город Москва |
|
06 июля 2021 г. |
Дело N А41-41323/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июня 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 июля 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Кузнецова В.В., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ООО "Макпромэлектро": Гончарова М.Ю. (дов. от 04.07.2019 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Администрации Сергиево-Посадского городского округа Московской области: Ермоленко С.В. (дов. N 158-д от 10.12.2020 г.);
от третьего лица Министерства имущественных отношений Московской области: не явились (извещены);
рассмотрев 30 июня 2021 г. в судебном заседании кассационную жалобу Администрации Сергиево-Посадского городского округа Московской области
на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 12 марта 2021 г.
по делу N А41-41323/20
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Макпромэлектро"
к Администрации Сергиево-Посадского городского округа Московской области
о признании незаконными решения и бездействия,
третье лицо: Министерство имущественных отношений Московской области,
УСТАНОВИЛ: обществу с ограниченной ответственностью "Макпромэлектро" (далее - ООО "Макпромэлектро", общество, заявитель) на праве собственности принадлежат следующие объекты недвижимости, образующие единый недвижимый комплекс: здание "Бизнес-центр" (кадастровый номер 50:05:0070406:484), котельная (кадастровый номер 50:05:0070406:3484), газопровод низкого давления (кадастровый номер 50:05:0070406:3467).
Указанные объекты недвижимости расположены на земельном участке с кадастровым номером 50:05:007040:2686, общей площадью 2 661 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, с адресным ориентиром: Московская обл., Сергиево-Посадский район, г. Сергиев Посад, ул. Кооперативная, уч. 25 (далее - земельный участок), арендуемым обществом (Арендатор) на основании договора аренды земельного участка от 28 февраля 2018 г. N ДЗ-69, заключенного с Администрацией Сергиево-Посадского городского округа Московской области (Арендодатель) для строительства бизнес-центра.
ООО "Макпромэлектро" обратилось в Администрацию Сергиево-Посадского городского округа Московской области (далее - Администрация) с заявлением о предоставлении государственной услуги "Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов" в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:05:007040:2686.
По результатам рассмотрения указанного заявления Администрацией было принято решение от 04 февраля 2020 г. N Р001-0518928747-32560540 об отказе в предоставлении государственной услуги "Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов", в связи с тем, что установленный вид разрешенного использования земельного участка не соответствует его фактическому использованию.
23 марта 2020 г. общество повторно обратилось в Администрацию с соответствующим заявлением о предоставлении земельного участка в собственность без проведения торгов N Р001-0518928747-34642919, однако какого-либо решения по нему не принято.
Считая свои права нарушенными, ООО "Макпромэлектро" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации Сергиево-Посадского городского округа Московской области о признании незаконными решения об отказе в предоставлении государственной услуги "Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов" от 04 февраля 2020 г. N Р001-0518928747-32560540, бездействия по нерассмотрению и непринятии решения, не уведомлении заявителя по заявлению от 23 марта 2020 г. N Р001-0518928747-34642919 о предоставлении государственной услуги "Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов", а также об обязании Администрации заключить с ООО "Макпромэлектро" договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 50:05:007040:2686, расположенного по адресу: г. Сергиев Посад, ул. Кооперативная, 25, с видом разрешенного пользования "для строительства Бизнес-центра", в течение одного месяца после вступления решения суда по настоящему делу в законную силу, в соответствии с прилагаемым проектом договора и на его условиях (с учетом уточнения требований).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство имущественных отношений Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 19 ноября 2020 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемый отказ о предоставлении в собственность без проведения торгов земельного участка основан на положениях действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы общества, поскольку на испрашиваемом земельном участке размещен не "Бизнес-центр", а объект торговли, при этом разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 12 марта 2021 г. решение Арбитражного суда Московской области от 19 ноября 2020 г. отменено. Признано незаконным решение Администрации Сергиево-Посадского городского округа Московской области об отказе в предоставлении услуги "Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность без проведения торгов" от 04 февраля 2020 г. N Р001-0518928747-32560540. Суд обязал Администрацию Сергиево-Посадского городского округа Московской области заключить с ООО "Макпромэлектро" договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 50:05:007040:2686, расположенного по адресу: г. Сергиев Посад, ул. Кооперативная, 25, с видом разрешенного пользования "для строительства Бизнес-центра", в течение одного месяца после вступления настоящего постановления в законную силу. В удовлетворении остальной части требований отказано. Также разрешен вопрос о распределении между сторонами судебных расходов.
