Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 2 июня 2021 г. N Ф05-11748/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
16 марта 2021 г. |
Дело N А40-156285/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 марта 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 марта 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ж.В.Поташовой,
судей: |
В.А.Свиридова, Т.Б.Красновой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания А.А.Егоровой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ИП Пономарева Максима Юрьевича
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 08.12.2020 по делу N А40-156285/20 (154-1143)
по заявлению ИП Пономарева Максима Юрьевича (ОГРНИП 313265115800130)
к 1) Зам. рук. Роспотребнадзора - И.В. Брагиной, 2) Роспотребназдору (ОГРН: 1047796261512, ИНН: 7707515984)
третье лицо: ООО "Ставропольский бройлер" (ОГРН 1192651006679, ИНН 2623030222)
о признании незаконным решения
при участии:
от заявителя: |
Рубачева А.А. по дов. от 01.01.2021; |
от ответчиков: от третьего лица: |
1-2) Минеева О.Н. по дов. от 29.10.2108; Моргунова К.Р. по дов. от 01.01.2021; |
У С Т А Н ОВ И Л:
ИП Пономарев Максим Юрьевич (далее - заявитель, предприниматель) обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным решения Заместителя руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека И.В. Брагиной (далее - ответчик, заинтересованное лицо) от 09.06.2020 года N 111- РС33 об установлении санитарно-защитной зоны ООО "Ставропольский бройлер".
Решением суда от 08.12.2020 заявленные требования оставлены без удовлетворения.
ИП Пономарев М.Ю., не согласившись с выводами суда, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представитель истца доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представители ответчика и третьего лица просили решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения. Представитель ответчика представила письменные пояснения в порядке ст. 81 АПК РФ.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, заявителю с 2017 года на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 26:11:021601:109, площадью 261370 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование: ведение дачного хозяйства, адрес: Ставропольский край, Шпаковский район, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир Бройлерная зона N 2, территория Бройлерная промышленная зона, что подтверждается договорами купли-продажи от 06.12.2013, 13.02.2017, решением собственника об объединении земельных участков от 13.03.2017, выпиской из ЕГРН от 10.07.2020 N 99/2020/337584705, N записи 26:11:021601:109-26/021/2017-1 от 03.04.2017, копии которых имеются в материалах дела.
В соответствии с решением Думы муниципального образования города Михайловска Шпаковского района Ставропольского края от 28.01.2016 N 453 "О генеральном плане муниципального образования города Михайловска Шпаковского района Ставропольского края" указанный земельный участок включен в границы населенного пункта муниципального образования города Михайловска.
На основании сведений о видах разрешенного использования, предоставленных 21.04.2017 Администрацией муниципального образования города Михайловска Шпаковского района Ставропольского края, в отношении земельного участка с кадастровым номером 26:11:021601:109 установлена зона Ж-5-зона дачных и садоводческих объединений, основные виды разрешенного использования: ведение садоводства, ведение дачного хозяйства. Вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 26:11:021601:109 соответствует видам разрешенного использования согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образования города Михайловска Шпаковского района Ставропольского края, утвержденных решением Думы муниципального образования города Михайловска Шпаковского района Ставропольского края от 26.05.2016 N 478.
30.01.2020 Дума муниципального образования города Михайловска приняла Решение N 189 "О внесении изменений в Генеральный план муниципального образования города Михайловска, установив в отношении земельного участка Пономарева М.Ю. с кадастровым номером 26:11:021601:109 зону сельскохозяйственного использования.
ИП Пономарев М.Ю., не согласившись с указанным решением, обратился в Ставропольский краевой суд с административным иском о признании его недействующим.
09.07.2020 в ходе судебного заседания по делу N М-63/2020 заявителю стало известно о том, что заместителем главного санитарного врача РФ Брагиной И.В. вынесено решение N111-РСЗЗ от 09.06.2020 об установлении санитарно-защитной зоны ООО "Ставропольский бройлер", в которую попадает земельный участок Заявителя.
