г.Чита |
|
08 февраля 2024 г. |
Дело N А10-2073/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 января 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 февраля 2024 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Подшиваловой Н.С.,
судей: Будаевой Е.А., Ломако Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сахаровой Б.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Бурятской таможни на решение Арбитражного суда Республики Бурятии от 18 октября 2023 года по делу N А10-2073/2023 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Симпэкс Плюс" (ОГРН: 1105476035015, ИНН: 5404417695, адрес: 630054, г.Новосибирск, ул.Титова, д. 11/1, этаж 1) к Бурятской таможне (ОГРН 1020300891346, ИНН 0323053338, адрес: г. Улан-Удэ, ул. Виктора Военнова, д. 5) о признании незаконными решений о классификации товара от 30.01.2023 N РКТ-10718000-23/000002, NРКТ-10718000-23/000003,
при участии в деле в качестве в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора акционерного общества "Энергия Холдинг" (ОГРН: 1104217001646, ИНН: 4217122883, адрес: 654103,Кемеровская область-Кузбас, г.Новокузнецк, шоссе Притомское, д. 24 А, корпус 1),
при участии в судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Бурятия:
от общества с ограниченной ответственностью "Симпэкс Плюс": Бикмушева Ю.А. (доверенность от 01.03.2023);
от Бурятской таможни: Батуевой А.И. (доверенность от 11.01.2024); Лебедева Д.С. (доверенность от 25.12.2023);
от третьего лица не явился, извещен,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Симпэкс Плюс" (далее - заявитель, ООО "Симпэкс Плюс", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением к Бурятской таможне (далее - заинтересованное лицо, таможенный орган) о признании незаконными решений о классификации товара от 30.01.2023 N РКТ-10718000-23/000002, NРКТ-10718000-23/000003.
В ходе рассмотрения дела, к участию в деле в качестве в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено акционерное общество "Энергия Холдинг" (далее - АО "Энергия Холдинг").
Решением Арбитражного суда Республики Бурятии от 18 октября 2023 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, таможенный орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 18 ноября 2023 г. по делу А10-2073/2023 отменить, в удовлетворении заявленных требований ООО "Симпэкс Плюс" о признании не законными решений о классификации товара от 30 января 2023 г. N N РКТ-10718000-23/000002, РКТ- 10718000-23/000003 отказать в полном объеме.
Отзыв на апелляционную жалобу не поступал.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет". Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Представители таможни в суде апелляционной инстанции доводы жалобы поддержали, просили решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт.
Представитель ООО "Симпэкс Плюс" просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Руководствуясь частью 2 статьи 200, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенного третьего лица, участвующих в деле.
Дело рассмотрено в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающей пределы и полномочия апелляционной инстанции.
Заслушав участников процесса, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, отделом проверки деятельности лиц Бурятской таможни в период с 23.09.2022 по 06.12.2022 в отношении ООО "Симпэкс Плюс" проведен таможенный контроль на предмет достоверности сведений, заявленных в таможенной декларации и (или) содержащихся в документах, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации в части квалификации товаров в соответствии с Единой товарной номенклаттурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза.
Таможенный контроль проведен в отношении товара "Вакуумная дугогасительная камера", задекларированного обществом в ДТ N N 10702070/210120/0014011, 10719120/180320/0003694, 10719120/290520/0008096.
В ходе таможенной проверки установлено, что ООО "Симпэкс Плюс" осуществило ввоз из Китая товаров "Вакуумная дугогасительная камера", которые задекларировало по декларациям на товары:
- ДТ N 10702070/210120/0014011 товар N 1 "элемент коммутационного электрооборудования: керамическая вакуумная дугогасительная камера, представляет собой элемент коммутационного электрооборудования, выполняет функции замыкания и размыкания силовых цепей с эффективным способом гашения дуги в конструкции вакуумных выключателей и контакторов. Вакуумная дугогасительная камера, конструктивно выполнена в виде керамического цилиндра с одной стороны которого закреплен неподвижный контакт, с другой - подвижный Производитель SHANDONG SHENHONG ELECTRIC СО.,LTD, Тов.знак ОТСУТСТВУЕТ Модель ТJС-3.6/630 Кол-во 300 шт";
- ДТ N 10719120/180320/0003694 товар N 1 "элемент коммутационного электрооборудования: керамическая вакуумная дугогасительная камера, представляет собой элемент коммутационного электрооборудования, выполняет функции замыкания и размыкания силовых цепей с эффективным способом гашения дуги в конструкции вакуумных выключателей и контакторов. Вакуумная дугогасительная камера, конструктивно выполнена в виде керамического цилиндра с одной стороны которого закреплен неподвижный контакт, с другой - подвижный Производитель SHANDONG SHENHONG ELECTRIC СО.,LTD, Тов.знак ОТСУТСТВУЕТ Модель ТD-12/1000-20, Кол-во 450 шт.";
- ДТ N 10719120/290520/0008096 товар N 1 "элемент коммутационного электрооборудования: керамическая вакуумная дугогасительная камера, представляет собой элемент коммутационного электрооборудования, выполняет функции замыкания и размыкания силовых цепей с эффективным способом гашения дуги в конструкции вакуумных выключателей и контакторов. Вакуумная дугогасительная камера, конструктивно выполнена в виде керамического цилиндра с одной стороны которого закреплен неподвижный контакт, с другой - подвижный Производитель SHANDONG SHENHONG ELECTRIC СО.,LTD, Тов.знак ОТСУТСТВУЕТ Модель ТD-12/1000-20, Кол-во 450 шт.";
Согласно графе 16 проверяемых ДТ страна происхождения проверяемых товаров - Китай. В графе 33 ДТ код товара заявлен в товарной подсубпозиции - 8538909909 Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности ЕАЭС (далее - ТН ВЭД ЕАЭС). В графе 33 указанных ДТ код проверяемых товаров заявлен в товарной подсубпозиции 8474 31 000 9 ТН ВЭД ЕАЭС ЕАЭС (ставка ввозной таможенной пошлины 0%, ставка НДС 20%).
В ходе проверки установлено, что вакуумные дугогасительные камеры, будучи частью вакуумных выключателей, сами образуют товар товарной позиции 8535. В таком случае, в соответствии с примечанием 2 к разделу XV ТН ВЭД ЕАЭС, проверяемые товары должны классифицироваться в товарной позиции 8535. Учитывая функциональное назначение и напряжение, товар "Вакуумная дугогасительная камера", задекларированный по ДТ N N 10702070/210120/0014011, 10719120/180320/0003694, 10719120/290520/0008096, в соответствии с примечанием 2 к разделу XV ТН ВЭД ЕАЭС подлежит классификации в товарной позиции 8535 ТН ВЭД ЕАЭС.
Согласно выводам камеральной таможенной проверки, ООО "Симпэкс Плюс" нарушены права Евразийского экономического союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле, выразившиеся в неверной классификации товаров "вакуумные дугогасительные камеры", 10719120/290520/0008096 в товарной подсубпозиции 8538 90 990 9 ТН ВЭД ЕАЭС (ставка ввозной таможенной пошлины - 0%), что привело к неуплате таможенных платежей в общей сумме 563 751 рублей 80 копеек.
По мнению таможенного органа в соответствии с ОПИ 1, 6 ТН ВЭД товары подлежат классификации в товарной подсубпозиции 8535 90 000 9 ТН ВЭД ЕАЭС (ставка ввозной таможенной пошлины - 10%).
По результатам камеральной таможенной проверки в соответствии с положениями пункта 2 статьи 20 ТК ЕАЭС, пункта 3 статьи 112 ТК ЕАЭС, статей 218, 237 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" на основании акта таможенной проверки N 10718000/210/061222/А000251 от 06.12.2022, Бурятской таможней 30.01.2023 приняты решения о классификации товаров NNРКТ-10718000-23/000002, РКТ-10718000-23/000003 и решения о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары NN10702070/210120/0014011, 10719120/180320/0003694, 10719120/290520/0008096).
ООО "Симпэкс Плюс", не согласившись с решениями от 30.01.2023 N РКТ-10718000-23/000002, NРКТ-10718000-23/000003 таможенного органа, обратилось в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства, пришел к выводу, что решение о классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС от 30.01.2023 N РКТ-10718000-23/000002, NРКТ-10718000-23/000003 приняты таможенным органом с нарушением таможенного законодательства.
С данными выводами суда первой инстанции суд апелляционной инстанции соглашается, поскольку они постановлены при правильном определении обстоятельств имеющих значение для дела, в соответствии с нормами права, регулирующими спорные правоотношения.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу положений части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из положений статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Суд апелляционной инстанции признает правильными выводы суда первой инстанции, основанные на следующем.
