Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 6 июля 2021 г. N Ф04-3161/21 настоящее постановление оставлено без изменения
город Томск |
|
25 марта 2021 г. |
А27-23019/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 марта 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 марта 2021 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Стасюк Т.Е.,
судей Афанасьевой Е.В.,
Киреевой О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Воронецкой В.А., рассмотрел в судебном заседании апелляционные жалобы акционерного общества "Ваганово" (N 07АП-1508/2021) и Комитета по управлению государственным имуществом Кузбасса (N 07АП-1508/2021 (2)) на решение от 30.12.2020 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-23019/2020 по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сельскохозяйственное объединение "Заречье" (ОГРН 1054205018130, ИНН 4205080212, г. Кемерово) к Комитету по управлению государственным имуществом Кузбасса (ОГРН 1024200702569, ИНН 4200000478, г. Кемерово) о признании решений от 13.10.2020 N3-6-10/1095 и N4-2/1773 недействительными.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: общество с ограниченной ответственностью "Кемеровский областной кадастровый центр", г. Кемерово (ОГРН 1124205003592, ИНН 4205239260); Министерство сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Кузбасса, г. Кемерово (ОГРН 1074205000737, ИНН 4205121250) акционерное общество "Ваганово", Кемеровская область - Кузбасс, Промышленновский район, село Ваганово (ОГРН 1024202202452, ИНН: 4240002697).
В судебном заседании приняли участие:
от истца: Павленко Е.А. по определению от 15.02.2021; Черепанов М.В. по доверенности от 15.02.2021 N 7, паспорт,
от ответчика: Лещева Т.В. по доверенности от 24.03.2020 N 7-2-03/1446, удостоверение N 588,
СУД УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Сельскохозяйственное объединение "Заречье" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области к Комитету по управлению государственным имуществом Кузбасса (далее - КУГИ, Комитет) с заявлением о признании незаконными решений от 13.10.2020 N 3-6-10/1095 об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка с кадастровым номером 42:04:0000000:109 и N 4-2/1773 об отмене решения от 17.04.2020 N 4-2/603 о предварительном согласовании предоставления земельного участка с кадастровым номером 42:04:0000000:109.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 30.12.2020 исковые требования удовлетворены. Решения Комитета от 13.10.2020 N 3-6-10/1095 об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка с кадастровым номером N42:04:0000000:109 и N 4-2/1773 об отмене решения от 17.04.2020 N4-2/603 о предварительном согласовании предоставления земельного участка с кадастровым номером N42:04:0000000:109 признаны недействительными. С Комитета в пользу общества взыскано 6 000 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение иска.
Не согласившись с решением суда, Комитет и АО "Ваганово" обратились с апелляционными жалобами, в которых просят его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
В обоснование к отмене решения арбитражного суда апеллянты ссылаются на то, что в случае предоставления земельного участка по основанию, предусмотренному подпунктом 31 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, общество должно было обеспечить установление границ земельного участка до 30.04.2020, то есть до истечения срока действия договора от 22.11.2006; в связи с введением процедуры банкротства в отношении ООО "СХО "Заречье" указанное предприятие не является участником государственной программы Кемеровской области, данное обстоятельство послужило основанием для отказа комитетом обществу в предварительном согласовании предоставления земельного участка, то есть в комитет обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов; судом не устанавливался факт правомерности вынесения комитетом решения от 17.04.2020.
От истца в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации поступили отзывы, в которых он с доводами апелляционных жалоб не согласился, просил решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы изложенные в апелляционной жалобе, соглашаясь также с доводами жалобы третьего лица.
Представитель истца поддержал доводы, изложенные в отзывах на апелляционные жалобы.
Третьи лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание апелляционной инстанции своих представителей не направили. Арбитражный апелляционный суд считает возможным на основании статей 123, 156 (частей 1, 3), 266 (части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса.
Заслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционных жалоб и отзывов на них, проверив в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционная инстанция считает его не подлежащим отмене или изменению по следующим основаниям.
