г. Пермь |
|
05 апреля 2021 г. |
Дело N А60-53448/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 апреля 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 05 апреля 2021 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Борзенковой И.В.
судей Савельевой Н.М., Трефиловой Е.М.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бронниковой О.М.
лица, участвующие в деле, не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя акционерного общества "Свинокомплекс "Уральский"
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 20 января 2021 года
по делу N А60-53448/2020
по заявлению акционерного общества "Свинокомплекс "Уральский" (ИНН 6658238860, ОГРН 1069658083560)
к Уральскому межрегиональному Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ИНН 6671307658, ОГРН 1106671000457)
о признании незаконным и отмене Приказа от 17.08.2020 N 855, обязании совершить действия,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Свинокомплекс "Уральский" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным и отмене Приказа Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - Управление, заинтересованное лицо) от 17.08.2020 N 855, обязании выдать АО "Свинокомплекс "Уральский" документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду "Ферма N 1" (код 65-0166-000762-П) без норматива на отход образования отхода "Навоз свиней свежий" (код 1 12 510 01 33 3), обязании принять положительное решение и включить в документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду "Ферма N 1" (код 65-0166-000762-П) норматив на отход образования отхода "навоз свиней свежий" (код 1 12 510 01 33 3).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 20 января 2021 года в удовлетворении заявленных акционерным обществом "Свинокомплекс "Уральский" требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
Обжалуя решение суда, общество указывает, что заявитель использует свиной навоз (продукт жизнедеятельности свиней), образующийся в результате его хозяйственной деятельности, в качестве удобрения для собственных нужд. АО "Свинокомплекс "Уральский" разработаны технические условия и технологический регламент получения и применения удобрения, которые учитывают государственные и отраслевые стандарты, санитарно-гигиенические нормативы, получен сертификат соответствия. Преобразование навоза свиного в удобрение происходит естественным путем, не носит характер самостоятельного вида деятельности, переработка навоза в целях размещения получившегося удобрения на собственных полях общества не является предпринимательской деятельностью. Полученный комбикорм из выращенного зерна используется для кормления свиней АО "Свинокомплекс "Уральский". АО "Свинокомплекс "Уральский" не производит совокупность действий по сбору, транспортировке, утилизации навоза (помета), прибыли от такой деятельности не получает, и, соответственно, получение лицензии по обращению с опасными отходами такому предприятию не требуется (Письмо Министерства сельского хозяйства РФ от 11.08.2016 N ВА-14-27/8782). Таким образом, у заинтересованного лица не было оснований для отказа в предоставлении услуги по утверждению нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (приказ N855 от 17.08.2021).
Управление с доводами апелляционной жалобы не согласно по мотивам, указанным в письменном отзыве, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направили, что в силу части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, АО "Свинокомплекс "Уральский" обратилось в Управление с заявлением о выдаче документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение на объектах I категории, ферма 1 АО "Свинокомплекс "Уральский".
07.08.2020 в адрес АО "Свинокомплекс "Уральский" поступило уведомление от Управления о приостановлении предоставления государственной услуги N 02-02-21/13822 от 04.08.2020 (вх. от 07.08.2020 г. N 977), в котором сообщалось, что Управлением выявлены основания для приостановления предоставления государственной услуги по утверждению нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а именно выявлены неточность и неполнота сведений, содержащихся в проекте:
- в разделе "Сведения о предлагаемом ежегодном использовании навоза отходов и (или) обезвреживании отходов проекта отсутствуют сведения о предлагаемом ежегодном использовании и (или) обезвреживании отхода "навоз свиней свежий" (код 1 12 510 01 33 3), обоснование количества предлагаемого ежегодного использования и (или) обезвреживания отхода, сведения о номере и дате выдачи лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности;
- не соблюдено требование пункта 19 Методических указаний, согласно которому по каждому структурному подразделению (цеху, участку и другим объектам) информация по которым включена в ПНООЛР, предоставляются блок-схемы технологических процессов. На площадке Доращивания-1 отсутствует блок-схема по виду отхода "Светодиодные лампы, утратившие потребительские свойства".
- в разделе проекта "Приложения" не представлены материалы, подтверждающие количественные данные, используемые для расчета норматива образования отхода "Лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства", а именно: количество используемых ламп марки ДРЛ-125 в убойно-санитарном пункте.
