Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 9 июня 2021 г. N Ф02-2673/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Чита |
|
16 марта 2021 г. |
Дело N А19-16921/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 9 марта 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 марта 2021 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Желтоухова Е.В., Сидоренко В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сахаровой Б.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело Арбитражного суда Иркутской области N А19-16921/2020 по заявлению индивидуального предпринимателя Извечной Василисы Михайловны к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска о признании незаконным уведомлений от 14.09.2020 N 505-70-15068/30 и от 14.08.2020 N 505-70-14476/20,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Извечная Василиса Михайловна (ОГРНИП 318385000029211, ИНН 381257957018, далее - заявитель, ИП Извечная В.М., предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным уведомления Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска (ОГРН 1163850051584, ИНН 3849057115, далее - комитет, заинтересованное лицо) от 14.09.2020 N 505-70-15068/30. Делу присвоен номер N А19-16921/2020.
Также индивидуальный предприниматель Извечная Василиса Михайловна обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным уведомления Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска от 14.08.2020 N 505-70-14476/20. Делу присвоен номер N А19-15279/2020.
Определением арбитражного суда от 12.11.2020 дело N А19-16921/2020 и дело N А19-15279/2020 объединены в одно производство.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 25 ноября 2020 года по делу N А19-16921/2020 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Извечная В.М. обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт в полном объеме по мотивам, изложенным в жалобе.
Комитет в отзыве с доводами апелляционной жалобы не согласился.
В судебном заседании 09.02.2021 объявлен перерыв до 09 час. 40 мин. 12.02.2021, о чем сделано публичное извещение о перерыве в судебном заседании, размещенное в сети "Интернет".
Определением суда от 12.02.2021 года суд апелляционной инстанции перешёл к рассмотрению дела Арбитражного суда Иркутской области N А19-16921/2020 по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в суде первой инстанции, судебное разбирательство отложено на 10 часов 20 минут 09.03.2021 года.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 14.01.2021, 10.02.2021, 13.02.2021. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Руководствуясь частью 2 статьи 200, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 13 августа 2020 года в ходе мониторинга по адресу: г.Иркутск, о.Юность выявлен самовольно размещенный нестационарный торговый объект-киоск с вывеской "Мороженое".
В связи с тем, что собственник нестационарного торгового объекта неизвестен, комитетом 14 августа 2020 года на НТО размещено уведомление о добровольном демонтаже N 505-70-14476/20, которым комитет уведомил о необходимости осуществления демонтажа НТО в добровольном порядке в течение 10 рабочих дней со дня размещения уведомления.
В ходе осмотра 31 августа 2020 года комитетом установлено, что нестационарный торговый объект не демонтирован, в связи с чем комитетом подготовлено распоряжение о демонтаже самовольно размещенного НТО от 14.09.2020 N 504-02-3117/20.
На основании указанного распоряжения 16 сентября 2020 года комитетом на нестационарном объекте размещено уведомление от 14.09.2020 N 505-70-15068/20 о демонтаже в принудительном порядке нестационарного торгового объекта с вывеской "Мороженое" (далее - НТО), расположенного по адресу: г.Иркутск, о.Юность. Уведомление о принудительном демонтаже НТО также размещено на официальном сайте администрации г.Иркутска.
Не согласившись с требованиями, выраженными в уведомлениях о добровольном демонтаже от 14.08.2020 N 505-70-14476/20, о демонтаже в принудительном порядке от 14.09.2020 N 505-70-15068/20, посчитав их не соответствующими закону и нарушающими права и законные интересы, ИП Извечная В.М. обратилась в арбитражный суд с заявлением.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействий), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействия).
Согласно Порядку о демонтаже к самовольно размещенным относятся НТО, расположенные на земельных участках и местах, не отведенных для этих целей в установленном законом и иными правовыми актами порядке (пункт 3 Порядка о демонтаже).
В соответствии с пунктами 4, 5 Порядка под НТО понимается торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанную прочно с земельным участком, вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.
Выявление самовольно размещенных НТО, принятие решений о дальнейшем демонтаже, их демонтаж осуществляет комитет по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска.
В силу пункта 7 Порядка о демонтаже выявление самовольно размещенных НТО осуществляется Комитетом посредством осуществления мониторинга территории города Иркутска, а также на основании информации, поступившей от физических и юридических лиц, органов государственной власти, органов местного самоуправления, других структурных подразделений администрации города Иркутска.
Каждый случай выявления Комитетом самовольно размещенного НТО оформляется не позднее 3 (трех) рабочих дней со дня выявления актом, в котором указываются дата, время составления акта, наименование органа, фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), составившего(их) акт, место нахождения выявленного объекта, сведения о выявленных нарушениях, о лицах (если такие установлены), на которых возлагается ответственность за совершение этих нарушений, и другие сведения. К акту прилагается фотосъемка объекта с возможной привязкой к объекту окружающей природной среды, с помощью которого впоследствии возможно будет определить местоположение самовольно размещенного НТО (пункт 8 Порядка о демонтаже).
Согласно части 10 Порядка о демонтаже в случае наличия сведений о лицах, самовольно разместивших НТО, комитет по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска не позднее 10 (десяти) рабочих дней со дня составления акта, предусмотренного пунктом 8 настоящего Порядка, письменно уведомляет таких лиц о его демонтаже.
Уведомление о демонтаже выдается лицу, осуществившему самовольное размещение НТО (пункт 9 Порядка о демонтаже).
В соответствии с пунктами 11, 12 указанного Порядка о демонтаже, демонтаж самовольно размещенного НТО и освобождение земельного участка производятся его владельцем в добровольном порядке за собственный счет в срок, указанный в уведомлении, предусмотренном пунктом 10 названного Порядка.
В случае неисполнения владельцем самовольно размещенного НТО требования о демонтаже такого объекта в добровольном порядке демонтаж осуществляется в принудительном порядке организацией, уполномоченной либо привлекаемой в соответствии с действующим законодательством Комитетом для производства работ по демонтажу (хранению).
Из материалов дела следует, что в соответствии с постановлением администрации г.Иркутска от 30.06.2017 N 031-06-639/7-1 "Об утверждении Порядка выявления и демонтажа самовольно размещенных нестационарных торговых объектов на территории города Иркутска" (далее - Порядок о демонтаже) должностными лицами Комитета в ходе мониторинга, проведенного в 2020 году выявлен самовольно размещенный НТО с вывеской "Мороженое" по адресу: г.Иркутск, остров Юность.
Данный факт подтверждается актом выявления самовольно размещенного нестационарного торгового объекта от 13.08.2020.
Поскольку собственник нестационарного торгового объекта неизвестен, Комитетом 14.08.2020 на НТО размещено уведомление о добровольном демонтаже N 505-70-14476/20.
Впоследствии, актом осмотра земельного участка от 31.08.2020 должностными лицами Комитета установлено, что нестационарный торговый объект-киоск вывеской "Мороженое" по адресу: г.Иркутск, о.Юность, не демонтирован, в связи с чем заинтересованным лицом предпринимателю направлено уведомление от 14.09.2020 N 505-70-15068/20 о демонтаже НТО в принудительном порядке.
Суд апелляционной инстанции полагает, что оспариваемые уведомления соответствуют закону и не нарушают права и законные интересы заявителя по следующим мотивам.
Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" Земельный кодекс Российской Федерации дополнен главой V.6 "Использование земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута", положения которой вступили в силу с 01.03.2015.
Подпункт 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает, что использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случаях размещения НТО, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В пункте 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации конкретизировано, что размещение НТО на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения НТО в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ).
