Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 23 июля 2021 г. N Ф08-5669/21 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
29 марта 2021 г. |
дело N А32-28879/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 марта 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 марта 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Маштаковой Е.А.,
судей Новик В.Л., Яицкой С.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Курипко В.А.,
при участии:
от истца: представителя Шабашовой И.С. по доверенности от 18.12.2021,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727)
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.12.2020 по делу N А32-28879/2019
по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727)
к обществу с ограниченной ответственностью "РН-Морской терминал Туапсе" (ОГРН 1052313098750, ИНН 2365004417)
о взыскании задолженности и процентов,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", истец) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "РН-Морской терминал Туапсе" (далее - ООО "РН-Морской терминал Туапсе", ответчик) о взыскании 95495,04 руб. платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования промежуточных станций, 6248,56 руб. процентов за период с 24.09.2018 по 06.06.2019 и с 07.06.2019 по день фактической оплаты денежных средств, а также 4052 руб. расходов по уплате госпошлины.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 27.12.2020 в иске отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ОАО "РЖД" обжаловало его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда, исковые требования удовлетворить, ссылаясь на то, что вагоны с грузом, следующие в адрес ответчика, были отставлены от движения по причинам от него зависящим - невыполнение грузополучателем, владельцем железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов. Нарушение срока доставки подтверждается представленными в материалы дела дорожными ведомостями:
N ЭЬ374535, где указан нормативный срок доставки - 08.09.2018 и фактический прибытия на станцию назначения - 30.09.2018, N ЭЫ60764 нормативный срок доставки - 03.09.2018, фактический - 30.09.2018, N ЭЬ244788 нормативный срок доставки - 06.09.2018, фактический - 30.09.2018. В материалы дела представлены акты общей формы от 30.08.2018 N 431 на начало простоя, от 09.09.2018 N 452 на окончание простоя, от 30.09.2018 N9/3042 на начисление платы, извещения ответчика как грузополучателя о задержке и отправлении поездов 30.08.2018 N1293 поезд 6394-559-5331 (задержан в 2 час. 20 мин.), от 09.09.2018 N 1382 (поезд отправлен в 16 час. 45 мин.), удостоверяющие факт задержки вагонов на станции Правая Волга КБШ; акты общей формы от 31.08.2018 N 2/1455 на начало простоя, от 07.09.2018 N2/1516 на окончание простоя, от 30.09.2018 N9/3026 на начисление платы, извещения ответчика как грузополучателя о задержке и отправлении поездов от 31.08.2018 N 1305 (поезд 6356-015-5331 задержан в 14 час. 02 мин.), от 07.09.2018 N 1357 (поезд отправлен в 08 час. 04 мин.), удостоверяющие факт задержки вагонов на станции Инза КБШ; акты общей формы от 05.09.2018 N 50/85 на начало простоя, от 24.09.2018 N 50/87 на окончание простоя, от 30.09.2018 N 9/3022, 9/3023, 9/3024, 9/3025 на начисление платы, извещения ответчика как грузополучателя о задержке и отправлении поездов от 05.09.2018 N 1370 (поезд 6394-561-5331 задержан в 16 час.302 мин.), от 24.09.2018 N 1454 (поезд отправлен в 22 час. 40 мин.), удостоверяющие факт задержки вагонов на станции Кулатка ПРВ. На момент бросания поезда по станции Правая Волга КБШ (30.08.2018 в 2 час. 20 мин.) согласно ведомостям подачи и уборки вагонов и памяток приемосдатчика ответчиком нарушались технологические нормы по выгрузке: памятки приемосдатчика от 30.08.2018 г. N 18542 и N18554 выгрузка 25 вагонов нефти осуществлялась в течение 8-30 час. (с 00-40 час. до 9-10 час.) при норме 2-00 час; памятки приемосдатчика от 30.08.2018 г. N 18540 и N18555 выгрузка 30 вагонов нефти осуществлялась в течение 8-30 час. (с 00-10 час. до 8-40 час.) при норме 2-00 