Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 7 июля 2021 г. N Ф02-3341/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Красноярск |
|
18 марта 2021 г. |
Дело N А33-3276/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 марта 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 марта 2021 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Дамбарова С.Д.,
судей: Белан Н.Н., Парфентьевой О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Рукосуевым Л.В.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Службы финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края (ИНН 2466230780, ОГРН 1102468030290, г. Красноярск)
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 08 сентября 2020 года по делу N А33-3276/2018,
при участии:
от истца - Службы финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края: Афанасьева И.В., представитель по доверенности от 25.01.2021 N 101-255, диплом серии УВ N 250877, паспорт;
от ответчика - Муниципального казенного учреждения "Архитектурно-планировочное бюро": Кружковский О.С., представитель по доверенности от 10.10.2020, удостоверение адвоката от 05.02.2018 N 2093; Старыгина Г.Г., представитель по доверенности от 07.09.2020 N 3, диплом серии ПВ N 131039, паспорт.
УСТАНОВИЛ:
Служба финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края (далее - истец, Служба) обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с иском к Муниципальному казенному учреждению "Архитектурно-планировочное бюро" (далее - ответчик) о возмещении ущерба в размере 9 566 428,18 руб., причинённого Красноярскому краю.
Определением арбитражного суда от 13.03.2018 исковое заявление принято к производству, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечены - Администрация города Дивногорска, общество с ограниченной ответственностью "Стройторгсервис".
Решением арбитражного суда от 17.12.2018 иск удовлетворен, с муниципального казенного учреждения "Архитектурно-планировочное бюро" взыскано 9 566 428,18 руб. в доход бюджета Красноярского края, на счет получателя, открытый в Управлении Федерального казначейства по Красноярскому краю (Служба финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края). С муниципального казенного учреждения "Архитектурно-планировочное бюро" взыскано в доход федерального бюджета 70 832 руб. госпошлины.
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 23.04.2019 решение Арбитражного суда Красноярского края от 17.12.2018 по делу N А33-3276/2018 оставлено без изменения.
Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 23.10.2019 решение Арбитражного суда Красноярского края от 17.12.2018 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 23.04.2019 по делу N А33-3276/2018 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Красноярского края.
Определением Арбитражного суда Красноярского края от 12.11.2019 исковое заявление принято к производству.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 08.09.2020 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, истец обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель выражает несогласие с выводом суда первой инстанции о том, что истец не доказал факт причинения ему убытков по вине ответчика.
Истец представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором с ее доводами не согласился, просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 23.10.2020 апелляционная жалоба принята к производству, судебное заседание назначено на 19.11.2020, в соответствии со статьей 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные заседания откладывались.
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 23.06.2016 N 220-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части применения электронных документов в деятельности органов судебной власти" предусматривается возможность выполнения судебного акта в форме электронного документа, который подписывается судьей усиленной квалифицированной электронной подписью. Такой судебный акт направляется лицам, участвующим в деле, и другим заинтересованным лицам посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его вынесения, если иное не установлено Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Текст определения о принятии к производству апелляционной жалобы от 23.10.2020, подписанного судьей усиленной квалифицированной электронной подписью, опубликован в Картотеке арбитражных дел (http://kad.arbitr.ru/) 24.10.2020.
При изложенных обстоятельствах в силу статей 121 - 123, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции признает лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 07.12.2020 в составе суда произведена замена судьи Петровской О.В. на судью Белан Н.Н.
Учитывая замены в составе судей, на основании части 5 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение апелляционной жалобы осуществлялось с самого начала.
В судебном заседании представитель истца поддержал ранее изложенные доводы апелляционной жалобы с учетом представленных дополнительных пояснений. Просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель ответчика в судебном заседании отклонил доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в представленном суду апелляционной инстанции отзыве. Полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Иные лица, участвующие в деле, письменные отзывы на апелляционную жалобу не представили, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, что не препятствует рассмотрению жалобы в их отсутствие (статья 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Служба финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с иском к Муниципальному казенному учреждению "Архитектурно-планировочное бюро" (далее - ответчик) о возмещении ущерба в размере 9 566 428,18 руб., причинённого Красноярскому краю.
Как следует из материалов дела, предметом требований является взыскание ущерба (убытков), причиненных учреждением при использовании денежных средств, предоставленных во исполнение региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае на 2013 - 2017 годы, утвержденной Постановлением Правительства Красноярского края от 06.05.2013 N 228-п.
