г. Чита |
|
07 апреля 2021 г. |
дело N А78-1014/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 марта 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 апреля 2021 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Никифорюк Е.О., Монаковой О.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Селивановой Т.Э.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, цифровизации и связи Забайкальского края на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 25 января 2021 года по делу N А78-1014/2020 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Водоканал" (ОГРН 1147538000334, ИНН 7531006959) к Министерству жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, цифровизации и связи Забайкальского края (ОГРН 1197536003972, ИНН 7536176880) о признании незаконным решения, оформленного в виде приказа от 24 декабря 2019 года N 226-р, и об обязании принять решение о предоставлении субсидии за счет средств областного бюджета в целях возмещения недополученных доходов в связи с оказанием услуг в сфере водоснабжения, водоотведения на основании заявки, поданной 4 декабря 2019 года, в сумме 7 973 949,35 рублей,
в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвуют Региональная служба по тарифам и ценообразованию Забайкальского края (ОГРН 1087536008790, ИНН 7536095977) и Министерство финансов Забайкальского края (ОГРН 1087536008108, ИНН 7536095230),
в отсутствие в судебном заседании представителей участвующих в деле лиц,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Водоканал" (далее - заявитель, ООО "Водоканал" или общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Министерству жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, цифровизации и связи Забайкальского края (далее также - Министерство или МинЖКХ) о признании незаконным решения, оформленного в виде приказа от 24 декабря 2019 года N 226-р, и об обязании принять решение о предоставлении субсидии за счет средств областного бюджета в целях возмещения недополученных доходов в связи с оказанием услуг в сфере водоснабжения, водоотведения на основании заявки, поданной 4 декабря 2019 года, в сумме 7 973 949,35 рублей.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 25 января 2021 года заявленные предприятием требования удовлетворены.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое решение не соответствует положениям Бюджетного кодекса, а также нарушает права и законные интересы ООО "Водоканал".
Не согласившись с указанным решением, Министерство обжаловало его в апелляционном порядке.
Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, как незаконного, принятого при неправильном применении норм материального права и норм процессуального права.
Предприятие в представленном отзыве на апелляционную жалобу выразило согласие с решением суда первой инстанции.
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), что подтверждается отчетом о публикации на официальном сайте Арбитражных судов Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ООО "Водоканал" зарегистрировано в качестве юридического лица 16 сентября 2014 года, ему присвоен основной государственный регистрационный номер 1147538000334, о чем выдано свидетельство серии 75 N 002306794 (т. 1, л.д. 21).
Согласно статье 4 Устава общества (т. 1, л.д. 22-37) основными и определяющими видами деятельности последнего являются, в том числе, производство подъема артезианскими скважинами первого подъема городского водовода и водокачек города и предоставление питьевой воды предприятиям, учреждениям, организациям и населению города; производство выработки тепловой энергии собственными котельными для собственных нужд, обеспечение бесперебойного функционирования котельных.
15 декабря 2019 года в адрес МинЖКХ обществом представлена заявка N 1 от 4 декабря 2019 на получение субсидии в целях финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) и передачей тепловой энергии, холодной воды, горячей воды и водоотведением в размере 8 021 225,18 рублей (т. 1, л.д. 89-90, 97-98) со ссылкой на поквартальную разбивку объема недополученных доходов в связи с оказанием услуг в сфере водоснабжения и водоотведения в разрезе кварталов 2019 года (т. 2, л.д. 16).
24 декабря 2019 года МинЖКХ издан приказ N 226-р об отказе в предоставлении субсидии Обществу на основании подпункта 4 пункта 17 Порядка предоставления из бюджета Забайкальского края субсидий юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 25.10.2018 N 457 (далее - Порядок N 457), по причине недостаточности бюджетных ассигнований, предусмотренных уполномоченному органу в бюджетной росписи на текущий финансовый год на цели, указанные в пункте 2 Порядка N 457 (т. 1, л.д. 99).
В письме от 26 декабря 2019 года N 13-4329 (т. 1, л.д. 100) МинЖКХ сообщило обществу о принятом решении.
