г.Москва |
|
14 апреля 2021 г. |
Дело N А40-193203/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 апреля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 апреля 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.В.Пронниковой,
судей: |
И.В.Бекетовой, Л.А.Москвиной, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания С.Э.Исрафиловым, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу ООО "Реабилитационно-Восстановительный центр"
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 22.12.2020 по делу N А40-193203/20 (144-1472)
по заявлению Симоновской межрайонной прокуратуры г.Москвы
к ООО "Реабилитационно-Восстановительный центр"
о привлечении к административной ответственности,
при участии:
от заявителя: |
Гулиева Л.П. (по удостоверению); |
от ответчика: |
Мухин В.М. по дов. от 12.02.2020; |
УСТАНОВИЛ:
Симоновская межрайонная прокуратура г.Москвы (далее также - заявитель, Прокуратура) обратилась в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о привлечении ООО "Реабилитационно-Восстановительный центр" (далее также - ответчик, Общество, ООО "РВЦ") к административной ответственности по ч.4 ст.14.1 КоАП РФ.
Решением суда от 22.12.2020, принятым по настоящему делу, суд привлек Общество к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.14.1 КоАП РФ, назначив ему административное наказание в виде штрафа в размере 100 000 руб.
В обоснование принятого решения суд первой инстанции указал на наличие в действиях ответчика события и состава административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.14.1 КоАП РФ, а также пришел к выводу о соблюдении процедуры при составлении протокола об административном правонарушении.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчик обратился с апелляционной жалобой, доводы которой поддержал в полном объеме, просил решение полностью отменить по изложенным в жалобе основаниям и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель заявителя возражал против доводов и требований ответчика, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, а жалобу Общества - без удовлетворения, ссылаясь на наличие оснований для привлечения Общества к административной ответственности по ч.4 ст.14.1 КоАП РФ.
Проверив в соответствии со ст.ст.266, 268 АПК РФ законность и обоснованность принятого решения, заслушав представителей заявителя и ответчика, поддержавших свои доводы и требования, изучив материалы дела и доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, исходя из нижеследующего.
Как усматривается из материалов дела, на территории района Нагатино-Садовники города Москвы по адресу: г.Москва, б-р Нагатинский, д.10 зарегистрировано и фактически расположено ООО "РВЦ", являющееся частным учреждением по уходу за пожилыми людьми с круглосуточным (временным) пребыванием, осуществляющим свою деятельность по оказанию платных услуг с 2016 года на основании выданной Департаментом здравоохранения города Москвы лицензии от 18.06.2016 N ЛО-77-01-013270 на осуществление медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") (далее также - лицензия).
Указанная организация расположена на 1 этаже жилого дома по вышеуказанному адресу и рассчитана на 20 койко-мест, номера от 2 до 4 мест.
В результате проверки, проведенной Прокуратурой 30.09.2020, установлено осуществление Обществом медицинской деятельности с грубыми нарушениями лицензионных требований.
Выявленные в ходе проверки нарушения отражены в Акте проверки от 05.10.2020.
08.10.2020 уполномоченным лицом в рамках предоставленной компетенции по факту выявленных нарушений в отношении ООО "РВЦ" вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении.
Данные обстоятельства явились основанием для обращения Симоновской межрайонной прокуратуры г.Москвы на основании ст.23.1 КоАП РФ в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу с указанными выше требованиями.
В соответствии с ч.6 ст.205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Согласно ч.1 ст.1.6 КоАП РФ главные условия обеспечения законности при рассмотрении дел об административных правонарушениях и применении административных наказаний связаны со строгим соблюдением оснований и порядка привлечения к административной ответственности, которые установлены законом.
Процессуальных нарушений, допущенных административным органом при вынесении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 08.10.2020, не установлено.
Означенное постановление вынесено с соблюдением требований ст.ст.28.1, 28.4, 28.2 КоАП РФ.
При этом привлекая ответчика к административной ответственности, суд первой инстанции правомерно исходил из наличия в его действиях события и состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч.4 ст.14.1 КоАП РФ.
Частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
В соответствии с подп.46 п.1 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") подлежит лицензированию.
Согласно ч.1 ст.8 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Частью 11 статьи 19 указанного Федерального закона установлено, что исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности.
При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой: 1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера; 2) человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291 утверждено Положение о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") (далее также - Положение о лицензировании).