час; памятки приемосдатчика от 30.08.2018 г. N 18541 и N18553 выгрузка 28 вагонов бензина осуществлялась в течение 4-00 час (с 02-00 час. до 10-50 час.) при норме 2-00 час. Кроме этого, ОАО "РЖД" составлены акты общей формы от 09.09.2018 N5/6525 и N5/6525 по факту отказа ответчика от приема вагонов с грузом. Из ведомостей подачи и уборки вагонов следует, что вагоны выгружались ответчиком в сроки, превышающие технологические нормы по грузовым операциям, установленные пунктом 11 договора. Довод ответчика о том, что нарушение сроков уборки вагонов приводит к нарушению срока оборота вагонов, противоречит пункту 2.1 Порядка разработки и определения технологических сроков оборота вагонов, а также технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов (утвержден приказом МПС от 29.09.2003 N 67), которым определены виды конкретных операций с вагонами. При анализе этих элементов операций с вагонами видно, что в их перечень уборка вагонов с выставочного пути на пути станции в срок оборота вагонов не включена.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "РН-Морской терминал Туапсе" указало на законность и обоснованность принятого арбитражным судом первой инстанции решения, просило в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
От ООО "РН-Морской терминал Туапсе" поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность решения суда проверены судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 08.06.2015 между истцом (перевозчик) и ответчиком (грузополучатель) заключен договор N 10/7т на подачу и уборку вагонов на железнодорожный путь необщего пользования ООО "РН-Морской терминал Туапсе" при станции Туапсе-Сортировочная Северо-Кавказской железной дороги.
В соответствии с пунктом 1 договора N 10/7т от 08.06.2015 истец осуществляет подачу ответчику на железнодорожный путь необщего пользования вагонов, прибывающих в адрес ответчика под выгрузку и погрузку, и их уборку с пути необщего пользования после выгрузки и погрузки.
Пунктом 2 договора установлено, что границей ж/д пути необщего пользования N 1-6 являются въездные ворота ООО "РН-Морской терминал Туапсе".
Согласно пункту 7 договора количество вагонов (группа вагонов), одновременно подаваемых на железнодорожный путь необщего пользования:
N 1 и N 2 для одновременного начала грузовых операций не должно превышать на каждый путь 24-осных вагона, весом не более 1920 т.;
NN 3,4,5,6 для одновременного начала грузовых операций не должно превышать на каждый путь 30 четырехосных вагона, весом не более 2400 т.
Вагоны подаются перевозчиком на места погрузки-выгрузки с подборкой в соответствии с установленной специализацией путей и эстакад.
Согласно пункту 9 договора пользователь письменно уведомляет перевозчика о готовности вагонов к уборке. Готовые к уборке вагоны убираются перевозчиком в течение 4 часов, с момента получения уведомления о готовности вагонов к уборке.
Технологические нормы на погрузку, выгрузку вагонов стороны согласовали в пункте 11 договора. Также в данном пункте стороны согласовали номера эстакад и путей необщего пользования, на которые подлежали подаче вагоны с конкретным грузом и вместимость путей.
Как указал истец, в августе-сентябре 2018 г. в адрес ответчика - грузополучателя на станцию назначения Туапсе-Сортировочная следовали вагоны с грузом, которые были задержаны в пути следования на промежуточных станциях в связи с нарушением ответчиком - грузополучателем установленного договором технологического срока оборота ранее прибывших вагонов, несвоевременной их выгрузкой и по этим причинам занятостью пути (пункт 12 Договора N 10/7т).
5 сентября 2018 г. на железнодорожной станции Кулатка Приволжской железной дороги в пути следования отставлен от движения по причине, зависящей от владельца пути небщего пользования (нарушение технологических сроков оборота вагонов на путях необщего пользования, нарушение технологических норм выгрузки), и 24 сентября 2018 г. отправлен на станцию назначения поезд с индексом 5346-946-5334 с вагонами, адресованными ООО "РН - Морской терминал Туапсе".