Впоследствии 27 декабря 2019 года МинЖКХ принято распоряжение N 232-р о предоставлении ООО "Водоканал" субсидии в целях финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) и передачей тепловой энергии, холодной воды, горячей воды и водоотведением в размере 47 275,83 рублей (т. 2, л.д. 7-8).
Платежным поручением N 14362 от 30 декабря 2019 года (т. 2, л.д. 9) денежные средства в размере 47 275,83 рублей перечислены на расчетный счет общества.
Не согласившим с решением МинЖКХ об отказе в предоставлении субсидии в оставшейся части суммы по поданной заявке, общество обратилось с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции, в связи со следующим.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, а также проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Бюджетный кодекс Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс) устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации, порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, порядок применения бюджетных мер принуждения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Бюджетного кодекса отношения, возникающие в процессе осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым Бюджетным кодексом.
В силу статьи 69 Бюджетного кодекса к бюджетным ассигнованиям относятся ассигнования на предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам.
Согласно статье 78 Бюджетного кодекса субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг (пункт 1); субсидии предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации (подпункт 2 пункта 2).
В статье 11 Закона Забайкальского края от 25.12.2018 N 1668-ЗЗК "О бюджете Забайкальского края на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов" предусмотрено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, зарегистрированным и осуществляющим свою деятельность на территории Забайкальского края, в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг предоставляются за счет средств бюджета края на безвозмездной и безвозвратной основе в следующих случаях: осуществления деятельности в сфере жилищно-коммунального хозяйства на территории Забайкальского края, реализации мероприятий по обеспечению источниками тепло-, энерго-, водоснабжения и водоотведения объектов, строящихся в процессе реализации государственных программ и проектов.
Исходя из взаимосвязанных положений статей 69 и 78 Бюджетного кодекса, субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам - производителям товаров, работ и услуг являются безвозмездными и безвозвратными бюджетными ассигнованиями, имеющими целевой характер - возмещение недополученных доходов и (или) финансовое обеспечение (возмещение) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг хозяйствующими субъектами.
На основании пунктов 2 и 3 статьи 78 Бюджетного кодекса субсидии предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных законами (решениями) о бюджете и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами, в которых определяются цели предоставления субсидий и критерии отбора лиц, имеющих право на получение субсидий.
При этом нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации (пункт 3 статьи 78).
В частности, такие требования установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2016 N 887 "Об общих требованиях к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг" (действовало до 2 октября 2020 года).
Правила предоставления субсидий из бюджета Забайкальского края организациям и индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, с 1 января 2019 года регулируются Порядком N 457.
Так, пунктом 2 Порядка N 457 установлено, что субсидии из бюджета Забайкальского края ресурсоснабжающим организациям предоставляются уполномоченным органом в пределах доведенных ему в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации в целях:
1) возмещения недополученных доходов за текущий финансовый год в связи с государственным регулированием тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение (далее - недополученные доходы 1) и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат ресурсоснабжающих организаций в связи с производством (реализацией) и передачей тепловой энергии, холодной воды, горячей воды и водоотведением (далее - затраты 1);
2) возмещения недополученных доходов за текущий финансовый год, вызванных применением для группы потребителей "население" нормативов потребления тепловой энергии на нужды отопления, не соответствующих фактическим нормативам потребления (далее - недополученные доходы 2), и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат ресурсоснабжающих организаций в связи с применением для группы потребителей "население" нормативов потребления тепловой энергии на нужды отопления, не соответствующих фактическим нормативам потребления (далее - затраты 2).
Размер субсидии на возмещение недополученных доходов 1 определяется как разница между суммой экономически обоснованных расходов, рассчитанных Региональной службой по тарифам и ценообразованию Забайкальского края (далее - Служба) при утверждении тарифов на соответствующий период, и суммарной величиной валовой выручки по всем группам потребителей, определенных по утвержденным Службой тарифам.
