Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 24 июня 2021 г. N Ф04-2857/21 настоящее постановление оставлено без изменения
город Томск |
|
17 марта 2021 г. |
Дело N А27-13704/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 марта 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 марта 2021 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С. В.
судей Бородулиной И. И., Логачева К. Д.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Толстогузовой Е. В. с использованием средств аудиозаписи рассмотрел апелляционную публичного акционерного общества "Кузбасская энергетическая сбытовая компания" (N 07АП-1347/2021) на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 24.12.2020 по делу N А27-13704/2020 (судья Н.Н. Гатауллина) по заявлению публичного акционерного общества "Кузбасская энергетическая сбытовая компания" (650034, Кемеровская область - Кузбасс, город Кемерово, пр. Ленина, 90/4, ОГРН 1064205110133, ИНН 4205109214) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области, (650000, Кемеровская область-Кузбасс, город Кемерово, ул. Ноградская, 5, ОГРН 1034205025799, ИНН 4207012419) о признании недействительным решения от 17.03.2020 по делу N042-01/10-1307/2019.
Третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Тепловая компания "Актив", Кемеровская область-Кузбасс, город Киселевск (ОГРН, 1174205007613, ИНН 4223117521).
В судебном заседании принимают участие:
от заявителя: Варюхина К. П. по дов. от 27.06.2020, диплом,
от иных лиц: без участия,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Кузбасская энергетическая сбытовая компания" (далее - заявитель, Общество, ПАО "Кузбассэнергосбыт") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области (далее - заинтересованное лицо, Управление, Кемеровское УФАС России) от 17.03.2020 по делу N 042-01/10-1307/2019.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечено общество с ограниченной ответственностью "Тепловая компания "Актив" (далее - ООО "ТК"Актив").
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 24.12.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, ПАО "Кузбассэнергосбыт" обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить полностью, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель ссылается на то, что сам факт отнесения ООО "ТК "Актив" к категории потребителей, ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, не означает установления законодательного запрета на ограничение режима потребления электрической энергии, а напротив устанавливает право гарантирующего поставщика вводить ограничение режима потребления электрической энергии в установленном законом порядке; действия ПАО "Кузбассэнергосбыт" осуществлялись в рамках действующего законодательства и стали необходимой мерой защиты интересов гарантирующего поставщика в отношении потребителя, имеющего задолженность по оплате потребленной электрической энергии.
В порядке статьи 262 АПК РФ Управлением и ООО "ТК "Актив" представлены отзывы на апелляционную жалобу, в которых просят суд апелляционной инстанции оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В порядке части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 АПК РФ суд рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие Управления и третьего лица.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзывов, заслушав представителя заявителя, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене.
Согласно материалам дела, по результатам рассмотрения заявления ООО "Тепловая компания "Актив" (вх. N 2790 от 06.05.2019) Приказом Кемеровского УФАС России от 06.08.2019 N 97 возбуждено дело N042-01/10-1307/2019 по признакам нарушения ПАО "Кузбассэнергосбыт" ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), выразившихся в злоупотреблении доминирующим положением на локальном розничном товарном рынке поставки электроэнергии (мощности) в пределах локального рынка N1 Кемеровской области (в границах деятельности гарантирующего поставщика), а именно: в направлении уведомлений о самостоятельном введении режима ограничения потребления электроэнергии до уровня технологической и аварийной брони, а также в инициировании ограничения режима потребления электроэнергии на котельных ООО "Тепловая компания "Актив" в отопительный и межотопительный сезон, что привело к ущемлению (созданию угрозы ущемления) интересов ООО "Тепловая компания "Актив" в сфере предпринимательской деятельности, к угрозе прекращения оказания услуг по отоплению в зимний период, оказания услуг горячего водоснабжения в отопительный и межотопительный сезон гражданам потребителям и в социально значимые объекты Киселевского городского округа.