Возникновение убытков истец связывает с неправильным определением стоимости одного квадратного метра жилья при заключении муниципального контракта от 27.08.2015 N 6 на выполнение работ по строительству и вводу в эксплуатацию 80 квартир на объекте "5-ти этажный многоквартирный жилой дом, с инженерным обеспечением, в г. Дивногорске (98 квартир)" в районе ул. Бочкина, 14 А, и подписанием дополнительных соглашений к контракту от 01.09.2015 N 1, от 25.01.2016 N 3 и от 16.09.2016 N 4 к контракту.
Данное обстоятельство было установлено истцом при проведении контрольных мероприятий. По результатам проверки был оформлен акт от 27.01.2017 и вынесено предписание от 16.03.2017 N СД/0428 об устранении выявленных нарушений, в том числе о возврате субъекту бюджетных средств.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные по делу доказательства, суд, отказывая в удовлетворении требований на основании статей 15, 393 Гражданского кодекса Российской Федерации, исходил из недоказанности материалами дела состава убытков.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены судебного акта в силу следующего.
В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Возмещение убытков является универсальным способом защиты нарушенных гражданских прав и может применяться как в договорных, так и во внедоговорных отношениях независимо от того, предусмотрена ли законом такая возможность применительно к конкретной ситуации или нет.
Под убытками согласно пункту 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Возмещение убытков является мерой гражданско-правовой ответственности, и с учетом положений статей 15, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации истец должен доказать ущерб, причиненный неправомерными действиями ответчика, связанными с нарушением законодательства, причинную связь между действиями ответчика и нанесением ущерба, размер причиненного ущерба (убытков).
Из статьи 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации следует, что в основе использования денежных средств находится принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления на финансирование конкретных целей.
Как следует из правовой позиции, изложенной в разделе 6 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 1 (2018), утвержденной Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 28.03.2018, предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними, с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.
Положениями статьи 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся соответственно органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций (далее - органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля), финансовых органов субъектов Российской Федерации (муниципальных образований).
В силу пункта 2 статьи 266.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль за использованием средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также межбюджетных трансфертов и бюджетных кредитов, предоставленных другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.
Одним из методов осуществления государственного финансовой контроля, согласно статье 267.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, является проверка.
При осуществлении полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю органами внутреннего государственного финансового контроля проводятся проверки, ревизии и обследования, направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания (пункт 2 статьи 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Под предписанием, как следует из пункта 3 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, понимается документ органа внутреннего государственного финансового контроля, содержащий обязательные для исполнения в указанный в предписании срок требования об устранении нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушений условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, и (или) требования о возмещении причиненного ущерба субъекту Российской Федерации.
Согласно частям 4 и 5 статьи 19 Закона Красноярского края от 10.07.2008 N 6-1930 "О Правительстве Красноярского края и иных органах исполнительной власти Красноярского края" органы исполнительной власти края осуществляют свою деятельность на основании положений о них, утверждаемых Правительством края, которые содержат, в том числе, компетенцию органа исполнительной власти края.
В соответствии с Положением о службе финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края, утвержденным постановлением Правительства Красноярского края от 13.12.2013 N 657-п (далее - Постановление N 657-п), служба является органом исполнительной власти Красноярского края, который осуществляет контроль в сфере бюджетных правоотношений (пункт 1.1) и наделена полномочиями по выдаче объектам контроля предписаний, содержащих обязательные для исполнения требования об устранении нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и (или) требования о возмещении причиненного такими нарушениями ущерба краю (подпункт 4 пункта 3.1).
Пунктом "е" статьи 5 Закона Красноярского края от 18.12.2008 N 7-2617 "О бюджетном процессе в Красноярском крае" органы исполнительной власти края, наделенные полномочиями по осуществлению государственного финансового контроля, отнесены к участникам бюджетного процесса.
Обращаясь с иском в суд, Служба в качестве доказательств причинения ущерба ссылается на факты, установленные при проведении контрольных мероприятий, и невыполнение ответчиком вынесенного по результатам этих мероприятий предписания от 16.03.2017 N СД/0428.
Как следует из материалов дела, на основании приказа Службы от 09.01.2017 N 8п должностными лицами административного органа проведена выездная проверка в администрации муниципального образования город Дивногорск Красноярского края, ее структурных подразделений, муниципального казенного учреждения "Архитектурно-планировочное бюро" по вопросам согласно утвержденной программе, в целях осуществления внутреннего государственного финансового контроля за деятельностью финансовых органов (главных распорядителей (распорядителей) и получателей средств местного бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты из краевого бюджета) в части соблюдения ими целей и условий предоставления межбюджетных трансфертов, бюджетных кредитов, предоставленных из краевого бюджета, за 2015-2016 годы.