Посчитав указанное решение незаконным и нарушающим его права и законные интересы, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Согласно ст. 1 ГрК РФ, ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения) санитарно-защитная зона - это зона с особыми условиями использования территорий, которые направлены на создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения, в т.ч. путем реализации мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания (
Обязанность по установлению санитарной зоны для предприятия I и II классов опасности предусмотрена разделом IV СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.
Постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 N 222 утверждены Правила установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон (далее - Правила установления санитарно-защитных зон), регламентирующие требования к санитарно-защитным зонам.
Согласно п. 14 Правил установления санитарно-защитных зон к заявлению об установлении или изменении санитарно-защитной зоны прилагаются: проект санитарно-защитной зоны; экспертное заключение о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении проекта санитарно-защитной зоны.
На основании п. 17 Правил установления санитарно-защитных зон уполномоченный орган в срок не более 15 рабочих дней со дня поступления заявления принимает решение об установлении санитарно-защитной зоны и направляет принятое решение заявителю либо направляет заявителю уведомление об отказе в принятии соответствующего решения с мотивированным обоснованием.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 27.12.2019 N 455-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в целях установления, изменения, прекращения существования санитарно-защитных зон не требуется внесение сведений о таких зонах в Единый государственный реестр недвижимости. В этом случае санитарно-защитная зона считается установленной, измененной или прекратившей существование со дня принятия решения об установлении, изменении или прекращении существования санитарно-защитной зоны органом, уполномоченным на принятие данного решения.
На основании п. 2 Правил установления санитарно-защитных зон, правообладатели объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до 01.01.2019, в отношении которых подлежат установлению санитарно-защитные зоны, обязаны провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявление об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных п. 14 Правил установления санитарно-защитных зон.
На основании п. 3.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I - III классов опасности является обязательной.
В п. 16 Правил установления санитарно-защитных зон указано, что проект санитарно-защитной зоны содержит: сведения о размерах санитарно-защитной зоны; сведения о границах санитарно-защитной зоны (наименования административно-территориальных единиц и графическое описание местоположения границ такой зоны, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения ЕГРН, в том числе в электронном виде); обоснование размеров и границ санитарно-защитной зоны в соответствии с требованиями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе с учетом расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе, физического воздействия на атмосферный воздух и оценки риска для здоровья человека; перечень ограничений использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитной зоны в соответствии с п. 5 Правил установления санитарно-защитных зон.
Учитывая изложенное, установление санитарно-защитной зоны является обязанностью, а не правом третьего лица и ответчика.
Территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ставропольскому краю Обществу выдавались предписания с требованием об установлении окончательного размера санитарно-защитной зоны (N 79 от 25.11.2016, N 89 от 10.12.2018, N 36 от 28.05.2020)
Обществом проведены все работы по установлению санитарно-защитной зоны в соответствии с требованием законодательства: разработан проект санитарно-защитной зоны, проведены замеры атмосферного воздуха, сформирован пакет документов, и направлен в Роспотребнадзор РФ на утверждение.
ООО "Ставропольский бройлер" направило в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека заявление об установлении санитарно-защитной зоны, приложив к заявлению все необходимые для установления санитарно-защитной зоны документы и исследования в соответствии с Правилами установления санитарно-защитных зон.
После рассмотрения заявления, решением N 111-РС от 09.06.2020 для предприятия ООО "Ставропольский бройлер", расположенного по адресу: РФ, Ставропольский край, Шпаковский район, Бройлерная промышленная зона, Бройлерная зона N 1, установлена санитарно-защитная зона с границей согласно перечню координат характерных точек.
Согласно Правилам установления санитарно-защитных зон, в решении об установлении санитарно-защитной зоны указываются: наименование объекта, в отношении которого устанавливается санитарно-защитная зона, адрес такого объекта; ограничения использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитной зоны, в соответствии с пунктом 5 настоящих Правил; к решению об установлении (изменении) санитарно-защитной зоны прилагаются сведения о границах такой зоны, которые должны содержать наименование административно-территориальных единиц и графическое описание местоположения границ такой зоны, перечень координат характерных точек ее границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости; сведения об ограничениях использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитной зоны, указываются в решении об установлении (изменении) санитарно-защитной зоны или в приложении к указанному решению в соответствии со сведениями, содержащимися в проекте санитарно-защитной зоны, на основании которого принято решение.