Решением Комиссии Кемеровского УФАС России от 17.03.2020 по делу N 042-01/10-1307/2019 ПАО "Кузбассэнергосбыт" признано нарушившим ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции путем злоупотребления доминирующим положением на розничном рынке купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), а именно, в инициировании введения режима ограничения потребления электрической энергии до уровня технологической и аварийной брони на котельных ООО "Тепловая компания "Актив" в отопительный и межотопительный период, что привело к ущемлению (созданию угрозы ущемления) интересов ООО "Тепловая компания "Актив" в сфере предпринимательской деятельности, а также могло привести к ущемлению интересов неопределенного круга лиц ввиду угрозы прекращения оказания услуг по отоплению в зимний период, оказания услуг горячего водоснабжения гражданам потребителям и иным лицам в Киселевском городском округе в отопительный сезон и межотопительный период.
Не согласившись с вышеуказанным решением, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции пришел к выводу о соответствии оспариваемого решения требованиям антимонопольного законодательства и отсутствии оснований для признания его незаконным.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции соглашается, считает апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению, исходя из следующего.
Порядок рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства регламентирован главой 9 Закона о защите конкуренции и Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 N 339 (далее - Административный регламент).
Согласно частям 1 и 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает предписания. Одним из оснований для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства является заявление юридического лица.
Из содержания пункта 3.27 Административного регламента следует, что при рассмотрении заявления, материалов и изучении сведений и документов антимонопольный орган определяет, относится ли к компетенции федерального антимонопольного органа (территориального органа) данное дело; устанавливает наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства и определяет норму антимонопольного законодательства, которая подлежит применению; определяет достаточность материалов для возбуждения дела; определяет круг лиц, подлежащих привлечению к участию в деле; решает иные вопросы, необходимые для правильного и всестороннего рассмотрения дела.
Порядок рассмотрения заявления, материалов и возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства закреплен в статье 44 Закона о защите конкуренции.
При рассмотрении заявления или материалов антимонопольный орган, помимо прочего, устанавливает наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства и определяет нормы, которые подлежат применению (пункт 2 части 5 статьи 44 Закона о защите конкуренции). В соответствии с частью 8 указанной статьи по результатам рассмотрения заявления или материалов антимонопольный орган принимает одно из следующих решений: либо о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства, либо об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в связи с отсутствием признаков его нарушения.
На основании статьи 44 Закона о защите конкуренции необходимым условием для возбуждения дела является наличие в действиях лица признаков нарушения антимонопольного законодательства.
Согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.
Услуги по передаче электрической энергии отнесены статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
В соответствии с пунктом 2 статьи 546 Гражданского кодекса Российской Федерации перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан. О перерыве в подаче, прекращении или об ограничении подачи энергии энергоснабжающая организация должна предупредить абонента. Прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии.
Согласно пункту 7 статьи 38 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" Правительством Российской Федерации утверждается порядок полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителями - участниками оптового и розничных рынков, в том числе его уровня, в случае нарушения своих обязательств потребителями, а также в случае необходимости принятия неотложных мер по предотвращению или ликвидации аварийных ситуаций. Указанный порядок применяется в случае неисполнения обязательств по оплате электрической энергии и обеспечивает в том числе: обязательность предварительного (не менее чем за десять дней) предупреждения о возможном введении полного и (или) частичного ограничения режима потребления, содержащего информацию о состоянии задолженности потребителя за электрическую энергию, а также о предполагаемом сроке введения ограничений режима потребления; обязательность введения предварительного частичного ограничения режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, перед полным ограничением режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня; запрет на нарушение прав иных потребителей в связи с вводимым ограничением режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня.
В силу пункта 48 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Правила N 442), гарантирующий поставщик в связи с наступлением обстоятельств, указанных в настоящих Правилах, вправе инициировать в установленном порядке введение полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии по договору.
Согласно подпункту "б" пункта 2 Правил N 442 ограничение режима потребления электрической энергии вводится при нарушении своих обязательств потребителем, выразившимся в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, в том числе обязательств по предварительной оплате в соответствии с установленными договором сроками платежа, если это привело к образованию задолженности потребителя перед гарантирующим поставщиком в размере, соответствующем денежным обязательствам потребителя не менее чем за один период между установленными договором сроками платежа.