В кассационной жалобе Администрация просит об отмене постановления суда апелляционной инстанции в части удовлетворения заявленных требований, полагая, что судом неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, указывая на отсутствие оснований для предоставления испрашиваемого обществом земельного участка в собственность, в связи с несоответствием вида разрешенного использования земельного участка его фактическому использованию. Приведены также доводы о пропуске обществом установленного частью 4 статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации трехмесячного срока для обращения в суд с настоящими требованиями.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Макпромэлектро" просит оставить постановление суда апелляционной инстанции без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судом норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемого судебного акта.
Отзыв на кассационную жалобу от третьего лица не поступил.
Представитель Администрации принял участие в онлайн-заседании, поддержал доводы кассационной жалобы.
В заседании кассационной инстанции представитель ООО "Макпромэлектро" против удовлетворения кассационной жалобы возражал.
Представитель Министерства имущественных отношений Московской области в заседание кассационной инстанции не явился.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемого судебного акта.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 2 части 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (статья 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 6 части 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.17 названного Кодекса.
Из пунктов 1 и 2 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что для приобретения прав на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, граждане или юридические лица обращаются в уполномоченный орган с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок.
Пунктом 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставления земельного участка, находящегося в муниципальной или государственной собственности, без проведения торгов.
Согласно пункту 6 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка.
Пунктом 14 указанной статьи установлено, что основанием для принятия решения об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов является несоответствие разрешенного использования земельного участка целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории.
В силу части 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В соответствии с пунктом 35 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в случае, если земельный участок предназначен для строительства или реконструкции зданий, сооружений, использование такого земельного участка для эксплуатации указанных зданий, сооружений может осуществляться без внесения изменений в правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на такой земельный участок.
Отменяя решения суда первой инстанции и удовлетворяя заявленные требования в части, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемый отказ не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает законные права и интересы ООО "Макпромэлектро", поскольку на испрашиваемом в собственность земельном участке расположены объекты недвижимости, принадлежащие заявителю на праве собственности, а земельный участок используется в соответствии со своим целевым назначением.
При этом судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером 50:05:007040:2686 имеет вид разрешенного использования - для строительства бизнес-центра и используется обществом для строительства "Бизнес-центра", а использование земельного участка "для эксплуатации объекта недвижимости" допускается при установлении вида разрешенного использования "для строительства" исходя из того, что цель использования испрашиваемого земельного участка не противоречит разрешенному использованию, поскольку вид разрешенного использования "для строительства" одновременно предполагает и последующую эксплуатацию соответствующего объекта недвижимости.
Выводы суда основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства. Оснований для иной оценки у суда кассационной инстанции не имеется.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод суда апелляционной инстанции о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
В качестве способа устранения нарушенных прав заявителя суд апелляционной инстанции обязал Администрацию заключить с ООО "Макпромэлектро" договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 50:05:007040:2686, расположенного по адресу: г. Сергиев Посад, ул. Кооперативная, 25, с видом разрешенного пользования "для строительства Бизнес-центра", в течение одного месяца после вступления настоящего постановления в законную силу.
Суд кассационной инстанции полагает, что избранный способ приведет к восстановлению нарушенного права.
Относительно требований о признании незаконным бездействия Администрации по нерассмотрению и непринятии решения, не уведомлении заявителя по заявлению от 23 марта 2020 г. N Р001-0518928747-34642919 о предоставлении государственной услуги "Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов", суд указал на то, что по указанному заявлению Администрацией было принято решение от 08 апреля 2020 г. N P001-0518928747-34642919 об отказе в предоставлении государственной услуги "Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность без проведения торгов".
В кассационной жалобе Администрация указывает на пропуск срока, предусмотренного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, на обращение в арбитражный суд.
Приведенный довод подлежит отклонению, поскольку обществом было заявлено ходатайство о восстановлении срока, установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, которое было удовлетворено и срок восстановлен судом первой инстанции.
Иные доводы, приведенные в кассационной жалобе, также подлежат отклонению, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права и направлены на переоценку собранных по делу доказательств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятого по делу судебного акта.
При таких обстоятельствах постановление суда апелляционной инстанции следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 12 марта 2021 г. по делу N А41-41323/20 оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации Сергиево-Посадского городского округа Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
В.В.Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 6 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка.
...
В силу части 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В соответствии с пунктом 35 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в случае, если земельный участок предназначен для строительства или реконструкции зданий, сооружений, использование такого земельного участка для эксплуатации указанных зданий, сооружений может осуществляться без внесения изменений в правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на такой земельный участок."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 6 июля 2021 г. N Ф05-12075/21 по делу N А41-41323/2020