Согласно материалам дела, ООО "СХО "Заречье" является сельскохозяйственной организацией, плательщиком единого сельскохозяйственного налога в соответствии с п.4 ст. 346.1 Налогового кодекса Российской Федерации; ежеквартально сдает в Министерство сельского хозяйства по Кемеровской области бухгалтерскую отчетность агропромышленного комплекса.
Между обществом и комитетом был заключен договор аренды от 22.11.2006 N 04-0001/ю земельного участка с кадастровым номером 42:04:0000000:109, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, площадью 42 204 189,58 кв.м, расположенного по адресу: Кемеровская область, Кемеровский район, в 8 км по направлению на юг относительно ориентира г. Кемерово (далее - земельный участок 42:04:0000000:109).
Дополнительным соглашением N 4 от 27.04.2015 к указанному договору аренды, срок аренды земельного участка был продлен до 30.04.2020.
20.02.2020, т.е. в пределах срока действия договора аренды, обществом было подано заявление на предоставление земельного участка 42:04:0000000:109 без торгов. В заявлении в качестве основания указан подпункт 12 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации и ранее заключенный договор аренды от 22.11.2006 N 04-0001/ю.
Решением от 20.03.2020 N 4-6-03/21284 комитет отказал обществу в предоставлении земельного участка со ссылкой на п.24 ст.39.16 Земельного кодекса Российской Федерации в связи с несформированностью границ земельного участка.
27.03.2020 общество обратилось в КУГИ с заявлением от 26.03.2020 N 10-6/4231 о предварительном согласовании предоставления земельного участка 42:04:0000000:109 без проведения торгов по тем же основаниям.
17.04.2020 КУГИ решением N 4-2/603 предварительно согласовало предоставление обществу земельного участка 42:04:0000000:109 площадью 48 195 015 кв.м. Обществу было предложено обеспечить уточнение границ указанного земельного участка. Срок действия указанного решения составляет 2 года.
28.04.2020 в целях уточнения границ земельного участка ООО "СХО "Заречье" заключило с ООО "Кемеровский областной кадастровый центр" (далее - ООО "КОКЦ") договор подряда на проведение комплекса кадастровых работ по уточнению границ данного земельного участка на совершение действий, направленных на межевание земельного участка. По октябрь 2020 года ООО "СХО "Заречье" осуществляло действия направленные на уточнение границ земельного участка и их согласование с КУГИ.
В результате проведения работ по уточнению границ земельного участка 42:04:0000000:109 было установлено, что из указанного земельного участка в 2018 году КУГИ был выделен земельный участок с кадастровым номером 42:04:0337003:111 площадью 2 990 825,42 кв.м. При этом после выделения площадь исходного земельного участка 42:04:0000000:109 не была уменьшена.
Как следует из пояснений заявителя, общество о состоявшемся выделении земельного участка с кадастровым номером 42:04:0337003:111 площадью 2 990 825,42 кв.м. не знало, и продолжало использовать земельный участок 42:04:0000000:109 (в том числе участок 42:04:0337003:111) и уплачивать арендные платежи по фактически занимаемой площади, указанной в договоре аренды.
30.06.2020 общество обратилось в КУГИ с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов.
24.08.2020 между ООО "СХО "Заречье" и КУГИ был подписан договор аренды N 04-1362-ю/с на земельный участок с кадастровым N 42:04:0337003:111 без проведения торгов.
В результате кадастровых работ площадь земельного участка 42:04:0000000:109 была уменьшена на площадь выделенного земельного участка 42:04:0337003:111 и в настоящее время по данным Росреестра составляет 45 204 189,58 кв.м.
25.08.2020 после проведения работ по уточнению границ земельного участка с кадастровым N 42:04:0000000:109 (уточненная площадь составила 41 191 666 кв. м.) общество повторно обратилось в Комитет.
16.09.2020 Комитет отказал в согласовании границ, так как площадь указанного земельного участка отличается от площади указанной в решении о предварительном согласовании более чем на 10 %. При этом Комитет необоснованно сравнивал уточненную площадь с первоначальной площадью земельного участка 42:04:0000000:109 (до выделения участка 42:04:0337003:111).