В соответствии с пунктом 1 статьи 20 ТК ЕАЭС декларант и иные лица осуществляют классификацию товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности при таможенном декларировании и в иных случаях, когда в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования таможенному органу заявляется код товара в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.
Проверка правильности классификации товаров осуществляется таможенными органами.
В соответствии со статьей 20 ТК ЕАЭС декларант и иные лица осуществляют классификацию товаров в соответствии с ТН ВЭД при таможенном декларировании и в иных случаях, когда в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования таможенному органу заявляется код товара в соответствии с ТН ВЭД. При таможенном декларировании классификация товаров не осуществляется в случае, если в соответствии с ТК ЕАЭС в таможенной декларации не подлежат указанию сведения о коде товара в соответствии с ТН ВЭД.
Проверка правильности классификации товаров осуществляется таможенными органами. Выявление таможенным органом как до, так и после выпуска товаров их неверной классификации при таможенном декларировании является основанием для осуществления таможенным органом классификации товаров.
В этом случае таможенный орган принимает решение о классификации товаров (подпункт 1 пункта 2 статьи 20 ТК ЕАЭС).
Порядок внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, утвержден Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.02.2013 N 289 (далее - Порядок).
Согласно пункту 27 Порядка при выявлении по результатам таможенного контроля необходимости внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, в случае, предусмотренном пунктом 2 статьи 112 ТК ЕАЭС, таможенный орган направляет (вручает) декларанту требование о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, до выпуска товаров (далее - требование) в виде электронного документа или документа на бумажном носителе (в зависимости от формы подачи ДТ).
При необходимости внесения изменений в классификационный код товара одновременно с требованием направляется решение о классификации товара, принятое в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 20 ТК ЕАЭС.
В соответствии с положениями Международной конвенции о гармонизированной системе описания и кодирования товаров по ТН ВЭД, классификация товаров по ТН ВЭД, в основу которой положена Гармонизированная система описания и кодирования товаров, осуществляется с применением Основных правил интерпретации.
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 утверждены единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза, которым установлены Основные правила интерпретации ТН ВЭД (далее - ОПИ ТН ВЭД).
Правовое значение при классификации товаров имеет их разграничение по товарным позициям ТН ВЭД ТС в соответствии с ОПИ ТН ВЭД.
Выбор конкретного кода ТН ВЭД основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре (определенного набора сведений, соответствующих либо не соответствующих действительности).
Разделом III Положения о порядке применения ЕТН ВЭД Таможенного союза при классификации товаров, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 N 522 (далее - Положение), определен порядок применения ОПИ.
Согласно Правилу 1 ОПИ ТН ВЭД для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам и, если такими текстами не предусмотрено иное, в соответствии с Правилами 2 (а), 2 (б), 3 (а), 3 (б), 3 (в), 4, 5 и 6 ОПИ ТН ВЭД.
По правилу 6 ОПИ ТН ВЭД ТС для юридических целей классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также, mutatis mutandis, положениями вышеупомянутых Правил при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей настоящего правила также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное.
В связи с этим в пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза" разъяснено, что суд проверяет обоснованность классификационного решения, вынесенного таможенным органом, исходя из оценки представленных таможенным органом и декларантом доказательств, подтверждающих сведения о признаках (свойствах, характеристиках) декларируемого товара, имеющих значение для его правильной классификации согласно ТН ВЭД, руководствуясь Основными правилами интерпретации ТН ВЭД, а также принятыми в соответствии с ними на основании пункта 6 статьи 21, пунктов 1 и 2 статьи 22 ТК ЕАЭС решениями Федеральной таможенной службы и Комиссии по классификации отдельных видов товаров, если такие решения относятся к спорному товару. Для целей интерпретации положений ТН ВЭД судами также учитываются Пояснения к ТН ВЭД, рекомендованные Комиссией в качестве вспомогательных рабочих материалов.
В рассматриваемом случае, учитывая наличие спора по правильной классификации согласно ТН ВЭД товаров спорной ДТ необходимо проверить правильность применения таможенным органом ОПИ ТН ВЭД при принятии решения о классификации товара, учитывая при этом, что решение о классификации товара с учетом внешнеэкономической деятельности декларантов является прерогативой таможенных органов.