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ установлено, что размещение НТО на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения НТО с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Порядок включения в схему размещения, указанную в части 1 статьи 10 Закона N 381-ФЗ НТО, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с Правилами включения НТО, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения НТО, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29.09.2010 N 772 (далее - Правила N 772), включение объектов в схему размещения осуществляется в следующих целях: достижение установленных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов; размещение нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность; формирование торговой инфраструктуры с учетом видов и типов торговых объектов, форм и способов торговли; повышение доступности товаров для населения.
В главе V.6 Земельного кодекса Российской Федерации установлено особое правовое регулирование использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в частности, при размещении на них нестационарных торговых объектов: такое размещение может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов.
Однако приведенное правовое регулирование не означает, что реализация права на размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется лишь на основании схемы их размещения, исключая при этом оформление в установленном законом порядке права пользования земельным участком.
Схема определяет потенциальную возможность размещения нестационарного торгового объекта в каком-либо месте, однако не закрепляет права конкретных субъектов на места, указанные в этой схеме, в том числе заявителя.
Учитывая законодательно установленную возможность выбора порядка пользования земельными участками для размещения нестационарных торговых объектов: как с предоставлением земельного участка, так и без такого предоставления, права субъектов, осуществляющих деятельность в нестационарных торговых объектах, на использование земель в соответствии с правилами, установленными главой V.6 Земельного кодекса Российской Федерации, должны быть оформлены посредством заключения либо договора аренды, либо договора на размещение конкретного нестационарного торгового объекта.
Кроме того, в соответствии с частью 6 Постановления администрации г.Иркутска от 29.10.2018 N 031-06-961/8 "Об утверждении Положения о размещении нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности города Иркутска" (далее - Положение о размещении НТО) размещение НТО (павильонов, киосков, остановочно-торговых комплексов, бахчевых развалов, объектов развозной и разносной торговли) осуществляется в соответствии со схемой, утвержденной постановлением администрации города Иркутска, на основании договора на размещение нестационарного торгового объекта путем предоставления места.
В силу положений части 7 Положения о размещении НТО заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта осуществляется по результатам торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых в соответствии с Правилами проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденными приказом Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации от 10.02.2010 N 67.
Исходя из вышеизложенного, предоставление права на размещение НТО должно осуществляться путем проведения конкурентных процедур, а именно по результатам торгов и с заключением соответствующего договора.
Между тем заявителем не представлены доказательства наличия законных оснований нахождения спорных НТО в рассматриваемом месте, т.е. соответствующий договор.
В материалы дела ИП Извечной В.М. представлен договор на предоставление мест для развозной и разносной торговли и оказания бытовых услуг от 2 апреля 2007 года (далее - Договор), предметом которого исходя из п. 1.1 является временное пользование местом для осуществления развозной и разносной торговли. В п. 2.1 указано, что администрация г. Иркутска предоставляет торговое место на бульваре Гагарина "в аллеях" и "напротив памятника Александру III", в аллеях на острове Юность сроком со 2 апреля 2007 года по 31 октября 2007 года.
Согласно п. 3 ст. 425 Гражданского кодекса РФ Законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору.
Из изложенного следует, что срок действия Договора истек.
Дополнительные соглашения о продлении указанного Договора с ИП Извечной В.М. администрацией г. Иркутска не заключались, следовательно, представленный Договор не может являться основанием для законного размещения НТО, по адресу: г. Иркутск, бульвар Гагарина, напротив памятника "Александру III".
Статья 421 Гражданского кодекса РФ провозглашает принцип свободы вступления в договорные отношения, свободы выбора контрагента, свободы выбора вида договора и свободы согласования условий договора.
Согласно п. 2 указанной нормы стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами, условия договора определяются по усмотрению сторон.
