Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 21 июля 2021 г. N Ф05-15374/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
14 апреля 2021 г. |
Дело N А40-226189/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 апреля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 апреля 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Яковлевой Л.Г.,
судей: |
Мухина С.М., Никифоровой Г.М., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Михеевой З.В., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу МУГАДН по Краснодарскому краю и Республике Адыгея
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 12.02.2021 по делу N А40-226189/20
по заявлению Межрегиональное управление государственного автодорожного надзора по Краснодарскому краю и республике Адыгея
к ООО "Гасзнак"
о привлечении к административной ответственности
в присутствии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от заинтересованного лица: |
Нахк О.С. по дов. от 20.01.2021; |
УСТАНОВИЛ:
Межрегиональное управление государственного автодорожного надзора по Краснодарскому краю и республике Адыгея (заявитель, административный орган) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о привлечении ООО "Гасзнак" (ответчик, общество) к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ, на основании протокола об административном правонарушении от 20.08.2020 N 1210861.
Решением от 12.02.2021 Арбитражный суд г. Москвы отказал в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым судом решением, заявитель обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить как принятое с нарушением норм права.
В судебном заседании представитель ответчика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Представитель административного органа в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения извещен надлежащим образом, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.9aas.arbitr.ru, в связи с чем, апелляционная жалоба рассматривается в его отсутствие, исходя из норм статей 121, 123, 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, проверив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, заслушав представителя общества, явившегося в судебное заседание, считает, что оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы не имеется.
Согласно материалам дела, 22.07.2020 в 11 час. 45 мин. при проведении осмотра эксплуатационного состояния проезжей части примыкания действующего объекта дорожного сервитута (АЗС Роснефть АЗК N 100), владельцем которого является ПАО "НК "Роснефть-Кубаньнгфтепрэдукт", расположенного на участке прилегающего автомобильной дороге федерального значения Р-217 "Кавказ", км 39+720 (справа по дорожной дислокации и находящегося по адресу: Краснодарский край, Тихорецкий район, с/о Парковский, пос. Парковый, промзона, секция 4 контур 102, автомагистрали "Павловская-Махачкала", км 39+650 (справа), выявлена установка ПАО "НК "Роснефть-Кубаньнефтепродукт" дорожного знака тип 2.4, на котором отсутствует маркировка единым знаком обращения продукции на рынке государств-членов Таможенного союза. Согласно предоставленных ПАО "НК "Рос-нефть-Кубаньнефтепродукт" документов: договора поставки ТМЦ N 0164819/0798Д от 10.06.2019 г., счет-фактуры N ЦБ-83 от 27.04.2020 г., сертификата соответствия RU N 0407899 на знаки дорожные, продавцом дорожных знаков является общество с ограниченной ответственностью "Гасзнак". Согласно требованиям 24.16-24.17 Технического регламента Таможенного союза "Безопасность автомобильных дорог" N 014/2011 от 18 октября 2011 г. (далее Технический регламент), единый знак обращения продукции на рынке государств-членов Таможенного союза наносится на каждую единицу изделий, определенных в Перечне изделий, подлежащих подтверждению соответствия в форме сертификации в соответствии с настоящим техническим регламентов Таможенного союза, любым способом, обеспечивающим четкое и ясное изображение в течение всего срока службы изделия. Единый знак обращения продукции на рынке государств-членов Таможенного союза наносится на само изделие.
При этом продавцом (заявителем, согласно сертификата соответствия RU.N"0407899), в данном случае ООО "Гасзнак" должна осуществляться маркировка дорожных знаков единым знаком обращения продукции на рынке государств-членов Таможенного союза перед их выпуском в обращение.
15.02.2015 вступил в силу, утвержденный решением комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. N 014/2011, технический регламент Таможенного союза "Безопасность автомобильных дорог" (далее Технический регламент).
Согласно Решению Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 года щ 827 (с изменениями) 1 сентября 2016 года завершился переходный период, после которого на дорожно-строительные материалы и изделия в полном объеме распространяются обязательные требования Регламента.
С 1 сентября 2016 года не допускается производство и выпуск в обращение продукции в соответствии с обязательными требованиями, при отсутствии документов об оценке (подтверждении) соответствия продукции указанным обязательным требованиям.
Подтверждение соответствия дорожно-строительных материалов и изделий осуществляется в соответствии с унифицированными процедурами, утвержденными Комиссией Таможенного союза.
Перед выпуском в обращение на рынке дорожно-строительные материалы и изделия должны пройти подтверждение соответствия требованиям безопасности настоящего Регламента.
Согласно п.24.3 ст.5, изделия, включенные в Перечень, приведенный в приложении 2 Регламента, куда и относятся дорожные знаки, подлежат подтверждению соответствия в форме сертификации.
В соответствии с п.24.5 ст.5 декларация о соответствии или сертификат соответствия является единственным документом, подтверждающим соответствие дорожно-строительных материалов и изделий требованиям настоящего Регламента.
Статьей 5 пунктами 24.16; 24.17; 24.19 Технического регламента Таможенного союза "Безопасность автомобильных дорог" (TP ТС 014/2011) от 18.10.2011 г. N 827. Для дорожно-строительных изделий установлен порядок маркировки единым знаком обращения продукции на рынке государств-членов Таможенного союза. Дорожно-строительные материалы и изделия, соответствующие требованиям безопасности настоящего технического регламента и прошедшие процедуру подтверждения соответствия должны иметь маркировку единым знаком обращения продукции на рынке государств-членов Таможенного союза. Маркировка единым знаком обращения продукции на рынке государств-членов Таможенного союза осуществляется перед выпуском дорожно-строительных материалов и изделий в обращение на рынке. Единый знак обращения продукции на рынке государств-членов Таможенного союза наносится на каждую единицу изделий, определенных в Перечне изделий, подлежащих подтверждению соответствия в форме сертификации в соответствии с настоящим техническим регламентом Таможенного союза, любым способом, обеспечивающим четкое и ясное изображение в течение всего срока службы изделия. Единый знак обращения продукции на рынке государств-членов Таможенного союза наносится на само изделие. Нанесение единого знака обращения продукции на рынке государств-членов Таможенного союза на дорожно-строительные материалы, включенные в Перечень дорожно-строительных материалов, подлежащих подтверждению соответствия в форме декларирования соответствия в соответствии с настоящим техническим регламентом Таможенного союза, наносится на упаковку (при ее наличии) и должна содержаться в прилагаемых товарно-сопроводительных документах на дорожно-строительные материалы.
