Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 18 августа 2021 г. N Ф01-4181/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Владимир |
|
01 апреля 2021 г. |
Дело N А79-9240/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30.03.2021.
Постановление в полном объеме изготовлено 01.04.2021.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Гущиной А.М.,
судей Белышковой М.Б., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Никитиной С.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике-Чувашии на решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 11.02.2021 по делу N А79-9240/2020,
принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "МВК "Экоцентр" (ИНН 2130132322) о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике-Чувашии от 21.09.2020 N 021/04/19.8-847/2020.
В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "МВК "Экоцентр" - Осипова А.С. по доверенности от 21.04.2020 сроком действия 1 год.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике-Чувашии, извещенное надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителя в судебное заседание не обеспечило.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителя общества с ограниченной ответственностью "МВК "Экоцентр", Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
В Управлении Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике-Чувашии (далее - Управление, антимонопольный орган) на рассмотрении находилось дело о нарушении антимонопольного законодательства N 021/01/17682/2019, возбужденное по признакам нарушения обществом с ограниченной ответственностью "МВК "Экоцентр" (далее - Общество) и обществом с ограниченной ответственностью "Траст-Вега" (далее - ООО "Траст-Вега") пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ), выразившегося в заключении антиконкурентного соглашения, которое привело к ограничению конкуренции на рынке оказания услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов и созданию преимущественных условий деятельности для ООО "Траст-Вега" при организации и проведении аукциона N 0400700005819000020 на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных отходов, на территории г. Чебоксары (Ленинского района, пгт. Новые Лапсары), г. Чебоксары (Калининского района), Новочебоксарского городского округа, Чебоксарского муниципального района, Красноармейского муниципального района, Цивильского муниципального района, Ядринского муниципального района, Мариинско-Посадского муниципального района.
В рамках рассмотрения указанного дела определением об отложении рассмотрения дела от 10.03.2020 N ВК/1790/20 (подпункт 3 пункта 3 резолютивной части определения) Управлением у Общества затребована, в том числе, письменная информация о фактическом и непосредственном осуществлении региональным оператором самостоятельно транспортирования твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) с территорий, являющихся предметом аукциона N0400700005819000020.
Предметом аукциона N 0400700005819000020 являлись следующие территории - г. Чебоксары (Ленинского района, пгг. Новые Лапсары), г. Чебоксары (Калининского района), Новочебоксарский городской округ, Чебоксарский муниципальный район, Красноармейский муниципальный район, Цивильский муниципальный район, Ядринский муниципальный район. Мариинско-Посадский муниципальный район.
Письмом от 30.03.2020 N 2422 Общество сообщило, что контракт от 25.06.2019 N 17 расторгнут по соглашению сторон с 31.12.2019. Обществом на предварительное согласование в Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики (далее - Минстрой Чувашии) направлена аукционная документация, Минстрой Чувашии принял решение о необходимости внесения изменений в условия проведения торгов, в связи с чем в настоящее время региональный оператор дорабатывает такие условия, после чего направит на дополнительное согласование.
Письмом от 10.06.2020 N 19/18-6704 Минстрой Чувашии в ответ на запрос Управления от 04.06.2020 N ВК/4345/20 сообщил, что с 31.12.2019 по настоящее время от Общества проектов аукционных документации на предоставление услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных отходов, на территориях г. Чебоксары (Ленинского и Калининского районов, пгт. Новые Лапсары), Новочебоксарского городского округа, Чебоксарского Красноармейского, Цивильского, Ядринского, Мариинско-Посадского муниципальных районов не поступало.
В ходе рассмотрения дела Управлением установлено, что Общество письмом от 13.05.2020 N 3982 направило в Минстрой Чувашии на согласование проект аукционной документации на предоставление услуг по транспортированию ТКО, в том числе крупногабаритных отходов, только нa территории Ядринского муниципального района.
При этом, направление вышеуказанного проекта аукционной документации на предоставление услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов, включающего одну из территорий, являвшихся предметом аукциона N 0400700005819000020 (Ядринский муниципальный район), осуществлено после представления в Управление информации о направлении аукционной документации в Минстрой Чувашии.
Управление посчитало, что сообщив о направлении по состоянию на 30.03.2020 на предварительное согласование в Минстрой Чувашии аукционной документации по территориям, являющимся предметом аукциона N 0400700005819000020, Общество ввело комиссию Управления по рассмотрению дела N 021/01/17-682/2019 в заблуждение относительно порядка определения цены на оказание услуг по транспортированию твердых коммуанльных отходов, что свидетельствует о предоставлении Обществом недостоверной информации в антимонопольный орган.
Усмотрев в деянии Общества признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 5 статьей 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), должностное лицо Управления 06.08.2020 составило в отношении Общества протокол об административном правонарушении N 021/04/19.8-847/2020.
По итогам рассмотрения материалов дела Управлением 21.09.2020 вынесено постановление N 021/04/19.8-847/2020 о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 5 статьей 19.8 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления от 21.09.2020 N 021/04/19.8-847/2020.
Решением от 11.02.2021 Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии оспоренное постановление признал незаконными и отменил.