Данное Положение определяет порядок лицензирования медицинской деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации медицинскими и иными организациями, а также индивидуальными предпринимателями, за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково".
Согласно п.п."д", "е", "ж" п.4 Положения о лицензировании лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии на осуществление медицинской деятельности, являются: наличие заключивших с соискателем лицензии трудовые договоры работников, имеющих среднее, высшее, послевузовское и (или) дополнительное медицинское или иное необходимое для выполнения заявленных работ (услуг) профессиональное образование и сертификат специалиста (для специалистов с медицинским образованием); наличие заключивших с соискателем лицензии трудовые договоры работников, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий (оборудования, аппаратов, приборов, инструментов) и имеющих необходимое профессиональное образование и (или) квалификацию, либо наличие договора с организацией, имеющей лицензию на осуществление соответствующей деятельности; соответствие структуры и штатного расписания соискателя лицензии - юридического лица, входящего в государственную или муниципальную систему здравоохранения, общим требованиям, установленным для соответствующих медицинских организаций.
На основании п.п."а" п.5 указанного Положения лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, являются требования, предъявляемые к соискателю лицензии, а также: соблюдение порядков оказания медицинской помощи.
В соответствии с п.2 ч.1 Федерального закона Российской Федерации от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.11.2012 N 923н утвержден Порядок оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю "терапия".
Приложением N 1 к указанному Порядку являются Правила организации деятельности терапевтического кабинета, который является структурным подразделением медицинской организации.
Согласно положениям означенных Правил штатная численность Кабинета устанавливается руководителем медицинской организации исходя из объема проводимой лечебно-диагностической работы и численности обслуживаемого населения с учетом рекомендуемых штатных нормативов, предусмотренных приложением N 2 к Порядку оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю "терапия", утвержденному настоящим приказом, которая предусматривает не менее 1 врача-терапевта.
На должность врача-терапевта участкового Кабинета назначается специалист, соответствующий требованиям, предъявляемым Квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения, утв. приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 07.07.2009 N 415н, по специальности "терапия", а также Квалификационным характеристикам должностей работников в сфере здравоохранения Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утв. приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23.07.2010 N 541н.
Оснащение Кабинета осуществляется в соответствии со стандартом оснащения, предусмотренным приложением N 3 к Порядку оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю "терапия", утвержденному настоящим приказом.
В кабинете врача-терапевта должно быть следующее: анализатор глюкозы в крови (глюкометр), экспресс-анализатор портативный (1шт.), весы с ростомером (1шт.), измеритель артериального давления, сфигмоманометр (1шт.), измеритель пиковой скорости выхода (пикфлоуметр) со сменными мундштуками (не менее 1шт.), инструменты и оборудование для оказания экстренной помощи (1 набор), лента измерительная (1шт.), лупа ручная (1 шт.), пульсоксиметр (оксиметр пульсовой) (1шт.), стетофонендоскоп (1шт.).
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29.01.2016 N 38н утвержден Порядок оказания медицинской помощи по профилю "гериатрия".
Приложением N 1 к указанному Порядку являются Правила организации деятельности гериатрического отделения (кабинета) медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в амбулаторных условиях.
Структура и штатная численность гериатрического отделения (кабинета) устанавливаются руководителем медицинской организации, в которой создано гериатрическое отделение (кабинет), исходя из объема проводимой работы и численности обслуживаемого населения, а также с учетом рекомендуемых штатных нормативов, предусмотренных приложением N 2 к Порядку оказания медицинской помощи по профилю "гериатрия", утвержденному настоящим приказом, которая предусматривает не менее 1 врача-гериатра.
Оснащение Кабинета осуществляется в соответствии со стандартом оснащения, предусмотренным приложением N 3 к Порядку оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю "гериатрия", утвержденному настоящим приказом.