Размер субсидии на финансовое обеспечение (возмещение) затрат 1 и (или) затрат 2 определяется уполномоченным органом исходя из бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете Забайкальского края на цели, указанные в пункте 2 настоящего Порядка, на текущий финансовый год, но не должен превышать размера субсидии на возмещение недополученных доходов 1 и (или) субсидии на возмещение недополученных доходов 2, определенных Службой. Размер субсидий, предоставленных ресурсоснабжающей организации по заключенным в соответствии с пунктами 18, 19 настоящего Порядка договорам, не может превышать величину недополученных доходов 1, недополученных доходов 2, определенных Службой для такой организации (пункт 4).
Получателями субсидий являются ресурсоснабжающие организации, оказывающие услуги теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, в соответствии с требованиями действующего законодательства в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, с использованием объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, в том числе централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем (далее - объекты коммунальной инфраструктуры), эксплуатируемых на законных основаниях, при наличии у ресурсоснабжающих организаций в текущем финансовом году недополученных доходов 1 и (или) недополученных доходов 2 (пункт 5).
Для получения субсидий ресурсоснабжающие организации подают в уполномоченный орган заявки на получение субсидии по формам согласно приложениям N 1-1(1) к настоящему Порядку: 1) на возмещение недополученных доходов 1 и (или) недополученных доходов 2 за I-III кварталы текущего года - ежеквартально не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом; 2) на финансовое обеспечение (возмещение) затрат 1 и (или) затрат 2 - ежемесячно не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, а за IV квартал текущего года - не позднее 20-го октября текущего года (пункт 8).
Уполномоченный орган рассматривает представленные заявки на получение субсидии и документы, указанные в пунктах 9-10, 12, 13 настоящего Порядка, на соответствие требованиям, предусмотренным пунктами 5, 6, 8-13 настоящего Порядка, и не позднее последнего рабочего дня месяца, в котором они были представлены, принимает решение о предоставлении субсидии либо об отказе в предоставлении субсидии (пункт 9).
В случае принятия решения об отказе в предоставлении субсидии уполномоченный орган в течение 5 рабочих дней со дня его принятия направляет ресурсоснабжающей организации посредством электронной или факсимильной связи или почтовым отправлением письменное уведомление с обоснованием причин отказа.
Отказ в предоставлении ресурсоснабжающей организации субсидий может быть обжалован в соответствии с действующим законодательством (пункт 16).
Согласно пункту 17 Порядка N 457 основанием для отказа в предоставлении ресурсоснабжающим организациям субсидий является, в том числе, недостаточность бюджетных ассигнований, предусмотренных уполномоченному органу в бюджетной росписи на текущий финансовый год на цели, указанные в пункте 2 настоящего Порядка.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 15 декабря 2019 года в адрес МинЖКХ обществом представлена заявка N 1 от 4 декабря 2019 на получение субсидии в целях финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) и передачей тепловой энергии, холодной воды, горячей воды и водоотведением в размере 8 021 225,18 руб. (т. 1, л.д. 89-90, 97-98) со ссылкой на поквартальную разбивку объема недополученных доходов в связи с оказанием услуг в сфере водоснабжения и водоотведения в разрезе кварталов 2019 года (т. 2, л.д. 16).
Общество и его заявка соответствовали требованиям, предъявляемым Порядком N 457, что также неоднократно подтверждено представителем МинЖКХ в судебных заседаниях в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции.
Однако 24 декабря 2019 года МинЖКХ издан приказ N 226-р об отказе в предоставлении субсидии обществу на основании подпункта 4 пункта 17 Порядка N 457 по причине недостаточности бюджетных ассигнований, предусмотренных уполномоченному органу в бюджетной росписи на текущий финансовый год на цели, указанные в пункте 2 Порядка N 457 (т. 1, л.д. 99).
В письме от 26 декабря 2019 года N 13-4329 (т. 1, л.д. 100) МинЖКХ сообщило обществу о принятом решении.