В данном случае ввезенный товар классифицирован Обществом как элемент коммутационного оборудования (керамическая вакуумная дугогасительная камера). Камера выполняет функции замыкания и размыкания силовых цепей с эффективным способом гашения дуги в конструкции вакуумных выключателей и контакторов) классифицирован как часть, предназначенная исключительно или в основном для аппаратуры товарной позиции 8535, 8536 или 8537, ТН ВЭД ЕАЭС - 8538 90 990 9.
В свою очередь, таможенным органом в оспариваемом решении в отношении товара избран код 8535 90 000 9 ТН ВЭД ЕАЭС, как аппаратура электрическая для коммутации или защиты электрических цепей или для подсоединении к электрическим цепям или в электрических цепях (например выключатели, переключатели, прерыватели и т.д.) на напряжение - более 1000 В.
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции в целях разрешения возникшего спора необходимо установить является ли товар частью либо может считаться самостоятельной аппаратурой товарной позиции 8535 ТН ВЭД ЕАЭС.
В соответствии с Пояснениями товарной позиции 8538 ТН ВЭД ЕАЭС при условии соблюдения общих положений, относящихся к классификации частей, в данную товарную позицию входят части товаров трех предшествующих товарных позиций (8535, 8536, 8537). В данную товарную позицию включаются, например, пульты для коммутаторов, выполненные в основном из пластмассы или металла, без приборов, при условии, что они четко распознаются как части коммутаторов.
В соответствии с Пояснениями к товарной позиции 8535 ТН ВЭД ЕАЭС в данную товарную позицию включается электрическая аппаратура, используемая обычно в системах распределения энергии, аппаратура видов, описанных в пояснениях к товарной позиции 8536, но для напряжения свыше 1000В.
При условии соблюдения общих положений, относящихся к классификации частей части аппаратуры данной товарной позиции включаются в товарную позицию 8538.
В соответствии с Пояснениями к товарной позиции 8536 ТН ВЭД ЕАЭС в данную товарную позицию включаются, в том числе, аппаратура для коммутации электрических цепей. Эта аппаратура состоит, по существу, из устройств для замыкания или размыкания одной или более цепей, к которой они подсоединены, или для переключения от одной цепи на другую; эта аппаратура может быть однополюсной, двухполюсной, трехполюсной и т.д. в соответствии с числом коммутируемых цепей. Эта аппаратура также включает переключатели и реле.
Согласно Пояснениям к разделу XVI ТН ВЭД (примечание 2) при условии соблюдения положения примечания 1 к данному разделу, примечания 1 к груше 84 и примечания 1 к группе 85, части машин (кроме частей изделий товарной позиции 8484, 8544, 8545, 8546 или 8547) должны классифицироваться согласно следующим правилам:
(а) части, которые являются товарами, включенными в какую-либо из товарных позиций группы 84 или 85 (кроме товарных позиций 8409,8431,8448,8466, 8473, 8487, 8503, 8522, 8529, 8538 и 8548), во всех случаях должны классифицироваться в предусмотренных для них товарных позициях.
(б) другие части, предназначенные для использования исключительно или главным образом с одним типом машин или с рядом машин той же товарной позиции (включая машины товарной позиции 8479 или 8543), должны классифицироваться вместе с этими машинами или в товарной позиции 8409, 8431, 8448, 8466, 8473, 8503, 8522, 8529 или 8538 соответственно. Однако части, которые равно пригодны для использования главным образом с товарами товарных позиций 8417 и 8525-8528, классифицируются в товарной позиции 8524, должны классифицировался в товарной позиции 8529,
(в) все прочие части классифицируются в товарной позиции 8409, 8431, 8448, 8466, 8473, 8503, 8522, 8529 или 8538 соответственно или, помимо этого, в товарной позиции 8487 или 8548.
Согласно Общих положений к разделу XVI ТН ВЭД ЕАЭС ((II ЧАСТИ (примечание 2 к данному разделу)) в общем, части, пригодные для использования исключительно или главным образом в конкретных машинах или аппаратах (включая машины и аппараты товарной позиции 8479 и 8543) или в группах машин или аппаратов той же товарной позиция, включаются в ту же товарную позицию, что и машины или аппараты, кроме исключений, указанных в пункте (1) выше. Однако для следующих частей выделены самостоятельные товарные позиции, в том числе: (И) Части устройств товарной позиции 8535, 8536 или 8537 (товарная позиция 8538).
