г. Москва |
|
15 апреля 2021 г. |
Дело N А41-66921/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 апреля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 апреля 2021 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Виткаловой Е.Н.,
судей Коновалова С.А., Семушкиной В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: Казаковой Т.А.,
при участии в заседании:
от истца: Кривошеин Б.В., доверенность от 13.10.2020,
от ответчика: не явился, извещен надлежащим образом,
от третьего лица: не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 04.03.2021 по делу N А41-66921/20, по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Лэнд Менеджмент" к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, третье лицо: Администрация Ленинского городского округа Московской области, о признании незаконным решения и обязании осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию перехода права собственности на земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Лэнд Менеджмент" (далее - заявитель, общество, ООО "Лэнд Менеджмент") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - ответчик, заинтересованное лицо, Управление) cо следующими требованиями:
- Признать незаконным решение Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области от 09.08.2020 N 50-0-1-283/3001/2019-18370/1 об отказе в осуществлении кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:21:0000000:36384, расположенного по адресу: Московская область, Ленинский район, д. Ермолино, площадью 76460 +/- 193 кв. м, категория земель: "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования: "для размещения домов многоэтажной жилой застройки".
Обязать Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав собственности в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:21:0000000:36384, расположенного по адресу: Московская область, Ленинский район, д. Ермолино, площадью 76460 +/- 193 кв. м, категория земель: "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования: "для размещения домов многоэтажной жилой застройки".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация Ленинского городского округа Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 04.02.2021 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с данным судебным актом, управление обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель общества возражал против доводов апелляционной жалобы в полном объеме, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Дело рассматривается в отсутствие представителей Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области и Администрации Ленинского городского округа Московской области, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, ОО "Лэнд Менеджмент" на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 50:21:0000000:36384, расположенный по адресу: Московская область, Ленинский район, д. Ермолино. Площадь земельного участка 76460 +/- 193 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения домов многоэтажной жилой застройки, что подтверждается выпиской из ЕГРН.
Кроме того, согласно выписке из ЕГРН ООО "Игрек Бренд" является залогодержателем земельного участка с кадастровым номером 50:21:0000000:36384 по договору об ипотеке N 1/19-ЗНИ/1 от 23.10.2019.
В связи с намерением собственника земельного участка с кадастровым номером 50:21:0000000:36384 разделить этот земельный участок, залогодержателю направлено письмо.
Письмом от 29.11.2019 N 1/29 ООО "Игрек Бренд" пояснило, что не возражает против раздела земельного участка с кадастровым номером 50:21:0000000:36384.
Решением N 6 от 02.12.19 ООО "Лэнд Менеджмент" разделил земельный участок кадастровым номером 50:21:0000000:36384 на 3 земельных участка:
- земельный участок площадью 9 509 кв. м с разрешенным видом использования "для размещения домов многоэтажной жилой застройки", категория земель "земли населенных пунктов;
- земельный участок площадью 36 018 кв. м с разрешенным видом использования "для размещения домов многоэтажной жилой застройки", категория земель "земли населенных пунктов;
- земельный участок площадью 30 934 кв. м с разрешенным видом использования "для размещения домов многоэтажной жилой застройки", категория земель "земли населенных пунктов.
Заявитель обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области с заявлениями о государственной регистрации прав на недвижимое имущество, о государственном кадастровом учете недвижимого имущества от 27.12.19 N 50/021/008/2019-55199, от 27.12.19 N 50/021/008/2019-55201, от 27.12.19 N 50/021/008/2019-55203, от 27.03.19 о государственной регистрации прав (прекращении права) на недвижимое имущество от 27.12.19 N 50-0-1-283/3001/2019-18370, по которому вынесено уведомление об отказе государственной регистрации прав и осуществлении кадастрового учета от 09.08.2020 N 50-0-1-283/3001/2019-18370/1
В обоснование отказа в государственной регистрации прав и осуществлении кадастрового учета заинтересованным лицом указано, что согласно ответу, полученного из Администрации Ленинского муниципального района Московской области проект планировки территории в отношении земельного участка не разрабатывался, в связи с чем, с учетом полученного ответа, не представляется возможным установить предельные минимальные и максимальные размеры земельных участков. Вторым основанием явилось не соответствие межевого плана требованиям приказа Минэкономразвития России от 08.12.2015 N 921 "Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке" (далее - Приказ), а именно, по мнению заинтересованного лица, в нарушение пункта 52 требований Приказа, предельные и максимальные размеры, соответствующие виду разрешенного использования земельного участка, в реквизите "4" раздела "Сведения об образуемых земельных участках", указываются на основании документов, устанавливающих такие размеры в соответствии с действующим законодательством. Кроме того, сведения о реквизитах таких документов и ссылка на источник их официального опубликования приводятся в разделе межевого плана "Заключение кадастрового инженера".
Полагая незаконными действия регистрационного органа отказавшего в государственной регистрации права собственности (перехода права) на земельные участки, истец обратился в суд с настоящими требованиями.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции правомерно исходил из нижеследующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Выбор способа защиты нарушенного права осуществляется истцом и должен действительно привести к восстановлению нарушенного материального права или реальной защите законного интереса.
Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрены способы защиты гражданских прав.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о государственной регистрации) государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В силу пункта 33 части 1 статьи 26 Закона о государственной регистрации осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если земельный участок, в отношении которого представлено заявление о его снятии с государственного кадастрового учета, не является преобразуемым и не подлежит снятию с такого учета в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Частью 2 статьи 14 Закона о государственной регистрации предусмотрены основания для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются:
1) акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости;
2) договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки;
3) акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;
4) свидетельства о праве на наследство;
5) вступившие в законную силу судебные акты;
6) акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
7) межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории);
7.1) утвержденная схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
8) иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости;
9) наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.
Согласно части 4 статьи 1 Закона о государственной регистрации государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
В соответствии с частью 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс РФ) Земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно части 2 Земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки (исходные земельные участки), прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки (далее также - образуемые земельные участки) в порядке, установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 статьи 11.4 настоящего Кодекса, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.
При разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 настоящей статьи, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами (п. 1 ст. 11.4 ЗК РФ).
Требования к образуемым земельным участкам изложены в ст. 11.9 Земельного кодекса РФ.
Пунктом 1 ст. 11.9 Земельного кодекса РФ установлено, что предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
В соответствии с частью 9 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ) градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, а также применительно к территориям, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному развитию территории, расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности соответствующей территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения.
Согласно части 1 статьи 41 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства.
Частью 4 статьи 41 ГрК РФ установлено, что видами документации по планировке территории являются:
1) проект планировки территории;
2) проект межевания территории.
В соответствии с частями 1, 1.1 ГрК РФ предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства включают в себя:
1) предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь;
2) минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений;
3) предельное количество этажей или предельную высоту зданий, строений, сооружений;
4) максимальный процент застройки в границах земельного участка, определяемый как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка;
В случае, если в градостроительном регламенте применительно к определенной территориальной зоне не устанавливаются предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь, и (или) предусмотренные пунктами 2 - 4 части 1 настоящей статьи предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, непосредственно в градостроительном регламенте применительно к этой территориальной зоне указывается, что такие предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства не подлежат установлению.
Как следует из материалов дела, разделяемый земельный участок находится в границах сельского поселения Горки Ленинские Ленинского муниципального района Московской области.
Приложением к решению Совета депутатов Ленинского муниципального района Московской области от 30.10.2019 N 2/41 внесены изменения в Правила землепользования и застройки территории (части территории) городского поселения Горки Ленинские Ленинского муниципального района Московской области.
На карте градостроительного зонирования указано расположение разделяемого земельного участка с кадастровым номером 50:21:0000000:36384.
Разделяемый земельный участок находится в зоне осуществления деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории (КуРТ 6).
Согласно Правилам землепользования и застройки городского поселения Горки Ленинские Ленинского муниципального района Московской области на карте градостроительного зонирования установлены границы территорий, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории (п. 3 ст. 3 Порядок установления территориальных зон).
В соответствии со статьей 35 Правил землепользования и застройки городского поселения Горки Ленинские Ленинского муниципального района Московской области параметр предельных (минимальных и (или) максимальных) размеров земельных участков в составе территориальных зон комплексного устойчивого развития территорий не подлежит установлению.
В связи с тем, что в зоне осуществления деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории не установлены предельные минимальные и максимальные размеры земельных участков, а также учитывая то, что проект планировки территории в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:21:0000000:36384 не разрабатывался и предельные минимальные и максимальные размеры не устанавливались, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу, что размеры вновь образуемых земельных участков не нарушают установленные требования, в связи с чем у заинтересованного лица не имелось оснований для отказа в государственной регистрации в связи с невозможностью установления предельных минимальных и максимальных размеров земельных участков, а также в связи с несоответствием межевого плана требованиям пункта 52 приказа Минэкономразвития России от 08.12.2015 N 921 "Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке".
В соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Доказательств законности и обоснованности решения об отказе в государственной регистрации права собственности на земельный участок заинтересованным лицом не представлено.
На основании изложенного, оценивая собранные по делу доказательства, принимая во внимание мнения участвующих в деле лиц, суд приходит к выводу о необоснованности решения об отказе осуществлении кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении земельного участка.
Учитывая изложенные обстоятельства, оценив все имеющиеся доказательства по делу в их совокупности и взаимосвязи, как того требуют положения, содержащиеся в части 2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и другие положения Кодекса, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что решение от 09.08.2020 N 50-0-1-283/3001/2019-18370/1 об отказе в осуществлении кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:21:0000000:36384 незаконно и нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем правомерно удовлетворил заявленные требования.
Доводы заявителя апелляционной жалобы фактически сводятся к повторению утверждений, исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом первой инстанции, и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а лишь указывают на несогласие заявителя апелляционной жалобы с оценкой судом доказательств.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ основанием для отмены принятого судебного акта, арбитражным апелляционным судом не установлено.
Апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 04.02.2021 по делу N А41-66921/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Н. Виткалова |
Судьи |
С.А. Коновалов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-66921/2020
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ ЛЕНИНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ООО "ЛЭНД МЕНЕДЖМЕНТ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