Впоследствии 27 декабря 2019 года МинЖКХ принято распоряжение N 232-р о предоставлении ООО "Водоканал" субсидии в целях финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) и передачей тепловой энергии, холодной воды, горячей воды и водоотведением в размере 47 275,83 руб. (т. 2, л.д. 7-8).
Платежным поручением N 14362 от 30 декабря 2019 года (т. 2, л.д. 9) денежные средства в размере 47 275,83 рублей перечислены на расчетный счет общества.
При этом, как установлено судом первой инстанции, приказ МинЖКХ от 24 декабря 2019 года N 226-р об отказе в предоставлении субсидии обществу не отменен и продолжает действовать.
Таким образом, является правомерным вывод суда первой инстанции, что фактически обществу отказано в предоставлении субсидии по заявке N 1 от 4 декабря 2019 года на сумму 7 973 949,35 рублей в связи с отсутствием бюджетных ассигнований, предусмотренных уполномоченному органу в бюджетной росписи на текущий финансовый год.
Тарифы на тепловую энергию, услуги водоснабжения и водоотведения подлежат государственному регулированию.
Размер платы за услуги водоснабжения и водоотведения, оказываемые ООО "Водоканал" в Забайкальском крае, устанавливается в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации на основании решений и заключений РСТ Забайкальского края.
Из-за установления ФСТ России на федеральном уровне предельных индексов изменения (повышения) тарифов на коммунальные услуги для потребителей категории "население" РСТ Забайкальского края ежегодно определяет для истца два вида тарифов - экономически обоснованный и подлежащий применению ("заниженный").
В итоге общество ежегодно недополучает часть доходов от услуги водоснабжения и водоотведения - в виде разницы между экономически обоснованным тарифом и установленным (подлежащим применению) тарифом.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 6 декабря 2013 года N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей", если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса (далее - межтарифная разница), предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь. Возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), поэтому субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение.
При этом данным публично-правовым образованием должна быть установлена компенсация потерь ресурсоснабжающей организации, вызванных межтарифной разницей.
Если такие потери не были полностью или в части компенсированы, в том числе по причине того, что названная компенсация не предусмотрена или предусмотрена в недостаточном размере, для их взыскания в пользу ресурсоснабжающей организации за счет бюджета соответствующего публично-правового образования оспаривание акта об установлении тарифа не требуется.
Таким образом, субсидии в целях возмещения недополученных доходов за текущий финансовый год в связи с государственным регулированием тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение (недополученные доходы 1) и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат ресурсоснабжающих организаций в связи с производством (реализацией) и передачей тепловой энергии, холодной воды, горячей воды и водоотведением (затраты 1) носят обязательный характер.
Обязательный характер спорных субсидий также подтвердила представитель МинЖКХ в судебных заседаниях 12 и 18 января 2021 года (аудиозаписи судебных заседаний).
В свою очередь, судебная практика исходит из того, что по смыслу приведенных положений законодательства использование юридической конструкции субсидий позволяет государству оказывать финансовую поддержку хозяйствующим субъектам в виде предоставления денежных средств на безвозмездной и безвозвратной основе в тех случаях, когда это необходимо для решения публично значимых задач. При этом природа стимулирующих субсидий как финансовой поддержки, предоставляемой в силу усмотрения публичной власти, а не ее обязанностей, означает, что участники хозяйственного оборота по общему правилу не вправе требовать от публично-правового образования (его уполномоченных органов) принятия решения о предоставлении субсидии, равно как не вправе требовать выплаты стимулирующих субсидий при фактическом отсутствии в бюджете денежных средств на эти бюджетные ассигнования, либо при исчерпании выделенных средств (определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 6 декабря 2018 года N 305-ЭС18-13693).
Однако в отличие от субсидий стимулирующего характера, в случаях, когда обязательность компенсации затрат (неполученных доходов) отдельным категориям хозяйствующих субъектов в форме предоставления субсидий установлена законодательством и обусловлена ограничением свободы предпринимательской деятельности таких субъектов, решение вопроса о предоставлении субсидии не является предметом усмотрения публично-правового образования, и право на получение субсидии в случае его нарушения подлежит судебной защите (определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 31 января 2019 года N 305-ЭС18-17266).