- в таблице "предлагаемое суммарное ежегодное образование отходов" неверно указан норматив образования отхода "Мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный).
Управление уведомило заявителя о необходимости устранения выявленных нарушений и предоставления документов в течение 10 рабочих дней.
В ответ на уведомление заявитель направил в адрес Управления исправленный Проект ПНООЛР, а также пояснения по использованию навоза свиного (сопроводительное письмо от 12.08.2020 N ВС/13-б27, входящий номер от 13.08.2020 15977).
Управлением издан приказ от 17.08.2020 N 855 об отказе в предоставлении услуги по утверждению нормативов образования отходов и лимитов на их размещение по следующим основаниям: выявлены неточность и неполнота сведений, содержащихся в проекте, о чем заявитель уведомлен (уведомление от 04.08.2020 N 02-02-21/13822). Замечания к Проекту не устранены заявителем, а именно в разделе "Сведения о предлагаемом ежегодном использовании отходов и (или) обезвреживании отхода "навоз свиной свежий" проекта не представлены сведения о предлагаемом ежегодном использовании и (или) обезвреживании отхода "Навоз свиной свежий" (код 1 12 510 01 33 3), обоснование количества предлагаемого ежегодного использования и (или) обезвреживания отхода, сведения о номере и дате выдачи лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности (далее - лицензия), не устранено.
Непредставление заявителем документов (информации), отсутствие или ненадлежащее оформление которых, послужило основанием для приостановления государственной услуги.
Не согласившись с указанным приказом и позицией Управления, заявитель обратился в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, принимая решение, не установил оснований для удовлетворения заявленных требований.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отзыва на нее, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 198, статей 200, 201 АПК РФ для признания недействительным ненормативного правового акта, решения органа, осуществляющего публичные полномочия, должностных лиц, необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанным ненормативным правовым актом, решением прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (статья 65, часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определяет Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ).
Согласно статье 1 Федерального закона N 89-ФЗ под отходами производства и потребления понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с данным Федеральным законом; накоплением отходов признается временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования.
Согласно пункту 2 статьи 11 Федерального закона N 89-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства; вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов; соблюдать требования при обращении с группами однородных отходов; внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений, а также внедрять наилучшие доступные технологии; проводить инвентаризацию объектов размещения отходов в соответствии с правилами инвентаризации объектов размещения отходов, определяемыми федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды; проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами; соблюдать требования по предупреждению аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации; разрабатывать планы мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного характера, связанных с обращением с отходами, планы ликвидации последствий этих чрезвычайных ситуаций; в случае возникновения или угрозы аварий, связанных с обращением с отходами, которые наносят или могут нанести ущерб окружающей среде, здоровью или имуществу физических лиц либо имуществу юридических лиц, немедленно информировать об этом соответствующие федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.
Согласно пункту 1 статьи 14 Федерального закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минприроды России от 30.09.2011 N 792 утвержден Порядок ведения государственного кадастра отходов, в соответствии с пунктом 6 которого Федеральный классификационный каталог отходов включает перечень видов отходов, находящихся в обращении в Российской Федерации и систематизированных по совокупности классификационных признаков: происхождению, условиям образования (принадлежности к определенному производству, технологии), химическому и (или) компонентному составу, агрегатному состоянию и физической форме.
Исходя из Постановления Правительства Российской Федерации от 16.08.2013 N 712, с 01.08.2014 на отходы I - IV классов опасности, включенные в Федеральный классификационный каталог отходов, индивидуальные предприниматели и юридические лица составляют и утверждают паспорт по форме, утвержденной названным Постановлением. Копия паспорта, заверенного индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, а также копии документов, подтверждающих отнесение вида отхода к конкретному классу опасности, направляются в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления хозяйственной деятельности индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами способом, позволяющим определить факт и дату их получения, или вручаются ими под роспись.
Согласно статье 22 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N7-ФЗ) нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов определяются для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников в отношении загрязняющих веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ, установленный Правительством Российской Федерации, расчетным путем на основе нормативов качества окружающей среды, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций, с учетом фонового состояния компонентов природной среды (пункт 1). Расчет нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов производится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, планирующими строительство объектов I и II категорий (при проведении оценки воздействия на окружающую среду), а также осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории (пункт 2).
