Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 23 июля 2021 г. N Ф05-18311/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
15 апреля 2021 г. |
Дело N А40-178965/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 апреля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 апреля 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Т.Б.Красновой,
судей: |
И.А.Чеботаревой, В.А.Свиридова, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания А.А.Егоровой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Управления Росреестра по Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 08.12.2020 по делу N А40-178965/20
по заявлению Департамента городского имущества города Москвы
к Управлению Росреестра по Москве
о признании незаконными решения
при участии:
от заявителя: |
Савинов А.С. по дов. от 08.12.2020; |
от ответчика: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества города Москвы (далее - Департамент, заявитель) обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - ответчик, Управление) о признании незаконными решений от 18.08.2020 N N КУВД-001/2020-10789283, КУВД-001/2020-10788110, КУВД-001/2020-10787008, КУВД-001/2020-10796284, КУВД-001/2020-10801696, КУВД-001/2020-10798290, КУВД-001/2020-10791046, КУВД-001/2020-10789283, КУВД-001/2020-10794383, КУВД-001/2020-10792077, КУВД-001/2020-10799241, КУВД-001/2020-10797383, КУВД-001/2020-10795212, КУВД-001/2020-10799894, КУВД-001/2020-10796806, КУВД-001/2020-10800719, КУВД-001/2020-10799913, КУВД-001/2020-10792965 о приостановлении снятия с государственного кадастрового учета и государственной регистрации прекращения права собственности города Москвы объектов недвижимости с кадастровыми номерами 77:04:0003012:1828, 77:04:0003012:1832, 77:04:0003012:1834,77:04:0003012:1835, 77:04:0003012:1836, 77:04:0003012:1837, 77:04:0003012:1838, 77:04:0003012:1839, 77:04:0003012:1849, 77:04:0003012:1854, 77:04:0003012:1855, 77:04:0003018:1055, 77:04:0003018:1057, 77:04:0003012:1038, 77:04:0003012:1039, 77:04:0003018:1032, 77:04:0003018:5644.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 08.12.2020 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда отменить, вынести по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представитель заявителя возражал по доводам апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Представитель Управления в судебное заседание не явился.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционным судом в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, пришел к следующим выводам.
Как следует из обстоятельств дела, Департамент обратился с заявлениями о снятии с государственного кадастрового учета и государственной регистрации прекращения права собственности города Москвы в связи со сносом объектов недвижимости с кадастровыми номерами 77:04:0003012:1828, 77:04:0003012:1832, 77:04:0003012:1834, 77:04:0003012:1835, 77:04:0003012:1836, 77:04:0003012:1837, 77:04:0003012:1838, 77:04:0003012:1839, 77:04:0003012:1849, 77:04:0003012:1854, 77:04:0003012:1855, 77:04:0003018:1055, 77:04:0003018:1057, 77:04:0003012:1038, 77:04:0003012:1039, 77:04:0003018:1032, 77:04:0003018:5644.
Письмами Управления от 18.08.2020 N N КУВД-001/2020-10789283, КУВД-001/2020-10788110, КУВД-001/2020-10787008, КУВД-001/2020-10796284, КУВД-001/2020-10801696, КУВД-001/2020-10798290, КУВД-001/2020-10791046, КУВД-001/2020-10789283, КУВД-001/2020-10794383, КУВД-001/2020-10792077, КУВД-001/2020-10799241, КУВД-001/2020-10797383, КУВД-001/2020-10795212, КУВД-001/2020-10799894, КУВД-001/2020-10796806, КУВД-001/2020-10800719, КУВД-001/2020-10799913, КУВД-001/2020-10792965 на основании п. 5 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) сообщено о приостановлении учетно-регистрационный действий в отношении вышеуказанных объектов недвижимости в связи с непредоставлением актов обследования.
Полагая, что вынесенные решения Управления нарушают законные права и интересы Департамента, заявитель обратился в арбитражный суд с указанными выше требованиями.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемые решения Управления являются незаконными и нарушают права и законные интересы заявителя.
Апелляционная коллегия соглашается с выводами суда и не усматривает оснований для их переоценки.
Согласно части l статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном этим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 указанного Кодекса).
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания указанных обстоятельств, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Отношения, связанные с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество, регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Частью 1 статьи 14 указанного Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляется на основании заявления за исключением установленных им случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном им порядке.
