Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 30 июня 2021 г. N Ф07-8775/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
30 марта 2021 г. |
Дело N А42-8691/2020 |
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Мельникова Н.А.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-802/2021) ООО "Фикс Прайс Гаджиево" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 28.12.2020 по делу N А42-8691/2020 (судья Беляева Л.Е.), рассмотренному в порядке упрощенного производства, принятое
по иску АО "Управление отходами"
к ООО "Фикс Прайс Гаджиево"
о взыскании
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Управление отходами" в лице Мурманского филиала (далее - истец) обратилось в арбитражный суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Фикс прайс Гаджиево" (далее - ответчик) о взыскании задолженности по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 30.06.2019 по 31.12.2019 в размере 163 784,59 руб.
На основании статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исковое заявление рассмотрено судом в порядке упрощенного производства.
Решением суда от 28.12.2020 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ответчик обратился в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, оставить исковое заявление без рассмотрения, либо в удовлетворении иска отказать. В обоснование апелляционной жалобы ответчик указывает на несоблюдение истцом претензионного порядка урегулирования спора. Кроме того указывает, что судом первой инстанции при принятии решения не учтены доводы ответчика о том, что условия договора ставят ответчика в заведомо невыгодное положение и противоречат действующему законодательству в части нормативов исчисления платы за обращение с отходами, и не приняты во внимание предпринятые ответчиком меры по урегулированию разногласий с истцом.
Апелляционная жалоба рассмотрена судом в соответствии с правилами статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова сторон, по имеющимся в деле доказательствам.
Судом апелляционной инстанции не принимается довод ответчика о несоблюдении истцом претензионного порядка урегулирования спора.
В силу части 5 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации спор, возникающий из гражданских правоотношений, может быть передан на разрешение арбитражного суда после принятия сторонами мер по досудебному урегулированию по истечении тридцати календарных дней со дня направления претензии (требования), если иные срок и (или) порядок не установлены законом либо договором, за исключением дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение, дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок, дел о несостоятельности (банкротстве), дел по корпоративным спорам, дел о защите прав и законных интересов группы лиц, дел о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака вследствие его неиспользования, дел об оспаривании решений третейских судов.
Пунктом 2 части 1 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что арбитражный суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если после его принятия к производству установит, что истцом не соблюден претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора с ответчиком, если это предусмотрено федеральным законом или договором.
В подтверждение соблюдения досудебного порядка урегулирования спора истец представил в материалы дела заверенный почтовым штемпелем Почты России список отправлений, содержащий сведения о направлении претензии N ПР-1164 от 15.09.2020 по адресу ответчика, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц - 184670, г. Гаджиево, ул. Ленина, д. 38, эт. 1 (л.д. 53).
Риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц либо по адресу, указанному самим юридическим лицом, а также риск отсутствия по указанным адресам своего представителя несет юридическое лицо; сообщения, доставленные по названным адресам, считаются полученными, даже если соответствующее лицо фактически не находится по указанному адресу (пункт 63 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
При таких обстоятельствах, материалами дела подтверждается соблюдение истцом досудебного порядка урегулирования спора, в связи с чем, отсутствуют основания для оставления иска без рассмотрения в соответствии с частью 2 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кроме того, несоблюдение претензионного порядка не может являться безусловным основанием для оставления иска без рассмотрения, так как такое решение может привести к необоснованному затягиванию разрешения возникшего спора и ущемлению прав одной из его сторон (пункт 4 раздела II Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23.12.2015).
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции ответчиком не было проявлено намерение добровольно удовлетворить исковые требования, следовательно, в досудебном порядке спор в принципе не мог быть урегулирован.
Как следует из материалов дела и установлено судом, акционерное общество "Управление отходами" в лице Мурманского филиала является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Мурманской области (соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Мурманской области от 10.01.2018 с Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области).