В ходе проведения проверки административным органом установлено следующее.
Постановлением Правительства Красноярского края от 06.05.2013 N 228-п утверждена региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае на 2013 - 2017 годы.
В городе Дивногорске по указанной программе предусмотрено переселение граждан из следующих аварийных многоквартирных домов: ул. Клубная 3, ул. Клубная 4, ул. Клубная 5, ул. Клубная 6, ул. Школьная 17, ул. Школьная, 18.
Согласно пункту 3.1 РАП "Переселение граждан из аварийного жилья" при определении объема финансирования на проведение в рамках реализации программы мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда учитывалась расчетная общая площадь предоставляемых жилых помещений, определенная как сумма общей площади расселяемых жилых помещений и 30% от общей площади расселяемых жилых помещений (далее - расчетная общая площадь предоставляемых жилых помещений).
Расчетная общая площадь предоставляемых жилых помещений составляет 3 289,65 кв.м.
При определении объема финансирования на проведение в рамках реализации программы мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 3-м этапе программы учитывалась стоимость одного квадратного метра общей площади жилых помещений, предоставляемых гражданам в соответствии с программой в рамках реализации Федерального закона от 21.07.2007 Федеральный закон от 21.07.2007 N 185-ФЗ (в редакции от 23.06.2016) "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" утверждаемая федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства (за исключением государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства) и жилищно-коммунального хозяйства (далее - предельная стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения).
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 14.01.2015 N 5/пр "О нормативе одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации на первое полугодие 2015 года и показателях средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на I квартал 2015 года" на I квартал 2015 года утверждена стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения в размере 39082 рублей, которая применяется для определения объема финансирования на проведение в рамках реализации программы мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в 2015 году.
Исходя из расчетной общей площади предоставляемых жилых помещений - 3 289,65 кв.м. и стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения (применяемой для определения объема финансирования) в размере 39 082 руб. предельный объем финансовой поддержки муниципальному образованию г. Дивногорск на реализацию 3 этапа РАП "Переселение граждан из аварийного жилья" составляет 128 566 101,30 руб.
Согласно распределению средств финансовой поддержки между муниципальными образованиями - участниками программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, объем для муниципального образования г. Дивногорск на исполнение 3 этапа РАП "Переселение граждан из аварийного жилья" предусмотрено выделение денежных средств в общей сумме 128 566 101,30 руб., в том числе:
- 2015 год - 38 569 830,39 руб. (средства Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее - Фонд) - 14 467 975,71 руб., средства краевого бюджета - 23 112 884,67 руб., средства местного бюджета - 988 970,01 руб.);
- 2016 год - 89 996 270,91 рублей (средства Фонда - 34 307 483,99 руб., средства краевого бюджета- 55 668 786,92 руб.).
С целью получения средств субсидии между Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края и администрацией города Дивногорска заключено соглашение о предоставлении субсидии муниципальному образованию Красноярского края из краевого бюджета N 047 от 03.04.2015 (далее - соглашение N 047).
Дополнительным соглашением N 2 от 18.11.2015 к соглашению N 047 внесены изменения в объем предоставляемой субсидии на финансирование мероприятий 3 этапа РАП "Переселение граждан из аварийного жилья" из краевого бюджета. Так же заключенным Дополнительным соглашением N2 от 18.11.2015 к соглашению N 047 предусмотрено осуществление софинансирования за счет местного бюджета в размере 988 970,01 руб.
Постановление администрации города Дивногорска от 30.09.2015 N 151п утверждена муниципальная программа "Обеспечение доступным и комфортным жильем граждан муниципального образования город Дивногорск" (далее - Муниципальная программа).
Приложением N 2 муниципальной программы "Обеспечение доступным и комфортным жильем граждан муниципального образования город Дивногорск" распорядителем бюджетных средств в рамках мероприятия подпрограммы 3 "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в муниципальном образовании город Дивногорск" утверждено Муниципальное казенное учреждение "Архитектурно-планировочное бюро".
