Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 7 июля 2021 г. N Ф02-2973/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Чита |
|
12 марта 2021 г. |
Дело N А19-12067/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 марта 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 марта 2021 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ломако Н.В.,
судей Никифорюк Е.О., Желтоухова Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Селивановой Т.Э., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Аппарата Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 14 декабря 2020 года по делу N А19-12067/2020 по заявлению Аппарата Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области (ИНН 3808171394, ОГРН 1083808000220, адрес: 664027, н. Иркутск, ул. Ленина, 1 А) к общественной организации "Местная национально-культурная автономия "Белорусы Черемхово Иркутской области" (ИНН 3820013566, ОГРН 1083800001988, 665413, Иркутская обл., г. Черемхово, ул. Лесная, д. 1, кв. 8) о взыскании субсидии в размере 59 166 руб. 53 коп.,
в отсутствии в судебном заседании лиц, участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ:
Аппарат Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области (далее - истец, Аппарат) обратился в Арбитражный суд Иркутской области с исковым заявлением к общественной организации "Местная национально-культурная автономия "Белорусы Черемхово Иркутской области" (далее - ответчик, Организация) о взыскании 56 166,53 руб., составляющих сумму неиспользованной субсидии, предоставленной ответчику на реализацию социально значимого проекта "Танчы Разам - Танцуем вместе".
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 14 декабря 2020 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Иркутской области от 14 декабря 2020 года по делу N А19-12067/2020 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Как следует из апелляционной жалобы, выводы суда первой инстанции о том, что полученные средства субсидии использованы ответчиком в полном объеме, противоречат финансовому отчету ответчика и не соответствуют обстоятельствам дела. Поскольку в финансовом отчете ответчик отражает факт неполного использования средств субсидии, достижение мероприятий проекта с использованием личных средств руководителя проекта, в данном случае не может являться основанием для невозврата в областной бюджет средств неиспользованной субсидии.
В материалы дела поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором ответчик с выводами суда первой инстанции согласен, просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
От истца поступили возражения на отзыв ответчика, в которых истец поддержал ранее изложенную в апелляционной жалобе позицию.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 28.01.2021.
Лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом. Истец ходатайствовал о рассмотрении апелляционной жалобы в его отсутствии. Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, общественная организация "Местная национально-культурная автономия "Белорусы Черемхово Иркутской области" зарегистрирована в качестве юридического лица 24.07.2008 за основным государственным регистрационным записи о государственной регистрации 1083800001988.
Аппарат Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области, в соответствии с постановлением Правительства Иркутской области от 27.10.2014 N 538-пп "Об утверждении Положения о проведении регионального конкурса социально значимых проектов по реализации инициатив по сохранению национальной самобытности Иркутской области и гармонизации межэтнических отношений, порядке определения объема и предоставления субсидий из областного бюджета общественным объединениям" (далее - постановление Правительства N 538-пп, Положение о проведении конкурса), является уполномоченным органом по предоставлению субсидий.
В соответствии с Законом области о бюджете, средства субсидий предоставлялись Аппаратом в 2017 году общественным объединениям, религиозным организациям, автономным некоммерческим организациям, фондам, в том числе некоммерческим организациям - исполнителям общественно-полезных услуг по результатам конкурсного отбора социально значимых проектов в рамках подпрограммы "Государственная региональная поддержка в сфере этноконфессиональных отношений" на 2014 - 2020 годы государственной программы Иркутской области "Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов Иркутской области" на 2014 - 2020 годы (утв. постановлением Правительства Иркутской области от 30 декабря 2013 года N 628-пп).
На основании распоряжения Правительства Иркутской области от 17.11.2017 года N 635-рп "О предоставлении субсидий из областного бюджета победителям регионального конкурса социально значимых проектов по реализации инициатив по сохранению национальной самобытности Иркутской области и гармонизации межэтнических отношений" (далее - распоряжение Правительства N 635-рп), в номинации "Сохранение национальной самобытности" субсидия предоставлена общественной организации "Местная национально-культурная автономия "Белорусы Черемхово Иркутской области" (далее - Общество, получатель) в сумме 163 572 рублей в целях реализации социально значимого проекта Общества "ТАНЧЫ РАЗАМ - ТАНЦУЕМ ВМЕСТЕ" (далее - проект).
20.12.2017 между Аппаратом и Организацией заключено Соглашение о предоставлении субсидий N 05-34-267/17 (далее - Соглашение).
Перечисление ответчику субсидии подтверждается платежным поручением от 21.12.2017 N 1443847.
В соответствии с условиями Соглашения, получатель субсидии обязан использовать субсидию на реализацию социально значимого проекта Общества "ТАНЧЫ РАЗАМ - ТАНЦУЕМ ВМЕСТЕ" в установленные календарным планом сроки и в полном объеме.
