Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 7 июня 2021 г. N Ф02-2329/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Чита |
|
31 марта 2021 г. |
дело N А19-19440/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 марта 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 марта 2021 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Басаева Д.В., Ломако Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Трофимовой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Казачкова Игоря Андреевича на решение Арбитражного суда Иркутской области от 20 января 2021 года по делу N А19-19440/2020 по заявлению индивидуального предпринимателя Казачкова Игоря Андреевича (ОГРНИП 316385000106470, ИНН 381915184114) к Министерству сельского хозяйства Иркутской области (ОГРН 1083808001133, ИНН 3808172221) о признании незаконным решения, изложенного в письме N 02-57-2961/20 от 31.07.2020,
в качестве третьего лица не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвует закрытое акционерное общество "Тельминское" (ОГРН 1023802144409, ИНН 3840006701),
в отсутствие в судебном заседании представителей участвующих в деле лиц,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Казачков Игорь Андреевич (далее также - заявитель, ИП Казачков И.А. или предприниматель) обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным решения Министерства сельского хозяйства Иркутской области (далее также - Министерство сельского хозяйства или Министерство), изложенного в письме N 02-57-2961/20 от 31.07.2020.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 20 января 2021 года заявленные предпринимателем требования удовлетворены.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое решение соответствует Положению о предоставлении субсидий из областного бюджета, в том числе за счет средств федерального бюджета, в сфере производства и (или) переработки (в том числе на арендованных основных средствах) сельскохозяйственной продукции, выполнения работ и оказания услуг в области сельского хозяйства, утвержденному Постановлением Правительства Иркутской области от 11.03.2013 N 78-пп и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Не согласившись с указанным решением, предприниматель обжаловал его в апелляционном порядке.
Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, как незаконного и необоснованного, принятого при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствии выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела и неправильном применении норм материального и норм процессуального права.
Министерство в представленном отзыве на апелляционную жалобу выразило согласие с решением суда первой инстанции.
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ, что подтверждается отчетом о публикации на официальном сайте Арбитражных судов Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы, отзыва на неё и возражений на отзыв, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, на основании договора поставки от 17.03.2020 N 23, заключенного с ЗАО "Тельминское" (поставщик), ИП Казачковым И.А. были приобретены семена зерновых культур категории Элита на общую сумму 13 035 000 рублей (том I, л.д. 38 - 39, 41).
06.04.2020 предприниматель обратился в Министерство с заявлением о предоставлении субсидии из областного бюджета, в том числе за счет средств федерального бюджета, в целях возмещения затрат в связи с производством и (или) переработкой (в том числе на арендованных основных средствах) сельскохозяйственной продукции, выполнения работ и оказания услуг в области сельского хозяйства в 2020 году (том I, л.д. 30).
Между Министерством сельского хозяйства Иркутской области (Министерство) и индивидуальным предпринимателем Казачковым Игорем Андреевичем (Получатель) 13.04.2020 заключено соглашение (далее - Соглашение) о предоставлении из областного бюджета субсидии на 2020 год в целях возмещения затрат в связи с производством и (или) переработкой (в том числе на арендованных основных средствах) сельскохозяйственной продукции, выполнением работ и оказанием услуг в области сельского хозяйства (том I, л.д. 24 - 28).
Согласно пункту 3.1 данного Соглашения субсидии предоставляются в соответствии с Положением о предоставлении субсидий из областного бюджета, в том числе за счет средств федерального бюджета, в целях возмещения затрат в связи с производством и (или) переработкой (в том числе на арендованных основных средствах) сельскохозяйственной продукции, выполнением работ и оказанием услуг в области сельского хозяйства, утвержденным постановлением Правительства Иркутской области от 11.03.2013 N 78-пп на цели, указанные в разделе 1 Соглашения, при соблюдении Получателем условий и предоставлении в Министерство документов, определенных в приложении к настоящему Соглашению.