В силу изменений, внесенных в Муниципальную программу постановлением администрации города Дивногорска от 20.12.2016 N 253п объем финансирования на строительство "5-ти этажного многоквартирного жилого дома с инженерными сетями в г.Дивногорск, в районе ул. Бочкина, 14а" утвержден в следующих объемах:
- 2015 год - 38 569 830,39 руб. (средства Фонда - 14 468,0 тыс. руб., средства краевого бюджета - 23 112,9 тыс. руб., средства местного бюджета - 989,0 тыс. руб.);
- 2016 год - 89 996 270,91 рублей (средства Фонда - 33 758,6 тыс. руб., средства краевого бюджета- 56 237,7 тыс. руб.).
С целью выполнения программных мероприятий администрацией города Дивногорска 14.07.2015 размещено извещение о закупке товара, работы, услуги путем проведения открытого конкурса на право заключить муниципальный контракт на выполнение работ по строительству и вводу в эксплуатацию 80 квартир на объекте "5-ти этажный, многоквартирный жилой дом, с инженерным обеспечением, в г. Дивногорск (98 квартир)", в районе ул. Бочкина, 14А (закупка N 0119300004715000180) от 05.08.2015.
Согласно извещению начальная (максимальная) цена контракта 128 566 101,30 руб., определена проектно-сметным методом. Размер обеспечения исполнения контракта 38 569 830,39 руб. Срок завершения работ - до 01 октября 2016 года.
По результатам проведения торгов, на основании протокола рассмотрения единственной заявки на участие в открытом конкурсе от 06.08.2015 (N 0119300004715000180) заключен муниципальный контракт от 27.08.2015 N 6 на выполнение работ по строительству и вводу в эксплуатацию 80 квартир на объекте "5-ти этажный многоквартирный жилой дом, с инженерным обеспечением, в г. Дивногорске (98 квартир)" в районе ул. Бочкина, 14 А между Учреждением и ООО "СТРОЙТОРГСЕРВИС".
Дополнительными соглашениями от 01.09.2015 N 1, от 25.01.2016 N 3 и от 16.09.2016 N 4 к контракту N 6 вносились изменения в объемы работ.
В результате внесенных изменений общая площадь жилых помещений квартир заказчика (с учетом площади балконов) составила 3 488,1 кв. м. при этом цена контракта изменена до 124 084 424,34 руб.
На момент проведения проверки (27.01.2017) взаимные обязательства сторон в рамках контракта N 6 исполнены в полном объеме.
По факту завершения строительства объекта "5-ти этажный, многоквартирный жилой дом, с инженерным обеспечением в г. Дивногорске, расположенным по адресу: Красноярский край, г. Дивногорск, ул. Бочкина, д. 16" Администрацией города Дивногорска выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 07.09.2016 N 24-RU24304000-26-2016.
По результатам контрольного мероприятия и выявленных нарушений бюджетного законодательства Службой финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края вынесено предписание об устранении выявленных нарушений, в том числе о возмещении бюджетных средств от 16.03.2017 N СД/0428, в соответствии с которым Муниципальному казенному учреждению "Архитектурно-планировочное бюро" предписано:
- устранить выявленные в ходе контрольного мероприятия нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, а именно возместить в краевой бюджет ущерб, причиненный Красноярскому краю в сумме 9 566 428,18 руб.;
- денежные средства в сумме 9 566 428,18 руб. перечислить в доход краевого бюджета платежным поручением на счет получателя: Управление Федерального казначейства по Красноярскому краю (Служба финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края).
Как указывает истец, в нарушение пункта 1 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", пункта 2.2 контракта N 6 ответчиком осуществлено изменение существенных условий контракта, в части уменьшения объемов работ площади жилых помещений на 604,90 кв.м. (изменение на 14,78%) без соответствующего уменьшения цены контракта. Исходя из общего объема площади жилых помещений 4 093 кв.м. и стоимости их строительства 127 900,00 тыс. руб., определенной контрактом N 6 до заключения дополнительных соглашений, стоимость 1 кв.м. составляла 31 248,473 руб. (127 900 000,0 руб./4 093 кв.м.). С учетом изменений, внесенных дополнительным соглашением от 16.09.2016 N 4 в контракт N 6 в части уменьшения площади жилых помещений до 3 488,1 кв. м. (или на 604,90 кв. м.) стоимость контракта N 6 следовало уменьшить на 18 902 199,50 руб. (31 248,47 руб. х 604,9 кв. м.). Вместе с тем, стоимость контракта была уменьшена до 124 084 424,34 руб., или на 3 815 575,66 руб. от первоначальной стоимости контракта.