11.06.2020 между АО "Управление отходами" (Мурманский филиал) (Региональный оператор) и ООО "Фикс Прайс Гаджиево" (Потребитель) заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N 87/312/0002586 от 11.06.2020 (далее - Договор).
В соответствии с пунктом 1.1 Договора, Региональный оператор обязуется обеспечить прием твердых коммунальных отходов в объеме и месте, которые определены в Договоре, а также их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а Потребитель обязуется оплачивать услуги Регионального оператора по цене, определённой в пределах утверждённого в установленном порядке единого тарифа на услугу Регионального оператора.
Объем твердых коммунальных отходов (далее - ТКО), места накопления ТКО, в том числе крупногабаритных отходов, периодичность вывоза ТКО, а также информация о размещении мест накопления ТКО и подъездных путей к ним определяются согласно приложению к Договору (пункт 1.2 Договора).
Дата начала оказания услуг по обращению с ТКО: с первого числа месяца, следующего за месяцем вступления в действие единого тарифа на услугу Регионального оператора. В случае, если указанный тариф вступает в действие с первого числа месяца, датой начала оказания услуг является первое число месяца вступления в действие единого тарифа (пункт 1.4 Договора).
Согласно пункту 2.1 Договора, под расчетным периодом по Договору понимается один календарный месяц. Оплата услуг по Договору осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу Регионального оператора.
Расчет размера платы за услугу по обращению с ТКО осуществляется в порядке, предусмотренном действующим законодательством по формуле:
Pj=Q tko/12T otx
где:
Pj - размер платы за услугу по обращению с ТКО за расчетный период для i - потребителя.
Q tko - объем принимаемых ТКО за год для i - потребителя, определяемый в соответствии с пунктом 5.2 Договора.
T otx - цена на услугу по обращению с ТКО, определенная в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с ТКО и составляющая:
- с 01.01.2019 по 31.03.2019 - 742,02 руб. за 1 м. куб. без учета НДС;
-с 01.04.2019 по 31.12.2019 - 722,46 руб. за 1 м. куб. без учета НДС.
Плата за услугу по обращению с ТКО начисляется Региональным оператором с даты начала оказания услуг, указанной в пункте 1.4 Договора. Потребитель оплачивает услуги по обращению с ТКО до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором оказана услуга по обращению с ТКО (пункты 2.3, 2.4 Договора).
Договор вступает в силу с даты его подписания сторонами, распространяется на правоотношения сторон, возникшие 30.06.2019, и действует по 31.12.2019 включительно, а в части взаиморасчетов - до полного исполнения сторонами своих обязательств по Договору, или до его расторжения в порядке и на условиях, предусмотренных Договором. Истечение срока действия Договора не освобождает стороны от ответственности за неисполнение обязательств (пункт 10.1 Договора).
Пункт 11.1 Договора, предусматривает договоренность сторон о том, что акт сдачи - приемки оказанных услуг (выполненных работ) или универсальный передаточный документ (УПД), счет на оплату услуг и иные первичные документы направляются Региональным оператором в адрес Потребителя по электронной почте. Для электронного обмена документами Стороны принимают действительными следующие адреса электронной почты: Региональный оператор: murmansk@uo-system.ru; Потребитель: tsvetkova_1985.d@mail.ru.
После получения по электронной почте акта сдачи-приемки оказанных услуг (выполненных работ) или универсального передаточного документа, счета и иных первичных документов, Потребитель в течение 5 рабочих дней с даты отправления указанных документов подписывает и предоставляет или направляет почтой Региональному оператору акт сдачи-приемки оказанных услуг (выполненных работ) по адресу: 183025, г. Мурманск, пр. Капитана Тарана, д.25, оф. 410, либо направляет в адрес Регионального оператора мотивированный письменный отказ от его подписания. В случае неполучения ответа в течение 10 рабочих дней со дня направления Стороне акта - сдачи - приемки оказанных услуг (выполненных работ) или УПД, направленный акт или УПД считается согласованным и подписанным обеими Сторонами.
