г. Москва |
|
16 марта 2021 г. |
Дело N А40-203448/20 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе: судьи Москвиной Л.А.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства без вызова сторон апелляционную жалобу АО "Почта России" на решение Арбитражного суда города Москвы от 29.12.2020, принятое в порядке упрощенного производства по делу N А40-203448/20 (72-1376)
по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Дальневосточному федеральному округу
к АО "Почта России"
о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Дальневосточному федеральному округу (далее - заявитель, административный орган) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о привлечении АО "Почта России" (далее - заинтересованное лицо) к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Решением суда от 29.12.2020 заявленные требования удовлетворены. Общество привлечено к административной ответственности на основании ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 32 000 руб.
Не согласившись с решением суда, ответчик обратился с апелляционной жалобой в Девятый арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
От заявителя поступил отзыв на апелляционную жалобу.
В соответствии с ч. 1 ст. 272.1 АПК РФ, апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Дело рассмотрено без вызова лиц, участвующих в деле, в соответствии со ст. 272.1 АПК РФ.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте Девятого арбитражного апелляционного суда по веб-адресу: https://9aas.arbitr.ru/ и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу: https://kad.arbitr.ru/.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции судебного акта проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268, 272.1 АПК РФ.
Апелляционный суд, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, приходит к следующим выводам.
В соответствии с Положением о федеральном государственном надзоре в области связи утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2013 N 476 "О вопросах государственного контроля (надзора) и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Положение о федеральном государственном надзоре в области связи) государственный надзор направлен на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими и физическими лицами требований в области связи, установленных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, анализа и прогнозирования состояния исполнения указанных требований при осуществлении юридическими и физическими лицами своей деятельности.
Согласно пункту 3 Положения о федеральном государственном надзоре в области связи государственный надзор осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и ее территориальными органами (далее - орган государственного надзора) с применением риск-ориентированного подхода.
Пунктом 4 Положения о федеральном государственном надзоре в области связи должностными лицами, уполномоченными осуществлять государственный надзор, являются:
а) руководитель органа государственного надзора, являющийся по должности главным государственным инспектором Российской Федерации по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, и его заместители,. должностными регламентами которых предусмотрены полномочия по осуществлению государственного надзора, являющиеся по должности заместителями главного государственного инспектора Российской Федерации по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций;
б) руководители структурных подразделений, их заместители, советники, консультанты и главные специалисты-эксперты центрального аппарата органа государственного надзора, должностными регламентами которых предусмотрены полномочия по осуществлению государственного надзора, являющиеся по должности старшими государственными инспекторами Российской Федерации по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций;
в) ведущие специалисты-эксперты и специалисты-эксперты центрального аппарата органа государственного надзора, должностными регламентами которых предусмотрены полномочия по осуществлению государственного надзора;
г) руководители территориальных органов органа государственного надзора и их заместители, должностными регламентами которых предусмотрены полномочия по осуществлению государственного надзора, являющиеся по должности старшими государственными инспекторами Российской Федерации по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций;
д) руководители структурных подразделений территориальных органов органа государственного надзора, их заместители, консультанты, главные специалисты-эксперты, ведущие специалисты-эксперты и специалисты- эксперты, должностными регламентами которых предусмотрены полномочия по осуществлению государственного надзора.
Из материалов дела следует, что Управлением Роскомнадзора по Дальневосточному федеральному округу (далее - Управление) в период с 01.07.2020 по 29.09.2020 проводилось плановое систематическое наблюдение в отношении АО "Почта России" по соблюдению лицензионных условий и обязательных требований при оказании услуг почтовой связи.
Правовыми основаниями проведения систематического наблюдения являются пункт 1 статьи 27 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи"; пункт 9.1.2.6, пункт 9.1.2.14 Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Дальневосточному федеральному округу, утвержденного приказом руководителя Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 25.01.2016 N 46; пункт 5.1.4, подпункт 5.1.4.2 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 N 228; часть 1 статьи 2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"; подпункт "г" пункта 4 Положения о радиочастотной службе, утверждённое постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2014 N434; пункт 7 Положения о федеральном государственном надзоре в области связи, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2013 N476.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 4 Положения о радиочастотной службе, утверждённое постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2014 N 434 (далее - Положение о радиочастотной службе) радиочастотная служба осуществляет мониторинг сетей связи, организованных без использования радиочастотного спектра.
Подпунктом "ф" пункта 5 Положения о радиочастотной службе определено, что к полномочиям радиочастотной службы относится участие в порядке, установленном Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, в осуществлении полномочий Службы, в том числе посредством проведения работ по оценке соблюдения операторами связи лицензионных условий и требований в области оказания услуг связи.
Управлением в период с 01.07.2020 по 29.09.2020, на основании приказа руководителя Управления от 26.06.2020 N 138-нд, проводилось плановое систематическое наблюдение в отношении АО "Почта России" по соблюдению лицензионных условий и обязательных требований при оказании услуг почтовой связи.
Систематическое наблюдение проводится посредством мониторинга Радиочастотной службой (Филиал ФГУП "ГРЧЦ" в Дальневосточном федеральном округе), привлекаемой к проведению систематического наблюдения приказом руководителя Управления от 26.06.2020 N 138-нд, сетей связи АО "Почта России" (УФПС Еврейской автономной области) путем рассылки контрольных писем, мониторинга отделений почтовой связи, почтовых ящиков на предмет соблюдения обязательных требований в области почтовой связи. Результаты мониторинга предоставлены Филиалом ФГУП "ГРЧЦ" в Дальневосточном федеральном округе в Управление для обработки и анализа материалов, содержащих сведения о выполнении лицензионных и иных обязательных требований.
