документов и сведений от 10.12.2020 Общество письмом от 15.01.2020 представило пояснения от продавца и покупателя по вопросу ценообразования и согласования конечной стоимости товара.
В пункте 8 Постановления N 49 разъяснено, что таможенная стоимость ввозимых товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации. Принимая во внимание публичный характер таможенных правоотношений, при оценке соблюдения декларантом данных требований ТК ЕАЭС судам следует исходить из презумпции достоверности информации (документов, сведений), представленной декларантом в ходе таможенного контроля, бремя опровержения которой лежит на таможенном органе.
Отличие примененной сторонами внешнеторговой сделки цены ввозимых товаров от имеющейся у таможенного органа информации о ценах на однородные (идентичные) ввозимые товары само по себе не свидетельствует о недостоверности заявленных Обществом в спорных ДТ сведений о таможенной стоимости товаров.
Учитывая изложенное, по мнению суда апелляционной инстанции, Таможней не доказана невозможность использования документов, представленных декларантом при таможенном оформлении в обоснование таможенной стоимости товара, в их совокупности. Доказательств несоблюдения Обществом установленного 325 ТК ЕАЭС условия о документальном подтверждении, количественной определенности и достоверности стоимости сделки с ввозимыми товарами, таможенным органом не представлено.
Таким образом, апелляционная коллегия находит правомерным вывод суда первой инстанции о том, что Таможней в решении от 10.02.2020 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ N 10216170/091219/0234803, не приведены достаточные доводы, исключающие возможность применения Обществом метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами.
Кроме того, таможенная стоимость товаров определена Таможней в соответствии со статьей 45 ТК ЕАЭС по шестому (резервному) методу определения таможенной стоимости товаров в размере 12755325 рублей 62 копеек, исходя из альтернативного источника ценовой информации: "ДТ N 10216170/091219/0234943, товар "водоросли морские жаренные "Нори", производитель "NANTONG RICE WEAWEED FOOD CO. LTD", код ТН ВЭД ЕАЭС 2008999800, вес нетто - 1908 кг, таможенная стоимость - 2163880,26 руб. (17,8 долларов США за килограмм, 1134,11 рублей за килограмм).
Вместе с тем, Таможня скорректировала таможенную стоимость исходя из таможенной стоимости, заявленной в ДТ N 10216170/091219/0234943, без учета сопоставимости условий поставки и определения являются ли товары однородными по отношению друг к другу.
В рассматриваемом случае нельзя признать условия рассматриваемых внешнеторговых поставок сопоставимыми, поскольку партия товара по ДТ N 10216170/091219/0234943 (вес нетто 1908 кг) в 5 раз меньше, чем партия товара по ДТ N 10216170/091219/0234803 (вес нетто 9780 кг).
При этом доказательств отсутствия в информационной системе ФТС России сведений о поставках идентичных (однородных) товаров на сопоставимых условиях таможенным органом не представлено.
Помимо прочего товары, ввезенные Обществом, и товары, заявленные в иным импортером в декларации на товары N 10216170/091219/0234943, могут иметь разные пищевую ценность и качественные характеристики, выполнены с учетом разных стандартов, имеют разные торговые марки и, следовательно, не могут расцениваться как одинаковые в отношении качества и репутации на рынке.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные Обществом требования о признании недействительным решения Таможни от 10.02.2020 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларацию на товары N 10216170/091219/0234803, а также в порядке восстановления нарушенных прав и законных интересов Общества обязал Таможню возвратить на расчетный счет Общества излишне уплаченные таможенные платежи в размере 554020 руб. 89 коп. (спор по сумме дополнительно уплаченных таможенных платежей отсутствует).
Нарушения судом первой инстанции норм материального и процессуального права не допущено, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Таможни и отмены решения суда от 08.09.2020 не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08 сентября 2020 года по делу N А56-33766/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Балтийской таможни - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.И. Денисюк |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-33766/2020
Истец: ООО "АЗИЯ"
Ответчик: БАЛТИЙСКАЯ ТАМОЖНЯ