Довод заявителя об ограничении использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитной зоны отклоняется судом как необоснованный, поскольку в соответствии с п.2 Правил установления санитарно-защитных зон приведение вида разрешенного использования земельных участков и расположенных на них объектов капитального строительства в соответствие с режимом использования земельных участков, предусмотренным решением об установлении санитарно-защитной зоны, допускается в течение 2 лет с момента ее установления.
При этом, согласно п.3.4 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" (далее - СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03), в зависимости от характеристики выбросов для промышленного объекта и производства, по которым ведущим для установления санитарно-защитной зоны фактором является химическое загрязнение атмосферного воздуха, размер санитарно-защитной зоны устанавливается от границы промплощадки и/или от источника выбросов загрязняющих веществ.
Согласно п. 18 Правил установления санитарно-защитных зон, в решении об установлении санитарно-защитной зоны указываются:
а) наименование объекта, в отношении которого устанавливается санитарно-защитная зона, адрес такого объекта (в отношении вновь создаваемого объекта указывается наименование объекта в соответствии с проектной документацией такого объекта и адрес (при его отсутствии сведения о местоположении) земельного участка, на котором планируется строительство такого объекта);
б) ограничения использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитной зоны, в соответствии с пунктом 5 настоящих Правил;
в) информация о направлении сведений о санитарно-защитной зоне для их внесения в Единый государственный реестр недвижимости после выдачи разрешения на строительство объекта капитального строительства в случае принятия такого решения на основании заявления, указанного в пункте 6 настоящих Правил.
Правила установления санитарно-защитных зон не содержат требований о необходимости указания в Решении об установлении санитарно-защитной зоны перечня земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитной зоны.
В соответствии с п. 3 Правил установления санитарно-защитных зон, решение об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны принимают следующие уполномоченные органы по результатам рассмотрения заявления об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны:
а) Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - в отношении объектов I и II класса опасности в соответствии с классификацией, установленной санитарно-эпидемиологическими требованиями (далее - санитарная классификация), групп объектов, в состав которых входят объекты I и (или) II класса опасности, а также в отношении объектов, не включенных в санитарную классификацию;
б) территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - в отношении объектов III - V класса опасности в соответствии с санитарной классификацией, а также в отношении групп объектов, в состав которых входят объекты III - V класса опасности.
Согласно п.32 Правил установления санитарно-защитных зон, компенсация ущерба, причиненного правообладателям земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в связи с установлением (изменением) санитарно-защитной зоны, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пп. 2 п. 16.1 ст. 26 Федерального закона от 03.08.2018 N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 1 января 2022 года в целях установления, изменения, прекращения существования санитарно-защитных зон не требуется внесение сведений о санитарно-защитных зонах в Единый государственный реестр недвижимости. В случае, когда внесение указанных сведений не требуется, санитарно-защитная зона считается установленной, измененной или прекратившей существование со дня принятия решения об установлении, изменении или прекращении существования санитарно-защитной зоны органом, уполномоченным на принятие данного решения.
В соответствии с п.27 Правил установления санитарно-защитных зон, основаниями для отказа в принятии решения об установлении (изменении) санитарно-защитной зоны являются:
а) отсутствие документов, указанных в пункте 14 настоящих Правил, или отсутствие сведений, предусмотренных пунктом 16 настоящих Правил;
б) несоответствие содержащихся в проекте санитарно-защитной зоны размеров и границ санитарно-защитной зоны, обоснований таких размеров и границ требованиям законодательства в области обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения;
в) несоответствие содержащихся в проекте санитарно-защитной зоны ограничений использования земельных участков, расположенных в границах такой зоны, ограничениям использования земельных участков, установленным пунктом 5 настоящих Правил, или несоответствие обоснований возможности использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитной зоны, для целей, предусмотренных подпунктом "б" пункта 5 настоящих Правил, требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
г) наличие в экспертном заключении сведений о несоответствии проекта санитарно-защитной зоны санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Таким образом, решение об установлении санитарно-защитной зоны для ООО "Ставропольский бройлер" от 09.06.2020 N 111-РСЗЗ выдано в соответствии с требованиями Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, Правилами.