Более того, в пункте 33 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17 июля 2019 года, прямо разъяснено, что само по себе исчерпание выделенных лимитов бюджетных обязательств не может служить законным основанием для отказа в предоставлении субсидий, если обязательность компенсации затрат (недополученных доходов) отдельным категориям хозяйствующих субъектов в форме предоставления субсидий установлена законодательством.
Исчерпание выделенных лимитов бюджетных обязательств в ситуации, когда осуществление соответствующих выплат из бюджета является обязанностью публичноправового образования, является не основанием для отказа в осуществлении таких выплат, а обязывает главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств использовать предусмотренные подпунктом 6 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса полномочия по изменению лимитов текущего финансового года и формированию лимитов в достаточном размере на очередной финансовый год.
Как правильно указал суд первой инстанции, то обстоятельство, что в подпункте 4 пункта 17 Порядка N 457 в качестве основания для отказа в предоставлении ресурсоснабжающим организациям субсидий указано на недостаточность бюджетных ассигнований, предусмотренных уполномоченному органу в бюджетной росписи на текущий финансовый год на цели, указанные в пункте 2 настоящего Порядка, не опровергает обязательного характера рассматриваемой субсидии и приведенных выше разъяснений Верховного Суда Российской Федерации.
Кроме того, ранее уже отмечалось, что в силу пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.
Такие требования установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2016 N 887 "Об общих требованиях к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг" (действовало до 2 октября 2020 года) (далее - Общие требования N 887).
Согласно подпункту "б" пункта 2 Общих требований N 887 нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации (уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов), нормативные правовые акты высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или акты уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальные правовые акты местной администрации или акты уполномоченных ею органов местного самоуправления, устанавливающие порядок предоставления из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации субсидий получателям субсидий, принимаемые в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации в случаях и порядке, которые предусмотрены законом (решением) о соответствующем бюджете бюджетной системы Российской Федерации (далее - правовые акты), содержат, в том числе, условия и порядок предоставления субсидий.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 4 Общих требований N 887 при определении условий и порядка предоставления субсидий указываются основания для отказа получателю субсидии в предоставлении субсидии:
- несоответствие представленных получателем субсидии документов требованиям, определенным подпунктом "а" настоящего пункта, или непредставление (предоставление не в полном объеме) указанных документов;
- недостоверность представленной получателем субсидии информации;
- иные основания для отказа, определенные правовым актом (при необходимости).
При этом подпункт "в (1)" пункта 4 названных требований предписывает указывать порядок предоставления субсидии в очередном финансовом году получателю субсидии, соответствующему категориям и (или) критериям отбора, указанным в подпункте "г" пункта 3 настоящего документа, в случае невозможности ее предоставления в текущем финансовом году в связи с недостаточностью лимитов бюджетных обязательств, указанных в подпункте "в" пункта 3 настоящего документа, без повторного прохождения проверки на соответствие указанным категориям и (или) критериям отбора (при необходимости).
Поскольку Общими требованиями N 887 предусмотрен порядок предоставления субсидии в очередном финансовом году получателю субсидии в случае невозможности ее предоставления в текущем финансовом году в связи с недостаточностью лимитов бюджетных обязательств, принятие окончательного решения по поступившей заявке об отказе в предоставлении субсидии по таким причинам (недостаточность бюджетных ассигнований) недопустимо.
В тоже время действующий на территории Забайкальского края Порядок N 457 в случае недостаточности бюджетных ассигнований в текущем финансовом году допускает принимать решение только в виде отказа в предоставлении субсидии и не содержит порядок предоставления субсидии в очередном финансовом году ее получателю, что по существу лишает соответствующее лицо (в данном случае ООО "Водоканал") права на возмещение стоимости оказанных услуг.
