Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 7 июля 2021 г. N Ф01-3049/21 настоящее постановление оставлено без изменения
17 марта 2021 г. |
Дело N А43-31895/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16.03.2021.
Полный текст постановления изготовлен 17.03.2021.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Гущиной А.М.,
судей Белышковой М.Б., Кастальской М.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Никитиной С.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Приволжской электронной таможни и Приволжского таможенного управления на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 25.11.2020 по делу N А43-31895/2020,
принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью Торговый дом "Содружество" (ОГРН 1063913019862, ИНН 3913011336) о признании незаконными требования Приволжского таможенного поста (Центра электронного декларирования) Приволжской электронной таможни от 18.05.2020 о внесении изменений (дополнений) в сведения, указанные в декларации на товары с регистрационным N 10418010/180520/0128326, и решения Приволжского таможенного управления от 07.07.2020 N 06-03-13/54.
В судебном заседании принял участие представитель:
Приволжской электронной таможни - Лапина А.И. по доверенности от 28.12.2020 N 01-08-29/18036 сроком действия до 31.12.202;
Приволжского таможенного управления - Лапина А.И. по доверенности от 04.02.2021 N 01-08-29/01443 сроком действия до 31.12.2023.
Общество с ограниченной ответственностью Торговый дом "Содружество", извещенное надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителя в судебное заседание не обеспечило.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителя Приволжской электронной таможни и Приволжского таможенного управления, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Во исполнение внешнеторгового контракта от 02.12.2013 N ТДС/02178-ДГВ, заключенного между обществом с ограниченной ответственностью Торговый дом "Содружество" (далее - Общество, декларант) и компанией Sodrugestvo Polska (Польша) (покупатель), Общество поставило товар (шрот подсолнечный, гранулированный, для кормовых целей, ГОСТ 11246 - 96, 505350 кг, производитель закрытое акционерное общество "Самараагропромпереработка"), поместив его под процедуру экспорта, и вывезло за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза по декларации на товары (далее - ДТ) N 10418010/070420/0095564.
В связи с непринятием товара покупателем по причине обнаружения несоответствия качества товара (пункт 7.3 названного контракта), а также по причине обнаружения пограничной ветеринарной инспекцией Польши плесени на продукции, Обществом на Приволжский таможенный пост (центр электронного декларирования) Приволжской электронной таможни (далее - Таможня, таможенный орган) подана ДТ N 10418010/180520/0128326 в целях помещения указанного товара под таможенную процедуру реимпорта.
В графе 40 ДТ N 10418010/180520/0128326 указаны сведения о ДТ N 10418010/070420/0095564 в качестве декларации на товары, в соответствии с которой декларированные товары вывезены с таможенной территории Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС).
В графе 36 ДТ N 10418010/180520/0128326 Обществом заявлены сведения о том, что налог на добавленную стоимость (далее - НДС) не уплачивается, в графе 47 ДТ декларантом условно рассчитан к уплате НДС по ставке 10% на основании подпункта 4 пункта 2 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в размере 94 874 руб. 56 коп.
По результатам проведенной таможенным органом проверки соблюдения условий помещения названного товара под таможенную процедуру реимпорта, Таможней 18.05.2020 в адрес Общества направлено требование о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ N 10418010/180520/0128326, в графы 36, 44, 47, В с уплатой НДС.
Товары по ДТ N 10418010/180520/0128326 выпущены 20.05.2020 в соответствии с заявленной процедурой реимпорта. При выпуске товара НДС уплачен Обществом в полном объеме.
Приволжским таможенным управлением (далее - Управление) из Таможни в порядке, предусмотренном статьей 288 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 289-ФЗ), 10.06.2020 получена жалоба Общества от 12.03.2020 N 853 на требование Таможни от 18.05.2020 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ N 10418010/180520/0128326.
Решением Управления от 07.07.2020 N 06-03-13/54 в удовлетворении жалобы отказано.
Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными требования Таможни от 18.05.2020 о внесении изменений (дополнений) в сведения, указанные в декларации на товары с регистрационным N 10418010/180520/0128326, и решения Управления от 07.07.2020 N06-03-13/54.
Решением от 25.11.2020 Арбитражный суд Нижегородской области удовлетворил заявленные Обществом требования.
Таможня и Управление обратились в арбитражный суд с апелляционными жалобами, в которых просили решение суда отменить.
Таможня в своей апелляционной жалобе настаивает на том, что положения статьи 175 Федерального закона N 289-ФЗ разделяют обязанность по уплате НДС при ввозе товаров на таможенную территорию ЕАЭС, а также обязанность по уплате внутренних налогов в связи с ранее осуществленным вывозом товаров с таможенной территории Союза.
Таможня считает, что при помещении товаров под таможенную процедуру реимпорта, в отношении которых применялась таможенная процедура экспорта, подлежит уплате НДС, взимаемый в связи с ввозом товаров на таможенную территорию ЕАЭС.