В кабинете врача-гериатра должно быть следующее: измеритель артериального давления, сфигмоманометр (не менее 1шт.), стетофонендоскоп (не менее 1шт.), динамометр (не менее 1шт.), отоскоп (не менее 1шт.), устройство для усиления звука (1шт.), Таблица Розенбаума (1шт.), трость телескопическая (не менее 1шт.), ходунки (не менее 1шт.), медицинская кушетка, регулируемая по высоте (не менее 1шт.), лупа ручная (не менее 1шт.), анализатор глюкозы в крови (глюкометр), экспресс-анализатор портативный (не менее 1шт.), весы с ростомером (не менее 1шт.), лента измерительная (не менее 1шт.), рабочее место медицинской сестры (не менее 1шт.), рабочее место врачагериатра (не менее 1шт.), секундомер (не менее 1шт.), персональный компьютер или автоматизированное рабочее место (АРМ) (не менее 1шт.), принтер или многофункциональное устройство: принтер-копировальный аппарат-сканер (не менее 1шт.), шкаф для документов (не менее 1шт.), вешалка для одежды (не менее 1 шт.), комплект наглядных пособий (не менее 1шт.).
Согласно Приложению N 1 к выданной Обществу лицензии при оказании первичной, в том числе доврачебной, врачебной и специализированной, медико-санитарной помощи организуются и выполняются следующие работы (услуги): при оказании первичной доврачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по: терапии; при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по: гериатрии, неврологии, психиатрии.
В соответствии со штатным расписанием, утв. 01.07.2019 генеральным директором ООО "РВЦ", предусмотрены должности генерального директора, управляющий (2 штатных единицы), главный врач, горничная, врач-психиатр, врач-терапевт, медицинская сестра/медицинский брат, главная медицинская сестра, специалист по уходу (3 единицы).
Согласно штатной расстановке ООО "РВЦ" на 30.09.2020 в штате организации числится генеральный директор (0,10 ставки), 1 управляющий, главный врач (0,10 ставки), врач-психиатр (0,25 ставки), врач-терапевт (0,5 ставки), 1 главная медицинская сестра, 2 специалиста по уходу (0,5 ставки и 0,25 ставки), уборщица (0,5 ставки).
На момент проведения проверки Общества (30.09.2020) установлено, что первичная доврачебная медико-санитарной помощь в амбулаторных условиях по гериатрии, неврологии не оказывается, указанные врачи в штате организации отсутствуют и штатным расписанием не предусмотрены.
В соответствии с трудовым договором N 17 от 10.07.2017 должность врача-психиатра занимает Саина Ольга Петровна, продолжительность ежедневной работы - 2 часа, с 10 часов 00 минут до 12 часов 00 минут, с понедельника по пятницу.
Согласно трудовому договору N 55 от 03.05.2018 должность врача-терапевта в медицинском отделе занимает Переселкова Людмила Петровна, 0,5 ставки.
Таким образом, в нарушение лицензионных требований, предусматривающих наличие врачей терапевта, гериатра, невролога и психиатра, в ООО "РВЦ" врачи гериатр и невролог не предусмотрены, врачи терапевт и психиатр работают неполный рабочий день, то есть в штате менее одного врача.
Кроме того, на момент выхода на место 30.09.2020 в 11 часов 00 минут (до 13 часов 30 минут) врач-терапевт отсутствовал.
Изложенное свидетельствует о нарушении Обществом требований Порядков оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю "терапия" и оказания медицинской помощи по профилю "гериатрия".
В ходе проверки также установлено, что кабинеты врачей терапевта, гериатра, невролога и психиатра не организованы. В помещении имеется два кабинета, которые, как указали находящиеся в организации на момент проверки сотрудники, являются кабинетом врача и кабинетом медицинской сестры.
При проведении проверки на обозрение представлено медицинское оборудование, имеющиеся в двух кабинетах.
Так, отсутствуют предусмотренные Порядком оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю "терапия" лента измерительная (1шт.), лупа ручная (1шт.), весы с ростомером (не менее 1шт.), а также предусмотренные Порядком оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю "гериатрия" стетофонендоскоп (не менее 1шт.), динамометр (не менее 1шт.), отоскоп (не менее 1шт.), устройство для усиления звука (1шт.), Таблица Розенбаума (1шт.), трость телескопическая (не менее 1шт.), лупа ручная (не менее 1шт.), анализатор глюкозы в крови (глюкометр), экспресс-анализатор портативный (не менее 1шт.), весы с ростомером (не менее 1шт.), лента измерительная (не менее 1шт.), рабочее место врача-гериатра (не менее 1шт.), секундомер (не менее 1шт.), персональный компьютер или автоматизированное рабочее место (АРМ) (не менее 1шт.), принтер или многофункциональное устройство: принтер-копировальный аппарат-сканер (не менее 1шт.), комплект наглядных пособий (не менее 1шт.).
