Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 28 июня 2021 г. N Ф07-7904/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
19 марта 2021 г. |
Дело N А56-18102/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 марта 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 марта 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фуркало О.В.
судей Денисюк М.И., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Борисенко Т.Э.,
при участии:
от истца (заявителя): не явился, извещен;
от ответчика (должника): Борискин А.Ю., по доверенности от 29.10.2020;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-211/2021) закрытого акционерного общества "Интернешнл Пейпер" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.11.2020 по делу N А56-18102/2020, принятое
по иску Северо-Западного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
к закрытому акционерному обществу "Интернешнл Пейпер"
о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
Северо-Западное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - истец, Управление) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о взыскании с закрытого акционерного общества " Интернешнл Пейпер " (далее - ответчик, Общество) 951 316 рублей платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.11.2020 исковые требования удовлетворены.
Общество, не согласившись с решением суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить, ссылаясь на пропуск срока исковой давности для подачи иска. В письме от 14.11.2018 N 141-6953. Зарегистрированном в Департаменте 18.12.2018, Общество приводит подробное описание и счерпывающие доводы, подтверждающие правильность расчета платы.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы жалобы, просил решение суда отменить
Управление, извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, с учетом положений части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и пункта 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов", в судебное заседание представителей не направило, что в силу статей 156, 266 АПК РФ не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Управление по результатам проведенной проверки декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год, представленной природопользователем в адрес Управления (N 28/0117959 от 09.03.2017), согласно пункту 46 Постановления Правительства РФ от 03.03.2017 N 255 совершило перерасчет указанной декларации с образованием задолженности в размере 951 316 рублей по следующим основаниям:
1. Природопользователем была ошибочно не исчислена плата за выбросы загрязняющих веществ.
2. Фактическая масса сброса, указанная природопользователем в декларации, не соответствует произведенному расчету массы сброса загрязняющих веществ на основании приложенных копий первичных документов.
3. При сверхлимитном исчислении платы за сбросы природопользователем не был применен 25-кратный повышающий коэффициент.
4. Фактическая масса размещенных отходов, указанная природопользователем в декларации, не соответствует данным, указанным в копии первичных документов, подтверждающих размещение отходов на полигоне.
5. В отсутствие переоформленных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение природопользователем не был применен 5-кратный повышающий коэффициент при исчислении платы.
6. В отсутствие нормативов образования отходов и лимитов на их размещение природопользователем не был применен 5- кратный повышающий коэффициент при исчислении платы.
Управлением в адрес природопользователя направлен акт проведения контроля за исчислением платы за негативное воздействие на окружающую среду с приложенным требованием о погашении задолженности в соответствии с пунктом 46 Постановления Правительства РФ от 03.03.2017 N 255 "Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду" на основании данных, содержащихся в декларации и приложенных к ней данных о фактическом негативном воздействии на окружающую среду, а также с учетом рассмотрения возражений природопользователя, представляемых природопользоваетелем на основании пункта 41 Правил исчисления и взимания платы, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 255 от 03.03.2017.
Управление также уведомило Общество о необходимости исчисления и уплаты пеней на дату погашения указанной задолженности в соответствии с пунктом 33 Правил исчисления платы.
Поскольку Общество в указанный срок задолженность и пени не оплатило, Учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, обоснованно исходил из следующего.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) негативное воздействие на окружающую среду является платным.
В силу пункта 2 статьи 16 Закона N 7-ФЗ размещение отходов производства и потребления отнесено к видам негативного воздействия на окружающую среду.
Пунктом 3 статьи 16 Закона N 7-ФЗ установлено, что порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации.
Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 N 255 "Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду" (вместе с "Правилами исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду", далее - Постановление N 255).
Законом N 7-ФЗ предусмотрено, что плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежит уплате по итогам отчетного периода в порядке, установленном статьей 16.3 указанного Федерального закона, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом. Отчетным в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду признается календарный год.
Согласно ст. 16.2 Закона N 7-ФЗ платежной базой для исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду является объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ либо объем или масса размещенных в отчетном периоде отходов производства и потребления. Платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно на основе данных производственного экологического контроля. Информация о платежной базе представляется за отчетный период лицами, обязанными вносить плату, администратору доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в составе декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду.
В пункте 5 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 10.12.2002 N 284-0 "По запросу Правительства Российской Федерации о проверке конституционности постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вред того воздействия" и статьи 7 Федерального закона "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что платежи за негативное воздействие на окружающую среду взимаются с хозяйствующего субъекта во исполнение им финансово-правовых обязательств (обязанностей), возникающих из осуществления такой деятельности, которая оказывает негативное (вредное) воздействие на окружающую среду и представляет собой форму возмещения экономического ущерба от такого воздействия, производимого в пределах установленных нормативов, под контролем государства. Данные платежи являются обязательными публично-правовыми платежами, носят индивидуально-возмездный и компенсационный характер и являются по своей правовой природе не налогом, а фискальным сбором.
Согласно части 4 статьи 16.4 Закона N 7-ФЗ в несвоевременное или неполное внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду лицами, обязанными вносить плату, влечет за собой уплату пеней в размере одной трехсотой ключевой ставки Банка России, действующей на день уплаты пеней, но не более чем в размере двух десятых процента за каждый день просрочки. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду начиная со следующего дня после дня окончания соответствующего срока.
Постановлением Правительства РФ от 13.09.2016 N 913 "О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах" изменен перечень веществ, по которым установлены ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду, в том числе введены новые вещества (Взвешенные частицы РМ10 и РМ2,5). С 01.03.2016 года Приказом Росгидромета от 04.12.2015 N 736 введен в действие руководящий документ (далее РД 52.04.830-2015), устанавливающий методику измерения гравиметрическим методом массовой концентрации взвешенных частиц в атмосферном воздухе при осуществлении мониторинга состояния и загрязнения атмосферного воздуха. Согласно пункту 3 РД 52.04.830-2015 взвешенные вещества классифицируется не по химическому составу взвешенных веществ, а по размеру частиц в атмосферном воздухе, при этом в соответствии с пунктом 6.2 РД 52.04.830-2015 гравиметрический метод измерений позволяет использовать фильтры с навеской для последующего определения химического состава взвешенных частиц. Согласно данным разъяснениям Росприроднадзором в письме от 16 января 2017 г. N АС-03-01-31/502, к веществам, у которых отсутствует отдельная ставка платы по наименованию, применяются ставки платы по взвешенным веществам или частицам в зависимости от размера частиц в воздухе указанных веществ.
Расчет массы сбросов должен производится на основе данных производственного экологического контроля в соответствии с Правилами исчисления платы (п.9), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 N 255.
В соответствии с Правилами исчисления платы (п.21), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 N 255, при превышении сбросов загрязняющих веществ, установленных соответственно в разрешениях на сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду применяется коэффициент к ставкам платы за сброс соответствующего i-го загрязняющего вещества за объем или массу сбросов загрязняющих веществ равный 25.
Расчет массы отходов должен производится на основе данных производственного экологического контроля в соответствии с Правилами исчисления платы (п.9), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 N 255.
В соответствии с Правилами исчисления платы (п. 12), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 N 255, при отсутствии действующих документов об утверждении нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение, содержащих нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, оформленных и выдаваемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке, лица, обязанные вносить плату, для расчета платы должны использовать формулу, указанную в пункте 20 настоящих Правил. Приказом Минприроды России от 25.02.2010 N 50 (п.14) установлена обязанность по переоформлению утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Согласно представленным сведениям, указанные нормативы образования отходов и лимиты на их размещение должны были быть переоформлены.
В соответствии с Правилами исчисления платы (п. 12), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 N 255, при отсутствии действующих документов об утверждении нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение, содержащих нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, оформленных и выдаваемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке, лица, обязанные вносить плату, для расчета платы должны использовать формулу, указанную в пункте 20 настоящих Правил.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что Общество в соответствии со статьей 16 Закона N 7-ФЗ обязано вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду.
Истцом заявлено требование о взыскании с Общества 951 316 рублей платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год.
Контррасчета задолженности, а также доказательств уплаты названных сумм ответчиком в материалы дела не представлено.
Поскольку доказательств внесения платы за указанный период платы в сумме 951 316 рублей в материалах дела не имеется, суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования.
Оснований для иных выводов из имеющихся материалов дела не усматривается.
Из материалов дела видно, что Общество в суде первой инстанции заявило о пропуске истцом срока исковой давности по требованию о внесении платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год.
В силу статьи 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
В соответствии с пунктом 1 статьи 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 данного Кодекса.
В пункте 1 статьи 200 ГК РФ предусмотрено, что, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Согласно пункту 2 статьи 200 АПК РФ по обязательствам с определенным сроком исполнения течение срока исковой давности начинается по окончании срока исполнения.
Пунктом 3 статьи 16.4 Закона N 7-ФЗ предусмотрено, что плата за негативное воздействие на окружающую среду, исчисленная по итогам отчетного периода в порядке, установленном статьей 16.3 названного Закона, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом.
В данном случае, исходя из материалов дела, Управление обратилось в арбитражный суд с иском 28.02.2020, то есть до истечения срока исковой давности, связи, с чем суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что срок исковой давности Управлением не пропущен.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, как несостоятельные, необоснованные и не опровергающие правомерные выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.11.2020 по делу N А56-18102/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Фуркало |
Судьи |
М.И. Денисюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-18102/2020
Истец: Северо-Западное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
Ответчик: ЗАО "ИНТЕРНЕШНЛ ПЕЙПЕР"