г. Пермь |
|
08 апреля 2021 г. |
Дело N А60-53612/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 апреля 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 08 апреля 2021 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Л.М. Зарифуллиной,
судей Т.В. Макарова, Т.С. Нилоговой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Д.Д. Малышевой,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещенных надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу финансового управляющего должника Никитиной Татьяны Васильевны Киданюк Ирины Юрьевны
на определение Арбитражного суда Свердловской области
от 10 декабря 2020 года
об отказе в удовлетворении заявления финансового управляющего Киданюк Ирины Юрьевны об обязании Управления Пенсионного фонда РФ в г. Серове Свердловской области перечислять пенсию на основной счет должника,
вынесенное судьей Т.А. Сергеевой
в рамках дела N А60-53612/2018
о признании Никитиной Татьяны Васильевны (ИНН 663202445980) несостоятельной (банкротом),
УСТАНОВИЛ:
17.09.2018 в Арбитражный суд Свердловской области поступило заявление Федеральной налоговой службы в лице Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 26 по Свердловской области (далее - уполномоченный орган) о признании Никитиной Татьяны Васильевны (далее - Никитина Т.В., должник) несостоятельной (банкротом).
Определением Арбитражного суда Свердловской области от 24.09.2018 заявление уполномоченного органа принято к производству, возбуждено настоящее дело о банкротстве.
Определением Арбитражного суда Свердловской области от 22.03.2019 (резолютивная часть от 15.03.2019) в отношении Никитиной Т.В. введена процедура банкротства - реструктуризация долгов гражданина. Финансовым управляющим должника утверждена Киданюк Ирина Юрьевна (далее - Киданюк И.Ю.), являющаяся членом Некоммерческого партнерства - Союза Межрегиональная саморегулируемая организация профессиональных арбитражных управляющих "Альянс управляющих".
Соответствующие сведения опубликованы в газете "Коммерсантъ" N 56 от 30.03.2019, стр.166.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 28.08.2019 (резолютивная часть от 21.08.2019) Никитина Т.В. признана несостоятельной (банкротом), в отношении нее введена процедура реализации имущества гражданина. Исполнение обязанностей финансового управляющего должника возложено на Киданюк И.Ю., являющуюся членом Некоммерческого партнерства - Союза Межрегиональная саморегулируемая организация профессиональных арбитражных управляющих "Альянс управляющих".
Соответствующие сведения опубликованы в газете "Коммерсантъ" N 162 от 07.09.2019, стр.172.
11.09.2020 в Арбитражный суд Свердловской области поступило заявление финансового управляющего Киданюк И.Ю. об обязании ГУ-УПФ РФ в г. Серове Свердловской области в течение процедуры банкротства должника перечислять пенсию на основной счет должника.
Определением Арбитражного суда Свердловской области от 10.12.2020 (резолютивная часть от 03.12.2020) в удовлетворении заявления финансового управляющего отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, финансовый управляющий должника Киданюк И.Ю. обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит определение суда от 10.12.2020 отменить.
Заявитель жалобы указывает на то, что обязанность по определению поступления в конкурсную массу средств с учетом исключения денежных средства на общую сумму не менее установленной величины прожиточного минимума гражданина-должника лежит на финансовом управляющем под контролем конкурсных кредиторов и арбитражного суда. Все денежные средства, поступающие на основной счет должника, которые превышают величину прожиточного минимума, должны поступать в конкурсную массу должника. Учитывая, что страховая пенсия по старости является доходом должника, на который может быть обращено взыскание по неисполненным долговым обязательствам, гражданин-банкрот по общему правилу не вправе самостоятельно получать денежные средства с банковских счетов, финансовым управляющим в соответствии с требованиями Закона о банкротстве открыт специальный счет должника, суд неправомерно отказал в удовлетворении ходатайства финансового управляющего об обязании перечислять пенсию должника по старости на специальный счет, открытый финансовым управляющим.
До начала судебного заседания от ГУ-УПФ РФ в г. Серове Свердловской области поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит определение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Указывает на то, что территориальный орган ПФР организует доставку пенсии только в соответствии с заявлением пенсионера (его законного представителя) о доставке пенсии. Каких-либо иных правил, в том числе о выплате и доставке пенсии согласно требованию финансового управляющего или иным способом, отличным от указанного в заявлении пенсионера, или на счет самого финансового управляющего, пенсионное законодательство не содержит. Перечисление страховой пенсии на банковский счет, открытый на имя финансового управляющего, а не пенсионера, признанного банкротом, не предусмотрено.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в обжалуемой части в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, определением от 24.09.2018 возбуждено производство по делу о банкротстве Никитиной Т.В.
