Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 1 июля 2021 г. N Ф04-2931/21 настоящее постановление оставлено без изменения
город Омск |
|
07 апреля 2021 г. |
Дело N А70-12438/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 марта 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 апреля 2021 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сидоренко О.А.,
судей Воронова Т.А., Грязниковой А.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Зинченко Ю.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-1450/2021) общества с ограниченной ответственностью "Тюменское экологическое объединение" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 24.12.2020 по делу N А70-12438/2020, принятое по иску общества с ограниченной ответственностью "Тюменское экологическое объединение" (ОГРН 1147232024455, ИНН 7204205739) к муниципальному учреждению Администрация Ивановского сельского поселения (ОГРН 1057200301894, ИНН 7207004318) о взыскании задолженности по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с юридическим лицом собственником/владельцем нежилого помещения/объекта от 01.01.2019 N ТО02КО0001000137,
при участии в судебном заседании представителя общества с ограниченной ответственностью "Тюменское экологическое объединение" - Половодовой Е.Ю. (по доверенности от 18.02.2021),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Тюменское экологическое объединение" (далее - истец, ООО "ТЭО", общество) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 (далее - АПК РФ), к муниципальному учреждению Администрация Ивановского сельского поселения (далее - ответчик, Администрация) о взыскании задолженности по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с юридическим лицом-собственником/владельцем нежилого помещения/объекта от 01.01.2019 N ТО02КО0001000137 в размере 8 569 руб. 85 коп. основного долга за период январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, сентябрь, октябрь 2019 года, 1 024 руб. 07 коп. неустойки за период с 12.02.2019 по 26.08.2020, а также неустойку, начисленную на задолженность в размере 8 569 руб. 85 коп., исходя из 1/130 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день фактической оплаты, начиная с 27.08.2020 и по день фактической оплаты долга.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 24.12.2020 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "ТЭО" обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
В обоснование жалобы её податель приводит следующие доводы: новые объекты "кладбища" включены в договор дополнительным соглашением в августе 2019 года с указанием даты начала оказания услуг - 01.01.2019; вывод суда о том, что наличие действующего договора, предусматривающего только один адрес места (площадки) складирования ТКО, а также отсутствие заключенного между сторонами дополнительного соглашения, устанавливающего иные места складирования ТКО за спорный период, освобождает от оплаты оказанных истцом услуг по объектам, принадлежащим ему на праве собственности в силу закона, является необоснованным; ответчик является собственником ТКО и обязан их складировать в специально оборудованные контейнеры, при отсутствии своих - в любые общедоступные; вывоз отходов осуществлялся с ближайших контейнеров регулярно, о чем свидетельствуют путевые листы и выписки из системы ГЛОНАСС; ответчик документов, подтверждающих фактическое оказание услуг по сбору и транспортировке ТКО уполномоченными на то сторонними третьими лицами, не представил.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Администрация, надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного заседания, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечила, в связи с чем суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в порядке статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ в отсутствие представителя указанного лица по имеющимся в деле доказательствам.
В судебном заседании представитель ООО "ТЭО" поддержал доводы и требования апелляционной жалобы, считая решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным, просил его отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, заслушав явившегося в судебное заседание представителя истца, установил следующие обстоятельства.
Фактические обстоятельства дела свидетельствуют о том, что 01.01.2019 между ООО "ТЭО" (региональный оператор) и муниципальным учреждением Администрации Ивановского сельского поселения (потребитель) заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с юридическим лицом-собственником/владельцем нежилого помещения/объекта N ТО02КО0001000137, по условиям которого региональный оператор обязуется оказывать потребителю услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами в объеме и в месте, которые определены в договоре, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (далее - тариф) (пункт 1 договора).
Согласно пункту 2 договора объем твердых коммунальных отходов, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных отходов, и периодичность вывоза твердых коммунальных отходов, а также информация о размещении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и подъездных путей к ним определяются согласно приложению к договору.
Способ складирования твердых коммунальных отходов - в контейнеры, в том числе, крупногабаритных отходов - на специальных площадках складирования крупногабаритных отходов, при отсутствии специальных площадок - по заявке (пункт 3 договора).
Дата начала оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с 01.01.2019 при условии установления тарифа (пункт 4 договора).
Сроки и порядок оплаты по договору установлены разделом II договора.
Пунктом 18 договора предусмотрено, что в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате настоящего договора региональный оператор вправе потребовать от потребителя уплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования от суммы задолженности за каждый день просрочки.