Согласно исковому заявлению, в результате исполнения контракта N 6 действиями (осуществление оплаты выполненных работ) ответчиком причинен ущерб Красноярскому краю, Фонду, муниципальному образованию г. Дивногорска в общей сумме 15 086 623,84 руб. (18 902 199,50 - 3 815 575,66), в том числе Красноярскому краю - 9 566 428,18 руб.
В рамках дела N А33-13123/2017 Муниципальное казенное учреждение "Архитектурно-планировочное бюро" обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Службе финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края о признании недействительным предписания от 13.03.2017 NСД/0428.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 18.10.2017 по делу N А33-13123/2017 в удовлетворении заявления муниципального казенного учреждения "Архитектурно-планировочное бюро" отказано.
Судом первой инстанции верно установлено, что предметом требований является взыскание ущерба (убытков), причиненных учреждением при использовании денежных средств, предоставленных во исполнение региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае на 2013 - 2017 годы, утвержденной Постановлением Правительства Красноярского края от 06.05.2013 N 228-п.
Возникновение убытков истец связывает с неправильным определением стоимости одного квадратного метра жилья при заключении муниципального контракта от 27.08.2015 N 6 на выполнение работ по строительству и вводу в эксплуатацию 80 квартир на объекте "5-ти этажный многоквартирный жилой дом, с инженерным обеспечением, в г. Дивногорске (98 квартир)" в районе ул. Бочкина, 14 А, и подписанием дополнительных соглашений к контракту от 01.09.2015 N 1, от 25.01.2016 N 3 и от 16.09.2016 N 4 к контракту.
В качестве преюдициальных обстоятельств истец ссылается на решение Арбитражного суда Красноярского края от 18.10.2017 N А33-13123/2017, которым, по мнению истца, установлена законность выданного предписания и правомерность возложения на муниципальное казенное учреждение "Архитектурно-планировочное бюро" обязанности по возмещению в краевой бюджет ущерба, причиненного Красноярского края в сумме 9 566 428,18 руб.
Судебная коллегия находит правомерным вывод суда первой инстанции о том, что ссылка истца на преюдициальность обстоятельств, установленных при рассмотрении дела N А33-13123/2017 о признании недействительным предписания и отсутствии со стороны ответчика возражений о причинении ущерба в размере 9 566 428,18 руб., несостоятельна, поскольку обстоятельства, связанные с наличием причинной связи между действиями ответчика и размером ущерба, не устанавливались при разрешении указанного дела, рассмотренного в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу статьи 129 Бюджетного кодекса Российской Федерации межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам бюджетной системы Российской Федерации предоставляются в форме субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
На основании абзаца 4 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации участник бюджетного процесса обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
По смыслу пункта 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признается направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Согласно пункту 3 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в нецелевом использовании финансовыми органами (главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение влечет бесспорное взыскание суммы средств, полученных из другого бюджета бюджетной системы Российской Федерации, в размере средств, использованных не по целевому назначению, и (или) в размере платы за пользование ими либо приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).
Судом первой инстанции верно учтено, что фактически объект построен и введен в эксплуатацию и оставшиеся денежные средства, заявленные к взысканию, у ответчика отсутствуют (возвращены), в связи с чем суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что признаков расходования денежных средств, предоставленных во исполнение региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае на 2013 - 2017 годы, утвержденной Постановлением Правительства Красноярского края от 06.05.2013 N 228-п, не по назначению либо оплаты работ по контракту, фактически не выполненных подрядчиком, в действиях ответчика не установлено; истец не доказал наличие причиненного ущерба от действий ответчика.
Вводы суда основаны на материалах дела и не противоречат им.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения настоящего иска о взыскании убытков, поскольку не доказан как факт наличия убытков в смысле, придаваемом статьей 15 ГК РФ, так и совокупность иных условий для их взыскания.
При таких обстоятельствах судебная коллегия находит правомерным вывод суда первой инстанции о том, что исковые требование о взыскании 9 566 428,18 руб. ущерба является необоснованным и не подлежащим удовлетворению.
Доводы и аргументы, изложенные в апелляционной жалобе, были предметом исследования суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка и не нуждаются в дополнительной оценке, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
При рассмотрении дела и вынесении обжалуемого судебного акта суд установил все существенные для дела обстоятельства и дал им надлежащую правовую оценку, выводы суда основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу в их совокупности, в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли явиться основанием для отмены обжалуемого судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине за подачу апелляционной жалобы судом не рассматривался, поскольку заявитель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины в силу положений статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 08 сентября 2020 года по делу N А33-3276/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
С.Д. Дамбаров |
Судьи |
Н.Н. Белан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.