Определением от 22.03.2019 в отношении Никитиной Т.В. введена процедура реструктуризации долгов, финансовым управляющим должника утверждена Киданюк И.Ю.
Решением арбитражного суда от 28.08.2019 Никитина Т.В. признана несостоятельной (банкротом), в отношении нее введена процедура реализации имущества гражданина, исполнение обязанностей финансового управляющего должника возложено на Киданюк И.Ю.
Согласно справке ГУ-УПФ РФ в г. Серове Свердловской области N 04-637 от 20.08.2019 должник ежемесячно получает пенсию через доставочную организацию ООО "Милосердие".
07.09.2020 финансовый управляющий должника Киданюк И.Ю. направила в адрес ГУ-УПФ РФ в г. Серове Свердловской области уведомление, содержащее просьбу производить ежемесячные пенсионные денежные отчисления, причитающиеся Никитиной Т.В., по реквизитам, указанным в уведомлении.
ГУ-УПФ РФ в г. Серове Свердловской области направило финансовому управляющему должника Киданюк И.Ю. ответ исх. N 01-26/5071 от 11.09.2020, в котором указало на то, что осуществление выплаты возможно только на счет, открытый на имя пенсионера, указанный самим пенсионером, и только на основании его волеизъявления, зачисление страховой пенсии на банковский счет, открытый на имя финансового управляющего, а не пенсионера, признанного банкротом, не предусмотрено.
Ссылаясь на то, что все денежные средства, поступающие на основной счет должника, превышающие величину прожиточного минимума, должны поступать в конкурсную массу должника, в связи с чем, имеются правовые основания для удовлетворения заявления об обязании переводить пенсию, выплачиваемую должнику, на основной счет должника, финансовый управляющий Киданюк И.Ю. обратилась в арбитражный суд с заявлением об обязании ГУ-УПФ РФ в г. Серове Свердловской области в течение процедуры банкротства должника перечислять пенсию на основной счет должника.
Отказывая в удовлетворении заявления финансового управляющего должника Киданюк И.Ю., суд первой инстанции исходил из того, что перечисление сумм пенсии и иных выплат на банковский счет, открытый для гражданина-банкрота, может производиться только по заявлению самого пенсионера или по заявлению его представителя по доверенности.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, проанализировав нормы материального и процессуального права, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены (изменения) судебного акта в силу следующего.
В соответствии со статьей 32 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 N 127-ФЗ (далее - Закон о банкротстве) и частью 1 статьи 223 АПК РФ дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы о несостоятельности (банкротстве).
В силу положений пункта 1 статьи 213.1 Закона о банкротстве отношения, связанные с банкротством граждан и не урегулированные главой X, регулируются главами I-III.1, VII, VIII, параграфом 7 главы IX и параграфом 2 главы XI названного закона.
Согласно пункту 1 статьи 213.25 Закона о банкротстве все имущество гражданина, имеющееся на дату принятия решения арбитражного суда о признании гражданина банкротом и введении реализации имущества гражданина и выявленное или приобретенное после даты принятия указанного решения, составляет конкурсную массу, за исключением имущества, определенного пунктом 3 статьи 213.25 Закона о банкротстве, согласно которому из конкурсной массы исключается имущество, на которое не может быть обращено взыскание в соответствии с гражданским процессуальным законодательством.
Пенсия, выплачиваемая должнику-гражданину после введения процедуры реализации имущества гражданина, является имуществом приобретенным гражданином после признания его банкротом, и в силу пункта 1 статьи 213.25 Закона о банкротстве подлежит включению в конкурсную массу.
С даты признания гражданина банкротом все права в отношении имущества, составляющего конкурсную массу, в том числе на распоряжение им, осуществляются только финансовым управляющим от имени гражданина и не могут осуществляться гражданином лично (пункт 5 статьи 213.25 Закона о банкротстве).
В ходе реализации имущества гражданина финансовый управляющий от имени гражданина, в том числе, распоряжается средствами гражданина на счетах и во вкладах в кредитных организациях; открывает и закрывает счета гражданина в кредитных организациях. С даты признания банкротом гражданин не вправе лично открывать банковские счета и вклады в кредитных организациях и получать по ним денежные средства (пункты 6,7 статьи 213.25 Закона о банкротстве).
Пунктом 1 статьи 133 Закона о банкротстве предусмотрено, что конкурсный управляющий обязан использовать только один счет должника в банке или иной кредитной организации (основной счет должника), а при его отсутствии или невозможности осуществления операций по имеющимся счетам обязан открыть в ходе конкурсного производства такой счет, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом. Другие известные на момент открытия конкурсного производства, а также обнаруженные в ходе конкурсного производства счета должника в кредитных организациях (с учетом исключений в указанном пункте), подлежат закрытию конкурсным управляющим по мере их обнаружения, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Остатки денежных средств должника с указанных счетов должны быть перечислены на основной счет должника.