08.10.2020 после проведения дополнительный работы по уточнению границ земельного участка с кадастровым N 42:04:0000000:109 (как пояснил представитель заявителя, были включены фактически неиспользуемые лога, березовые колки) уточненная площадь составила 41 915 756 кв. м.) После чего общество снова обратилось в КУГИ.
16.10.2020 КУГИ отказал в согласовании, так как площадь указанного земельного участка уменьшается на 3 228 434 кв.м. (45 204 189,58 кв.м. - 41 915 756 кв. м.), хотя фактически отклонение составило менее 10 % даже без учета выделения.
В этот же день 16.10.2020 Решением Комитета N 4-2/1805 предварительно согласовано предоставление земельного участка 42:04:0000000:109 АО "Ваганово".
21.10.2020 общество обратилось с письмом в КУГИ и Минсельхоз Кузбасса с просьбой повторно изучить представленные ООО "СХО" документы по уточнению границ земельного участка с кадастровым N 42:04:0000000:109 и в случае установления и (или) наличия земельных участков, которые не были включены кадастровыми инженерами ООО "КОКЦ" в состав земельного участка 42:04:0000000:109 их указать. И в случае если в состав земельного участка 42:04:0000000:109 нет возможности включить дополнительно земельные участки площадью 3 228 434 кв.м, заявитель просил согласовать местоположение границ данного участка площадью 41 915 756 кв. м.
22.10.2020 в адрес общества поступило решение КУГИ от 13.10.2020 N 3-6-10/1095 об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка 42:04:0000000:109 по заявлению от 26.03.2020 N10-6/4231.
28.10.2020 в адрес общества поступило решение КУГИ от 13.10.2020 N 4-2/1773, об отмене решения КУГИ от 17.04.2020 N 4-2/603 о предварительном согласовании предоставления земельного участка 42:04:0000000:109.
Посчитав нарушенными свои права и законные интересы, заявитель обратился в суд.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции принял по существу законный и обоснованный судебный акт, при этом выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм действующего законодательства Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из следующего.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, части 4 статьи 200, частям 2, 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для признания судом решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Отсутствие, а также недоказанность хотя бы одного из названных условий служит основанием для оставления заявления без удовлетворения.
При этом в силу требований части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации орган, должностное лицо должны доказать соответствие их решения, действия (бездействия) закону; обязанность по доказыванию нарушения оспариваемым решением, действием (бездействием) прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в суд за его оспариванием.
В силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель не освобожден от обязанности подтвердить нарушение своих прав и законных интересов оспариваемыми ненормативными правовыми актами, решениями, действиями (бездействием) государственных органов и их должностных лиц.
В соответствии со статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 указанной нормы закона предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке: 1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок; 2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении; 3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом 2О государственной регистрации недвижимости"; 4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка; 5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена; 6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка; 7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
Порядок предварительного согласования предоставления земельного участка установлен статьей 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации.
Пунктами 1 и 2 указанной статьи установлены требования к содержанию заявления и к документам, прилагаемым к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Согласно подпункту 1 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.
По общему правилу, установленному пунктом 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, которые проводятся в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 данной статьи.
В соответствии с подпунктом 31 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства, арендатору, в отношении которого у уполномоченного органа отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, при условии, что заявление о заключении нового договора аренды указанного земельного участка подано этим арендатором до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды такого земельного участка.
Данный способ предоставления земельного участка без торгов обусловлен наличием ранее заключенного договора аренды этого земельного участка; такое право законодатель предоставил арендаторам, надлежащим образом использующим земельный участок для ведения сельскохозяйственного производства; заявление о заключении нового договора аренды должно быть подано арендатором в соответствующий орган местного самоуправления до дня истечения срока действия ранее заключенного договора; возможность заключения договора аренды на новый срок распространяется не только на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, но и на все земельные участки, предназначенные для ведения сельскохозяйственного производства независимо от категории земель в соответствии с установленными видами разрешенного использования; в случае, если при использовании земельного участка были выявлены в рамках государственного земельного надзора нарушения, то они должны быть устранены к моменту обращения заявителя за заключением договора аренды земельного участка, соответствующая информация должна иметься у уполномоченных органов.