Управление в своей апелляционной жалобе утверждает, что Обществом в нарушение подпункта 12 пункта 1 статьи 108 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) при помещении товаров под таможенную процедуру реимпорта по ДТ N 10418010/180520/0128326 не предоставлен соответствующий документ налогового органа, подтверждающий соблюдение условия помещения товара под таможенную процедуру реимпорта, установленного подпунктом 3 пункта 2 статьи 236 ТК ЕАЭС.
Представитель Таможни и Управления в судебном заседании поддержал доводы апелляционных жалоб.
Общество в отзывах на апелляционные жалобы просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения, а также заявило ходатайство о рассмотрении апелляционных жалоб в отсутствие своего представителя.
Апелляционные жалобы рассмотрены в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя Общества.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзывах на апелляционные жалобы, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 127 ТК ЕАЭС товары, перемещаемые через таможенную границу Союза, и иные товары в случаях, установленных настоящим Кодексом, для нахождения и использования на таможенной территории Союза, вывоза с таможенной территории Союза и (или) нахождения и использования за пределами таможенной территории Союза подлежат помещению под таможенные процедуры, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В части 2 статьи 127 ТК ЕАЭС в отношении товаров определен перечень таможенных процедур, применяемых в зависимости от целей нахождения и использования товаров на таможенной территории Союза, их вывоза с таможенной территории Союза и (или) нахождения и использования за пределами таможенной территории Союза, в том числе процедура реимпорта.
В силу части 1 статьи 235 ТК ЕАЭС таможенная процедура реимпорта - таможенная процедура, применяемая в отношении иностранных товаров, в соответствии с которой такие товары, ранее вывезенные с таможенной территории Союза, ввозятся на таможенную территорию Союза без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин при соблюдении условий помещения товаров под эту таможенную процедуру.
Таможенная процедура реимпорта применяется в отношении ранее вывезенных с таможенной территории Союза товаров, в отношении которых применялась, в частности таможенная процедура экспорта (пункт 1 части 2 статьи 235 ТК ЕАЭС).
В статье 236 ТК ЕАЭС закреплены условия помещения товаров под таможенную процедуру реимпорта.
Так, согласно части 2 статьи 236 ТК ЕАЭС условиями помещения ранее вывезенных с таможенной территории Союза товаров, в отношении которых применялась таможенная процедура экспорта, под таможенную процедуру реимпорта являются:
- помещение товаров под таможенную процедуру реимпорта до истечения 3 лет со дня, следующего за днем их фактического вывоза с таможенной территории Союза, или до истечения иного срока, определенного Комиссией в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи;
- сохранение неизменным состояния товаров, в котором они были вывезены с таможенной территории Союза, за исключением изменений вследствие естественного износа, а также изменений вследствие естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и (или) хранения;
- возмещение налогов и (или) процентов с них, когда суммы таких налогов и (или) проценты в связи с вывозом товаров с таможенной территории Союза не уплачивались либо были возвращены, а также сумм иных налогов, субсидий и иных сумм, неуплаченных либо полученных прямо или косвенно в качестве выплат, льгот либо возмещений в связи с вывозом товаров с таможенной территории Союза, если это предусмотрено законодательством государств-членов, в порядке и на условиях, которые установлены таким законодательством.
Под налогами, согласно пункту 24 части 1 статьи 2 ТК ЕАЭС, понимаются налог на добавленную стоимость, акцизы (акцизный налог или акцизный сбор), взимаемые в связи с ввозом товаров на таможенную территорию Союза.
В части 1 статьи 175 Федерального закона N 289-ФЗ установлено, что в отношении товаров, ранее вывезенных с таможенной территории Союза в соответствии с таможенной процедурой экспорта и помещаемых под таможенную процедуру реимпорта, с момента регистрации таможенным органом таможенной декларации у декларанта возникает обязанность по уплате налогов и (или) процентов по ним, а также обязанность по уплате или возмещению субсидий и иных сумм, неуплаченных либо ранее полученных прямо или косвенно в качестве выплат, льгот либо возмещений в связи с вывозом товаров с таможенной территории Союза, если это предусмотрено законодательством Российской Федерации, в порядке и на условиях, которые установлены таким законодательством.
Таким образом, одним из препятствий для выпуска товара в рамках процедуры реимпорта является неисполнение участником внешнеэкономической деятельности обязанности по возмещению денежных средств (налогов и (или) процентов с них, иных налогов, субсидий и сумм), которые при вывозе товаров с таможенной территории Союза не уплачивались, возвращены либо получены прямо или косвенно в качестве выплат, льгот либо возмещений в связи с вывозом товаров с таможенной территории Союза, если это предусмотрено законодательством государств-членов.
