г. Москва |
|
12 марта 2021 г. |
Дело N А41-41323/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 марта 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 марта 2021 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Пивоваровой Л.В., Погонцева М.И.,
при ведении протокола судебного заседания: Русаковым В.О.,
при участии в заседании:
от ООО "Макпромэлектро": Гончаров М.Ю., по доверенности от 04.07.2019;
от Администрации Сергиево-Посадского городского округа Московской области: не явились, извещены;
от Министерства имущественных отношений Московской области: не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Макпромэлектро" на решение Арбитражного суда Московской области от 19 ноября 2020 года по делу N А41-41323/20 по заявлению ООО "Макпромэлектро" к Администрации Сергиево-Посадского городского округа Московской области, третье лицо: Министерство имущественных отношений Московской области, о признании,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Макпромэлектро" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации Сергиево-Посадского городского округа Московской области с требованиями, исходя из принятых судом уточнений о признании незаконным решения от 04.02.2020 Р001-0518928747-32560540, а также бездействия по нерассмотрению заявления N Р001-0518928747-34642919; об обязании заинтересованное лицо заключить с заявителем договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 50:05:007040:2686, расположенного по адресу: г. Сергиев Посад, ул. Кооперативная, 25, с видом разрешенного пользования "для строительства Бизнес-центра", в течение одного месяца после вступления решения суда в законную силу.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство имущественных отношений Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 19 ноября 2020 года по делу N А41-41323/20 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, заявитель обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом неправильно применены нормы материального права.
Заявитель направил в судебное заседание своего представителя, который поддержал доводы апелляционной жалобы.
Заинтересованное и третье лицо своих представителей в судебное заседание не направили.
Дело рассмотрено в соответствии со ст. ст. 121 - 124, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru), но не явившихся в заседание и не направивших своих представителей.
Рассмотрев дело в порядке ст. 268 АПК РФ, исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции полагает обжалуемое решение подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, между Администрацией Сергиево-Посадского муниципального района и ООО "Макпромэлектро" заключен договор аренды от 28.02.2018 N ДЗ-69 аренды земельного участка с кадастровым номером 50:05:007040:2686, расположенного по адресу: г. Сергиев Посад, ул. Кооперативная, 25. Участок предоставлен для осуществления арендатором следующих видов деятельности (разрешенное использование): для строительства бизнес-центра.
На указанном земельном участке расположены следующие объекты недвижимости: с кадастровым номером 50:05:0070406:484 - здание "Бизнес-центр", с кадастровым номером 50:05:0070406:3484 - Котельная; с кадастровым номером 50:05:0070406:3467 - газопровод низкого давления.
ООО "Макпромэлектро" обратилось в Администрацию Сергиево-Посадского городского округа Московской области с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 50:05:007040:2686 в собственность за плату без проведения торгов.
Решением от 04.02.2020 N Р001-0518928747-32560540 Администрация Сергиево-Посадского городского округа Московской области отказала в предоставлении услуги "предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность без проведения торгов" в вижу того, что установленный вид разрешенного использования земельного участка, не соответствует его фактическому использованию.
Считая отказ Администрации Сергиево-Посадского городского округа Московской области с незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции указал, что поскольку на испрашиваемом земельном участке размещен не бизнес-центр, а объект торговли, разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Между тем, суд первой инстанции не учел следующее.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основаниями для признания ненормативного правового акта незаконным является несоответствие его закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае имеет место совокупность обстоятельств, необходимая для удовлетворения требований заявителя.
Так, в силу подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 39.20 названного Кодекса если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
К числу оснований возникновения прав на земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, законодатель относит договор купли-продажи, в случае предоставления земельного участка в собственность за плату (статья 39.1 названного Кодекса).
Порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.17 названного Кодекса.
Указанный порядок предусматривает подачу заявления о предоставлении земельного участка, содержащего исчерпывающий перечень сведений, необходимых для его рассмотрения, а также перечень прилагаемых к нему документов.