В материалы дела представлено приложение N 1 к договору, подписанное сторонами: "Объем и место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов" (т. 1 л.д. 48), согласно которому объектом значится нежилое помещение (контора), адрес: 627048, Тюменская область, Ялуторовский район, с. Ивановка, ул. Малая, д. 14, способ расчета объема согласован по нормативу.
Дополнительным соглашением от 02.09.2019, подписанным со стороны истца, изложено приложение N 1 к спорному договору в следующей редакции: наименование объекта нежилое помещение (контора), адрес: 627048, Тюменская область, Ялуторовский район, с. Ивановка, ул. Малая, д. 14, способ расчета объема согласован по нормативу; наименование объекта - кладбище, адрес: 627048, Тюменская область, Ялуторовский район, с. Ивановка, способ расчета объема согласован по нормативу; наименование объекта - кладбище, адрес: 627043, Тюменская область, Ялуторовский район, д. Малая Тихвина, способ расчета объема согласован по нормативу (т.1 л.д. 49-50).
Из пояснений истца следует, что в период январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, сентябрь, октябрь 2019 года им надлежащим образом исполнены обязательства по договору. В подтверждение истцом представлены счета, универсальные передаточные документы, путевые листы, сведения ГЛОНАСС за данный период.
Письмом от 14.05.2020 N 4741 истец сообщил ответчику о том, что на основании спорного договора объектами потребителя по обращению с твердыми коммунальными отходами являются: 627048, Тюменская область, Ялуторовский район, с. Ивановка, ул. Малая, д. 14; 627048, Тюменская область, Ялуторовский район, с. Ивановка, кладбище; 627043, Тюменская область, Ялуторовский район, д. Малая Тихвина, кладбище.
В порядке досудебного урегулирования спора истец направил в адрес ответчика претензию от 18.11.2019 N И-ПД-ТЭО-2019-7934 с требованием в добровольном порядке произвести оплату задолженности (т. 2 л.д. 16).
Поскольку в добровольном порядке оплата ответчиком в полном объеме не произведена, истец обратился в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ предоставленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями статей 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), признал недоказанным факт оказания спорных услуг ООО "ТЭО" ответчику и пришел к выводу об отсутствии оснований для возникновения у Администрации обязательств по оплате спорных услуг.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции находит его подлежащим отмене на основании следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В силу пункта 1 статьи 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Статьей 783 ГК РФ предусмотрено, что к договору возмездного оказания услуг применяются общие положения о подряде, если это не противоречит статьям 779 - 782 кодекса, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.
Согласно статье 720 ГК РФ основанием для оплаты выполненных работ является факт принятия результата работ, доказательством передачи результата работ является акт приема-передачи или иной приравненный к нему документ.
Сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляется актом, подписанным обеими сторонами (пункт 4 статьи 753 ГК РФ).
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 8 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 51 от 24.01.2000 "Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда", применяемого в рассматриваемом случае по аналогии, основанием для возникновения обязательства заказчика по оплате выполненных работ является сдача результата работ заказчику.
В подтверждение факта оказания услуг ООО "ТЭО" представило односторонние универсальные передаточные документы (УПД) за спорный период.
В соответствии с пунктом 8 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" (далее - Закон N 458-ФЗ), обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 01.01.2019 года.
Исключением (в части даты наступления обязательности исполнения установленной законом схемы обращения с ТКО) является случай несостоявшегося конкурсного отбора или досрочного прекращения деятельности регионального оператора, которое не может быть компенсировано органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (пункты 6, 7 статьи 29.1 Закона N 89-ФЗ). Тогда обязательные правила указанного Закона о сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации, обезвреживании, хранении, захоронении ТКО региональными операторами вступают в силу не позднее 01.01.2020.
В соответствии с пунктом 6 статьи 23 Закона N 458-ФЗ договоры, заключенные собственниками ТКО на сбор и вывоз ТКО, действуют до заключения договора с региональным оператором по обращению с ТКО.
Целью изменения регулирования порядка обращения с ТКО являлось, в том числе создание экономических стимулов для прекращения загрязнения окружающей среды путем создания безальтернативного механизма размещения отходов лишь в специализированных объектах и осуществления деятельности по обращению с ТКО строго определенными и контролируемыми государством лицами (региональными операторами).
В связи с введением государственного регулирования порядка обращения с ТКО эта сфера законодательства приобрела в основном императивный характер.
Законом установлены правила отбора региональных операторов, зоны деятельности которых охватывают всю территорию субъекта Российской Федерации и не пересекаются, на собственников ТКО возложена обязанность заключить договор с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО (пункты 4, 9 статьи 24.6, пункт 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ, Правила проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 05.09.2016 N 881 (далее - Правила N 881), Правила N 1156.
Услуга регионального оператора по обращению с ТКО относится к регулируемым видам деятельности (пункты 1, 4 статьи 24.8 Закона N 89-ФЗ). Установленный тариф, рассчитываемый на основе долгосрочных параметров и необходимой валовой выручки (далее - НВВ), должен компенсировать экономически обоснованные расходы регионального оператора на реализацию производственных и инвестиционных программ, разрабатываемых на основании территориальной схемы в области обращения с ТКО, содержащей, в числе прочего, данные о нахождении всех источников образования ТКО на территории субъекта Российской Федерации (статья 13.3, пункты 2, 6 статьи 24.9, пункт 1 статьи 24.13 Закона N 89-ФЗ, абзацы двадцатый, двадцать второй пункта 2, подпункт "а" пункта 6, раздел XI Основ ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 N 484 (далее - Основы ценообразования), разделы VI, VI.I Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных приказом Федеральной антимонопольной службы от 21.11.2016 N 1638/16).
Региональные операторы несут расходы на плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении ТКО, учитываемые при установлении тарифов (пункт 9 статьи 23 Закона N 89-ФЗ, пункт 43(1) Основ ценообразования). Расходы операторов учитываются в составе НВВ регионального оператора (пункт 22 Основ ценообразования).
В свою очередь, образование ТКО является закономерным и неотъемлемым результатом процесса жизнедеятельности человека (определение Верховного Суда Российской Федерации от 26.02.2016 N 309-ЭС15-13978), следовательно, по общему правилу функционирование любого субъекта гражданского оборота неизбежно вызывает формирование отходов.
Тарифное решение государственного органа, осуществляющего регулирование обращения с ТКО, по существу представляет собой план экономической деятельности в сфере обращения с ТКО всех вовлеченных в нее субъектов региона. Оно принимается исходя из данных обо всех источниках образования ТКО на территории субъекта Российской Федерации.
От наполнения НВВ регионального оператора (равномерно распределенной тарифным органом на всех собственников ТКО региона) зависит выполнение им производственных и инвестиционных программ, то есть строительство, реконструкция объектов накопления, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения ТКО. Поэтому неоплата собственником (производителем) ТКО услуг регионального оператора ведет к срыву достижения целей реформы регулирования обращения с ТКО.
Заключение конкретного договора на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором происходит по заявке (инициативе) собственника ТКО (пункты 8(4) - 8(16) Правил N 1156), и если таковая не направлена, то договор считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (пункт 8(17) Правил N 1156).
При этом для эффективного вовлечения в договорные правоотношения по обращению с ТКО всех собственников данных отходов для собирания НВВ регионального оператора, определенной тарифным органом, и в исключение из общего правила, установленного пунктом 2 статьи 438 ГК РФ, в пунктах 8(12), 8(15), 8(17) Правил N 1156 содержится фикция заключения конкретного договора на условиях типового договора для случаев: (1) уклонения потребителя от заключения конкретного договора; (2) не урегулирования возникших у сторон разногласий по его условиям; (3) не направления потребителем в установленный срок заявки на заключение конкретного договора и необходимых для этого документов.
Таким образом, системный анализ вышеприведенных нормативных правовых актов позволяет прийти к выводу, что правоотношение по возмездному оказанию услуг региональным оператором собственнику ТКО по обращению с этими отходами построено законодателем по модели абонентского договора (статья 429.4 ГК РФ).
Согласно пункту 2 статьи 429.4 ГК РФ абонент обязан вносить платежи или предоставлять иное исполнение по абонентскому договору независимо от того, было ли затребовано им соответствующее исполнение от исполнителя, если иное не предусмотрено законом или договором.
Иными словами, абонентский договор предполагает исполнение по требованию одной из сторон (в затребованном количестве или объеме), при этом данная сторона обязана вносить платежи независимо от того, затребовала ли она исполнение у контрагента.
Отличительной особенностью абонентского договора является то, что плата заказчиком осуществляется не за фактическое оказание услуг или выполнение работ, а за предоставление ему возможности в любой момент в течение определенного периода воспользоваться согласованными услугами (работами). Подобная плата является фиксированной и может осуществляться как единовременно, так и периодическими платежами. Поэтому условие об обязанности абонента вносить платежи или предоставлять иное исполнение по такому договору независимо от того, было ли затребовано им соответствующее исполнение от исполнителя, является существенным условием абонентского договора.
Иными словами, отсутствие доказательств фактического оказания услуг региональным оператором не является препятствием к удовлетворению иска о взыскании абонентской платы, если собственник ТКО в этот период не требовал исполнения.
Указанные выводы согласуются с позицией Арбитражного суда Западно-Сибирского округа, изложенной в постановлении от 05.03.2021 по делу N А70-19349/2019.
Принимая во внимание изложенное, оснований для вывода о том, что истцом в исковой период не оказывались услуги, не имеется.
В период с января по октябрь 2019 года ООО "ТЭО" оказало ответчику услугу по обращению с ТКО. Расчет объема ТКО произведен исходя из нормативов накопления ТКО. На этом основании потребителю направлены УПД, согласно которым размер платы за оказанные услуги составил 8 569 руб. 85 коп.
Проверив расчет задолженности за оказанные услуги, суд апелляционной инстанции признает его арифметически верным.
Принимая во внимание изложенное, отсутствие доказательств оплаты оказанных услуг, исковые требования ООО "ТЭО" подлежат удовлетворению в заявленном размере.
Согласно пункту 1 статьи 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренным законом или договором.
В силу пункта 1 статьи 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки его исполнения.
Согласно пункту 65 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", по смыслу статьи 330 ГК РФ, истец вправе требовать присуждения неустойки по день фактического исполнения обязательства (в частности, фактической уплаты кредитору денежных средств, передачи товара, завершения работ). Законом или договором может быть установлен более короткий срок для начисления неустойки, либо ее сумма может быть ограничена.
По условиям договора потребитель оплачивает услуги по обращению с ТКО до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с ТКО (пункт 6 договора).
Согласно пункту 18 договора в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате настоящего договора региональный оператор вправе потребовать от потребителя уплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки.
Ввиду ненадлежащего исполнения ответчиком обязательств по оплате оказанных услуг истец просил взыскать неустойку в сумме 1 024 руб. 07 коп. за период с 12.02.2019 по 26.08.2020, а также неустойку, начисленную на задолженность в размере 8 569 руб. 85 коп., исходя из 1/130 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день фактической оплаты, начиная с 27.08.2020 и по день фактической оплаты долга.
Учитывая, что ответчиком допущена просрочка исполнения денежного обязательства, принимая во внимание характер сложившихся между сторонами правоотношений, истцом правомерно заявлено требование о взыскании пени.
Проверив расчет неустойки, суд апелляционной инстанции признает его арифметически верным, в связи с чем требование о взыскании неустойки подлежит удовлетворению в сумме 1 024 руб. 07 коп., как и требование о взыскании неустойки по день фактической уплаты долга.
С учетом изложенного решение Арбитражного суда Тюменской области от 24.12.2020 по делу N А70-12438/2020 подлежит отмене на основании пункта 3 части 1 статьи 270 АПК РФ, с принятием нового судебного акта об удовлетворении исковых требований.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение искового заявления и апелляционной жалобы в силу части 1 статьи 110 АПК РФ подлежат отнесению на ответчика.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Тюменское экологическое объединение" удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Тюменской области от 24.12.2020 по делу N А70-12438/2020 отменить, принять по делу новый судебный акт.
Исковые требования общества с ограниченной ответственностью "Тюменское экологическое объединение" удовлетворить.
Взыскать с муниципального учреждения Администрация Ивановского сельского поселения (ОГРН 1057200301894, ИНН 7207004318) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Тюменское экологическое объединение" (ОГРН 1147232024455, ИНН 7204205739) 8 569 рублей 85 копеек основного долга за период январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, сентябрь, октябрь 2019 года, 1 024 рубля 07 копеек неустойки за период с 12.02.2019 по 26.08.2020, неустойку, начисленную на задолженность в размере 8 569 рублей 85 копеек, исходя из 1/130 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день фактической оплаты, начиная с 27.08.2020 и по день фактической оплаты долга, а также судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 5 000 руб. 00 коп.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.А. Сидоренко |
Судьи |
Т.А. Воронов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-12438/2020
Истец: ООО "ТЮМЕНСКОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ"
Ответчик: Администрация Ивановского сельского поселения