город Ростов-на-Дону |
|
07 февраля 2024 г. |
дело N А32-41192/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 января 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 февраля 2024 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Глазуновой И.Н., Пименова С.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шурпенко А.С.,
при участии от ИП Иванова Р.И. посредством веб-конференции: Пшипий Рустама Махмудовича по доверенности от 22.05.2023,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования города Краснодар
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 16.11.2023 по делу N А32-41192/2023
по заявлению индивидуального предпринимателя Иванова Романа Игоревича
(ИНН 616307299955, ОГРН 321619600075521)
к администрации муниципального образования города Краснодар
о признании незаконным отказа, об обязании,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Иванов Роман Игоревич (далее - заявитель, ИП Иванов Р.И., предприниматель) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к администрации муниципального образования города Краснодар (далее - администрация):
- о признании незаконным отказа в предоставлении согласования на проведение ярмарки, оформленного письмом от 28.06.2023 N 405/03;
- об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем выдачи разрешения на организацию периодичной универсальной розничной ярмарки по адресу: г. Краснодар, ул. Героев разведчиков (вблизи строения N 26/1) на период с 01.01.2024 по 31.12.2024 в соответствии с поданной заявкой.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 16.11.2023 отказ администрации муниципального образования город Краснодар в предоставлении согласования на проведение ярмарки, оформленный письмом от 28.06.2023 N 405/03 признан незаконным. Суд обязал администрацию устранить нарушение прав и законных интересов ИП Иванова Р.И. путем повторного рассмотрения заявки на организацию универсальной периодичной розничной ярмарки на территории муниципального образования город Краснодар от 05.05.2023. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказал. Возместил судебные расходы.
Не согласившись с принятым судебным актом, администрация муниципального образования города Краснодар обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), и просила решение суда отменить.
В обоснование апелляционной жалобы администрация ссылается на то, что заявителем доказательства незаконности действий управления не предоставлены, отказ в организации ярмарки от 28.06.2023 N 405/3 выдан на основании пункта 1 части 7 статьи 9 Закона Краснодарского края от 01.03.2011 N 2195-КЗ "Об организации деятельности розничных рынков, ярмарок и агропромышленных выставок-ярмарок на территории Краснодарского края". Заявитель указывает, что выставочно-ярморочная деятельность на территории спорного земельного участка, расположенного в зоне застройки многоэтажными жилыми домами, будет относиться к условно разрешенным видам использования земельных участков. Заявитель также отмечает, что земельные участки с кадастровыми номерами 23:43:0142047:1359, 23:43:0142047:1360 попадают в охранную зону санитарной охраны проектирования артезианской скважины (П пояс). Кроме того, согласно сведениям картографо-геодезического фонда, государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, графические материалы, приложенные к заявке с кадастровыми номерами: 23:43:0142047:1359, 23:43:0142047:1360, зарегистрированы по адресу: г. Краснодар, ул. Восточно-Кругликовская, 48/6, адрес, указанный в заявке: г. Краснодар, ул. Героев-Разведчиков, 26/1 имеет иной кадастровый номер: 23:43:0142047:33760, в связи с чем определить точное место проведения ярмарки не представлялось возможным. Заявитель также указывает, что судом первой инстанции не принято во внимание постановление администрации муниципального образования города Краснодар от 31.08.2021 N 3856 "Об утверждении порядка получения согласия собственника земельного участка (объекта имущественного комплекса), находящегося в муниципальной собственности муниципального образования город Краснодар, на территории которого предполагается проведение ярмарки, выставки-ярмарки" (далее - Постановление N 3856), которым утвержден порядок получения согласия собственника земельного участка (объекта имущественного комплекса), находящегося в муниципальной собственности муниципального образования города Краснодар, на территории которого предполагается проведение ярмарки, выставки-ярмарки, который в свою очередь прошел все необходимые экспертизы и не имел замечаний по его изданию. Согласно Постановлению N 3856 управлением торговли и бытового обслуживания населения администрации муниципального образования город Краснодар подготовлен и направлен в департамент муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар (далее - департамент) проект постановления администрации муниципального образования город Краснодар "О внесении изменения в постановление администрации муниципального образования город Краснодар от 27.01.2023 N 348 "О проведении муниципальных ярмарок в 2024 году" (далее - проект) о получении согласия на проведение ярмарки по адресу: г. Краснодар, ул. Героев-Разведчиков (вблизи строения N 26/1), на земельных участках с кадастровыми номерами: 23:43:0142047:1359, 23:43:0142047:1360. В результате рассмотрения проекта департаментом предоставлена информация, что земельные участки с указанными кадастровыми номерами, на которых предполагается размещение ярмарки, относятся к землям, государственная собственность на которые не разграничена, в связи с чем проект согласованию департаментом не подлежит. Кроме того, на территории в районе улиц Героев-Разведчиков, Восточно-Кругликовской, Героя Яцкова функционирует 3 ярмарочные площадки.