Таким образом, административным органом установлено нарушение требований пунктов п. п.24.1, 24.16, 24.17, 24.19 ст. 5 Технического регламента Таможенного Союза.
Продавцом в настоящем случае является ООО "Гасзнак".
По факту выявленного нарушения в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении от 20.08.2020 N 1210861.
В соответствии со статьей 23.1 КоАП РФ, административный орган обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности на основании ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ.
Согласно ч. 6 ст. 205 АПК РФ, при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд, в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол.
Апелляционным судом установлено, что протокол об административном правонарушении составлен с соблюдением требований ст. 28.2 КоАП РФ. Нарушений процедуры составления в отношении общества протокола об административном правонарушении, которые могут явиться основанием для отказа в привлечении к административной ответственности в соответствии с п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 г. N 10, судом не установлено. Сроки давности привлечения к административной ответственности, установленные ст. 4.5 КоАП РФ, соблюдены.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ, в действиях ответчика.
Поддерживая выводы суда первой инстанции, апелляционный суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.43.1, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Дорожные знаки, изготавливаемые по ГОСТу Р 52290-2004, предназначены для установки на автомобильных дорогах городских и сельских поселений (это звучит в определении самого ГОСТа). А дорожные знаки, изготавливаемые по ГОСТу 32945-2014 устанавливаются на дорогах федерального значения (информация содержится в определении ГОСТа).
Согласно протоколу об административном нарушении, дорожный знак - "Уступите дорогу", изготовленный по ГОСТу Р 52290-2004 г., был установлен на участке дороги федерального значения. В соответствии с законодательством, на дорогах федерального значения, должны устанавливаться дорожные знаки, изготавливаемые по ГОСТу 32945-2014.
По УПД от 27.04.2020 г. ПАО "НК "Роснефть-Кубаньнефтепродукт" были приняты от ООО "ГАСЗНАК" дорожные знаки, изготовленные в соответствии с заявкой покупателя по ГОСТу Р 52290-2004. Претензий от ПАО "НК "Роснефть-Кубаньнефтепродукт" в отношении качества, технических требований и маркировки принятых знаков не поступало. Счёт на оплату дорожных знаков, изготовленных по ГОСТу Р 52290-2004, был оплачен в полном объёме 15.06.2020 г. У ООО "ГАСЗНАК", как у поставщика и изготовителя, нет полномочий контролировать каждое место установки переданных дорожных знаков. ООО "ГАСЗНАК" изготовило знаки в соответствии с ГОСТ 52290-2004, отмаркировало знаки в соответствии с ГОСТ Р 52290-2004, и передало покупателю в сопровождении документов УПД, где указано, что знаки изготовлены в соответствии с ГОСТ 52290-2004.
Таким образом, ПАО "НК "Роснефть-Кубаньнефтепродукт" приобрело у ООО "ГАСЗНАК" дорожные знаки, предназначенные для установки на автомобильных дорогах городских и сельских поселений.
При этом, покупатель самостоятельно определяет место установки дорожного знака, в определении конкретного места установки поставщик не участвует, поэтому поставщик не несет ответственное за правильность установки продукции покупателем.
В пункте 5.7. ГОСТ Р 52290-2004 перечислены данные, которые должна содержать маркировки дорожных знаков, изготавливаемых по ГОСТу Р 52290-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. В перечисленных требованиях нет требования маркировать продукцию единым знаком обращения продукции на рынке государств - член Таможенного союза.
Административным органом в материалы дела представлено письмо Росстандарт, полученное в ответ на запрос информации о необходимости маркировки дорожных знаков, изготовленных по ГОСТу 2004 г. единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза. Ответ Росстандарта содержит информацию о том, что ГОСТ Р 52290-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные" не входит в перечень стандартов, результате применения которых обеспечивается соблюдение требований технического регламента Таможенного союза "Безопасность автомобильных дорог". Т.е. изготавливая дорожные знаки ГОСТ Р 52290-2004 не обязательно соблюдать требования технического регламента Таможенного союза, в отличии от дорожных знаков, изготовленных по ГОСТ 32945-2014.
Наличие вины в совершении административного правонарушения, не презюмируется, а подлежит доказыванию.
Таким образом, материалами дела в действиях общества не доказан состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ.
В силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности, состава вменяемого ему административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Учитывая изложенное, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, суд первой инстанции с учетом положения ч. 1 ст. 71 АПК РФ применительно к конкретным обстоятельствам настоящего дела, правомерно и обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, связанные с иной оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и иным толкованием норм права, не опровергают правильные выводы суда и не свидетельствуют о судебной ошибке.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, в связи с чем отмене не подлежит.
Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 12.02.2021 по делу N А40-226189/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.Г. Яковлева |
Судьи |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-226189/2020
Истец: МУГАДН по Краснодарскому краю и Республике Адыгея
Ответчик: ООО Гасзнак
Хронология рассмотрения дела:
15.12.2021 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-77850/2021
21.07.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-15374/2021
14.04.2021 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-15660/2021
12.02.2021 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-226189/20