Предприниматель 30.06.2020 обратился в Министерство сельского хозяйства Иркутской области с заявкой на перечисление субсидии из областного бюджета на возмещение части затрат на приобретение элитных семян сельскохозяйственных культур с приложением необходимого пакета документов (том I, л.д. 35 - 58), в том числе сертификатов соответствия на элитные семена сельскохозяйственных культур от 12.05.2020 в количестве 15 штук (том I, л.д. 43 - 58).
По результатам проверки представленных документов Министерством 31.07.2020 в адрес заявителя направлено письмо исх. N 02-57-2961/20 которым предприниматель был уведомлен о принятии Министерством решения об отказе в предоставлении субсидии в связи с несоблюдением условий предоставления субсидий, установленных пунктом 27 Положения о предоставлении субсидий из областного бюджета, в том числе за счет средств федерального бюджета, в целях возмещения затрат в связи с производством и (или) переработкой (в том числе на арендованных основных средствах) сельскохозяйственной продукции, выполнением работ и оказанием услуг в области сельского хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 11.03.2013 N 78-пп (далее - Положение о предоставлении субсидий).
Заявитель, полагая, что отказ Министерства сельского хозяйства Иркутской области в предоставлении субсидии является необоснованным и незаконным, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции, в связи со следующим.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, а также проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Бюджетный кодекс Российской Федерации (далее - БК РФ) устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации, порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, порядок применения бюджетных мер принуждения.
Согласно статье 17 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 БК РФ в редакции рассматриваемого периода субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, алкогольной продукции, предназначенной для экспортных поставок, винограда, винодельческой продукции, произведенной из указанного винограда: вин, игристых вин (шампанских), ликерных вин с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения (специальных вин), виноматериалов), выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8.1 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
В целях поддержки сельскохозяйственного производства в Иркутской области постановлением Правительства Иркутской области от 11.03.2013 N 78-пп утверждено Положение о предоставлении субсидий.
Пунктом 27 названного Положения о предоставлении субсидий в редакции, действовавшей на момент заключения сторонами Соглашения от 13.04.2020, определены условия предоставления субсидий из областного бюджета.
Одним из таких условий является: приобретение элитных семян сельскохозяйственных культур у организаций, осуществляющих производство элитных семян сельскохозяйственных культур на территории Иркутской области и имеющих на дату реализации элитных семян сельскохозяйственных культур сертификат соответствия, выданный по результатам прохождения добровольного подтверждения соответствия процессов производства элитных семян сельскохозяйственных культур на основании статьи 21 Федерального закона "О техническом регулировании".
В соответствии с пунктом 20 Положения о предоставлении субсидий основаниями отказа в предоставлении субсидий на этапе рассмотрения заявки являются: непредставление (представление не в полном объеме) документов, установленных подпунктами 7, 8 пункта 10 настоящего Положения (за исключением документов, установленных подпунктом 8 пункта 10 настоящего Положения, которые находятся в распоряжении органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных внебюджетных фондов); представление документов, установленных подпунктами 7, 8 пункта 10 настоящего Положения (за исключением документов, установленных подпунктом 8 пункта 10 настоящего Положения, которые находятся в распоряжении органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных внебюджетных фондов), по истечении установленных министерством сроков; несоблюдение условий, установленных подпунктом 8 пункта 7, главами 3 - 8 настоящего Положения; недостоверность представленной получателем информации.
Основанием для отказа заявителю в предоставлении субсидии на возмещение части затрат на приобретение элитных семян сельскохозяйственных культур явилось несоблюдение ИП Казачковым И.А. условий, установленных абзацем 7 пункта 27 Положения о предоставлении субсидий.
Вместе с тем, как указывалось выше, договор поставки N 23, по условиям которого поставщик принял на себя обязательства поставить покупателю семена зерновых культур категории Элита заключен между ЗАО "Тельминское" (поставщик) и ИП Казачковым И.А. (покупатель) 17.03.2020.
В этот же предпринимателю выставлен счет на оплату N 56 (том I, л.д. 41).
При этом ЗАО "Тельминское" имело сертификат соответствия РСЦ 038 Е9 0018-15 сроком действия до 18.03.2020.
То есть, даже с учетом изменений пункта 27 Положения о предоставлении субсидий, вступивших в силу 06.04.2020, предприниматель соответствовал условию о приобретении элитных семян сельскохозяйственных культур у организаций, осуществляющих производство элитных семян сельскохозяйственных культур на территории Иркутской области и имеющих на дату реализации элитных семян сельскохозяйственных культур сертификат соответствия, выданный по результатам прохождения добровольного подтверждения соответствия процессов производства элитных семян сельскохозяйственных культур на основании статьи 21 Федерального закона "О техническом регулировании".
В силу указанного, суд апелляционной инстанции считает правомерными доводы заявителя и третьего лица о том, что причиной задержки выдачи ЗАО "Тельминское" сертификата соответствия явились неправомерные действия ФГУП "Россельхозцентр" по Иркутской области.
Согласно приказу федерального государственного бюджетного учреждения "Российской сельскохозяйственный центр" от 07.08.2020 N 124-ОД ЗАО "Тельминское" признано соответствующим требованиям на осуществление производства (выращивания), комплексной доработки (подготовки), фасовки и реализации семян высшей категории (том I, л.д. 172).
Оценив представленные сторонами доказательства с учетом требований статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о несоответствии оспариваемого решения Министерства сельского хозяйства Иркутской области, выразившегося в не предоставлении предпринимателю субсидии на элитные семена, изложенного в письме N 02-57-2961/20 от 31.07.2020, Положению о предоставлении субсидий и нарушении им прав и законных интересов предпринимателя.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, по мнению суда апелляционной инстанции, решение суда первой инстанции подлежит отмене, как принятое при несоответствии выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела и неправильном применении норм материального права с принятием нового судебного акта об удовлетворении требований заявителя о признании незаконным и отмене оспариваемого решения.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 20 января 2021 года по делу N А19-19440/2020 отменить, принять по делу новый судебный акт.
Решение Министерства сельского хозяйства Иркутской области, выразившееся в не предоставлении индивидуальному предпринимателю Казачкову Игорю Андреевичу субсидии на элитные семена, изложенное в письме N 02-57-2961/20 от 31.07.2020, признать незаконным, как несоответствующее Федеральному закон от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" и Постановлению Правительства Иркутской области от 11.03.2013 N 78-пп "Об утверждении Положения о предоставлении субсидий из областного бюджета, в том числе за счет средств федерального бюджета, в сфере производства и (или) переработки (в том числе на арендованных основных средствах) сельскохозяйственной продукции, выполнения работ и оказания услуг в области сельского хозяйства".
Обязать Министерство сельского хозяйства Иркутской области (ОГРН 1083808001133, ИНН 3808172221, адрес: 664011, Иркутская область, город Иркутск, улица Горького 31) устранить допущенные нарушения прав и законных интересов индивидуального предпринимателя Казачкова Игоря Андреевича (ОГРНИП 316385000106470, ИНН 381915184114).
Взыскать с Министерства сельского хозяйства Иркутской области (ОГРН 1083808001133, ИНН 3808172221, адрес: 664011, Иркутская область, город Иркутск, улица Горького 31) в пользу индивидуального предпринимателя Казачкова Игоря Андреевича (ОГРНИП 316385000106470, ИНН 381915184114) расходы по уплате государственной пошлины в размере 4 500 рублей.
Возвратить индивидуальному предпринимателю Казачкову Игорю Андреевичу (ОГРНИП 316385000106470, ИНН 381915184114) государственную пошлину в размере 1 500 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 12.02.2021 N 16 при подаче апелляционной жалобы.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путем подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
Председательствующий судья |
Сидоренко В.А. |
Судьи |
Басаев Д.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-19440/2020
Истец: Казачков Игорь Андреевич
Ответчик: Министерство сельского хозяйства Иркутской области
Третье лицо: ЗАО "Тельминское"
Хронология рассмотрения дела:
26.08.2022 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-4138/2022
29.06.2022 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-992/2021
07.06.2021 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-2329/2021
31.03.2021 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-992/2021
20.01.2021 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-19440/20