Конституция Российской Федерации как правового демократического государства с социально ориентированной рыночной экономикой, предусматривая необходимость создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1 статьи 1, часть 1 статьи 7), гарантирует гражданам не только свободу труда, но и право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 2 статьи 7, части 1 и 2 статьи 39). Конституционным правом на социальное обеспечение охватывается и право на получение пенсий в определенных законом случаях и размерах.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ) законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного федерального закона, Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", других федеральных законов.
В силу части 2 статьи 2 Закона N 400-ФЗ страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с названным федеральным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в данный федеральный закон.
Таким образом, указанная норма направлена на недопущение внесения произвольных изменений в правила пенсионного обеспечения, при этом правила выплаты пенсии могут устанавливаться только в самом пенсионном законе. Если же нормы о пенсионном обеспечении содержатся в иных законодательных актах, то они не должны противоречить положениям специальных пенсионных законов.
Порядок выплаты и доставки страховых пенсий, в том числе удержания из сумм указанной пенсии, определен Законом N 400-ФЗ.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 29 Закона N 400-ФЗ из страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии производятся на основании: 1) исполнительных документов; 2) решений органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, о взыскании сумм страховых пенсий, фиксированных выплат к страховым пенсиям (с учетом повышений фиксированных выплат к страховым пенсиям), излишне выплаченных пенсионеру в связи с нарушением положений части 5 статьи 26 этого федерального закона; 3) решений судов о взыскании сумм страховых пенсий, фиксированных выплат к страховым пенсиям (с учетом повышений фиксированных выплат к страховым пенсиям) вследствие злоупотреблений со стороны пенсионера, установленных в судебном порядке. Удержание производится в размере, исчисляемом из размера установленной страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии).
В соответствии с частью 12 статьи 21 Закона N 400-ФЗ выплата страховой пенсии на территории Российской Федерации производится пенсионеру органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в установленном размере без каких-либо ограничений, в том числе при признании этого гражданина банкротом в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)N, за исключением случаев, предусмотренных статьей 26.1 настоящего Федерального закона.
Доставка страховой пенсии производится по желанию пенсионера через кредитную организацию путем зачисления сумм страховой пенсии на счет пенсионера в этой кредитной организации либо через организации почтовой связи и иные организации, занимающиеся доставкой страховых пенсий, путем вручения сумм страховой пенсии на дому или в кассе организации, производящей доставку (часть 13 статьи 21 Закона N 400-ФЗ).
Определение понятий "выплата" и "доставка" страховой пенсии содержится в пункте 4 "Общие положения" Правил выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии, утвержденных Приказом Минтруда России от 17.11.2014 N 885н (далее - Правила выплаты пенсий):
выплата пенсии, включая организацию доставки (далее - выплата пенсии) - ежемесячное начисление территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации причитающихся пенсионеру сумм пенсии, оформление документов, отражающих начисленную сумму пенсии, перечисление начисленных к доставке сумм пенсии на счет организации, осуществляющей доставку пенсии;
доставка пенсии - передача начисленной суммы пенсии пенсионеру (его законному представителю) путем зачисления сумм пенсии на счет пенсионера (его законного представителя в установленных законодательством Российской Федерации случаях) в кредитной организации либо путем вручения сумм пенсии на дому или в кассе организации почтовой связи или иной организации, занимающейся доставкой пенсии.
В пункте 24 Правил выплаты пенсии установлено, что пенсионер вправе выбрать по своему усмотрению организацию, осуществляющую доставку, и уведомить об этом территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации путем подачи заявления о доставке пенсии в территориальный орган Пенсионного фонда, который организует доставку пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом территориальный орган Пенсионного фонда дает пенсионеру разъяснения об организациях, осуществляющих доставку, с которыми этим территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации заключены договоры.
Доставка пенсии производится через кредитные организации, организации почтовой связи и иные организации, занимающиеся доставкой пенсий, с которыми территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации заключены договоры, типовые формы которых утверждаются Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (пункт 23 Правил выплаты пенсии).
Таким образом, Законом N 400-ФЗ установлен исчерпывающий перечень оснований для выплаты страховой пенсии в полном объеме и удержания сумм из установленной пенсионеру страховой пенсии.
Из содержания приведенных нормативных положений следует, что в рамках выплаты страховой пенсии пенсионеру, признанному банкротом в соответствии с Законом о банкротстве, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации организует доставку пенсии только в соответствии с заявлением пенсионера (его законного представителя) о доставке пенсии.