Как верно указано судом, указанные выше правила не относятся к частям, которые сами образуют изделие, охваченное одной из товарных позиций данного раздела (кроме товарных позиций 8487 и 8548); они во всех случаях включаются в соответствующие товарные позиции, даже если они специально предназначены для работы в качестве части конкретной машины. В частности, это относится к: (13) Электрическая аппаратура для коммутации, защиты и т.п. электрических цепей (переключатели, плавкие предохранителя, соединительные коробки и пр.) (товарные позиции 8535 и 8536).
В силу пункта 128.1 Разъяснений о классификации в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза отдельных товаров, утвержденного Приказом ФТС России от 14.01.2019 N 28 "О классификации в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза отдельных товаров" (далее - Разъяснения), согласно которому в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, а именно: примечаниями 1 - 4 к разделу XVI ТН ВЭД ЕАЭС; примечанием 1 к группе 84 ТН ВЭД ЕАЭС; примечанием 1 к группе 85 ТН ВЭД ЕАЭС; ОПИ ТН ВЭД 3а), части машин и механизмов, предназначенные для использования исключительно или главным образом в конкретных машинах или устройствах (включая машины и устройства, классифицируемые в товарных позициях 8479 и 8543 ТН ВЭД ЕАЭС), классифицируются в тех же товарных позициях, что и машины и устройства, за исключением изделий, указанных в примечании 1 к разделу XVI ТН ВЭД ЕАЭС, и некоторых видов частей, которые классифицируются в специальных товарных позициях (8409, 8431, 8448, 8466, 8473, 8486, 8487, 8503 00, 8522, 8529, 8538 и 8548 ТН ВЭД ЕАЭС).
Вместе с тем, вышеуказанные правила не относятся к отдельно поставляемым "частям общего назначения", определенным примечанием 2 к разделу XV ТН ВЭД, а также к отдельно поставляемым частям, которые сами по себе являются товарами, классифицируемыми в одной из товарных позиций раздела XVI ТН ВЭД (кроме товарных позиций 8487 и 8548 ТН ВЭД). Данные части во всех случаях классифицируются в определенных товарных позициях, даже при условии, что эти части специально разработаны для использования в конкретных машинах и устройствах.
В частности, это распространяется на электрические устройства для переключения, защиты и т.п. электрических цепей (товарные позиции 8535, 8536 ТН ВЭД ЕАЭС) (пункт 128.2 Приказа).
Таким образом, суд верно посчитал, что в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС части машин могут классифицироваться в товарной позиции 8535, если они сами являются товарами (изделиями) данной товарной позиции.
Как следует из Пояснений к товарной позиции 8535 и к отсылаемой товарной позиции 8536 ТН ВЭД ЕАЭС, товарами данных товарных позиций являются машины (электрическая аппаратура), используемые обычно в системах распределения энергии, которая состоит, по существу, из устройств для замыкания или размыкания одной или более цепей, к которой они подсоединены, или для переключения от одной цепи на другую,
К такой аппаратуре, к примеру, относятся плавкие предохранители, автоматические выключатели, переключатели, разъединители, реле.
В материалы дела представлены заключения экспертов Союза "Новосибирская городская торгово-промышленная палата" от 29.08.2022 N 2148-02-00382, Экспертно-криминалистического таможенного управления г. Новосибирск Экспертно-криминалистической службы - регионального филиала Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления Федеральной таможенной службы от 18.01.2023 N 12408004/0026766, Экспертно-криминалистического таможенного управления г. Новосибирск Экспертно-криминалистической службы - регионального филиала Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления Федеральной таможенной службы от 16.03.2023 N 12408004/0001681
Также в ходе рассмотрения дела ООО "Симпэкс Плюс" представило заключение эксперта Союза "Новосибирская городская торгово-промышленная палата" от 25.07.2023 N 3148-02-00232 по идентификации товара (Мой арбитр 25.07.2023).
Оценив представленные в материалы дела доказательства, изучив доводы сторон, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что вакуумные дугогасительные камеры модели ТD-12/1000-20 (товар N 1, заявленный в ДТ N 10719120/180320/0003694, товар N 1, заявленный в ДТ N10719120/290520/0008096) выполняют функцию замыкания/размыкания, т.е. коммутации электрических цепей, составе полюса вакуумного выключателя. Не будучи в составе полюса вакуумного выключателя вакуумные дугогасительные камеры модели ТБ-12/1000-20 функцию замыкания/размыкания выполнить не способны. Вакуумные дугогасительные камеры ТD-12/1000-20, предназначенные для использования исключительно в составе выключателей вакуумных, коммутационным аппаратом не является, а является частью полюса вакуумного выключателя, при этом не идентифицируются в качестве прерывателей.
