Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30 июня 2021 г. N Ф08-6103/21 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
29 марта 2021 г. |
дело N А32-40243/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 марта 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 марта 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филимоновой С.С.,
судей Пименова С.В., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Рымарь Р.В.,
при участии:
от ГУ - ТФОМС Краснодарского края: Александрова Л.В., доверенность от 25.12.2020, диплом от 01.06.2006, паспорт;
от ГБУЗ "ГЦРБ" МЗ КК: представитель Акулов А.В., доверенность от 11.01.2021, диплом от 28.02.2007, паспорт;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Краснодарского края
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 18.12.2020 по делу N А32-40243/2020
по заявлению Государственного учреждения Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Краснодарского края
к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Гулькевичская центральная районная больница" Министерства здравоохранения Краснодарского края о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Краснодарского края (далее - заявитель, Фонд, ГУ - ТФОМС Краснодарского края) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Гулькевичская центральная районная больница" Министерства здравоохранения Краснодарского края (далее - учреждение, ГБУЗ "ГЦРБ" МЗ КК) о возмещении остатка средств ОМС, использованных не по целевому назначению, в размере 699 410,27 руб., штрафа в размере 317 441,03 руб. и пени в размере 192 372,63 руб., а также пени за период с 04.12.2020 по день фактической оплаты долга, исчисленную в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления требования, от суммы нецелевого использования средств ОМС за каждый день просрочки (требования, уточненные в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 18.12.2020 заявленные требования частично удовлетворены. Суд взыскал с Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Гулькевичская центральная районная больница" министерства здравоохранения Краснодарского края в бюджет Территориального фонда обязательного медицинского страхования средства нецелевого использования в сумме 699 410, 27 руб., пени в размере 192 372,63 руб., штраф в размере 31 744,10 руб. С Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Гулькевичская центральная районная больница" министерства здравоохранения Краснодарского края в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в размере 21 470,54 руб.
Определением от 11 марта 2021 года Арбитражный суд Краснодарского внес исправления в резолютивную часть решения от 08.12.2020, а именно, вместо слов: "... пени в размере 192 372,63 руб. _" читать "... пени в размере 192 372,63 руб., а также пени за период с 04.12.2020 по день фактической оплаты долга, исчисленную в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления требования, от суммы нецелевого использования средств ОМС за каждый день просрочки". В остальной части резолютивная часть решения от 08.12.2020 оставлена без изменения.
Определением от 11 марта 2021 года Арбитражный суд Краснодарского внес исправления в вводную часть судебного акта и в резолютивную часть полного текста решения суда.
Не согласившись с принятым судебным актом, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Краснодарского края обжаловал его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе Фонд просит отменить решение суда в части уменьшения выплаты размера штрафа и установить, что пеня должна быть выплачена по день фактической уплаты долга, исчисленная в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от суммы нецелевого использования средств ОМС за каждый день просрочки. Апеллянт полагает, что размер штрафа 317 441,03 руб. соразмерим с последствиями нарушения, допущенного ГБУЗ "ГЦРБ" МЗ КК.
Кроме того, апеллянт указывает, что представителем ГБУЗ "ГЦРБ" МЗ КК не был предоставлен документ, подтверждающий высшее юридическое образование либо ученую степень по юридической специальности, что является нарушением норм процессуального права.
От ГБУЗ "ГЦРБ" МЗ КК поступил отзыв на апелляционную жалобу. Суд приобщил отзыв к материалам дела.
От Фонда поступило ходатайство о приобщении расчета пени по состоянию на 25.02.2021 к материалам дела. Суд приобщил представленные документы.
Определением от 16.03.2021 в связи с нахождением судьи Ефимовой О.Ю. в отпуске, в составе суда произведена замена на судью Пименова С.В., в связи с чем, рассмотрение дела начинается с самого начала в порядке статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель ГУ - ТФОМС Краснодарского края доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить.
Представитель ГБУЗ "ГЦРБ" МЗ КК возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил обжалуемое решение суда оставить без изменения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в соответствии с Федеральным законом от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", приказом ФФОМС N 73, Фондом в соответствии с утвержденным Планом (графиком) проверок соблюдения законодательства об обязательном медицинском страховании и использовании средств обязательного медицинского страхования страховыми и медицинскими организациями на территории г. Краснодара на 2019 год в период с 05 августа по 09 сентября 2019 года была проведена комплексная проверка использования средств ОМС в учреждении за период с января 2017 года по декабрь 2018 года на основании приказа директора Кропоткинского межрайонного филиала ТФОМС КК от 29 июля 2019 года N 169-П и от 02 сентября 2019 года N 189-П.
По результатам проверки составлен акт комплексной проверки использования средств ОМС в учреждении за период с января 2017 года по декабрь 2018 года N 13-Д от 09 сентября 2019 года (далее - Акт N 13-Д), который подписан со стороны ответчика без возражений.
Согласно Акту N 13-Д в результате контрольных мероприятий выявлено, что за проверяемый период учреждением использованы не по целевому назначению средства ОМС в сумме 3 174 410, 27 рублей, в том числе:
- 2 294 302,97 - расход средств ОМС на оказание медицинской помощи сотрудникам силовых структур. Полученные средства от силовых структур поступали на счет от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, а средства ОМС при этом не восполнялись;
- 341 273,44 рублей - заработная плата специалистам за время их участия в проведении медицинского освидетельствования граждан, призываемых на военную службу, в том числе по подстатье 211 "оплата труда" 262 114,77 рублей, по подстатье 213 "начисления на выплаты по оплате труда" - 79 158,67 рублей;
- 270 469,98 рублей - в нарушение подпункта 10 пункта 3.4. Тарифного соглашения на 2018 год больницей произведены расходы из средств ОМС, не связанные с деятельностью по реализации Территориальной программы ОМС на оказание медицинской помощи незастрахованным лицам;
- 105 562,55 рублей - расход средств ОМС по подстатье 223 "коммунальные услуги" на оплату фактически не оказанной услуги поставки горячего водоснабжения по структурному подразделению Красносельская поликлиника, в котором горячая вода отсутствовала весь период (в том числе за 2017 год - 66 368 рублей, за 2018 год - 39 194,55 рублей);
- 90 206,08 рублей - расход средств ОМС по подстатье 340 "увеличение стоимости материальных запасов" на приобретение в 2018 году комплектующих к компьютерной технике, впоследствии списанных как "установленные" на несуществующие в бухгалтерском учете объекты основных средств (или списанные спустя 4 месяца после установки комплектующих);
- 72 595,25 рублей - использование средств в 2018 году на заработную плату врачу-бактериологу клинико-диагностической лаборатории и врачу-детскому эндокринологу при отсутствии лицензии у медицинской организации на данный вид деятельности.
По результатам проверки заявителем предъявлено к учреждению требование о восстановлении средств, использованных не по целевому назначению и уплате штрафов, пеней от 09 сентября 2019 года N 9008/21014-14 (далее требование от 09 сентября 2019 года N 9008/21014-14). Однако, ответчиком в течение 10 рабочих дней со дня предъявления требования от 09 сентября 2019 года N 9008/21014-14 средства ОМС не были возвращены в бюджет заявителя. В адрес ответчика фондом были неоднократно направлены претензии о восстановлении средств, использованных не по целевому назначению и уплате штрафов, пеней от 02 октября 2019 года, от 19 декабря 2019 года.
Учреждению направлено требование о восстановлении средств, использованных не по целевому назначению и уплате штрафов, пеней от 09.09.2019 N 9008/21014-14.
Неуплата учреждением задолженности в размере 699 410,27 руб. (с учетом уточненных требований), а также штрафа и пени в добровольном порядке послужила основанием для обращения фонда в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно постановлению главы администрации Краснодарского края от 29.11.2002 N 1349 "Об утверждении Положения о Территориальном фонде обязательного медицинского страхования Краснодарского края" (далее - Положение о Фонде) Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Краснодарского края является некоммерческой организацией, созданной субъектом Российской Федерации - Краснодарским краем для реализации государственной политики в сфере обязательного медицинского страхования на территории края.
Основными задачами Фонда являются аккумулирование и управление средствами обязательного медицинского страхования (далее - ОМС), обеспечение, предусмотренных законодательством РФ, прав граждан в системе ОМС, финансовое обеспечение реализации территориальных программ ОМС в Краснодарском крае, обеспечение финансовой устойчивости ОМС на территории края (статья 34 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ) "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ).
Кроме того, на Фонд возложены функции контроля использования средств ОМС страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями путем проведения проверок и ревизии (пункт 12 части 7 статьи 34 Закона N 326-ФЗ, пункт 3.3.19 Положения о Фонде).
В соответствии с пунктом 3.3.15 Положения о Фонде, ТФОМС КК предъявляет к медицинской организации требования о возврате в бюджет территориального фонда средств, перечисленных медицинской организацией по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, использованных не по целевому назначению.
Контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования медицинскими организациями осуществляется Фондом путем проведения проверок и ревизий (далее - проверки) в порядке, определенном приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 16.04.2012 N 73 "Об утверждении Положений о контроле за деятельностью страховых медицинских организаций и медицинских организаций в сфере обязательного медицинского страхования территориальными фондами обязательного медицинского страхования" (далее - Приказ ФФОМС N 73).
Участниками обязательного медицинского страхования в соответствии с частью 2 статьи 9 Закона N 326-ФЗ являются: территориальные фонды; страховые медицинские организации; медицинские организации.
К медицинским организациям в сфере обязательного медицинского страхования (далее - медицинские организации) относятся имеющие право на осуществление медицинской деятельности и включенные в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования (далее также - реестр медицинских организаций): организации любой предусмотренной законодательством Российской Федерации организационно-правовой формы; индивидуальные предприниматели, осуществляющие медицинскую деятельность (часть 1 статьи 15 Закона N 326-ФЗ).
Судом первой инстанции при рассмотрении дела установлено, что ГБУЗ "ГЦРБ" МЗ КК включен в перечень медицинских организаций, участвующих в реализации Территориальной программы государственных гарантий, в том числе Территориальной программы обязательного медицинского страхования (законы Краснодарского края от 19.12.2016 N 3525-К3, от 20.12.2017 N 3709-КЗ) (далее - Территориальная программа).
Приказом министерства здравоохранения Краснодарского края от 11.12.2018 N 6822 "О переименовании учреждений здравоохранения" муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения "Центральная районная больница Гулькевичского района" переименовано в государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Гулькевичская центральная районная больница" министерства здравоохранения Краснодарского края.
ГБУЗ "ГЦРБ" МЗ КК осуществляет свою деятельность на основании Устава, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Краснодарского края от 21.12.2018 N 7250, согласованного приказом департамента имущественных отношений Краснодарского от 21.12.2018 N 2977.
В соответствии с действующим Уставом учреждение - некоммерческая организация, собственником имущества которой является Краснодарский край; является юридическим лицом, находящимся в ведении министерства здравоохранения Краснодарского края.
В соответствии с частью 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки.
Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
Законность и обоснованность решения суда в части взыскания с Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Гулькевичская центральная районная больница" министерства здравоохранения Краснодарского края в бюджет Территориального фонда обязательного медицинского страхования средств нецелевого использования в сумме 699 410, 27 руб. лицами, участвующими в деле, не оспорена, в связи с чем, в силу части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в суде апелляционной инстанции не проверяется.
В апелляционной жалобе ГУ - ТФОМС Краснодарского края указывает на то, что пеня должна быть выплачена по день фактической уплаты долга, исчисленная в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от суммы нецелевого использования средств ОМС за каждый день просрочки.
Указанный довод суд апелляционной инстанции оставляет без рассмотрения, поскольку определением от 11.03.2021 в резолютивную часть обжалуемого решения судом первой инстанции внесены исправления.
Так, согласно внесенным исправлениям, вместо слов: "... пени в размере 192 372 (сто девяносто две тысячи триста семьдесят два) рубля 63 копейки_" следует читать "... пени в размере 192 372 (сто девяносто две тысячи триста семьдесят два) рубля 63 копейки, а также пени за период с 04.12.2020 по день фактической оплаты долга, исчисленную в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления требования, от суммы нецелевого использования средств ОМС за каждый день просрочки".
Оценивая законность решения суда в части уменьшения размера штрафа, подлежащего взысканию, апелляционная коллегия исходит из следующего.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении от 24.06.2009 N 11-П, в силу статей 17 (часть 3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации исходящее из принципа справедливости конституционное требование соразмерности установления правовой ответственности предполагает в качестве общего правила ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.
Следовательно, штраф как мера обеспечения обязательств носит компенсационный характер, не может являться исключительно средством получения прибыли, а подлежит определению с учетом степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств с целью установления баланса между применяемой мерой ответственности и оценкой действительного размера ущерба, причиненного нарушением Учреждением положений части 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ.
В данном случае судом первой инстанции установлено наличие оснований для снижения размера штрафа ввиду чрезмерности его размера по сравнению с последствиями нарушения обязательства. Учитывая характер и конкретные обстоятельства совершенного правонарушения, степень вины Учреждения, суд первой инстанции сделал правомерный вывод о наличии оснований для снижения размера штрафа в 10 раз.
Суд апелляционной инстанции соглашается с позицией суда первой инстанции.
Довод жалобы о том, что штраф в размере 317 441,03 руб. соразмерен с последствиями нарушения, допущенного ГБУЗ "ГЦРБ" МЗ КК, отклоняется судебной коллегией, поскольку предоставленная суду возможность снижать размер штрафа в случае ее чрезмерности по сравнению с последствиями нарушения обязательств, является одним из правовых способов, предусмотренных в законе, которые направлены против злоупотребления правом свободного определения размера штрафа.
Ссылки апеллянта на нарушение норм процессуального права, выразившееся в отсутствии у представителя ГБУЗ "ГЦРБ" МЗ КК документа, подтверждающего высшее юридическое образование либо ученую степень по юридической специальности, отклоняются судом апелляционной инстанции.
Согласно части 3 статьи 59 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представителями граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и организаций могут выступать в арбитражном суде адвокаты и иные оказывающие юридическую помощь лица, имеющие высшее юридическое образование либо ученую степень по юридической специальности.
Между тем из материалов дела усматривается, что представитель ГБУЗ "ГЦРБ" МЗ КК Акулов А.В. имеет высшее юридическое образование по специальности "Юриспруденция". Диплом ВСГ 0696188 от 07.02.2007.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.12.2020 по делу N А32-40243/2020, с учетом определения об исправлении опечатки от 11.03.2021, оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.С. Филимонова |
Судьи |
С.В. Пименов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-40243/2020
Истец: Государственное учреждение Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Краснодарского края, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования КК
Ответчик: ГБУЗ "Гулькевичская центральная районная больница" МЗ КК, ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ "ГУЛЬКЕВИЧСКАЯ ЦЕНТРАЛЬНАЯ РАЙОННАЯ БОЛЬНИЦА" МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ КРАСНОДАРСКОГО