В результате общество вынуждено нести бремя частичного финансирования мероприятий, связанных с недополучением части доходов от услуги водоснабжения и водоотведения - в виде разницы между экономически обоснованным тарифом и установленным (подлежащим применению) тарифом, без какого-либо возмещения понесенных затрат.
Однако, как правильно указал суд, в силу изложенного выше субъект Российской Федерации не вправе в одностороннем порядке отказываться от установленной законом обязанности.
Доводы МинЖКХ и Минфина о том, что подпункт 4 пункта 17 Порядка N 457 не признан в установленном законом порядке недействительным, судом первой инстанции правомерно отклонены, как необоснованные и не влияющие на выводы по существу заявленных требований, поскольку в пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" прямо разъяснено, что согласно абзацу тринадцатому статьи 12 Гражданского кодекса при рассмотрении споров, связанных с защитой гражданских прав, суд не применяет противоречащий закону акт государственного органа или органа местного самоуправления независимо от признания этого акта недействительным.
Кроме того, вопреки положениям части 1 статьи 19 Конституции Российской Федерации, общество фактически поставлено в неравное положение по сравнению с иными хозяйствующими субъектами, осуществляющими оказание таких же услуг и получивших возмещение их стоимости из бюджета Забайкальского края при том, что обстоятельств, которые бы свидетельствовали о нарушении обществом порядка предоставления субсидии, установленного Правительством Забайкальского края (Порядка N 457), уполномоченным органом (МинЖКХ) не установлены (ООО "Водоканал" соответствует критериям получателя субсидии, заявка поступила в установленный срок и содержала всю необходимую информацию).
О соблюдении ООО "Водоканал" Порядка N 457 также свидетельствует последующее частичное предоставление субсидии по заявке на сумму 47 275,83 рублей.
При этом судом первой инстанции установлено противоречивое поведение МинЖКХ, как главного распорядителя бюджетных средств, с точки зрения соблюдения процедуры принятия решения о предоставлении субсидии согласно Порядку N 457, которое, не отменяя приказ от 24 декабря 2019 года N 226-р об отказе в предоставлении субсидии обществу, через три дня принимает другое решение в форме иного документа - распоряжение от 27 декабря 2019 года N 232-р о предоставлении субсидии в размере 47 275,83 рублей. В то время как Порядком N 457 предусмотрено принятие одного решения: предоставить субсидию или отказать в ее предоставлении.
Доводы МинЖКХ и Минфина о том, что общество вправе в порядке искового производства обратиться в суд с исковым заявлением о взыскании с Забайкальского края за счет казны Забайкальского края неполученной субсидии в виде убытков, судом первой инстанции также правомерно отклонены, поскольку пунктом 16 Порядка N 457 прямо предусмотрена возможность обжалования отказа в предоставлении ресурсоснабжающей организации субсидий в соответствии с действующим законодательством.
Следовательно, наличие у общества права на обращение в арбитражный суд с исковым заявлением о взыскании недополученных доходов не препятствует реализации его права на получение субсидии в административном порядке.
Оценив представленные сторонами доказательства с учетом требований статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что оспариваемое решение МинЖКХ от 24 декабря 2019 года N 226-р не соответствует положениям Бюджетного кодекса, а также нарушает права и законные интересы ООО "Водоканал".
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 АПК Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов органов, осуществляющих публичные полномочия, должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Таким образом, по мнению суда апелляционной инстанции, суд первой инстанции в соответствии со статьей 71 АПК РФ дал полную и всестороннюю оценку имеющимся в деле доказательствам в их взаимосвязи и совокупности и пришел к обоснованному выводу об удовлетворении требований заявителя.
При таких фактических обстоятельствах и правовом регулировании у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 25 января 2021 года по делу N А78-1014/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путем подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
Председательствующий судья |
Сидоренко В.А. |
Судьи |
Никифорюк Е.О. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-1014/2020
Истец: ООО "Водоканал"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА, ЭНЕРГЕТИКИ, ЦИФРОВИЗАЦИИ И СВЯЗИ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
Третье лицо: Министерство финансов Забайкальского края, Региональная служба по тарифам и ценообразования Забайкальского края