В соответствии с пунктом 1 статьи 24 указанного Федерального закона нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством.
Из материалов дела установлено, что общество обратилось с заявлением о выдаче Документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение на объектах I категории, ферма N 1 (код объекта 65-0166-000762-П, категория I) по адресу Свердловская обл., Камышловский район, п.Октябрьский, ул. Свободы, 3-1.
В проекте нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представленном заявителем, в подразделе 3.7 раздела 2 Сведения о хозяйственной и иной деятельности указанно, что в результате содержания животных на свинокомплексе, образуется отход жизнедеятельности свиней - "навоз свиней свежий" (код 1 12 510 01 33 3) в объеме 201500 т. в год.
Из проекта также следует, что в результате содержания свиней образуется продукт жизнедеятельности свиней (навоз), который является сырьем для производства удобрения, используется для выращивания зерновых культур. Навоз из помещения удаляется гидросмывом 3 раза в день. С помощью шнеков полужидкий навоз транспортируется в подземный навозоприемник-станцию перекачки навозных масс, откуда по мере накопления, с помощью насосов, поступает в инженерные сооружения (Лагуны).
Согласно ГОСТ 34103-2017 "Межгосударственный стандарт. Удобрения органические. Термины и определения" навозохранилище - сооружение для сбора, хранения, обеззараживания навоза, удаленного из животноводческого помещения. Лагуна для хранения бесподстилочного навоза - заглубленное в земле навозохранилище с гидроизоляцией из полимерных материалов.
В процессе перепревания отхода "навоз свиней свежий", его частичной минерализации и естественного биологического обеззараживания фактически образуется навоз свиней перепревший (в соответствии с федеральным классификационным каталогом отходов, код отхода "навоз свиней перепревший" 1 12 510 02 29 4), т.е. происходит изменение (понижение) класса опасности отхода.
Согласно сведениям, представленным в проекте, перепревший навоз является сырьем для производства удобрения органического на основе бесподстилочного навоза свиного, жижи навозной (далее - сырье для производства удобрения) ТУ 20.15.80-002-96411848-2019. Приготовление удобрения органического на основе бесподстилочного навоза свиного, жижи навозной из сырья для производства удобрения происходит в соответствии с технологическим регламентом использования подготовленного свиного навоза в качестве органического удобрения на сельскохозяйственных угодьях.
Исходя из Федерального закона от 19.07.1997 N 109-ФЗ "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами" агрохимикаты - удобрения химического или биологического происхождения, химические мелиоранты, кормовые добавки, предназначенные для питания растений, регулирования плодородия почв и подкормки животных.
В соответствии со статьей 3 названного Закона допуском к обороту (ввоз в Российскую Федерацию, вывоз из Российской Федерации, производство, реализация, реклама, применение, хранение, транспортировка, уничтожение) пестицидов и агрохимикатов является их государственная регистрация с последующим внесением в Каталог.
Сведения об агрохимикате "удобрение органическое на основе бесподстилочного навоза свиного, жижи навозной", изготовленном на объекте ферма N 1 общества, отсутствуют в Государственном каталоге пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории Российской Федерации. Каталог размещен в сети Интернет (http://www.mcx.ru) является общедоступной информацией. Таким образом, удобрение органическое на основе бесподстилочного навоза свиного, жижи навозной, изготовленное обществом, не имеет допуска к обороту на территории Российской Федерации, а значит, не может применяться в качестве агрохимиката.
Таким образом, суд пришел к правильному выводу, что в Проекте отсутствуют сведения о предлагаемом ежегодном использовании и (или) обезвреживании отхода "навоз свиней свежий" (код 1 12 510 01 33 3), его предполагаемого ежегодного использования и (или) обезвреживания отхода, сведения о номере и дате выдачи лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
На основании пунктов 66, 86 Административного регламента Росприроднадзора предоставления государственной услуги по утверждению нормативов образования отходов и лимитов на их размещение применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности, утвержденного приказом Росприроднадзора от 17.04.2020 N 437, Управление уведомлением от 04.08.2020 за N 02-02-21/13822 сообщило обществу о необходимости устранения в течение 10 рабочих дней выявленных нарушений и предоставления дополнительных документов.
Поскольку фактически выявленные нарушения устранены не были, Управление, руководствуясь пунктами 29, 88 Административного регламента, издан приказ об отказе в предоставлении государственной услуги по утверждению нормативов образования отходов и лимитов на их размещение от 17.08.2020 N 855.