Особенности налогообложения при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, и вывозе товаров с территории Российской Федерации, установлены в статье 151 НК РФ, которой предусмотрено, что при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, при помещении товаров под таможенную процедуру реимпорта налогоплательщиком уплачиваются суммы налога, от уплаты которых он был освобожден, либо суммы, которые были ему возвращены в связи с экспортом товаров в соответствии с настоящим Кодексом, в порядке, предусмотренном таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле (подпункт 2 пункта 1 статьи 151 НК РФ).
При вывозе товаров с территории Российской Федерации в таможенной процедуре экспорта налог не уплачивается (подпункт 1 пункта 2 статьи 151 НК РФ).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 164 Налогового НК РФ при реализации, в том числе товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта, налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 настоящего Кодекса.
Судом первой инстанции по материалам дела установлено, что задекларированный Обществом по ДТ N 10418010/180520/0128326 товар "шрот подсолнечный, гранулированный, для кормовых целей, ГОСТ 11246 - 96, 505350 кг, производитель ЗАО "Самараагропромпереработка", для помещения под таможенную процедуру реимпорта в связи возвратом покупателем на основании пункта 7.3 контракта по причине несоответствия качества товара, а также по причине обнаружения пограничной ветеринарной инспекцией Польши плесени на продукции, изначально экспортировался по ДТ N 10418010/070420/0095564.
То есть, под процедуру реимпорта в ДТ N 10418010/180520/0128326 Обществом задекларирован товар, изначально экспортированный по ДТ N 10418010/070420/0095564 и возвращенный на территорию Российской Федерации в связи с выявленным несоответствием качества.
В рассматриваемом случае при ввозе на территорию Российской Федерации товара в порядке реимпорта объекта налогообложения не возникает, а, следовательно, обязанность по уплате НДС у Общества отсутствовала.
Вопреки требованиям части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Таможня не представила доказательств, свидетельствующих о возврате Обществом в связи с вывозом товара по ДТ N 10418010/070420/0095564 из бюджета каких-либо платежей либо о получении в связи с вывозом данного товара каких-либо субсидий (иных выплат, льгот, возмещения).
Соответствующие пояснения Обществом были даны таможенному органу. Довод Управления о том, что Обществом не представлено надлежащих документов, подтверждающих соблюдение условий для помещения товара под таможенную процедуру реимпорта, подлежит отклонению, поскольку действующим законодательством не установлен конкретный перечень документов, которые декларант обязан представить в целях соблюдения требований подпункта 3 пункта 2 статьи 236 ТК ЕАЭС.
Кроме того, как следует из материалов дела, экспорт товара по ДТ N 10418010/070420/0095564 и реимпорт товара по ДТ N 10418010/180520/0128326 осуществлен в один налоговый период (2 квартал 2020 года), что с очевидностью свидетельствует об отсутствии у Общества возможности получения возврата (возмещения) НДС в связи с экспортом товаров.
Иные, предусмотренные частью 2 статьи 236 ТК ЕАЭС условия помещения спорного товара под таможенную процедуру реимпорта (срок помещения товара под таможенную процедуру реимпорта, неизменность вида товара, позволяющего его идентифицировать), в рассматриваемом случае Обществом соблюдены. Доказательства обратного не представлены в материалы дела.
При таких обстоятельствах, ввиду соблюдения Обществом предусмотренных частью 2 статьи 236 ТК ЕАЭС условий помещения спорного товара, задекларированного по ДТ N 10418010/180520/0128326 под таможенную процедуру реимпорта, оснований для выставления Обществу требования от 18.05.2020 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, до выпуска товара, у таможенного органа не имелось.
Исследовав в совокупности и взаимосвязи представленные доказательства, оценив их в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции правильно признал требование Таможни от 18.05.2020 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, до выпуска товара, незаконным и нарушающим права и законные интересы Общества.
В силу части 7 статьи 298 Федерального закона N 289-ФЗ решение вышестоящего таможенного органа по жалобе на решение таможенного органа может быть обжаловано в суд.
Поскольку у Таможни отсутствовали основания для принятия оспариваемого требования от 18.05.2020, то и у Управления отсутствовали основания для признания жалобы Общества необоснованной и вынесения решения от 07.07.2020 N 06-03-13/54 об отказе в удовлетворении жалобы.
Суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные Обществом требования.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционных жалоб Таможни и Управления по приведенным в ним доводам.
Арбитражный суд Нижегородской области полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Таможня и Управление от уплаты государственной пошлины освобождены.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 25.11.2020 по делу N А43-31895/2020 оставить без изменения, апелляционные жалобы Приволжской электронной таможни и Приволжского таможенного управления - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
А.М. Гущина |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-31895/2020
Истец: ООО ТОРГОВЫЙ ДОМ "СОДРУЖЕСТВО"
Ответчик: Приволжская электронная таможня, Приволжское таможенное управление