Согласно Пояснениям к товарной позиции 8535 ТН ВЭД ЕАЭС прерыватели предназначены для цепей высокого напряжения. Они обычно имеют сложную и жесткую конструкцию со специальными устройствами для гашения дуги, они могут иметь различное число контактов или иметь дистанционное управление посредством различных средств (например, рычагов сервомоторов). Эти прерыватели часто помещаются в закрытые камеры из металлического или изолирующего материала, заполненные изолирующей жидкостью (например, маслом) или газом, или в них создается вакуум.
Из представленных в материалы дела заключений экспертов, в том числе таможенных экспертов, следует, что вакуумные дугогасительные камеры модели ТD-12/1000-20 коммутационным аппаратом не являются, а являются частью полюса вакуумного выключателя.
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации таможенный орган доказательств в подтверждение своих доводов о том, что спорный товар является прерывателем, не представил.
Суд первой инстанции оценив собранные по делу доказательства в своей совокупности, согласился с доводом ООО "Симпэкс Плюс" о том, что ввезенный обществом товар - керамическая вакуумная дугогасительная камера является частью полюса вакуумного выключателя, в связи с чем спорный товар обоснованно отнесен ООО "Симпэкс Плюс" в подсубпозицию 8538 90 990 9 ТН ВЭД ЕАЭС. Иными словами вакуумная дугогасительная камера является частью устройств товарной позиции 8535 и не образует самостоятельное изделие, охваченное одной из товарных позиций раздела XVI ТН ВЭД ЕАЭС.
Таким образом, ООО "Симпэкс Плюс" правомерно классифицировал товар, ввезенный Обществом по ДТ N 10719120/180320/0003694 и N 10719120/290520/0008096 в подсубпозиции 8538 90 990 9 ТН ВЭД ЕАЭС с учетом вышеприведенных положений Пояснений ТН ВЭД и Правил ОПИ ТН ВЭД.
Исходя из изложенного, выводы суда первой инстанции о том, что решение по классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС от 30.01.2023 N РКТ-10718000-23/000002, NРКТ-10718000-23/000003 приняты таможенным органом с нарушением таможенного законодательства являются правильными, постановлены с учетом собранных по делу доказательств и норм материального права.
Довод таможенного органа о том, что части, которые сами образуют изделие, охваченное одной из товарных позиций данного раздела (кроме товарных позиций 8487 и 8548) во всех случаях включаются в соответствующие товарные позиции, даже если они специально предназначены для работы в качестве части конкретной машины, сделаны без учета предусмотренного и поименованного выше исключения, вакуумная дугогасительная камера является частью устройств товарной позиции 8535 и не образует самостоятельное изделие, охваченное одной из товарных позиций раздела XVI ТН ВЭД ЕАЭС.
Таким образом, доводы заявителя апелляционной жалобы не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права при рассмотрении настоящего спора.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что в рассматриваемом случае судом верно установлены обстоятельства, входящие в предмет судебного исследования по данному спору и имеющие существенное значение для его разрешения, доводы и доказательства, приведенные сторонами в обоснование своих требований и возражений, полно и всесторонне исследованы и оценены, выводы сделаны, исходя из конкретных обстоятельств, соответствуют установленным ими фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам, основаны на правильном применении норм права, регулирующих спорные отношения.
Оснований для отмены судебного акта по приведенным в апелляционной жалобе доводам не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права при принятии обжалуемого судебного акта, которые в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь его отмену, судом апелляционной инстанции не установлено, в связи с чем, решение по делу подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями судей, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Лица, участвующие в деле, могут получить информацию о движении дела в общедоступной базе данных "Картотека арбитражных дел" по электронному адресу: www.kad.arbitr.ru.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 18 октября 2023 года по делу N А10-2073/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.С. Подшивалова |
Судьи |
Е.А. Будаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А10-2073/2023
Истец: ООО Симпэкс Плюс
Ответчик: Бурятская таможня
Третье лицо: ООО Энергия Холдинг
Хронология рассмотрения дела:
05.11.2024 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-6194/2023
27.05.2024 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-1944/2024
08.02.2024 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-6194/2023
19.10.2023 Решение Арбитражного суда Республики Бурятия N А10-2073/2023