То обстоятельство, что навоз свиней свежий является сырьем для получения органического удобрения в соответствии с ТУ 20.15.80-002-96411848-2020 "Сырье для производства удобрения органического на основе бесподстилочного навоза свиного, жижи навозной" не опровергает факт образования в процессе деятельности хозяйствующего субъекта спорного отхода и не освобождает хозяйствующих субъект от исполнения установленных действующим законодательством обязанностей (определение Верховного Суда РФ от 27.05.2020 N 309-ЭС20-6698 по делу NА60-13545/2019).
Факт того, что общество использует "навоз свиной" в виде органического удобрения в соответствии с полученным сертификатом, не опровергает факт образования в процессе деятельности общества спорного отхода и не освобождает общество от исполнения установленных действующим законодательством обязанностей.
Общество в силу пункта 5 статьи 11, статьи 27 Федерального закона N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" обязано получить положительное заключение государственной экологической экспертизы федерального уровня, на самостоятельно разработанные ТУ 20.15.80-003-96411848-2020 "Сырье для производства удобрения органического на основе бесподстилочного навоза свиного, жижи навозной", ТУ 20.15.80-002-96411848-2019 "Удобрение органическое на основе бесподстилочного навоза свиного, жижи навозной" и сертификаты соответствия от 14.05.2020 N 0475257 и N 0475258.
Материалами дела подтверждается, что в процессе производственной деятельности, у общества имеются предусмотренные действующим законодательством обязанности по учету в инвентаризации отходов всех видов отходов производства и потребления, установлению нормативов образования и лимита на размещение на все виды образующих и размещаемых/накапливаемых отходов производства и потребления, а также по составлению паспорта опасных отходов образующихся в производственной деятельности на отхода "навоз свиней свежий" (код 1 12 510 01 33 3).
Согласно доводам общества, получаемое в результате жизнедеятельности свиней вещество является не отходом производства - навозом, а продукцией предприятия - удобрением, который в дальнейшем подлежит размещению на собственных полях.
Таким образом, общество не отрицает наличие факта образования отхода "навоза свиней свежий", но полагает, что навоз свиней свежий не является отходом производства, а используется для производства органического удобрения.
Вместе с тем, довод заявителя о том, что "навоз свиней свежий" относится к удобрениям животного происхождения и при наличии действующего сертификата на органическое удобрение у общества отсутствует обязанность по установлению лимитов на данный отход, отклонен судом правомерно, поскольку приказ касается образующихся в процессе деятельности предприятия отходов, а не готовой продукции. Наличие у общества упомянутого сертификата не означает само по себе, что в деятельности общества не образуются спорные отходы производства.
Доводы общества со ссылкой на письмо МПР РФ N 19/4339 от 10.10.2017 "О государственной регистрации пестицидов и агрохимикатов" не приняты судом, поскольку указанное письмо данное письмо не отменяет и не изменяет вышеуказанные требования Федерального закона N 89-ФЗ и Федерального закона N 7-ФЗ, носит информационно-разъяснительный характер, поскольку не является нормативным правовым актом.
Кроме того, решением Свердловского областного суда от 14.02.2018 по делу N 73-40/2018 оставлено в силе постановление органов Роспотребназора о назначении административного наказания по статье 6.3 КоАП РФ в отношении ООО "Свинокомплекс "Полевской", где отвергнуты доводы общества, что навоз свиной свежий отходом производства не является, а используется предприятием в качестве промежуточного продукта для собственных нужд как удобрение органическое.
Исходя из решения областного суда, навоз свиной отвечает понятию отхода, данному в статье 1 Федерального закона N 89-ФЗ, включен в Федеральный классификационный каталог отходов и является отходом, а его вовлечение в хозяйственный оборот не освобождает общество от обязанности соблюдать санитарные правила и гигиенические нормы, что не противоречит разъяснениям Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 24.05.2016.
Таким образом, нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя апелляционной жалобы в порядке статьи 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 20 января 2021 года по делу N А60-53448/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Свинокомплекс "Уральский" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
И.В. Борзенкова |
Судьи |
Н.М. Савельева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-53448/2020
Истец: АО СВИНОКОМПЛЕКС УРАЛЬСКИЙ
Ответчик: УРАЛЬСКОЕ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