Довод заявителя о принятии спорного решения неполномочным представителем Роспотребнадзора правомерно отклонен судом первой инстанции, поскольку согласно п. 3 Правил установления санитарно-защитных зон, решение об установлении, и санитарно-защитной зоны принимает Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия.
Доводы заявителя о том, что при принятии решения не учтены положения Генерального плана г.Михайловска, так же правомерно отклонены судом, как несостоятельные, поскольку, действующим законодательством не установлена обязанность Роспотребнадзора согласовывать решение об установлении санитарно-защитной зоны с Генеральным планом застройки.
На карте градостроительного зонирования, являющейся приложением к генеральному плану муниципального образования г. Михайловска Шпаковского района СК, указан ориентировочный размер санитарно-защитной зоны для предприятия птицефабрика ООО "Ставропольский бройлер" в соответствии с требованиями СанПин 2.2.1/2.1.-1200-03.
В соответствии с п. 30 Правил со дня установления санитарно-защитной зоны на земельных участках, расположенных в границах такой зоны, не допускаются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, разрешенное использование которых не соответствует ограничениям использования земельных участков, предусмотренным решением об установлении санитарно-защитной зоны, а также использование земельных участков, не соответствующее указанным ограничениям.
Кроме того, заявителем не представлено доказательств нарушения его прав оспариваемым решением Роспотребнадзора.
Согласно ст. 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном АПК РФ.
В соответствии с абз. 1 ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.
В совместном постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", в частности в абзаце втором пункта 1 установлено следующее: "если суд установит, что оспариваемый акт не соответствует закону или иным правовым актам и ограничивает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, то в соответствии со ст. 13 ГК РФ он может признать такой акт недействительным".
Следовательно, для признания недействительными ненормативных правовых актов необходимо наличие двух обязательных условий, а именно, несоответствие обжалуемых актов закону и наличие нарушения прав заявителя.
Согласно ст. 65 АПК РФ заявитель должен доказать, каким образом оспариваемое решение нарушает его права и законные интересы, а также в защиту и на восстановление каких прав предъявлены заявлены указанные требования.
Судебная защита нарушенных прав направлена на восстановление прав, целью защиты является восстановление нарушенного или оспариваемого права, избранный стороной способ защиты нарушенного права должен соответствовать такому праву и быть направлен на его восстановление.
Между тем сведений о том, каким образом в случае признания оспариваемого решения незаконным, будут восстановлены его права и какие конкретно права, заявителем не представлено.
В связи с этим совокупность условий, необходимых для признания незаконным оспариваемого бездействия отсутствует, в связи с чем, заявленные требования удовлетворению не подлежат согласно ч. 3 ст. 201 АПК РФ.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены или изменения оспариваемого решения суда.
Нарушений норм процессуального права, влекущих в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловную отмену обжалуемого судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Принимая во внимание изложенное, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 08.12.2020 по делу N А40-156285/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Ж.В.Поташова |
Судьи |
Т.Б.Краснова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-156285/2020
Истец: Пономарев М. Ю.
Ответчик: Зам.руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека И.В. Брагина, Зам.руководителя ФС по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - И.В. Брагина
Третье лицо: ООО "СТАВРОПОЛЬСКИЙ БРОЙЛЕР"
Хронология рассмотрения дела:
13.09.2022 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-11748/2021
30.06.2022 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-34990/2022
10.03.2022 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-11748/2021
21.12.2021 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-73328/2021
02.06.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-11748/2021
16.03.2021 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-1681/2021
08.12.2020 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-156285/20