Следовательно, введение ограничения режима потребления электрической энергии является допускаемой законом мерой оперативного воздействия гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации) на потребителя, не исполняющего свои обязательства по оплате потребленной электроэнергии. Вместе с тем, ограничение режима потребления должно осуществляться в соответствии с установленным нормативно-правовыми актами порядком, обеспечивающим баланс интересов инициатора ограничения и потребителя, а также соблюдение прав и законных интересов иных потребителей, энергопринимающие устройства которых технологически присоединены к тем же объектам электросетевого хозяйства соответствующей сетевой организации, интересов неопределенного круга лица и публичных интересов.
Как следует из материалов дела, 01.01.2018 между ООО "ТК "Актив" (потребитель) и ПАО "Кузбассэнергосбыт" был заключен договор энергоснабжения N 61426 (договор действует в редакции протокола согласования разногласий от 26.011.2018 к дополнительному соглашению от 05.10.2018), по условиям которого гарантирующий поставщик осуществляет продажу электрической энергии, а потребитель обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию в порядке и в сроки, установленные настоящим договором (перечень объектов электроснабжения (адресов поставки) и документов о технологическом присоединении согласован сторонами и приведен в пприложенииN 1, являющегося неотъемлемой частью договора).
Дополнительным соглашением от 01.03.2018 к договору N 661426 от 01.01.2018 приложения N 1, 3.1, 7.2 приняты в новой редакции.
Дополнительным соглашением от 05.10.2019 к договору N 661426 от 01.01.2018 Приложения N 7, 8 приняты в новой редакции, договор N 661426 дополнен приложением N7.6.
Дополнительным соглашением от 18.10.2018 к договору N 661426 от 01.01.2018 приложения N 7.2, 7.5 приняты в новой редакции.
Согласно актам об осуществлении технологического присоединения от 01.03.2018 составленным между ООО "Кузбасская энергосетевая компания" филиал "Энергосеть г. Киселевска" (ООО "КЭнК") и ООО "ТК "Актив" установлены границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности объектов ООО "ТК "Актив" котельных: N 18 с максимальной мощностью 52 кВт и 3 категорией надежности, N 25 с максимальной мощностью 150 кВт и 2 категорией надежности, N 29 с максимальной мощностью 93 кВт и 3 категорией надежности, N 31 с максимальной мощностью 65 кВт и 2 категорией надежности, N 35 с максимальной мощностью 236 кВт и 3 категорией надежности, N 41 с максимальной мощностью 270 кВт и 3 категорией надежности, N 43 с максимальной мощностью 375 кВт и 3 категорией надежности.
Согласно акту об осуществлении технологического присоединения N 3135 составленного между ПАО "МРСК Сибири" и ООО "ТК "Актив" установлены границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности котельной N 17 с максимальной мощностью 150 кВт и 3 категорией надежности.
ООО "ТК "Актив" является теплоснабжающей организацией на территории Киселевского городского округа.
Согласно схеме теплоснабжения Киселевского городского округа, размещенной на официальном сайте администрации Киселевского городского округа в сети интернет, рабочая тепловая мощность теплоисточников ООО "ТК "Актив" составляет 43,08 Гкал/час. Потребители подключены к централизованной системе теплоснабжения и горячего водоснабжения, горячее водоснабжение потребителей осуществляется по открытой схеме, котельные функционируют круглый год (24 часа в сутки).
Потребителями тепловой энергии для нужд отопления и горячего водоснабжения ООО "ТК "Актив" являются жилые, административные и социально-значимые объекты, а также иные потребители. Согласно сведениям, представленным ПАО "Кузбассэнергосбыт" по состоянию на 30.05.2019 задолженность ООО "ТК "Актив" перед ПАО "Кузбассэнергосбыт" за период с января 2019 г. по апрель 2019 г. составила 7 718 387,59 руб.
ПАО "Кузбассэнергосбыт" в адрес ООО "ТК "Актив" неоднократно направлялись претензии, в связи с непогашенной задолженностью за потребленную электрическую энергию.
Кроме того, ПАО "Кузбассэнергосбыт" регулярно производит взыскание с ООО "ТК "Актив" задолженности в судебном порядке.