Согласно пункту 2.1.3 Соглашения, в случае неиспользования (неполного использования) субсидии, а также в случае нарушения пункта 28 Положения о проведении конкурса, а также в случае непредставления (несвоевременного представления) отчетов, предусмотренных пунктом 2.2.4 Соглашения, получателю субсидий направляется извещение о выявленных нарушениях.
В соответствии с приложением N 1 к Соглашению, Общество реализовало проект в ноябре 2018 года, средства субсидии, представленные на реализацию проекта, были использованы Обществом в неполном объеме.
13 февраля 2020 года в адрес Общества Аппаратом направлено извещение о необходимости возврата в областной бюджет суммы неиспользованной части субсидии в размере 59 166 рублей 53 копейки.
Невыполнение Обществом требования о возврате части субсидии в размере 59 166 рублей 53 копеек, послужило основанием для обращения Аппарата в Арбитражный суд Иркутской области с исковым заявлением.
Решением Арбитражного суда Иркутской области в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, истец обратился в суд апелляционной инстанции.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзывов, изучив материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Судом первой инстанции правильно применены нормы права и правовые позиции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 123.4 Гражданского кодекса Российской Федерации общественными организациями признаются добровольные объединения граждан, объединившихся в установленном законом порядке на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей, для представления и защиты общих интересов и достижения иных не противоречащих закону целей.
Согласно пункту 3 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом. Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.
Таким образом, судом первой инстанции верно установлено, что общественная организация "Местная национально-культурная автономия "Белорусы Черемхово Иркутской области" является некоммерческой организацией.
В силу пункта 5 статьи 31.1. Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" оказание финансовой поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов путем предоставления субсидий.
На основании части 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации отношения, возникающие в процессе осуществления бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым Бюджетным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
В силу статьи 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств. Субсидии предоставляются безвозвратно, то есть без установления обязательства по возврату. Однако данное требование не действует в случае нарушения условий, установленных при предоставлении субсидий и их использования не по целевому назначению.
Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в частности, цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении (пункт 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Согласно пунктам 2, 3 статьи 78.1. Бюджетного кодекса Российской Федерации порядок определения объема и предоставления субсидий иным некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации, а также федеральными законами, предусматривающими создание государственных корпораций и государственных компаний. Указанный порядок должен содержать положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставившим субсидию, и органами государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий иными некоммерческими организациями, не являющимися государственными (муниципальными) учреждениями.
При предоставлении субсидий иным некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, обязательным условием их предоставления, включаемым в договоры (соглашения) о предоставлении субсидий, является согласие их получателей (за исключением государственных корпораций и компаний) на осуществление главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставившим субсидии, и органами государственного (муниципального) финансового контроля проверок соблюдения получателями субсидий условий, целей и порядка их предоставления.
Как следует из материалов дела, ответчик в обоснование довода о соблюдении условий Соглашения представил содержательный отчет об использовании субсидии из бюджета на реализацию социально значимого проекта "Танчы Разам - Танцуем вместе", из которого следует, что запланированный расход на указанное мероприятие составляет 163 572 руб. Организацией проведены мероприятия социальнозначимого проекта, определенные Соглашением, указанное не оспаривается истцом.
Однако, согласно представленному отчету организация не использовала часть субсидии - на выплату заработной платы (координатора проекта), в том числе НДФЛ, а так же на отчисления во внебюджетные фонды, в связи с тем что, у АО "ВостСибтранскомбанк" отозвана лицензия (приказ от 19.10.2018), в котором были открыты расчетные счета ответчика.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы о том, что достижение мероприятий проекта с использованием личных средств руководителя проекта, не может являться основанием для невозврата в областной бюджет средств субсидии, апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции, что ответчик использовал предоставленные денежные средства по целевому назначению, цели, обозначенные в соглашении о предоставлении субсидии, фактически достигнуты.
Так, суд первой инстанции правомерно указал, что поскольку проект реализован, мероприятие было проведено в срок, в связи с чем, расходы в виде заработной платы организацией понесены в спорный период, но не выплачены.
Суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что невозможность пользоваться и распоряжаться оставшимися денежными средствами (субсидии) на расчетном счете организации связана исключительно с действиями банка, негативные последствия от которых не должны ложиться на ответчика, в связи с чем ответчик по объективным причинам использовал личные сбережения руководителя проекта (организации), пожертвования, привлечены добровольцы, безвозмездно получены работы и услуги от коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей. Указанные действия были направлены для исполнения запланированных мероприятий, проект реализован.
Таким образом, с учетом статуса ответчика - общественная организация, а так же реализации в полном объеме конкурса, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 14 декабря 2020 года по делу N А19-12067/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В. Ломако |
Судьи |
Е.О. Никифорюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-12067/2020
Истец: Аппарат Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области
Ответчик: "Местная национально-культурная автономия "Белорусы Черемхово Иркутской области"