Учитывая, что в соответствии с подпунктом 31 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации предоставлено право на заключение нового договора аренды земельного участка (продление срока ранее заключенного договора) без торгов, опубликование извещения о предоставлении земельного участка в порядке статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации не требуется.
Правила составления заявления и перечень документов, которые заявителю необходимо приложить к нему, урегулированы статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации. Согласно пункту 5 данной статьи в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает соответствующие действия, предусмотренные названным пунктом.
Таким образом, арендатор земельного участка, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства, имеет право на заключение договора аренды на новый срок без проведения торгов в соответствии с условиями, закрепленными подпунктом 31 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации. В этом случае опубликования извещения, предусмотренного статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, о предоставлении земельного участка не требуется (пункт 2 Обзора судебной практики по делам, связанным с предоставлением земельных участков сельскохозяйственным организациям и крестьянским (фермерским) хозяйствам для ведения сельскохозяйственного производства, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2020).
Материалами настоящего дела подтверждено, что земельный участок с кадастровым номером 42:04:0000000:109 был предоставлен обществу, для сельскохозяйственного производства, площадью 42 204 189,58 кв.м, расположенного по адресу: Кемеровская область, Кемеровский район, в 8 км по направлению на юг относительно ориентира г. Кемерово.
Дополнительным соглашением N 4 от 27.04.2015 к указанному договору аренды, срок аренды земельного участка был продлен до 30.04.2020.
Таким образом заявитель имеет право на продление ранее заключенного без торгов договора аренды.
Доводы апеллянта, касающиеся несоответствия площади земельного участка, а также не установления его границ, как основание для отказа в предоставлении земельного участка заявителю без проведения торгов, суд апелляционной инстанции считает необоснованным, а поведение комитета, не соответствующим критериям добросовестного.
Так материалами дела подтверждено, и не оспаривается участвующими в деле лицами, что уменьшение площади изначально предоставленного в 2006 году заявителю земельного участка, произошло помимо воли арендатора, поскольку КУГИ изъял без ведома арендатора земельный участок площадью 0,70 га, а также в дальнейшем неверно определял соотношение изменения площади земельного участка, отказывая в предварительном согласовании земельного участка по этому основанию.
Указанные действия КУГИ также затруднили своевременное установление границ земельного участка, необходимое для предварительного согласования предоставления земельного участка.
Суд апелляционной инстанции обращает внимание на то, что заявитель со своей стороны выполнил условия, при которых земельный участок ему подлежал предоставлению, как сельскохозяйственному производителю с учетом специальных норм, без проведения торгов.
Доводы апеллянтом об обратном противоречат установленным в рамках данного дела обстоятельствам.
Поскольку, приведенные в апелляционной жалобе доводы не нашли правового обоснования и документального подтверждения, они не могут являться основанием к отмене судебного акта.
В соответствии с изложенным суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что арбитражным судом первой инстанции всесторонне и полно исследованы материалы дела, дана надлежащая правовая оценка всем доказательствам, правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применены нормы права, подлежащие применению.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемого решения арбитражного суда, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине относятся на подателей жалоб. Комитет от оплаты государственной пошлины освобожден.
Руководствуясь статьями 110, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кемеровской области от 30.12.2020 по делу N А27-23019/2020 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Председательствующий |
Т.Е. Стасюк |
Судьи |
Е.В. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-23019/2020
Истец: ООО "Сельскохозяйственное объединение "Заречье"
Ответчик: Комитет по управлению государственным имуществом Кузбасса
Третье лицо: АО "Ваганово", ООО "Кемеровский областной кадастровый центр"
Хронология рассмотрения дела:
06.07.2021 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-3161/2021
25.03.2021 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-1508/2021
20.01.2021 Решение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-23019/20
30.12.2020 Решение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-23019/20