Пунктом 5 указанной выше статьи предусмотрена обязанность уполномоченного органа, рассматривающего заявление, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка проверить наличие или отсутствие оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов и по результатам рассмотрения и проверки совершить одно из следующих действий: осуществить подготовку проекта договора купли-продажи (подпункт 1 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации) либо принять решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 названного Кодекса, и направить принятое решение заявителю. В данном решении должны быть указаны все основания отказа (подпункт 3 пункта 5 статьи 39.17 названного Кодекса).
Статья 39.16 названного Кодекса содержит исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Так, в соответствии с пунктом 14 указанной статьи основанием для принятия решения об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов является несоответствие разрешенного использования земельного участка целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории.
В настоящем случае разрешенное использование земельного участка - для строительства бизнес-центра.
В собственности общества находится здание "Бизнес-центр".
В соответствии с пунктом 35 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в случае, если земельный участок предназначен для строительства или реконструкции зданий, сооружений, использование такого земельного участка для эксплуатации указанных зданий, сооружений может осуществляться без внесения изменений в правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на такой земельный участок.
Таким образом, использование земельного участка "для эксплуатации объекта недвижимости" допускается при установлении вида разрешенного использования "для строительства" исходя из того, что цель использования испрашиваемого земельного участка не противоречит разрешенному использованию, поскольку вид разрешенного использования "для строительства" одновременно предполагает и последующую эксплуатацию соответствующего объекта недвижимости.
Таким образом, вывод оспариваемого отказа о том, что установленный вид разрешенного использования земельного участка, не соответствует его фактическому использованию не соответствует действительности.
Ввиду изложенного, решением от 04.02.2020 N Р001-0518928747-32560540 Администрация Сергиево-Посадского городского округа Московской области об отказе в предоставлении услуги "предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность без проведения торгов" подлежит признанию незаконным.
По требованию об обязании заинтересованного лица заключить с заявителем договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 50:05:007040:2686, расположенного по адресу: г. Сергиев Посад, ул. Кооперативная, 25, с видом разрешенного пользования "для строительства Бизнес-центра", в течение одного месяца после вступления решения суда в законную силу апелляционный суд отмечает следующее.
Испрашиваемый земельный участок ранее предоставлялся предпринимателю в аренду, на что указано выше.
Администрация о необоснованности площади испрашиваемого заявителем земельного участка не заявляла.
В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Требование о признании незаконным бездействия по нерассмотрению заявления N Р001-0518928747-34642919 удовлетворению не подлежит, так как по указанному заявлению Администрацией было принято решение от 08.04.2020 N P001-0518928747-34642919 об отказе в предоставлении государственной услуги "Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность без проведения торгов".
Принимая во внимание изложенное выше, обжалуемое решение суда подлежит отмене, а заявленные требования - удовлетворению в части.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 19 ноября 2020 года по делу N А41-41323/20 отменить.
Признать незаконным решение Администрация Сергиево-Посадского городского округа Московской области от отказе в предоставлении услуги "предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность без проведения торгов" от 04.02.2020 N Р001-0518928747-32560540.
Обязать Администрацию Сергиево-Посадского городского округа Московской области заключить с ООО "Макпромэлектро" договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 50:05:007040:2686, расположенного по адресу: г. Сергиев Посад, ул. Кооперативная, 25, с видом разрешенного пользования "для строительства Бизнес-центра", в течение одного месяца после вступления настоящего постановления в законную силу.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Взыскать с Администрации Сергиево-Посадского городского округа Московской области (ИНН 5042022397) в пользу ООО "Макпромэлектро" (ИНН 5042103695) 3 000 руб. в возмещение расходов по оплате государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.А. Коновалов |
Судьи |
Л.В. Пивоварова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-41323/2020
Истец: ООО "МАКПРОМЭЛЕКТРО"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ СЕРГИЕВО-ПОСАДСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Министерство имущественных отношений Московской области, АДМИНИСТРАЦИЯ СЕРГИЕВО-ПОСАДСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