30 августа 2018 г. на железнодорожной станции Правая Волга Куйбышевской железной дороги в пути следования отставлен от движения по причине, зависящей от владельца пути небщего пользования (нарушение технологических сроков оборота вагонов на путях необщего пользования, нарушение технологических норм выгрузки), и 9 сентября 2018 г. отправлен на станцию назначения поезд с индексом 5346-946-5334 с вагонами, адресованными ООО "РН-Морской терминал Туапсе".
31 августа 2018 г. на железнодорожной станции Инза Куйбышевской железной дороги в пути следования отставлен от движения по причине, зависящей от владельца пути небщего пользования (нарушение технологических сроков оборота вагонов на путях необщего пользования, нарушение технологических норм выгрузки), и 7 сентября 2018 г. отправлен на станцию назначения поезд с индексом 5346-946-5334 с вагонами, адресованными ООО "РН-Морской терминал Туапсе".
По прибытии поезда на станцию назначения Туапсе-Сортировочная в соответствии с пунктом 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания ж.д. путей необщего пользования составлены акты общей формы о задержке поезда на промежуточной станции по причине, зависящей от владельца. О задержке и отправлении поезда перевозчиком в адрес грузополучателя, владельца были направлены уведомления N 1293, 1305, 1454 от 30.08.2018, N 1357, 1382, 1370 от 07.09.2018.
За нахождение на пути общего пользования железнодорожного подвижного состава по причинам, зависящим от ответчика, истец начислил плату в общем размере 95495,04 руб.
На претензию истца N 18/405 о необходимости внесения платы ответчик в письме от 25.18.2018 N ОВ-8001 сообщил об отказе по причине недоказанности нахождения вагонов на путях общего пользования по причинам, зависящим от грузополучателя.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с настоящим исковым заявлением.
В соответствии с пунктом 2 статьи 784 Гражданского кодекса Российской Федерации общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если названным Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.
Согласно пункту 2 статьи 793 данного Кодекса в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
В силу части 11 статьи 39 УЖТ РФ за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава (далее - плата за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе) в течение всего времени ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров; нахождения вагонов под таможенными операциями, в том числе при выполнении работ по инициативе или указанию таможенных или иных органов государственного контроля (надзора), свыше сроков, установленных для выполнения указанных операций правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом; задержки вагонов, контейнеров под погрузкой, выгрузкой свыше технологического времени, установленного договорами для выполнения указанных операций.
Если в указанных в части 11 данной статьи случаях вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожного пути необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением.
Если перевозчик является одновременно владельцем инфраструктуры, плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава вносится грузоотправителем (отправителем), грузополучателем (получателем), владельцем железнодорожных путей необщего пользования непосредственно владельцу инфраструктуры как перевозчику (часть 12 статьи 39 УЖТ РФ.
На основании части 17 указанной статьи размеры платы за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе, платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава (с учетом затрат и расходов перевозчика, связанных с таким нахождением), платы за предоставление железнодорожных путей вне перевозочного процесса определяются в тарифном руководстве.
Согласно пункту 1.6 приказа Федеральной службы по тарифам от 29.04.2015 N 127-т/1 "Об утверждении платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правил ее применения (Тарифное руководство)" время, за которое взимается плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава, контейнеров определяется в соответствии с положениями статьи 39 Устава железнодорожного транспорта по данным актов общей формы или в соответствии с условиями, определенными по соглашению сторон.
В соответствии с частью 19 статьи 39 УЖТ РФ для удостоверения факта нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования оформляется акт общей формы.
В силу статьи 119 УЖТ РФ обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами. Порядок оформления задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, а также в ожидании их подачи или приема на железнодорожной станции назначения устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
На основании пункта 4.6 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утв. приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 26, при задержке вагонов, независимо от их принадлежности, на железнодорожной станции в ожидании подачи их на железнодорожный путь необщего пользования под выгрузку, перегрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, а также при задержке подачи порожних вагонов в соответствии с принятой заявкой на перевозку грузов по причинам, зависящим от грузоотправителя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, на каждый случай задержки составляется акт общей формы в порядке, установленном правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, с заключением в него всех вагонов, находящихся на железнодорожной станции в момент задержки, готовых к подаче на эти железнодорожные пути необщего пользования. Фактом задержки считается невозможность подачи перевозчиком вагонов в срок, установленный договором или правилами перевозок грузов. На основании акта общей формы перевозчик определяет время задержки вагонов на железнодорожных путях общего пользования для начисления платы за пользование вагонами.
Согласно пункту 3.1 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 45 (далее - Правила N 45), факт задержки вагонов на станции назначения в ожидании подачи их под выгрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования, удостоверяется актом общей формы.
При несогласии с содержанием акта общей формы перевозчик или грузополучатель вправе изложить свое мнение. В этом случае необходимо в акте общей формы напротив подписи указать: "С разногласиями" или "С возражением" (пункту 3.2.4 Правил N 45).
Имеющиеся разногласия или возражения должны быть направлены перевозчику в день составления акта общей формы, либо не позднее следующих суток со дня составления акта общей формы.
Таким образом, выяснение причин нахождения вагонов на путях общего пользования и возможность взыскания за это платы с грузополучателя входит в предмет доказывания правомерности требований дороги. Следовательно, истец (ОАО "РЖД") должен доказать факт невозможности принятия вагонов на пути необщего пользования по вине ответчика - ООО "РН-Морской терминал Туапсе".
В судебной практике сформирован правовой подход, согласно которому сам по себе акт общей формы не является достаточным доказательством, подтверждающим простой вагонов на путях общего пользования по вине пользователя; железная дорога обязана представить доказательства, достоверно подтверждающие то обстоятельство, что в заявленный период простой вагонов на путях общего пользования происходил по вине ответчика.
Отсутствие в материалах дела доказательств нарушения ответчиком технологического времени выгрузки ответчиком вагонов на своих путях препятствует удовлетворению исковых требований.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в постановлениях от 25.01.2018 по делу N 32-39129/2016, от 08.02.2018 по делу N А32-35295/2016, от 06.02.2018 по делу N А32-6098/2017 сформулировал правовую позицию о том, что нарушение технологических норм выгрузки вагонов должно быть подтверждено в первую очередь первичными документами - памятками приемосдатчика на подачу и уборку вагонов и ведомостями подачи и уборки вагонов.
Согласно транспортной железнодорожной накладной N ЭЬ244788 в августе 2018 года ОАО "РЖД" приняло к перевозке груз - бензин от грузоотправителя АО "РН-Транс" с целью доставки грузополучателю ООО "РН-Морской терминал Туапсе" со станции отправления Новокуйбышевская Кбж.ж.д.
Погрузка назначена на 27.08.2018, срок доставки истекал 05 сентября 2018 г.
Груз мазут топочный по дорожной ведомости N ЭЬ244788 прибыл на станцию Туапсе-Сортировочная 30.09.2018 с нарушенным сроком доставки.
Согласно дислокации вагонов-цистерн в пути следования, отгруженных по транспортной железнодорожной накладной ЭЬ244788 (из базы данных ГВЦ ОАО "РЖД"), предоставленных обществу грузоотправителем ООО "РН-Транс", вагоны задерживались на промежуточных станциях Северо-Кавказской железной дороги (СКВ).
Так, вагоны, отправленные по транспортной жд накладной ЭЬ244788 с грузом мазут топочный фактически были брошены на промежуточной станции Правая Волга 29.08.2018 с 03 час. 14 мин.
Основанием для отставления вагонов в пути следования на станции Правая Волга явилось обращение о необходимости задержки вагонов в пути следования N 5609 от 29 августа 2018 г. в 11,25 час.
Основанием указанного обращения явился акт общей формы N 1071 от 29.08.2018; открыт в 10:30 час. по причине нарушения технологических норм переработки вагонов на ПНП, что подтверждается АОФ от 29.08.2018 N 5/6253 и памяткой приемосдатчика N 18513 от 29.08.2018.
В свою очередь, АОФ N 5/6253 открыт 29.08.2018 в 02.20 по причине ожидания подачи вагонов на ж.д. 2 путь необщего пользования. Причина задержки вагонов - занятость фронта.
Согласно памятке приемосдатчика N 18513 вагоны были поставлены под выгрузку на 2 путь необщего пользования в 02-20 час.
Таким образом, у ОАО "РЖД" отсутствуют основания для взыскания платы с ответчика, поскольку вагоны, брошенные в пути следования, были с грузом бензин газовый, а первичные документы, на основании которых они были брошены, содержат только занятость 2 пути необщего пользования. Согласно пункту 11 договора 10/7 на 2 пути необщего пользования выгружается только мазут. Бензин по технологическим особенностям на 2 путь никак не может выгружаться.
Доводы истца о том, что обществом были нарушены технологически нормы выгрузки в отношении иного рода грузов - нефти, бензина - несостоятельны, поскольку в соответствии с пунктом 1 договора 10/7т осуществляется подача, расстановка на места погрузки, выгрузки и уборка вагонов с железнодорожного пути необщего пользования примыкающего:
-путь N 1 является продолжением пути N 7 парка "Г" станции Туапсе-Сортировочная;
-путь N 3 является продолжением пути N 8 и N 9 парка "Г" станции Туапсе-Сортировочная;
-путь N 6 является продолжением пути N 10 парка "Г" станции Туапсе-Сортировочная".
Пункт 11 Договора 10/7т предусматривает места выгрузки грузов:
Эстакада N 1, пути N 1 и N 2 - мазут топочный;
Эстакада N 2, пути N 3 и N 4- дизельное топливо, нефть;
Эстакада N 3, пути N 5 и N 6 - бензины, дизельное топливо.
Следовательно, вагоны с грузом бензин будут направлены на 10 путь парка "Г" для последующей подачи на 5 и 6 пути необщего пользования. Никакой иной вид нефтепродукта, кроме бензина, не может быть подан на указанные пути.
Общество провело анализ выгрузки мазута топочного в период с 01.09.2018 (дата, когда вагоны встали на станции Кулатка) по 04.09.2018 (дата, когда было оформлено бросание вагонов). Из анализа выгрузки по памятке приемосдатчика N 18547, на основании которой вагоны были брошены, следует, что выгрузка была окончена 29.08.2918 в 06-50 час. Вагоны были убраны 30.08.2018 в 03-10 час. Задержка уборки порожних вагонов допущена перевозчиком на 14 часов.
Учитывая, что обращение было подано 29.08.2018 в 11-25 час, а выгрузка окончена 29.08.2018 в 06-50, основания для бросания вагонов на станции Правая Волга отсутствовали. Более того, ОАО "РЖД" была задержана уборка порожних вагонов на 14 часов и вагоны были брошены именно в момент задержки уборки вагонов не по вине общества, а вследствие действий истца.
Согласно транспортной железнодорожной накладной N ЭЬ160764 в августе 2018 года ОАО "РЖД" приняло к перевозке груз - мазут от грузоотправителя АО "РН-Транс" с целью доставки грузополучателю ООО "РН-Морской терминал Туапсе" со станции отправления Кашпир.
Погрузка назначена на 25.08.2018, срок доставки истекал 03 сентября 2018 г.
Груз - бензин газовый - по дорожной ведомости N ЭЬ160764 прибыл на станцию Туапсе-Сортировочная 30.09.2018 с нарушенным сроком доставки.
Согласно данных дислокации вагонов-цистерн в пути следования, отгруженных по транспортной железнодорожной накладной ЭЬ160764 (из базы данных ГВЦ ОАО "РЖД"), вагоны задерживались на промежуточных станциях Северо-Кавказской железной дороги (СКВ).
Так, вагоны, отправленные по транспортной жд накладной ЭЬ160764 с грузом бензин были брошены на промежуточной станции Инза 27.08.2018 в 18 час. 54 мин.
Основанием для отставления вагонов в пути следования на станции Инза явилось обращение о необходимости задержки вагонов в пути следования N 5607 от 29 августа 2018 г. в 11:14 час.
Основанием указанного обращения явился акт общей формы N 1070 от 29.08.2018; открыт в 10:30 час. по причине нарушения технологических норм переработки вагонов на ПНП, что подтверждается АОФ за датой 29.08.2018 N 5/6258 и памяткой приемосдатчика N 18515 от 29.08.2018.
В свою очередь, АОФ N 5/6258, открыт 29.08.2018 в 05.35 по причине ожидания подачи вагонов на ж.д. 3 путь необщего пользования. Причина задержки вагонов - занятость фронта.
Согласно памятке приемосдатчика N 18515 вагоны выгружались по 3 пути необщего пользования 29.08.2018 с 04-20 по 08-50. Вагоны были убраны в 21-40 29.08.2018.
Таким образом, у ОАО "РЖД" отсутствуют основания для взыскания платы с ответчика, поскольку вагоны, брошенные в пути следования, были с грузом - бензин газовый, а первичные документы, на основании которых они были брошены, содержат только занятость 3 пути необщего пользования. Согласно пункту 11 договора 10/7 на 3 пути необщего пользования выгружаются только дизельное топливо и в резерве нефть. Бензин по технологическим особенностям на 3 путь никак не может выгружаться. Вагоны с грузом бензин будут направлены на 10 путь Парка "Г" для последующей подачи на 5 и 6 пути необщего пользования. Никакой иной вид нефтепродукта, кроме мазута не может быть подан на указанные пути.
В то же время, если анализировать выгрузку по памятке приемосдатчика N 18515, на основании которой вагоны были брошены, то выгрузка по 3 ПНП окончена 29.08.2918 в 08-50 час., вагоны были убраны 29.08.2018 в 21-40 час. Задержка уборки порожних вагонов допущена перевозчиком на 10 часов.
Учитывая, что обращение было подано 29.08.2018 в 11-25 час, а выгрузка окончена 29.08.2018 в 08-50 час, основания для бросания вагонов на станции Инза отсутствовали. Более того, ОАО "РЖД" была задержана уборка порожних вагонов на 10 часов и вагоны были брошены именно в момент задержки уборки вагонов (в течение 10 часов) не по вине общества, а вследствие действий истца.
Согласно дислокации вагоны прибыли на станцию Кулатка 01.09.2018, а бросание оформили 04.09.2018. Документальное обоснование причин нахождения (простоя) вагонов с 01.09.2018 по 04.09.2018 на станции бросания без оформления документов ОАО "РЖД" не предоставило.
Согласно транспортной железнодорожной накладной N ЭЬ374535 в августе 2018 года ОАО "РЖД" приняло к перевозке груз - мазут от грузоотправителя АО "РН-Транс" с целью доставки грузополучателю ООО "РН-Морской терминал Туапсе" со станции отправления Новокуйбышевская Кбж.ж.д.
Погрузка назначена на 30.08.2018 г., срок доставки истекал 08 сентября 2018 г.
Груз мазут топочный по дорожной ведомости N ЭЬ374535 прибыл на станцию Туапсе-Сортировочная 30.09.2018 г. с нарушенным сроком доставки.
Согласно данным дислокации вагонов-цистерн в пути следования, отгруженных по транспортной железнодорожной накладной ЭЬ374535 (из базы данных ГВЦ ОАО "РЖД"), вагоны задерживались на промежуточных станциях Северо-Кавказской железной дороги (СКВ).
Так, вагоны, отправленные по транспортной жд накладной ЭЬ374535 с грузом мазут топочный были брошены на промежуточной станции Кулатка 01.09.2018 с 14 час. 59 мин.
Основанием для отставления вагонов в пути следования на станции Кулатка явилось обращение о необходимости задержки вагонов в пути следования N 5782 от 04 сентября 2018 г. (далее Обращение N 5782) в 17,54 час.
Основанием указанного обращения явился акт общей формы N 1101 от 04.09.2018 г. открыт в 17:54 час. по причине нарушения технологических норм переработки вагонов на ПНП, что подтверждается АОФ за датой 04.09.2018 N 5/6371, 5/6372 и памяткой приемосдатчика N 18716 от 04.09.2018.
В свою очередь, АОФ N 5/6372 и 5/6371, открыт 04.09.2018 в 15.00 в отношении нефтепродукта нефть сырая по причине ожидания подачи вагонов на ж.д. 3 путь необщего пользования. Причина задержки вагонов- занятость фронта.
Согласно памятке приемосдатчика N 18716 вагоны с грузом нефть были выгружены по 3 пути 04.09.2018 с 02-10 по 08-50 час. вагоны убраны в 10-50.
Таки образом, у ОАО "РЖД" отсутствуют основания взыскивать плату с ответчика, поскольку вагоны, брошенные в пути следования, были с грузом мазут топочный, а первичные документы, на основании которых они были брошены, содержат только занятость 3 пути необщего пользования. Согласно пункту 11 договора 10/7 на 3 пути необщего пользования выгружаются только дизельное топливо и в резерве нефть. Мазут по технологическим особенностям на 3 путь никак не может выгружаться, поскольку выгружается по 1 и 2 пути.
Обращение было подано 04.09.2018 в 17-54, а выгрузка по памятке приемосдатчика, которая послужила основанием для бросания, было окончена в 08-50 час.
Согласно дислокации вагоны прибыли на станцию Кулатка 01.09.2018, а бросание оформили 04.09.2018.
В материалы дела обществом представлен анализ выгрузки мазута топочного в период с 01.09.2018 (дата, когда вагоны встали на станции Кулатка) по 04.09.2018 (дата когда было оформлено бросание вагонов), из которого следует, что:
В отношении занятости 1 пути в деле имеется памятка приемосдатчика N 18615 от 01.09.2018 с 00.10 по 04.40 (в течение 4 часов с соблюдением технологических норм) уборка вагонов в 06.20 часов. Далее 1 путь стоял свободный в течение 10 часов.
Согласно памятке приемосдатчика от 01.09.2018 с 16.10 по 20.40 (в течение 4 часов с соблюдением технологических норм с учетом приемосдаточных операций) уборка вагонов 02.09.2018 в 04.30 ч. Задержка уборки вагонов на 5 час.
Согласно памятке приемосдатчика N 18647 от 02.09.2018 с 05.50 по 10.00 (в течение 4 часов с соблюдением технологических норм с учетом приемосдаточных операций) уборка вагонов в 20.50 ч. Задержка уборки вагонов на 11 час. Далее 1 путь стоял свободный в течение 12 часов.
Согласно памятке приемосдатчика N 18677 от 03.09.2018 с 09.30 по 13.50 (в течение 4 часов с соблюдением технологических норм с учетом приемосдаточных операций). Уборка вагонов в 17-40. Задержка уборки вагонов на 1 час. Далее 1 путь стоял свободный в течение 12 часов.
Согласно памятке приемосдатчика N 18721 от 04.09.2018 с 05.50 по 10.20 (в течение 4 часов с соблюдением технологических норм с учетом приемосдаточных операций). Уборка вагонов в 14-20. Задержка уборки вагонов на 1 час.
Согласно памятке приемосдатчика N 18731 от 04.09.2018 с 14.50 по 19.10 (в течение 4 часов с соблюдением технологических норм с учетом приемосдаточных операций). Уборка вагонов в 22-10.
Согласно памятке приемосдатчика N 18740 от 04.09.2018 с 23.30 по 04.00 (в течение 4 часов с соблюдением технологических норм с учетом приемосдаточных операций). Уборка вагонов в 04-50.
В отношении занятости 2 пути:
Согласно памятке приемосдатчика N 18630 от 01.09.2018 с 12.50 по 17.20 (в течение 4 часов с соблюдением технологических норм) уборка вагонов в 17.50 часов.
Согласно памятке приемосдатчика N 18643 от 01.09.2018 с 18.50 по 22.50 (в течение 4 часов с соблюдением технологических норм) уборка вагонов 02.09.2018 в 03.20 часов. Задержка уборки вагонов на 1,30 час.