Ссылка заявителя на то, что указанный Договор является договором аренды земельного участка, не расторгнутым в установленном порядке, является несостоятельной, поскольку на представленный Договор не могут быть применены положения Главы 34 Гражданского кодекса РФ об аренде, в частности о продлении договора на неопределенный срок согласно ст. 610 Гражданского кодекса РФ, поскольку предметом договора аренды является передача имущества во временное владение и пользование, тогда когда по Договору, представленному ИП Извечной В.М., не передается имущество, по нему предоставляется место для осуществления торговли.
Кроме того, в действующей редакции схемы (с учетом постановления администрации города Иркутска от 15.07.2019 N 031 - 06-523/9 "О внесении изменений в постановление администрации г.Иркутска от 30.12.2011 N 031-06-3192/11 "Об утверждении схем размещения нестационарных торговых объектов") место по адресу: г.Иркутск, о.Юность не предусмотрено.
В любом случае судебная коллегия учитывает, что схема определяет потенциальную возможность размещения нестационарного торгового объекта в каком-либо месте, однако не закрепляет права конкретных субъектов на места, указанные в этой схеме (например, предпринимателя).
Кроме того, судом принимается во внимание, что согласно решению Арбитражного суда Иркутской области от 01.08.2019 по делу N А19-15775/2019, вступившему в законную силу, ИП Извечной В.М. было отказано в удовлетворении заявленных к Комитету по управлению муниципальным имуществом г.Иркутска требований о признании незаконным уведомления от 21.06.2019 N 505-70-12183/19.
Из указанного судебного акта следует, что между ИП Извечной В.М. и Комитетом имелся заключённый по результатам аукциона договор на размещение НТО N 01227-пр, который прекратил своё действие по истечении срока 30.09.2017. Дополнительными соглашениями срок его действия не изменялся, иные договоры, предоставляющие право индивидуальному предпринимателю размещать НТО не заключались.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что правовые основания для размещения НТО у заявителя отсутствуют.
Факт оплаты предпринимателем за пользование местом для размещения НТО указанных выводов не опровергает.
В силу части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При таких установленных обстоятельствах суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку оспариваемые ненормативные акты приняты в пределах компетенции Комитета в соответствии с Порядком выявления и демонтажа самовольно размещенных нестационарных торговых объектов на территории города Иркутска, утвержденным постановлением администрации города Иркутска от 30.06.2017 N 031-06-639/7-1, при этом индивидуальным предпринимателем не представлены доказательства наличия права на размещение НТО.
Определением от 12.02.2021 суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела Арбитражного суда Иркутской области N А19-16921/2020 по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в суде первой инстанции.
Суд признал обоснованным доводы апеллянта о рассмотрении объединенного дела N А19-16921/2020 незаконным составом суда.
Согласно пункту 32 Постановления Пленума ВС РФ от 30 июня 2020 года N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" о переходе к рассмотрению дела по правилам, установленным АПК РФ для рассмотрения дела в суде первой инстанции, на основании части 6.1 статьи 268 АПК РФ суд апелляционной инстанции выносит определение. Возражения в отношении данного определения в силу частей 1, 2 статьи 188 Кодекса могут быть заявлены только при обжаловании судебного акта, которым завершается рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции.
По результатам рассмотрения дела суд апелляционной инстанции согласно пункту 2 статьи 269 АПК РФ выносит постановление, которым отменяет судебный акт первой инстанции с указанием обстоятельств, послуживших основаниями для отмены судебного акта (часть 3 статьи 270 Кодекса), и принимает новый судебный акт.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение подлежит отмене на основании пункта 1 части 4 статьи 270 АПК РФ с принятием по делу нового судебного акта по существу спора об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 25 ноября 2020 года по делу N А19-16921/2020 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Д.В. Басаев |
Судьи |
Е.В. Желтоухов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-16921/2020
Истец: Извечная Василиса Михайловна
Ответчик: Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска, Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Иркутска
Хронология рассмотрения дела:
21.06.2021 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-5368/20
09.06.2021 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-2673/2021
16.03.2021 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-5368/20
02.12.2020 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-5368/20
25.11.2020 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-16921/20