В отзыве на апелляционную жалобу ИП Иванова Р.И. возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения.
Судебное заседание было назначено к рассмотрению с использованием информационной системы "Картотека арбитражных дел" (веб-конференции).
Протокольным определением суд удовлетворил ходатайства ИП Иванова Р.И. и администрации муниципального образования г. Краснодар о проведении веб-конференции.
В назначенное время представители администрации муниципального образования г. Краснодар не подключились, несмотря на обеспечение судом технической возможности для проведения судебного заседания с использованием информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседания).
От администрации муниципального образования г. Краснодар поступило ходатайство об отложении судебного заседания.
В судебном заседании представитель ИП Иванова Р.И. возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения.
В соответствии со статьей 163 АПК РФ в судебном заседании от 23.01.2024 объявлялся перерыв до 30.01.2024 до 12 час. 10 мин. После перерыва судебное заседание продолжено.
От ИП Иванова Р.И. поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором предприниматель просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судебное заседание было назначено к рассмотрению с использованием информационной системы "Картотека арбитражных дел" (веб-конференции).
В назначенное время представители администрации муниципального образования г. Краснодар также не подключились, несмотря на обеспечение судом технической возможности для проведения судебного заседания с использованием информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседания).
Представитель ИП Иванова Р.И. возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил решение суда оставить без изменения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей лица, участвующего в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, 05.05.2023 ИП Иванов Р.И. обратился в администрацию муниципального образования город Краснодар с заявкой на предоставление права на организацию на период с 01.01.2024 по 31.12.2024 универсальной розничной ярмарки, на 100 торговых мест, состоящих из легковозводимых сборно-разборных конструкций, в целях реализации продовольственных и непродовольственных товаров, на территории Прикубанского внутригородского округа муниципального образования город Краснодар, по адресу: г. Краснодар, ул. Героев разведчиков, вблизи строения 26/1 (кадастровые номера земельных участков 23:43:0142047:1359, 23:43:0142047:1360).
По результатам рассмотрения заявки администрация муниципального образования город Краснодар письмом от 28.06.2023 N 405/03 отказала предпринимателю в предоставлении согласования на проведение ярмарки, на основании того, что земельные участки с кадастровыми номерами: 23:43:0142047:1359, 23:43:0142047:1360 имеют другой адрес - г. Краснодар, ул. Восточно - Кругликовская, 48/6, находятся в пользовании у другого лица, расположены в охранных зонах инженерных коммуникаций, попадают в границы проекта планировки территории жилого района, прилегающего к улице Восточно-Кругликовской, в Прикубанском внутригородском округе города Краснодара, и рассматриваются на территории, предназначенной для проектируемых улиц, подъездов, автостоянок и застройки. Администрация также указала, что по адресу указанному в заявке (г. Краснодар, ул. Героев-Разведчиков, 26/1) находится земельный участок с иным кадастровым номером: 23:43:0142047:33760, в связи с чем определить точное место проведения ярмарки не представляется возможным.
Не согласившись с отказом администрации, предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу норм части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ, пункта 6 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ) ярмарки организуются органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями (далее - организатор ярмарки). Организация ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, на территориях которых такие ярмарки организуются. В случае, если организатором ярмарки является федеральный орган государственной власти, порядок организации ярмарки и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ней устанавливается организатором ярмарки с учетом положений настоящей статьи.
Пунктом 2 указанной выше статьи Закона N 381-ФЗ организатор ярмарки разрабатывает и утверждает план мероприятий по организации ярмарки и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ней, а также определяет режим работы ярмарки, порядок организации ярмарки, порядок предоставления мест для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ярмарке.
Деятельность розничных рынков, ярмарок и агропромышленных выставок-ярмарок на территории Краснодарского края регулируется Законом Краснодарского края от 01.03.2011 N 2195-КЗ "Об организации деятельности розничных рынков, ярмарок и агропромышленных выставок-ярмарок на территории Краснодарского края" (далее - Закон N 2195-КЗ).
В соответствии со статьей 2 Закона N 2195-КЗ ярмарка - форма торговли, организуемая в установленном месте и на установленный срок с предоставлением торговых мест с целью продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на основе свободно определяемых непосредственно при заключении договоров купли-продажи и договоров бытового подряда цен.
Организаторами ярмарки в силу статьи 8 Закона N 2195-КЗ могут выступать администрации соответствующих муниципальных образований, юридические лица и индивидуальные предприниматели.
Порядок подачи заявки для организации ярмарки, перечень необходимых документов и основания для отказа в проведении ярмарки установлены в статье 9 Закона N 2195-КЗ.
Согласно части 4 статьи 9 Закона N 2195-КЗ заявка на проведение ярмарки, выставки-ярмарки должна содержать информацию о специализации ярмарки, выставки-ярмарки, сроке, времени и месте проведения ярмарки, выставки-ярмарки, примерном количестве участников ярмарки, выставки-ярмарки, а также для индивидуального предпринимателя фамилию, имя, отчество, почтовый адрес, основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя, идентификационный номер налогоплательщика.
В силу части 6 статьи 9 Закона N 2195-КЗ администрация муниципального образования рассматривает заявку и принимает решение о проведении (об отказе в проведении) ярмарки, выставки-ярмарки в течение 20 календарных дней со дня ее подачи.
В соответствии с частью 7 статьи 9 Закона N 2195-КЗ основаниями для отказа в проведении ярмарки, выставки-ярмарки являются: непредставление либо неполное представление сведений и документов, указанных в частях 4 и 4.1 настоящей статьи, а также мотивированный отказ органа местного самоуправления в предоставлении согласия на проведение ярмарки, выставки-ярмарки на заявленной ярмарочной площадке, когда земельный участок (объект имущественного комплекса), на территории которого предполагается проведение ярмарки, выставки-ярмарки, находится в муниципальной собственности; наличие на момент подачи заявки ранее выданного решения о проведении ярмарки, выставки-ярмарки в заявленные сроки на данной ярмарочной площадке другому организатору; наличие у администрации муниципального образования, рассматривающей заявку, информации органа исполнительной власти Краснодарского края в области потребительской сферы о не уплаченном организатором ярмарки, выставки-ярмарки в установленный срок административном штрафе, назначенном за правонарушения, предусмотренные статьей 3.14 Закона Краснодарского края "Об административных правонарушениях"; несоответствие ярмарочной площадки требованиям законодательства Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (в случае подачи заявки на проведение специализированной ярмарки винодельческой продукции).
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, одним из оснований для отказа администрацией в проведении ярмарки согласно пункту 1 части 7 статьи 9 Закона N 2195-КЗ явился отказ органа местного самоуправления в предоставлении согласия на проведение ярмарки, выставки-ярмарки на заявленной ярмарочной площадке, в связи с непредставлением либо неполным представлением сведений и документов, указанных в частях 4 и 4.1 настоящей статьи.
Согласно пояснительному письму управления торговли и бытового обслуживания населения администрации муниципального образования город Краснодар (л.д.25-28), управлением был направлен в адрес департамента проект постановления администрации муниципального образования город Краснодар "О внесении изменения в постановление администрации муниципального образования город Краснодар от 27.01.2023 N 348 "О проведении муниципальных ярмарок в 2024 году" о получении согласия на проведение ярмарки по адресу: г. Краснодар, ул. Героев-Разведчиков (вблизи строения N 26/1), на земельных участках с кадастровыми номерами: 23:43:0142047:1359, 23:43:0142047:1360.
В результате рассмотрения проекта департаментом письмом от 23.06.2023 /N 10288/29 предоставлена информация, что земельные участки с указанными кадастровыми номерами, на которых предполагается размещение ярмарки, относятся к землям, государственная собственность на которые не разграничена, в связи с чем проект согласованию департаментом не подлежит.
Земельный участок с кадастровым номером 23:43:0142047:1359 по адресу:
г. Краснодар, ул. Восточно - Кругликовская, 48/6 с видом разрешенного использования - строительство многоэтажного жилого дома со встроенными помещениями общественного назначения, находится в пользовании у юридического лица ЗАО "Кубанская марка".
Земельный участок с кадастровым номером 23:43:0142047:1360 по адресу:
г. Краснодар, ул. Восточно - Кругликовская, 48/6 с видом разрешенного использования - строительство многоэтажного жилого дома со встроенными помещениями, находится в пользовании у юридического лица ЗАО "Кубанская марка".
Вышеуказанные земельные участки рассматриваются в охранных зонах инженерных коммуникаций: водопровода (охранная зона 5 м в обе стороны), напорной канализации (охранная зона 5 м в обе стороны), газопровода высокого давления (охранная зона 7 м в обе стороны), электрокабелей (охранная зона 2 м в обе стороны), кабеля связи (охранная зона 2 м в обе стороны), теплотрассы (охранная зона 5 м в обе стороны), ливневой канализации (охранная зона 5 м в обе стороны).
Также департаментом указано, что земельные участки с кадастровыми номерами: 23:43:0142047:1359, 23:43:0142047:1360 попадают в охранную зону санитарной охраны проектирования артезианской скважины (II пояс).