Согласно памятке приемосдатчика N 18659 от 02.09.2018 с 04.20 по 08.50 (в течение 4 часов с соблюдением технологических норм с учетом приемосдаточных операций) уборка вагонов в 14.50 ч. Задержка уборки вагонов на 3 час. Далее 2 путь стоял свободный в течение 20 часов.
Согласно памятке приемосдатчика N 18688 от 03.09.2018 с 10.20 по 14.20 (в течение 4 часов с соблюдением технологических норм). Уборка вагонов в 16-10. Задержка уборки вагонов на 1 час.
Согласно памятке приемосдатчика N 18708 от 03.09.2018 с 17.40 по 21.40 (в течение 4 часов с соблюдением технологических норм). Уборка вагонов в 03-20. Задержка уборки вагонов на 3 час.
Согласно памятке приемосдатчика N 18723 от 04.09.2018 с 04.50 по 09.20 (в течение 4 часов с соблюдением технологических норм с учетом приемосдаточных операций). Уборка вагонов в 14-50. Далее 2 путь стоял свободный в течение 10 часов.
Согласно памятке приемосдатчика N 18741 от 05.09.2018 с 01.10 по 05.30 (в течение 4 часов с соблюдением технологических норм с учетом приемосдаточных операций). Уборка вагонов в 06-30.
Как видно из выгрузок по 1 и 2 пути, ОАО "РЖД" систематически задерживало уборку порожних вагонов, более того, в течение длительных промежутков времени не подавало вагоны на свободные пути, в то время, когда общество было готово их принять.
Согласно пункту 16.8 договора в случае невозможности выгрузки вагонов по причинам, зависящим от общества, общество обязано было в письменной форме уведомить об этом перевозчика.
В спорный период общество не давало отказов от приема вагонов, которые были отставлены перевозчиком на промежуточных станциях, в противном случае железная дорога обязана была предоставить эти отказы в материалы дела. В то же время из телеграмм ОАО "РЖД" от 28 августа 2018 г. следует, что с 28 по 30 августа 2018 г. перевозчик вводил ограничения на погрузку грузов по разным причинам и причины эти от общества не зависели.
В этом случае на ответчика не может быть возложена обязанность по внесению истцу платы за нахождение вагонов на железнодорожных путях общего пользования, когда простой вагонов на путях общего пользования был вызван действиями (бездействием) самого ОАО "РЖД", третьих лиц или объективными причинами (применительно к рассматриваемому спору - погодными условиями).
Таким образом, в спорный период истец не доказал, что вагоны, находясь в пути следования, простаивали на промежуточной железнодорожных станциях по причинам, зависящим от общества, а также то, что вагоны следовали с нарушением срока доставки по причинам, зависящим от общества, и что задержка вагонов на промежуточных железнодорожных станциях является следствием действий, за которые отвечает ответчик.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к верному выводу о необоснованности заявленных требований.
Требования истца о взыскании с ответчика процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных на отыскиваемую сумму задолженности в порядке положений статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, носят дополнительный (акцессорный) характер, поэтому отказ в удовлетворении требования истца о взыскании задолженности влечет отказ в удовлетворении и требования о начислении процентов на сумму задолженности.
В силу вышеизложенного основания для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
Поскольку при подаче апелляционной жалобы ответчиком не уплачена государственная пошлина в установленном размере, то на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с него надлежит взыскать в доход федерального бюджета 3000 руб.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.12.2020 по делу N А32-28879/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727) в доход федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 3000 руб.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Маштакова |
Судьи |
В.Л. Новик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-28879/2019
Истец: ОАО "РЖД" в лице филиала Северо-Кавказская железная дорога, ОАО "Российские железные дороги"
Ответчик: ООО РН-Морской терминал Туапсе
Хронология рассмотрения дела:
23.07.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-5669/2021
29.03.2021 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-2804/2021
27.12.2020 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-28879/19
23.10.2019 Определение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-28879/19