На основании универсально-передаточных документов (далее - УПД) истцом в адрес ответчика выставлены счета за услуги Регионального оператора по обращению с ТКО оказанные в период с июня по декабрь 2019 года, которые не были оплачены ответчиком, в результате чего образовалась задолженность в сумме 163 784,59 руб.
Направленная в адрес ответчика претензия от 15.09.2020 исх. N ПР-1164, с требованием оплатить задолженность, осталась без удовлетворения, что послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции посчитал исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Апелляционный суд считает правильными выводы суда первой инстанции, учитывая следующее.
Из материалов дела следует и не оспаривается истцом и ответчиком, что АО "Управление отходами" в лице Мурманского филиала является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) на территории Мурманской области на основании Соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Мурманской области от 10.01.2018 с Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области (далее - Соглашение от 10.01.2018).
В соответствии с пунктом 7.2. указанного Соглашения, дополнительного соглашения к Соглашению N 1 от 30.03.2018 региональный оператор обязан приступить к исполнению обязательств по Соглашению в полном объеме с первого числа месяца, следующего за месяцем вступления в действие единого тарифа на услугу регионального оператора.
Тарифы на услугу регионального оператора утверждены Постановлением Комитета по тарифному регулированию Мурманской области N 49/9 от 18.12.2018 и применяются с учетом изменений, внесенных Постановлением Комитета по тарифному регулированию Мурманской области от 27.03.2019 N 12/1.
Из указанного выше следует, что АО "Управление отходами" в лице Мурманского филиала приступило к оказанию коммунальной услуги по обращению с ТКО собственникам ТКО на территории Мурманской области с 01.01.2019.
В соответствии с пунктом 4 статьи 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ от 24.06.1998 "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления.
Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), устанавливают порядок осуществления сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов.
В силу пункта 5 Правил N 1156 договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом I(1) настоящих Правил.
Согласно подпункту "в" пункта 8(1) Правил N 1156 региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся в зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях (далее - нежилые помещения), и на земельных участках, - с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.
Пунктом 8(4) указанного раздела Правил N 1156 предусмотрено, что основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя, либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с пунктом 8(11) Правил N 1156 потребитель в течение 15 рабочих дней со дня поступления двух экземпляров проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан их подписать и направить один экземпляр договора региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации.
Согласно пункту 8(12) раздела I(1) Правил N 1156 в случае, если по истечении 15 рабочих дней со дня поступления потребителю от регионального оператора проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами потребитель не представил подписанный экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами либо мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8(10) Правил N 1156.
В случае если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не урегулированы или региональный оператор не направит указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий в срок, предусмотренный пунктом 8(14) Правил N 1156, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8(10) Правил N 1156.
В рассматриваемом случае из материалов дела следует, что договор от 11.06.2020 N 87/312/0002586 подписан со стороны ответчика без разногласий, говоря о том, что договор заключен на заведомо невыгодных и противоречащих законодательству условиях, ответчик в установленном порядке разногласия по проекту договора не заявлял. Сведений о наличии между сторонами спора относительно условий договора и передаче такого спора на рассмотрение для разрешения в суд в материалах дела также не имеется.
Учет объема и (или) массы ТКО производится в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" (далее - Постановление N 505) расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО.
В соответствии с пунктом 5 Постановления N 505 коммерческий учет ТКО осуществляется:
а) расчетным путем исходя из:
- нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема;
- количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления;
б) исходя из массы ТКО, определенной с использованием средств измерения. Аналогичные условия содержатся в пункте 15 раздела 5 типового договора, утвержденного Правилами N 1156.
Правилами N 1156 и Постановлением N 505 коммерческий учет твердых коммунальных отходов для собственников твердых коммунальных отходов предусмотрен с применением альтернативных способов учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов.
Положениями пункта 6 Постановления N 505 прямо определено, что в целях осуществления расчетов с собственниками ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Постановления N 505, то есть, расчетным путем по нормативам накопления.