Каких-либо иных правил, в том числе о выплате и доставке пенсии согласно требованию финансового управляющего иным способом, отличным от указанного в заявлении пенсионера, или на указанный счет финансовым управляющим, пенсионное законодательство не содержит.
Выплата и доставка пенсии гражданину, признанному банкротом, должна осуществляться согласно его волеизъявлению в порядке, предусмотренном пенсионным законодательством.
Основное содержание пенсионного обеспечения заключается в предоставлении человеку средств к существованию, удовлетворении его основных жизненных потребностей. Поскольку пенсия имеет особое значение для поддержания материальной обеспеченности пенсионеров, стабильности их правового положения, сохранение за ними признанных государством пенсионных прав гарантируется на законодательном уровне.
Следует учитывать, что данная норма конкретизирована в пункте 10 Правил выплаты пенсий, о том, что выплата начисленных сумм пенсии производится за текущий календарный месяц в установленном размере без каких-либо ограничений, в том числе при признании этого гражданина банкротом в соответствии с Законом о банкротстве, за исключением случаев, предусмотренных статьей 26.1 Закона N 400-ФЗ.
Согласно правовой позиции, сформированной в решении Верховного Суда Российской Федерации от 23.03.2020 N АКПИ20-65, требование финансового управляющего о выплате страховой пенсии гражданина-банкрота на основной счет должника, которая в дальнейшем под контролем арбитражного суда подлежит распределению с выплатой должнику прожиточного минимума, сводится к требованию об обязании осуществить нормативное регулирование, однако в силу действующего законодательства вопрос о принятии каких-либо нормативных правовых актов или внесении в них дополнений относится к исключительной компетенции соответствующих органов государственной власти, а не к компетенции суда.
Пенсионным законодательством не предусмотрена возможность изменения порядка доставки страховой пенсии гражданину, признанному банкротом, по требованию его финансового управляющего (определение Верховного Суда Российской Федерации от 23.09.2019 N 307-ЭС19-9805 (2)).
С учетом приведенных норм права и разъяснений, принимая во внимание, что перечисление сумм пенсии и иных выплат на банковский счет, открытый для гражданина-банкрота, может производиться только по заявлению самого пенсионера или по заявлению его представителя по доверенности, суд первой инстанции пришел к верному выводу о необоснованности заявления финансового управляющего должника Киданюк И.Ю., в связи с чем, правомерно отказал в удовлетворении заявления об обязании ГУ-УПФ РФ в г. Серове Свердловской области в течение процедуры банкротства должника перечислять пенсию на основной счет должника.
Таким образом, доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта либо опровергали выводы суда первой инстанции. В связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, не влекущими отмену оспариваемого определения.
Иных доводов, основанных на доказательственной базе, апелляционная жалоба не содержит, доводы жалобы выражают несогласие с ними и в целом направлены на переоценку доказательств при отсутствии к тому правовых оснований, в связи с чем, отклоняются судом апелляционной инстанции.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 АПК РФ являются основаниями к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
При отмеченных обстоятельствах определение суда первой инстанции отмене не подлежит, апелляционную жалобу, с учетом приведенных в ней доводов, следует оставить без удовлетворения.
При подаче апелляционных жалоб на определения, не перечисленные в подпункте 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, государственная пошлина не уплачивается.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 270, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Свердловской области от 10 декабря 2020 года по делу N А60-53612/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий месяца со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Л.М. Зарифуллина |
Судьи |
Т.В. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-53612/2018
Должник: Никитина Татьяна Васильевна
Кредитор: АНО НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ НОТАРИАЛЬНАЯ ПАЛАТА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ, Киданюк Ирина Юрьевна, НЕКОММЕРЧЕСКОЕ ПАРТНЁРСТВО - СОЮЗ "МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ САМОРЕГУЛИРУЕМАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ АРБИТРАЖНЫХ УПРАВЛЯЮЩИХ "АЛЬЯНС УПРАВЛЯЮЩИХ", ОСП ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ, Федеральная налоговая служба Российской Федерации, ФНС России Межрайонная инспекция N 26 по Свердловской области
Третье лицо: Никитин Владимир Николаевич, АССОЦИАЦИЯ АРБИТРАЖНЫХ УПРАВЛЯЮЩИХ "СОЛИДАРНОСТЬ", МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 26 ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ, НП Сро "Дело ", УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Хронология рассмотрения дела:
05.07.2022 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-13164/20
17.06.2022 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-13164/20
11.04.2022 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-13164/20
08.04.2021 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-13164/20
17.12.2020 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-13164/20