24.01.2019 в связи с наличием задолженности по оплате за электрическую энергию по договору N 661426 ПАО "Кузбассэнергосбыт" направило в адрес ООО "ТК "Актив" уведомление исх. N 80-22-33-29/119 о необходимости самостоятельно осуществить ограничение режима потребления электрической энергии в срок до 12 часов 05.02.2019 до уровня технологической брони, объектов согласно приложению N 1 к уведомлению от 24.01.2019.
В данном уведомлении также указано, что при дальнейшем неисполнении обязательств по оплате согласно условиям договора N 661426 предприятию ООО "ТК "Актив" 11.02.2019 будет введено частичное ограничение режима потребления электрической энергии до уровня аварийной брони. Указанное уведомление было направлено на электронный адрес компании ООО "ТК "Актив", указанный в Приложении N 10 к Договору N 6661426, а также на адрес электронной почты Главного управления МЧС России по Кемеровской области и РЭК КО.
Также уведомление (исх. N 80-22-33-29/213) на введение ограничения режима потребления электроэнергии было направлено в адрес сетевой организации ООО "КЭнК" 01.02.2019.
05.02.2019 был составлен акт ограничения режима потребления электрической энергии, подписанный представителем ПАО "Кузбассэнергосбыт" и ООО "ТК "Актив", а также представителем ООО "КЭнК" из которого следует, что потребителем самостоятельно введено частичное ограничение режима потребления электрической энергии на объектах ООО "ТК "Актив": котельных N N 29,31,25, 35,43, 18.
11.02.2019 был составлен акт ограничения режима потребления электрической энергии, подписанный представителем ПАО "Кузбассэнергосбыт" и ООО "ТК "Актив", а также представителем ООО "КЭнК" из которого следует, что ограничение режима потребления электрической энергии до уровня аварийной брони на объектах ООО "ТК "Актив": котельных N N 29, 31,25, 35,43,18, введено не было, в связи с отопительным сезоном.
18.02.2019 в связи с наличием задолженности по оплате за электрическую энергию по договору N 661426 ПАО "Кузбассэнергосбыт" направило в адрес ООО "ТК "Актив" уведомление (исх. N80-22-33-29/286) о необходимости самостоятельно осуществить ограничение режима потребления электрической энергии в срок до 12 часов 05.03.2019 до уровня технологической брони, объектов согласно приложении N 1 к уведомлению от 18.02.2019.
В данном уведомлении также указано, что при дальнейшем неисполнении обязательств по оплате согласно условиям договора N 661426 предприятию ООО "ТК "Актив" 11.03.2019 будет введено частичное ограничение режима потребления электрической энергии до уровня аварийной брони.
Также в адрес сетевой организации ООО "КЭнК" 28.02.2019 было направлено два уведомления (исх. N 80-22-33-29/416, N 80-22-33-29/417) на введение ограничения режима потребления электроэнергии.
05.03.2019 был составлен акт ограничения режима потребления электрической энергии, подписанный представителем ПАО "Кузбассэнергосбыт" и ООО "ТК "Актив", а также представителем ООО "КЭнК" из которого следует, что потребителем самостоятельно введено частичное ограничение режима потребления электрической энергии на объектах ООО "ТК "Актив": котельных N N 29, 31, 25, 35,43,18.
11.03.2019 был составлен акт ограничения режима потребления электрической энергии, подписанный представителем ПАО "Кузбассэнергосбыт" и ООО "ТК "Актив", а также представителем ООО "КЭнК" из которого следует, что ограничение режима потребления электрической энергии до уровня аварийной брони на объектах ООО "ТК "Актив": котельных N N 29, 31,25, 35, 43, 18, введено не было, в связи с отопительным сезоном.
19.03.2019 было направлено в адрес ООО "ТК "Актив" аналогичное уведомление (исх. N 80-22-33-29/563) о необходимости самостоятельно осуществить ограничение режима потребления электрической энергии 03.04.2019 и 09.04.2019 до уровня технологической и аварийной брони соответственно.
Также в адрес сетевой организации ООО "КЭнК" 21.03.2019 было направлено два уведомления (исх. N 80-22-33-29/631, N 80-22-33-29/632) на введение ограничения режима потребления электроэнергии.
03.04.2019 в адрес ООО "КЭнК" Филиал "Энергосеть г. Киселевск" были направлены два уведомления (исх. N 80-22-33-29/744, N 80-22-33-29/745) на отмену ограничения режима потребления электрической энергии в отношении ООО "ТК "Актив" по ранее направленным уведомлениям (исх. N 80-22-33-29/631, N 80-22-33-29/632).
23.04.2019 в связи с наличием задолженности по оплате за электрическую энергию по договору N 661426 ПАО "Кузбассэнергосбыт" направило в адрес ООО "ТК "Актив" уведомление (исх. N 80-22-33-29/960) о необходимости самостоятельно осуществить ограничение режима потребления электрической энергии в срок до 12 часов 06.05.2019 до уровня технологической брони, объектов согласно Приложении N 1 к уведомлению от 23.04.2019.
В данном уведомлении также указано, что при дальнейшем неисполнении обязательств по оплате согласно условиям договора N 661426 предприятию ООО "ТК "Актив" 13.05.2019 будет введено частичное ограничение режима потребления электрической энергии до уровня аварийной брони.
Кроме того, в приложении N 1 к уведомлению от 23.04.2019 содержалось указание к введению полного ограничения объектов ООО "ТК "Актив": котельных NN 43, 35, 18, 29, 25, 31 после получения уведомления о готовности к введению ограничения в соответствии с законодательством РФ.
Помимо этого, два уведомления (исх. N 80-22-33-29/1002, N 80-22-33-29/1005) на введение ограничения режима потребления электроэнергии было направлено в адрес сетевой организации ООО "КЭнК" 29.04.2019.
06.05.2019 был составлен акт ограничения режима потребления электрической энергии, подписанный представителем ПАО "Кузбассэнергосбыт" и ООО "ТК "Актив", а также представителем ООО "КЭнК", из которого следует, что ограничение режима потребления электрической энергии до уровня технологической брони на объектах ООО "ТК "Актив": котельных N N 29, 31, 25, 35, 43, 18, не вводилось, в связи с отопительным сезоном.
13.05.2019 был составлен акт ограничения режима потребления электрической энергии, подписанный представителем ПАО "Кузбассэнергосбыт" и ООО "ТК "Актив", а также представителем ООО "КЭнК" из которого следует, что ограничение режима потребления электрической энергии до уровня аварийной брони на объектах ООО "ТК "Актив": котельных N N 29, 31, 25, 35, 43, 18, введено не было, в связи с отопительным сезоном.
08.05.2019 в связи с наличием задолженности по оплате за электрическую энергию по договору N 661426 ПАО "Кузбассэнергосбыт" направило в адрес ООО "ТК "Актив" уведомление (исх. N 80-22-33-29/1091) о необходимости самостоятельно осуществить ограничение режима потребления электрической энергии в срок до 12 часов 24.05.2019 до уровня технологической брони, объектов согласно приложению N 1 к уведомлению от 08.05.2019.
В данном уведомлении также указано, что при дальнейшем неисполнении обязательств по оплате согласно условиям договора N 661426 предприятию ООО "ТК "Актив" 30.05.2019 будет введено частичное ограничение режима потребления электрической энергии до уровня аварийной брони.
Также в Приложении N 1 к уведомлению от 08.05.2019 содержалось указание к введению полного ограничения объектов ООО "ТК "Актив": котельные NN 17, 43, 35, 10 18, 29 после получения уведомления о готовности к введению ограничения в соответствии с законодательством РФ.
20.05.2019 уведомления (исх. N 80-22-33-29/1120, N 80-22-33-29/1121) на введение ограничения режима потребления электроэнергии были направлены в адрес сетевой организации ООО "КЭнК" Филиал "Энергосеть г. Киселевск" 20.05.2019.
24.05.2019 был составлен акт ограничения режима потребления электрической энергии, подписанный представителем ПАО "Кузбассэнергосбыт" и ООО "ТК "Актив", а также представителем ООО "КЭнК" из которого следует, что потребителем самостоятельно было введено ограничение режима потребления электрической энергии до уровня технологической брони на объектах ООО "ТК "Актив": котельных N N 29, 31, 25, 35, 43, 18.
27.05.2019 в адрес ООО "КЭнК" были направлены уведомления (исх. N 80-22- 33-29/1236, N 80-22-33-29/1235) на отмену ограничения режима потребления электрической энергии в отношении ООО "ТК "Актив", по уведомлениям от 20.05.2019.
29.05.2019 ПАО "Кузбассэнергосбыт" направило в адрес ООО "ТК "Актив" уведомление (исх. N 80-22-33-29/1259) на возобновление режима потребления электрической энергии.
28.05.2019 был составлен Акт о возобновлении подачи электрической энергии подписанный представителем ПАО "Кузбассэнергосбыт" и ООО "ТК "Актив", а также представителем ООО "КЭнК" из которого следует, что на объектах ООО "ТК "Актив": котельных N N 29, 31, 25, 35, 43, 18 с 27.05.2019 возобновлена подача электрической энергии.
Из материалов дела N 042/01/10-1552/2019 о нарушении антимонопольного законодательства следует, что ранее котельная ООО "КОТК" в уведомлениях ПАО "Кузбассэнергосбыт" не была указана, требований по введению режима ограничения в отношении данной котельной не направлялось ни потребителю, ни сетевой организации, режим ограничения в отношении котельной N 42 не вводился.
26.06.2019 составлен Акт о необеспечении доступа к энергопринимающим устройствам ООО "КОТК". При этом Заявителем указано на то, что в отношении котельной N 42 уровень технологической (аварийной) брони электроснабжения согласован не был, акты находились в стадии согласования, при этом в адрес ООО "КОТК" 15.06.2019 поступили Акты согласования технологической аварийной брони, согласованной с замечаниями сетевой организации.
ООО "КОТК" полагает, что ПАО "Кузбассэнергосбыт" был нарушен п. 5 Правил ограничения потребления, поскольку в случае подписания сетевой организацией Акта согласования технологической (аварийной) брони с замечаниями в соответствии с 31(4) Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила недискриминационного доступа), данный акт вступает в законную силу с момента получения ООО "КОТК", а именно: 15.06.2019.
Вместе с тем, как верно отметил суд первой инстанции, ПАО "Кузбассэнергосбыт" не учло, что объект ООО "КОТК" котельная N 42 является объектом, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям.
02.07.2019 в связи с заключением графика реструктуризации задолженности ПАО "Кузбассэнергосбыт" в адрес Заявителя было направлено уведомление на отмену ограничения режима потребления по уведомлению от 05.06.2019 (письмо исх. N 80-22-33- 29/1637). Также были направлены соответствующие уведомления в адрес ООО "КЭнК" и ПАО "МРСК Сибири".
02.07.2018 представителями ПАО "Кузбассэнергосбыт", ПАО "МРСК Сибири" и Заявителям был составлен Акт N 87 о возобновлении подачи электрической энергии на котельной N 42.
Между тем, 11.10.2019 ПАО "Кузбассэнергосбыт" вновь инициировано введение ограничения потребления электрической энергии путем направления уведомления (исх. N 80-22-33-29/2328) о введении режима ограничения на объектах ООО "КОТК", указанных в Приложении N 1 к указанному уведомлению (котельные N 1, 2, 5, 8, 9, 10, 11, 15а, 30, 36,37, 38, 46а). Уведомление было направлено в виде сканированной копии документа на электронный адрес ООО "КОТК" по электронной почте. В данном уведомлении было указано на то, что при невыполнении требования о погашении задолженности по оплате за потребленную электрическую энергию по Договору N 3042 в отношении ООО "КОТК" с 12 часов 00 минут 31.10.2019 будет введено частичное ограничение режима потребления до уровней согласно Приложению N1 к уведомлению. При дальнейшем непогашении задолженности с 06.11.2019 будет введено частичное ограничение режима потребления до уровней согласно Приложению N1 к уведомлению, и по мере готовности введения ограничения в соответствии с законодательством Российской Федерации полное ограничение.
14.06.2019 ООО "КОТК" направило в адрес ПАО "Кузбассэнергосбыт" согласованные с сетевой организацией (с протоколами разногласий сетевой организации) Акты согласования технологической и аварийной брони (исх. N 684) по котельным N 1.
В отношении указанных объектов уровни технологической и аварийной брони согласованы (Акты согласования по точкам поставки по основным линиям передачи приложены в материалы дела ранее, Акты согласования по дополнительным точкам поставки - резервным линиям приобщены выборочно (кот. N 8; 38 - акты согласования от 14.06.2019, протоколы согласования возражений к актам от 05.08.2019).
ПАО "Кузбассэнергосбыт" указало, что действия по направлению уведомления об ограничении режима потребления электрической энергии не являются злоупотреблением доминирующего положения на рынке купли-продажи (поставки) электрической энергии, поскольку ограничение электроснабжения является законным и обоснованным способом защиты ПАО "Кузбассэнергосбыт" нарушенного права на получение платы за поставленный ресурс. При этом в силу норм действующего законодательства РФ гарантирующий поставщик не имеет права в одностороннем порядке расторгнуть заключенный договор энергоснабжения.
Также, ПАО "Кузбассэнергосбыт" указало на то, что 29.05.2019 на адрес электронной почты ООО "ТК "Актив" направлено уведомление о возобновлении режима потребления электрической энергии.
Кроме того, ПАО "Кузбассэнергосбыт" в своем письме в адрес антимонопольного органа указывает, что в соответствии с п. 1 Распоряжения Администрации Киселевского городского округа от 14.05.2019 N 215-р отопительный сезон 2018-2019 гг. на территории Киселевского городского округа окончен 17.05.2019 в 24:00 часов, в связи с чем ПАО "Кузбассэнергосбыт" инициирование введения режима ограничения электрической энергии после окончания отопительного периода не могло ущемлять интересы ООО "ТК "Актив" в сфере предпринимательской деятельности, а также права и законные интересы неопределенного круга лиц.
Из пояснений ООО "ТК "Актив" следует, что ограничение потребления электроэнергии фактически вводилось 05.02.2019, 05.03.2019.
При этом введение инициатором режима ограничения потребления электрической энергии в отношении ООО "ТК "Актив" подтверждено актами ограничения от 05.02.2019, 05.03.2019, 24.05.2019.
То обстоятельство, что потребление электрической энергии на объектах коммунального хозяйства ООО "ТК "Актив"" не было ограничено до требуемого гарантирующим поставщиком уровня в соответствии с актами о введении ограничения режима потребления электрической энергии от 11.02.2019, 11.03.2019, 06.05.2019, 13.05.2019, связано с невозможностью ООО "ТК "Актив", введения требуемого инициатором ограничения без нарушения технологического процесса теплоснабжения и горячего водоснабжения в отопительный период.
При этом из материалов дела N 042/01/10-1307/2019 о нарушении антимонопольного законодательства следует, что за вышеуказанные действия ПАО "Кузбассэнергосбыт" обратилось в Сибирское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору с заявлением о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 1 ст. 9.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО "ТК "Актив" за отказ от введения 11.02.2019 ограничения режима потребления электрической энергии до уровня аварийной брони, о чем составлен Акт ограничения режима потребления электрической энергии от 11.02.2019, таким образом, для третьего лица имели место реальные последствия действий ПАО "Кузбассэнергосбыт".
Согласно пункту 3 Правил N 442 величина технологической и аварийной брони учитывается при введении ограничения режима потребления в соответствии с требованиями разделов II и IV названных Правил. Потребитель, у которого отсутствует акт согласования аварийной и (или) технологической брони и ограничение режима потребления которого может привести к возникновению угрозы жизни и здоровью людей, экологической безопасности либо безопасности государства, несет ответственность, в том числе перед третьими лицами, за последствия, вызванные применением к нему ограничения режима потребления в соответствии с названными Правилами.
В соответствии с пунктом 18 Раздела II Правил N 442 в отношении потребителей (в том числе в отношении отдельных используемых ими объектов), ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, относящихся к категориям потребителей согласно приложению, частичное ограничение режима потребления вводится в соответствии с пунктом 17 настоящих Правил не ниже уровня аварийной брони. Введение в отношении таких потребителей ограничения режима потребления ниже величины аварийной брони не допускается. При отсутствии у такого потребителя акта согласования аварийной брони, величины аварийной брони определяются гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) по согласованию с исполнителем в размере не менее 10% максимальной мощности соответствующих объектов такого потребителя, а потребитель несет ответственность за последствия, в том числе перед третьими лицами, вызванные применением к нему ограничения режима потребления в соответствии с названными Правилами.
Согласно пункту 2 Приложения N 2 к Правилам N 442 к категориям потребителей электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, относятся организации, осуществляющие эксплуатацию объектов централизованного водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов, - в отношении этих объектов.
ПАО "Кузбассэнергосбыт", неоднократно инициируя введение режима ограничения на котельных ООО "ТК "Актив" до уровня технологической и аварийной брони электроснабжения, не было учтено, что объекты (котельные) ООО "ТК "Актив" участвуют в производстве тепловой энергии (теплоносителя) в целях оказания услуг по отоплению в отопительный период и горячему водоснабжению.
Потребителями услуг ООО "ТК "Актив" являются граждане-потребители (жилые и многоквартирные дома), бюджетные организации (детские сады, школы, больницы, объекты соцсферы), магазины, административные здания, которое не имеют задолженности и не нарушают закон, а также с учетом того, что на данных объектах после завершения текущего отопительного периода должны проводиться ремонтные и профилактические мероприятия по подготовке к следующему отопительному сезону.
Поскольку потребителями тепловой энергии является население Киселевского городского округа, а также объекты социальной сферы, суд первой инстанции верно отметил, что введение режима ограничения потребления электрической энергии в отношении объектов ООО "ТК "Актив" недопустимо.
Отклоняя доводы заявителя о том, что инициирование введение режима ограничения в отношении котельных ООО "ТК "Актив" в межотопительный период не может ущемлять интересы общества в сфере предпринимательской деятельности и нарушать права граждан-потребителей и иных лиц, суд первой инстанции верно указал, что котельные ООО "ТК "Актив" являются объектами централизованного горячего водоснабжения и в межотопительный используются для подготовки теплоносителя в целях оказания услуг горячего водоснабжения в Киселевском городском округе. Также в межоптопительный период на котельных ООО "ТК "Актив" должны проводиться мероприятия по подготовке к следующему отопительному периоду в соответствии с утвержденным и согласованным с органами местного самоуправления планом, проведение которых является прямой необходимостью для оказания соответствующих услуг потребителям и невозможно без потребления электрической энергии.
При изложенных обстоятельствах, с учетом вышеуказанных положений процессуального и материального права, оценив все имеющиеся доказательства по делу в их совокупности и взаимосвязи согласно требованиям статей 65, 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о доказанности нарушения ПАО "Кузбассэнергосбыт" пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в ограничении потребления электрической энергии.
Поскольку оспариваемое решение принято в соответствии с требованиями законодательства, оснований для удовлетворения заявленных ПАО "Кузбассэнергосбыт" требований у суда первой инстанции не имелось.
При изложенных обстоятельствах, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Согласно статье 110 АПК РФ расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на ее подателя.
В соответствии с подпунктами 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы на решение арбитражного суда государственная пошлина составляет 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера.
При подаче апелляционной жалобы ПАО "Кузбассэнергосбыт" уплачена государственная пошлина в размере 3000 руб. по платежному поручению от 21.01.2021 N 386, в связи с чем излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1 500 руб. подлежит возврату.
Руководствуясь статьями 110, 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кемеровской области от 24.12.2020 по делу N А27-13704/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Кузбасская энергетическая сбытовая компания" - без удовлетворения.
Возвратить публичному акционерному обществу "Кузбасская энергетическая сбытовая компания" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 руб., излишне уплаченную по платежному поручению от 21.01.2021 N 386.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Председательствующий |
С. В. Кривошеина |
Судьи |
И. И. Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.