Кроме того, управление торговли и бытового обслуживания населения администрации муниципального образования город Краснодар в пояснительном письме указало, что в соответствии с генеральным планом муниципального образования город Краснодар, утвержденным решением городской Думы Краснодара от 02.09.2020 N 100 рассматриваемая территория расположена в зоне застройки многоэтажными жилыми домами (9 этажей и более). Согласно правилам землепользования и застройки муниципального образования город Краснодар, утвержденным решением городской Думы Краснодара от 30.01.2007 N 19 рассматриваемая территория расположена в зоне затройки многоэтажными жилыми домами. В указанной зоне рынки, выставочно-ярморочная деятельность относяться к условно разрешенным видам использования земельных участков. Согласно постановлению главы муниципального образования город Краснодар от 02.05.2007 N 385 "Об утверждении проекта планировки территории жилого района, прилегающего к улице Восточно-Кругликовской, в Прикубанском внутригородском округе города Краснодара" (далее - Постановление N 385), земельные участки с кадастровыми номерами: 23:43:0142047:1359, 23:43:0142047:1360 попадают в границы проекта планировки территории жилого района, прилегающего к улице Восточно-Кругликовской, в Прикубанском внутригородском округе города Краснодара, и рассматриваются на территории, предназначенной для проектируемых улиц, подъездов, автостоянок и застройки.
Между тем, в результате исследования поданной заявителем заявки судом установлено, что заявка содержала информацию о специализации ярмарки (универсальная), сроке (с 01.01.2024 по 31.12.2024), времени (ежедневно с 8:00 до 20:00), месте (соответствующие адреса), персональных данных (ФИО, адрес, ИНН, ОГРН предпринимателя), то есть полностью отвечала требованиям пункта 4 статьи 9 Закона N 2195-КЗ.
Основание отказа в проведении ярмарки по причине несоответствия разрешенному виду использования земельного участка, а также размещения в охранных зонах, ни Постановлением N 385, ни Законом N 2195-КЗ не предусмотрены. Не установлено такое основание отказа иными законодательными актами, в том числе Законом N 381-ФЗ.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить, что предприниматель, подавая заявку на предоставление права на организацию универсальной розничной ярмарки по адресу: г. Краснодар, ул. Героев разведчиков, вблизи строения 26/1 и указывая кадастровые номера земельных участков 23:43:0142047:1359, 23:43:0142047:1360, на которых планируется размещение торговых мест, запрашивал разрешение для размещения торговых мест, расположенных непосредственно перед строением под номером 26/1 по ул. Героев Разведчиков, в связи с чем они и имеют иные кадастровые номера в отличие от земельного участка, на котором расположено строением под номером 26/1.
На предоставленном в материалы дела скриншоте публичной кадастровой карты отчетливо видно, что на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0142047:33760 расположено строение под номером 26/1 по ул. Героев Разведчиков (которое было выбрано ИП Ивановым Р.И. исключительно в качестве ориентира для указания места ярмарки), а напротив него расположены земельные участки с кадастровыми номерами 23:43:0142047:1359, 23:43:0142047:1360.
Данные обстоятельства означают, что ИП Ивановым Р.И. в заявке было максимально точно указано место, где он планировал размещение торговых мест.
В связи с чем, довод заявителя жалобы о невозможности определить точное место проведения ярмарки подлежит отклонению как несостоятельный.
Таким образом, исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьями 65, 71 АПК РФ, представленные в материалы дела доказательства, доводы сторон в совокупности и взаимосвязи, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что отказ в предоставлении согласования на проведение ярмарки, оформленный письмом от 28.06.2023 N 405/03 не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности, в связи с чем, требования заявителя подлежат удовлетворению.
Ввиду того, что суд не может замещать органы власти, а судебное решение подменять предусмотренные законом административные процедуры, заявленная заявителем правовосстановительная мера в виде обязания заинтересованное лицо устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем выдачи разрешения на организацию периодичной универсальной розничной ярмарки по адресу: г. Краснодар, ул. Героев разведчиков (вблизи строения N 26/1) на период с 01.01.2024 по 31.12.2024, не могут быть применены судом в рассматриваемой ситуации.
С учетом установленных по делу обстоятельств и приведенных положений закона, принимая во внимание, что суд не вправе подменять собой административный орган и его решения, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований в вышеуказанной части.
Суд применил правовосстановительную меру в виде обязания администрации муниципального образования город Краснодар устранить нарушение прав и законных интересов ИП Иванова Р.И. путем повторного рассмотрения заявки на организацию универсальной периодичной розничной ярмарки на территории муниципального образования город Краснодар от 05.05.2023.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.11.2023 по делу N А32-41192/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-41192/2023
Истец: Иванов Р И
Ответчик: Администрация МО г. Краснодар, Администрация муниципального образования города Краснодар, Управление торговли и бытового обслуживания населения Администрации муниципального образования г. Краснодар