Изложенное также свидетельствует о нарушении требований Порядков оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю "терапия" и оказания медицинской помощи по профилю "гериатрия".
Таким образом, проверкой установлено несоблюдение Обществом Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю "терапия" и Порядка оказания медицинской помощи по профилю "гериатрия", что свидетельствует о нарушении п.п."а" п.5 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"); в нарушение п.п."д" и "ж" п.4 Положения отсутствуют заключенные трудовые договоры работников, имеющих среднее, высшее, послевузовское и (или) дополнительное медицинское или иное необходимое для выполнения заявленных работ (услуг) профессиональное образование и сертификат специалиста (для специалистов с медицинским образованием) - по специальностям невролог и гериатр, структура и штатное расписание не соответствуют требованиям лицензии, врачи терапевт и психиатр работают не полный рабочий день, не в полном объеме имеется предусмотренное для оказания медицинской помощи оборудование, что в соответствии с п.6 указанного Положения является грубым нарушением лицензионных требований, поскольку влечет за собой возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, проживающих в организации и являющихся наименее защищенной категорией населения, часть из которых не имеет возможности самостоятельно передвигаться.
Изложенное в своей совокупности свидетельствует о нарушении Обществом положений ч.1 ст.8 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ, поскольку ответчиком нарушены требования и условия, предъявляемые лицензией.
Кроме того, Обществом нарушены требования ч.14 ст.20 Федерального закона Российской Федерации от 04.05.2011 N 99-ФЗ, поскольку ООО "РВЦ", фактически не организуя и не выполняя работы (услуги) в амбулаторных условиях по гериатрии, неврологии, заявление о прекращении указанных лицензируемых видов деятельности в лицензирующий орган не направляло.
Необходимо отметить, что медицинская деятельность напрямую связана с жизнью и здоровьем населения, и правонарушения в указанной сфере обладают повышенной опасностью.
Осуществляя такую деятельность с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), ответчик создает прямую угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей.
В соответствии с нормами частей 1-2 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, иными документами.
Факт совершения ответчиком административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч.4 ст.14.1 КоАП РФ, подтверждается материалами дела, в том числе Актом проверки от 05.10.2020, постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 08.10.2020 и др.
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает установленным и подтвержденным материалами дела об административном правонарушении факт совершения ответчиком вмененного административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена ч.4 ст.14.11 КоАП РФ.
Ответчик был обязан принять все необходимые и зависящие от него меры по недопущению выявленных в ходе проверки нарушений.
Доказательств, подтверждающих принятие всех возможных и необходимых мер по соблюдению требований законодательства в области фармацевтической деятельности, а также доказательств невозможности соблюдения данных требований ответчиком суду не представлено.
Собранные по настоящему делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи позволяют сделать вывод о наличии вины ответчика в совершении административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч.4 ст.14.1 КоАП РФ, в связи с чем, принимая во внимание изложенные выше обстоятельства, имеются законные основания для привлечения ответчика к административной ответственности, предусмотренной указанной нормой.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о необходимости привлечения ООО "РВЦ" к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.14.11 КоАП РФ, является обоснованным.
Срок привлечения к административной ответственности, предусмотренный ст.4.5 КоАП РФ, соблюден.
Наказание назначено Обществу в соответствии с санкцией ч.4 ст.14.1 КоАП РФ.
Изложенные в обоснование позиции ответчика при рассмотрении дела судом первой инстанции доводы со ссылкой на положения ст.4.1.1 КоАП РФ подробно исследованы судом и им дана правильная оценка.
При этом учитывая характер совершенного Обществом административного правонарушения и степень вины нарушителя, суд первой инстанции обоснованно указал на отсутствие оснований для применения положений ст.4.1.1 КоАП РФ.
В рассматриваемом случае назначенное ответчику административное наказание соответствует тяжести совершенного Обществом правонарушения, а также принципам справедливости, целесообразности и законности административной ответственности.
Все доводы, изложенные ответчиком при рассмотрении дела судом первой инстанции, нашли свое отражение в обжалуемом судебном акте и правомерно судом отклонены.
Доводы апелляционной жалобы также не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 22.12.2020 по делу N А40-193203/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.В.Пронникова |
Судьи |
И.В.Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-193203/2020
Истец: Симоновская межрайонная прокуратура ЮАО г.Москвы
Ответчик: ООО "РЕАБИЛИТАЦИОННО-ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР"