Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 24 июня 2021 г. N Ф05-10491/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
16 марта 2021 г. |
Дело N А40-191988/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 марта 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 марта 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гармаева Б.П.,
судей Гончарова В.Я., Левиной Т.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Козиным О.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда г. Москвы от 04.12.2020 по делу N А40-191988/20
по иску АО "ФПК"
к Министерству финансов Российской Федерации
о взыскании убытков
при участии в судебном заседании:
от истца: Широкова В.Ю. по доверенности от 24.12.2020 N 475-Д,
от ответчика: не явился, извещен,
УСТАНОВИЛ:
АО "ФПК" (истец) обратилось с иском в Арбитражный суд г. Москвы к Министерству финансов Российской Федерации (ответчик) о взыскании 67 939 руб. 40 коп. убытков.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 04.12.2020 исковые требования истца удовлетворены.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ответчик подал апелляционную жалобу, в которой просит указанное решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска в полном объеме.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение оставить без изменения.
Ответчик в судебное заседание не явился, дело рассматривалось в его отсутствие в порядке ст. 156 АПК РФ.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в соответствии со ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд не находит оснований для отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом, истец в 2019 году оказал услуги по перевозке граждан, пользующихся правом льготного (бесплатного) проезда железнодорожным транспортом на основании Соглашения о взаимном признании прав на льготный проезд для инвалидов и участников Великой Отечественной войны, а также лиц, приравненных к ним, от 12.03.1993 года (далее по тексту "Соглашение") по субъекту продажи - Краснодарский край, Карачаево-Черкессия, Воронежская область, Ростовская область, Ставропольский край, Дагестан, Адыгея. - по месту продажи Северо-Кавказская дорога на общую сумму 67 939 рублей 40 копеек.
Согласно реестрам оформленных проездных документов АСУ "Экспресс", АО "ФПК" оказало услуги по перевозке граждан, с 01 января 2018 года по 31 декабря 2018 года в соответствии с проездными документами.
Факт оказания услуг по перевозке граждан, пользующихся правом льготного (бесплатного) проезда железнодорожным транспортом, подтверждается данными автоматизированной системы управления пассажирскими перевозками "Экспресс" (АСУ Экспресс). Использование указанной системы для продажи проездных документов предусмотрено Правилами перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте, утвержденными приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 19.12.2013 N 473.
Данные АСУ Экспресс содержат информацию о фамилии, имени и отчестве пассажира, категории льготы, номере удостоверения, подтверждающего право на льготу, дате поездки, виде льготы (со скидкой или бесплатно), номере проездного документа, номере терминала через который продан проездной документ, полной стоимости проезда, фактически уплаченной пассажиром сумме, недополученной стоимости проезда.
Факт предоставления льгот инвалидам и участникам Великой Отечественной войны также подтверждается купонами кассира, подтверждающими продажу билетов, и талонами, предоставленными в железнодорожные кассы в обмен на льготный проездной документ (билет).
В связи с отсутствием компенсации стоимости услуг по перевозке граждан, пользующихся правом льготного (бесплатного) проезда железнодорожным транспортом, у Истца возникли убытки в размере 67 939 руб. 40 коп., что подтверждается расчетом убытков, реестрами оформленных проездных документов, купонами кассира и талонами на право льготного проезда.
В соответствии с п. 3 ст. 8 ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" от 10.01.2003 N 17-ФЗ, потери в доходах владельца инфраструктуры, перевозчика, возникшие в результате установления льгот и преимуществ по тарифам, сборам и плате на железнодорожном транспорте общего пользования на основании федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации, возмещаются в полном объеме за счет средств бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации.
С 01.01.2005 в связи с вступлением в силу Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", натуральные льготы по оплате проезда на железнодорожном транспорте маршрутами дальнего следования, предоставленные отдельным категориям российских граждан на основании Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", были заменены ежемесячными денежными выплатами. В то же время был сохранен прежний порядок предоставления льгот инвалидам и участникам Великой Отечественной войны, а также лицам, приравненным к ним, являющимся гражданами стран СНГ, в соответствии с действующим международным договором.
Кроме того, в Определении Верховного суда Российской Федерации от 01.06.2015 N 305-ЭС15-5321 по делу N А40-113442/2013 указано, что льготный проезд указанным в Соглашении лицам должен быть предоставлен как при передвижении внутри государства его места жительства, так и при передвижении из одного государства в другое.
Согласно ст. 2 указанного Соглашения, инвалидам Великой Отечественной войны 1 и 2 групп и лицам, приравненным к ним, предоставляется право бесплатного проезда по железной дороге по территориям государств - участников Соглашения 1 (один) раз в год (туда и обратно). Инвалидам Великой Отечественной войны 3 группы и лицам, приравненным к ним, предоставляется 50-процентная скидка от стоимости проезда один раз в год (туда и обратно) по железной дороге.
Кроме того, сохранены сезонные льготы (с 01 октября по 15 мая) по оплате проезда на железнодорожном транспорте инвалидам Великой Отечественной войны и лицам, приравненным к ним. Лицам, сопровождающим в поездах инвалидов Великой Отечественной войны 1 группы и лиц, приравненных к ним, предоставляется 50 процентная скидка от стоимости проезда на железнодорожном транспорте.
Согласно ст. 3 Соглашения, участникам Великой Отечественной войны и лицам, приравненным к ним, родителям и женам военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите бывшего союза ССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, предоставляется право на 50 процентную скидку со стоимости проезда один раз в год (туда и обратно) железнодорожным транспортом.
В соответствии с п. 4 Соглашения, лицам, указанным в ст.ст. 2 и 3 Соглашения, по их желанию, вместо полагающегося им проезда с 50-процентной скидкой один раз в год (туда и обратно) железнодорожным транспортом предоставляется бесплатный проезд один раз в два года (туда и обратно) указанным видом транспорта.
На основании ст. 6 Соглашения, транспортные организации обязаны обеспечивать льготные условия обслуживания лиц, указанных в Соглашении, независимо от места их проживания.
Основанием для приобретения льготного проездного билета, в соответствии со ст.7 Соглашения, является удостоверение и лист талонов на льготный проезд.
В силу ст.8 Соглашения, возмещение транспортным организациям расходов, связанных с оплатой стоимости проезда лиц, указанных в настоящем Соглашении, осуществляется сторонами в соответствии с национальным законодательством.
В соответствии со ст.7 Гражданского кодекса Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации являются составной частью правовой системы Российской Федерации, и если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены гражданским законодательством, применяются правила международного договора, а нормативные акты, принятые на территории Российской Федерации, не должны рассматриваться, как умаляющие права и законные интересы человека и гражданина.
Поскольку специальные правила реализации указанного Соглашения отсутствуют, то необходимо руководствоваться Конституцией Российской Федерации, согласно положениям которой, исполнение взятых Российской Федерации обязательств, вытекающих из заключенных международных договоров и соглашений, является расходной статьей федерального бюджета.
Согласно п.5 ст.790 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров, и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
В соответствии со ст. 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В силу ст. 16 ГК РФ убытки, причиненные юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией или муниципальным образованием.
Пленум Высшего Арбитражного суда Российской Федерации в постановлении от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного Кодекса Российской Федерации" разъяснил, что ответчиком по делу о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, является непосредственно публично-правовое образование, суммы убытков подлежат взысканию с публично-правового образования на основании Гражданского кодекса Российской Федерации.
Главный распорядитель средств федерального бюджета - Министерство финансов Российской Федерации - в соответствии с п. 3 ст. 158 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, выступает в суде от имени Российской Федерации в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации.
Учитывая изложенное, перевозка граждан согласно Соглашению была произведена Истцом в интересах публично-правового образования Российской Федерации, так как осуществление мер социальной поддержки федеральных льготников является полномочием Российской Федерации, финансирование данного вида расходов производится из федерального бюджета и относится к расходным обязательствам Российской Федерации. Обязанность государства в лице соответствующих финансовых органов по возмещению за счет средств бюджета транспортной организации выпадающих доходов возникает из международного Соглашения от 12.03.1993, является обязательством Российской Федерации и подлежит компенсации за счет средств федерального бюджета.
В соответствии со ст.1069 ГК РФ вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления подлежит возмещению соответственно за счет казны Российской Федерации, казны субъекта или казны муниципального образования.
Довод Ответчика о том, что Соглашение не должно применяться, поскольку не ратифицировано, не состоятелен, так как в соответствии со ст. 6 ФЗ от 05.07.1995 N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации", согласие Российской Федерации на обязательность для нее международного договора может выражаться различными способами.
Кроме того, Правительством Российской Федерации издано распоряжение от 21.11.2007 N 12659-р "О подписании протокола о внесении изменений в Соглашение о взаимном признании прав на льготный проезд для инвалидов и участников Великой Отечественной войны, а также лиц, приравненных к ним, от 12.03.1993", что подтверждает факт признания Российской Федерацией указанных обстоятельств. Необходимо отметить и то, что изменения, внесенные в Соглашение Протоколом от 22.11.2007, не коснулись порядка возмещения транспортным организациям расходов, связанных с оплатой стоимости проезда лиц, указанных в Соглашении. Ссылаясь на указанные изменения, Ответчик, вместе с тем, подтверждения выделения денежных средств на реализацию соответствующих мер социальной поддержки не представил, как и доказательств возмещения понесенных Истцом расходов.
В отзыве Ответчик указывал о том, что из представленных документов невозможно установить права лиц на льготу и гражданство лица, воспользовавшегося льготой. Данное утверждение не соответствует действительности, так как факт оказания услуг по перевозке граждан, пользующихся правом льготного (бесплатного) проезда железнодорожным транспортом, подтверждается данными автоматизированной системы управления пассажирскими перевозками "Экспресс" (АСУ "Экспресс") - реестрами оформленных проездных документов, купонами кассира. Использование указанной системы для продажи проездных документов предусмотрено Правилами перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте, утвержденными приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 19.12.2013 N 473. Данные АСУ "Экспресс" содержат информацию о фамилии, имени и отчестве пассажира, категории льготы, номере удостоверения, подтверждающего право на льготу, дате поездки, виде льготы (со скидкой или бесплатно), номере проездного документа, номере терминала через который продан проездной документ, полной стоимости проезда, фактически уплаченной пассажиром сумме, недополученной стоимости проезда.
То есть, эти данные позволяют определить лицо, имеющее право на льготный проезд, в том числе номер удостоверения, маршрут движения и так далее.
В случае сомнений в достоверности сведений, Ответчик имел возможность осуществить проверку соответствующей информации, что им не было сделано. Доказательств того, что лица, указанные в перечисленных документах, не обладают соответствующей льготой (утратили статус лица, имеющего льготу, на момент осуществления перевозки), Ответчиком также не предоставлено.
Далее Ответчик в отзыве ссылался на то, что с 01.01.2005 листы талонов на льготный проезд по территории государств-участников Соглашения от 12.03.1993 в Российской Федерации не изготавливались и ветеранам, постоянно проживающим на территории Российской Федерации, не выдавались.
При этом доказательств того, что талоны с 01.01.2005 на территории Российской Федерации не изготавливались и не выдавались льготным категориям граждан, Ответчик не предоставил.
Согласно ст. 6 Соглашения, транспортные организации обязаны обеспечивать льготные условия обслуживания лиц, указанных в Соглашении, независимо от места их проживания. Основанием для приобретения льготного проездного документа является удостоверение личности и лист талонов на льготный проезд, которые предоставляются в железнодорожную кассу (ст. 7 Соглашения). В связи с чем, граждане, обладающие правом на пользование льготами, подтвержденное соответствующим документом -удостоверением, обращаются в железнодорожные кассы Истца для реализации самого права на пользование льготами. Талон на льготный проезд, предоставляющийся гражданами вместе с документом, удостоверяющим право на льготу, подшивается к купону кассира, номер удостоверения указан в проездном документе и в купоне кассира.
Таким образом, Истец не имеет правовых оснований для отказа ветеранам в реализации их права на пользование льготами, предусмотренными международным Соглашением. Ответчиком также документально не подтверждено и то, что талоны на льготный проезд не выдавались на территории Республики Беларусь, Кыргызской Республики и Украины.
Неисполнение Российской Федерацией в полном объеме своих обязательств по возмещению затрат, произведенных Истцом в связи с реализацией законно установленных льгот, свидетельствует о неправомерном бездействии государственных органов, возложивших ответственность на Министерство Финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации. Причинная связь между бездействием Ответчика и наступлением вреда выразилась в том, что осуществление указанных правомочий распорядителем бюджетных средств привело бы к перечислению бюджетных средств, достаточных для возмещения расходов Истца.
С учетом вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку истец документально подтвердил факт несения расходов по перевозке льготных категорий граждан в заявленном размере, обязанность по компенсации которого возложена на Российскую Федерацию.
Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции, исследовав имеющие значение для дела обстоятельства, полно, детально, подробно, достоверно описав представленные в материалы дела доказательства, верно оценил в порядке ст.71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, правильно применив нормы материального, процессуального права сделал выводы, соответствующие обстоятельствам дела, принял по делу правомерный и обоснованный судебный акт, досконально описав необходимые обстоятельства дела, согласно которым сделал правильные выводы.
Доводы апелляционной жалобы, не могут служить основанием для отмены или изменения судебного акта, поскольку не могли повлиять на правильное по существу решение.
При таких обстоятельствах принятое по настоящему делу судебное решение является законным, обоснованным и мотивированным.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта в порядке ч.4 ст.270 АПК РФ, не допущено.
Понесенные истцом расходы, связанные с уплатой государственной пошлины при обращении в суд с иском, правомерно взысканы с ответчика в порядке ч.1 ст.110 АПК РФ.
Расходы по оплате госпошлины за подачу апелляционной жалобы распределяются согласно ст.110 АПК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 176, 266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 04.12.2020 по делу N А40-191988/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Б.П. Гармаев |
Судьи |
В.Я. Гончаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-191988/2020
Истец: АО ФЕДЕРАЛЬНАЯ ПАССАЖИРСКАЯ КОМПАНИЯ ИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ФИЛИАЛА ФПК
Ответчик: в лице Министерства финансов РФ