Управление обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить.
Заявитель апелляционной жалобы утверждает, что к рассматриваемому случаю за нарушение антимонопольного законодательства Российской Федерации подлежит применению годичный срок давности привлечения к административной ответственности со дня совершения административного правонарушения.
Управление обратило внимание на то, что обязанность представления в антимонопольный орган сведений (информации), необходимых для осуществления полномочий антимонопольного органа, установлена статьей 25 Федерального закона N 135-ФЗ. Как поясняет Управление, факт недостоверного представления Обществом информации выявлен только после получения 11.06.2020 ответа на соответствующий запрос информации из Минстроя Чувашии.
Общество в возражениях на апелляционную жалобу просило в ее удовлетворении отказать, решение суда первой инстанции - оставить без изменения.
Представитель Общества в судебном заседании поддержал позицию, изложенную в возражениях на апелляционную жалобу.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя Управления.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражениях на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за непредставление или несвоевременное представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, в том числе непредставление сведений (информации) по требованию указанных органов, за исключением случаев, предусмотренных частями 3, 4 и 7 настоящей статьи, а равно представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации), за исключением случаев, предусмотренных частью 8 настоящей статьи.
Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного данной нормой, образует непредставление либо несвоевременное представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации) по требованию этих органов либо представление заведомо недостоверных сведений, то есть совершение правонарушения, направленного против порядка управления.
Согласно пункту 11 части 1 статьи 23 Федерального закона N 135-ФЗ антимонопольный орган осуществляет полномочия по истребованию и получению необходимых документов и информации, объяснений в письменной или устной форме.
В части 1 статьи 25 Федерального закона N 135-ФЗ установлена обязанность юридических лиц представлять в антимонопольный орган (его должностным лицам) по его мотивированному требованию в установленный срок необходимые антимонопольному органу в соответствии с возложенными на него полномочиями документы, объяснения, информацию соответственно в письменной и устной форме (в том числе информацию, составляющую коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну), включая акты, договоры, справки, деловую корреспонденцию, иные документы и материалы, выполненные в форме цифровой записи или в форме записи на электронных носителях.
Таким образом, антимонопольный орган в целях реализации возложенных на него полномочий вправе запрашивать у хозяйствующих субъектов необходимые документы и информацию, а последние, в свою очередь, обязаны предоставить запрашиваемые сведения в установленный антимонопольным органом срок. Объем запрашиваемых сведений определяется антимонопольным органом самостоятельно в зависимости от существенных обстоятельств.
Судом по материалам дела установлено, что Общество представило в Управление недостоверную информацию относительно порядка определения цены на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов с территорий, являющихся предметом аукциона.
Суд первой инстанции посчитал правомерным вывод антимонопольного органа о наличии в деянии Общества события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ.
Вместе с тем, часть 1 статьи 1.6 КоАП РФ предусматривает, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Пунктом 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ предусмотрено, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению, если истекли сроки давности привлечения к административной ответственности.
Согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения.
Из правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 26.03.2019 N 823-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы акционерного общества "Любинский молочноконсервный комбина" на нарушение конституционных прав и свобод частью 1 статьи 4.5 и частью 15 статьи 19.5 КоАП", следует, что федеральный законодатель отграничил самостоятельные составы административных правонарушений, объектом посягательства которых является нарушение установленного порядка управления.
Статья 19.8 КоАП РФ включена законодателем в главу 19 КоАП РФ, объединяющую административные правонарушения против порядка управления.
В рассматриваемом случае определением от 10.03.2020 об отложении рассмотрения дела N 021/01/17-682/2019 (ВК/1790/20) о нарушении антимонопольного законодательства Управление истребовало у Обществу необходимые сведения и документы со сроком представления до 01.04.2020 (т.1 л.д. 41).
Общество представило информацию письмом от 30.03.2020 N 2422, в дальнейшем признанную Управлением недостоверной.
На момент привлечения Общества к административной ответственности - 21.09.2020 срок давности по части 5 статьи 19.8 КоАП РФ, составляющий два месяца (до 01.06.2020), истек.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ данное обстоятельство исключает производство по делу об административном правонарушении.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно признал незаконным и отменил постановление Управления от 21.09.2020 N 021/04/19.8-847/2020.
Довод Управления о необходимости применения в данном случае годичного срок привлечения к административной ответственности основан на неверном толковании норм материального права, противоречит правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 26.03.2019 N 823-О и определении Верховного Суда Российской Федерации от 07.04.2020 N 309-ЭС20-3177, в связи с чем подлежит отклонению.
Апелляционная жалоба Управления по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Государственная пошлина по данной категории дел не уплачивается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 11.02.2021 по делу N А79-9240/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике-Чувашии - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
А.М. Гущина |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-9240/2020
Истец: ООО "МВК "Экоцентр"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии
Третье лицо: Первый арбитражный апелляционный суд
Хронология рассмотрения дела:
27.06.2022 Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда России N 163-ПЭК22
18.08.2021 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-4181/2021
01.04.2021 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-1647/2021
11.02.2021 Решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии N А79-9240/20