Коммерческий учет твердых коммунальных отходов в соответствии с абзацем 3 подпункта "а" пункта 5 Постановления N 505 (то есть исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления) осуществляется только при раздельном накоплении ТКО.
Пунктом 4 статьи 13.4 Закона N 89-ФЗ определено, что раздельное накопление отходов представляет собой накопление отходов путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление).
Раздельное накопление сортированных ТКО следует считать организованным в случае фактического выполнения потребителями разделения ТКО по установленным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации видам отходов и складирование сортированных ТКО в отдельных контейнерах для соответствующих видов ТКО и наличия утвержденного органом государственной власти субъекта Российской Федерации порядка раздельного накопления ТКО.
Доказательств фактического выполнения ответчиком требований о разделении ТКО по установленным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации видам отходов и складирования сортированных ТКО в отдельных контейнерах для соответствующих видов ТКО не представлено, что свидетельствует о невозможности применения в рассматриваемой ситуации способа учета ТКО исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления.
Нормативы накопления ТКО на территории Мурманской области в установленном законом порядке утверждены постановлением правительства Мурманской области от 03.05.2018 N 192-ПП/4.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 N 269 утверждены Правила определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов; Приказом Минстроя России от 28.07.2016 N 524/пр "Об утверждении Методических рекомендаций по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов" утверждены Методические рекомендации по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
Методические рекомендации по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов, разработаны в целях оказания методического содействия органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации по проведению замеров отходов, определению расчетных единиц и категорий объектов, на которых образуются отходы (пункт 1). Категории объектов, на которых образуются отходы и в отношении которых могут устанавливаться нормативы, а также расчетные единицы по категориям объектов рекомендуется определять в соответствии с приложением N 1 к Методическим рекомендациям (пункт 4).
Данным приложением определены расчетные единицы, которые могут применяться для установления нормативов по каждой из категорий объектов. Деятельность ответчика относится к категории объекта - Предприятия торговли.
Приложением N 1 к Методическим рекомендациям в отношении категории объектов Объекты общественного назначения - Предприятия торговли (продовольственный/промтоварный магазин) предусмотрена расчетная единица, в отношении которой устанавливается норматив - 1 кв. м общей площади.
Другого акта, устанавливающего иные расчетные единицы для определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, не имеется.
В соответствии с положениями Постановления Правительства Мурманской области от 03.05.2018 N 192-ПП/4, к ответчику применен норматив накопления ТКО определенный пунктом 4 Нормативов накопления ТКО на территории Мурманской области: объекты торговли с торговым залом с установленным нормативом 1,04 мЗ/год.
В приложениях N 1, N 2 к договору в пункте 1 указаны объем и место накопления твердых коммунальных отходов и конкретизировано наименование объекта, адрес, расчетная единица, норматив накопления, объемам принимаемых ТКО, место накопления ТКО, способам складирования, периодичность вывоза ТКО.
Объем и стоимость оказанных услуг зафиксированы региональным оператором в представленных в материалы настоящего дела истцом счетах и универсальных передаточных документах, ответчиком не оспорены, документально не опровергнуты. Контррасчет объема и стоимости услуг ответчик не представил.
Расчет задолженности судом проверен и признан правильным.
Доказательств оплаты долга, или его отсутствия ввиду необоснованного начисления, равно как и наличия долга в меньшей сумме, ответчиком в материалы дела не представлено ввиду чего требование истца о взыскании задолженности по договору N 87/312/0002586 от 11.06.2020 за период с 30.06.2019 по 31.12.2019 в размере 163 784, 59 руб. является обоснованным и правомерно удовлетворено судом первой инстанции.
Учитывая изложенное, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 28.12.2020 по делу N А42-8691/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
Н.А. Мельникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-8691/2020
Истец: АО "УПРАВЛЕНИЕ ОТХОДАМИ", АО "Управление отходами"
Ответчик: ООО "ФИКС ПРАЙС ГАДЖИЕВО"