Плановое систематическое наблюдение (методом дистанционного контроля без взаимодействия с проверяемым лицом) проводится в соответствии с Методикой по организации и проведению мероприятий по контролю за деятельностью в области почтовой связи (далее - Методика), утвержденной приказом Министерства информационных технологий и связи РФ от 14.06.2006 N 75 (зарегистрированной в Минюсте от 04.07.2006 N 8000) в отношении оператора почтовой связи АО "Почта России".
Специалистом - экспертом Биробиджанского территориального отдела Управления Роскомнадзора по Дальневосточному федеральному округу Скороход И.А. при обобщении и анализе результатов проведенного систематического наблюдения выявлены нарушения: требований пункта 5 раздела XX Перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и перечней лицензионных условий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18.02.2005 N 87; ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (оператор связи обязан оказывать пользователям услугами связи услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи; ст. 16 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" (несоответствие качества услуг почтовой связи установленным стандартам, а также предоставляемой оператором почтовой связи информации об условиях оказания данных услуг); и. 6 б) в) г) д) е) ж) з) л) м), п. 7, п. 8 ПОУПС (внутри объекта почтовой связи на видном и доступном для пользователей услугами почтовой связи месте должны находиться книга заявлений и предложений и необходимый информационный материал, включающий: б) адрес объекта почтовой связи и его почтовый индекс, в) сведения о месте приема и рассмотрения претензий, г) перечень оказываемых услуг, сроки их оказания и тарифы на них, д) порядок адресования и выплаты почтовых переводов, е) порядок адресования, упаковывания и оплаты пересылки почтовых отправлений, установленные для них размеры и предельная масса, ж) срок хранения неврученных почтовых отправлений и невыплаченных почтовых переводов, з) перечень предметов и веществ, запрещенных к пересылке, л) Правила оказания услуг почтовой связи, м) информацию об ответственности операторов почтовой связи и пользователей услугами почтовой связи; внутри объекта почтовой связи, в котором оказываются универсальные услуги почтовой связи, дополнительно размещается почтовый ящик для сбора письменной корреспонденции и указывается информация: о нормативах частоты сбора письменной корреспонденции из почтовых ящиков, ее обмена, перевозки и доставки, о контрольных сроках пересылки письменной корреспонденции, о порядке оказания универсальных услуг почтовой связи; на почтовых ящиках указываются наименование оператора почтовой связи, присвоенный почтовому ящику номер, дни недели и время, в которые осуществляется выемка письменной корреспонденции); подпункты а) б) пункта 2, пункт 5 приказа Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 04.06.2018 N 257 "Нормативы частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольные сроки пересылки письменной корреспонденции" (нормативы частоты сбора письменной корреспонденции составляют: из почтовых ящиков, расположенных вне объектов почтовой связи на территории административных центров субъектов Российской Федерации - ежедневно не менее 1 раза в день; из почтовых ящиков, расположенных внутри объектов почтовой связи - в соответствии с частотой обмена и перевозки письменной корреспонденции между объектами почтовой связи; контрольные сроки пересылки внутренней письменной корреспонденции определяются по оттискам календарных почтовых штемпелей мест приема и доставки почтовых отправлений); п. 5 условий, предусмотренных лицензией N 162571 на оказание услуг почтовой связи.
Выразившиеся в нарушении оператором связи АО "Почта России" на территории Еврейской автономной области требований Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2014 N 234 "Об утверждении правил оказания услуг почтовой связи" (зарегистрировано в Минюсте России 26.12.2014.N 35442), что вводит в заблуждение пользователей услугами почтовой связи и является осуществлением предпринимательской деятельности (оказание услуг почтовой связи) с нарушением Лицензионных требований по лицензии N 162571 на оказание услуг почтовой связи.
Таким образом, нарушения на сети почтовой связи УФПС Еврейской автономной области - филиала АО "Почта России" выявлены не должностными лицами филиала ФГУП "ГРЧЦ" в ДФО, уполномоченными на проведение мониторинга, а должностным лицом Управления, уполномоченным на проведение систематического наблюдения в отношении АО "Почта России".
Плановое систематическое наблюдение проводилось Управлением на основании приказа руководителя Управления от 26.06.2020 N 138-нд в период с 01.07.2020 по 29.09.2020. Решение арбитражного суда г. Москвы по делу N А-40-203448/2020 было вынесено 18.12.2020. Процессуальных нарушений при производстве по делу об административных правонарушениях не допущено.
Предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ срок привлечения к административной ответственности к моменту рассмотрения настоящего дела не истек.
Местом совершения (обнаружения) вмененных АО "Почта России" правонарушений и зафиксированные протоколами об административных правонарушениях являются разные города в разных субъектах Российской Федерации (Еврейская автономная область, Сахалинская область, Хабаровский край). С учетом конкретных обстоятельств каждого нарушения образовался самостоятельный состав правонарушения. Тот факт, что указанные виновные деяния имеют признаки правонарушения, ответственность за которого предусмотрена одной статьей КоАП РФ, не освобождает административный орган от обязанности составления отдельных протоколов.
Таким образом, в действиях АО "Почта России" содержится состав правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
На основании изложенного, вывод суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения требований является правомерным.
Заявителем жалобы не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, принято законное и обоснованное решение и у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены обжалуемого судебного акта Арбитражного суда города Москвы.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с нормами Арбитражного процессуального кодекса РФ, при рассмотрении дел о привлечении к административной ответственности государственная пошлина не уплачивается.
Руководствуясь ст. ст. 229, 266, 268, 269, 271, 272.1 АПК РФ, апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 29.12.2020 по делу N А40-203448/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа в порядке, предусмотренном ч. 4 ст. 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Л.А. Москвина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-203448/2020
Истец: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ ПО ДАЛЬНЕВОСТОЧНОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ
Ответчик: АО "ПОЧТА РОССИИ"