В силу пункта 2 части 4 статьи 18 Закона N 218-ФЗ к заявлению должны быть приложены документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав. Такими документами являются документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости (часть 2 статьи 14).
В соответствии с частью 1 статьи 21 Закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.
Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Согласно части 5 статьи 18 Закона N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 29 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Как следует из материалов дела, согласно сведениям ЕГРН в отношении нежилых зданий с кадастровыми номерами 77:04:0003012:1828, 77:04:0003012:1832, 77:04:0003012:1834, 77:04:0003012:1835, 77:04:0003012:1836, 77:04:0003012:1837, 77:04:0003012:1838, 77:04:0003012:1839, 77:04:0003012:1849, 77:04:0003012:1854, 77:04:0003012:1855, 77:04:0003018:1055, 77:04:0003018:1057, 77:04:0003012:1038, 77:04:0003012:1039, 77:04:0003018:1032, 77:04:0003018:5644 зарегистрировано право собственности города Москвы.
Указанные объекты недвижимости были изъяты для государственных нужд в рамках Федерального закона от 04.05.2013 N 43-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В рамках исполнения распоряжения Правительства Москвы от 19.02.2020 N 59-РП "О сносе объектов недвижимости", распоряжения Департамента городского имущества города Москвы от 06.11.2019 N 44253 "Об изъятии для государственных нужд объектов недвижимого имущества" (в редакции распоряжений от 11.12.2019 N 49640, от 18.02.2020 N 5443) вышеуказанные нежилые здания снесены.
В соответствии с п. 19, 20, 21 статьи 10 Федерального закона N 43-ФЗ существование объектов недвижимого имущества, расположенных на земельных участках, изъятых для размещения объектов федерального значения или регионального значения, указанных в части 2 статьи 1 Федерального закона N 43-ФЗ, прекращается в случае сноса объектов недвижимого имущества. Принятие решений о таком сносе не требуется.
В течение десяти дней после выполнения работ по сносу объектов недвижимого имущества, указанных в части 19 статьи 10 Федерального закона N 43-ФЗ, и утилизации образовавшихся отходов организации, осуществившие снос указанных объектов и утилизацию образовавшихся отходов, подписывают акт о прекращении существования указанных объектов с органом исполнительной власти, уполномоченным на принятие решения об изъятии недвижимого имущества, а в случае привлечения подрядной организации для выполнения работ по сносу указанных объектов и утилизации образовавшихся отходов также с данной подрядной организацией. При снятии указанных объектов с государственного кадастрового учета составление акта обследования не требуется.
Акт о прекращении существования объекта недвижимого имущества, указанный в части 20 статьи 10 Федерального закона N 43-ФЗ, является основанием для внесения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение ЕГРН и предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, сведений о прекращении существования объекта недвижимого имущества в ЕГРН.
Как установлено судом первой инстанции, Департамент вместе с заявлениями представил в Управление вышеупомянутые акты о прекращении существования объектов недвижимости.
В соответствии с п. п. 1, 6 статьи 131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона N 218-ФЗ ведение ЕГРН осуществляется, в частности, на основании принципов достоверности и доступности сведений, содержащихся в ЕГРН.
Согласно пункту 7 части 4 статьи 8 Закона N 218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся сведения о прекращении существования объекта недвижимости и дата снятия с государственного кадастрового учета, если объект недвижимости прекратил существование.
Судом первой инстанции верно отмечено, что продолжение существования в ЕГРН записи об указанных нежилых зданиях способствует нахождению в публичном реестре недостоверных сведений относительно существования объектов недвижимости, что противоречит пункту 2 статьи 1 Федерального закона N 218-ФЗ.
Суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что Департамент представил на осуществление кадастрового учета надлежащим образом оформленный пакет документов.
С учетом изложенного решения Управления от 18.08.2020 N N КУВД-001/2020-10789283, КУВД-001/2020-10788110, КУВД-001/2020-10787008, КУВД-001/2020-10796284, КУВД-001/2020-10801696, КУВД-001/2020-10798290, КУВД-001/2020-10791046, КУВД-001/2020-10789283, КУВД-001/2020-10794383, КУВД-001/2020-10792077, КУВД-001/2020-10799241, КУВД-001/2020-10797383, КУВД-001/2020-10795212, КУВД-001/2020-10799894, КУВД-001/2020-10796806, КУВД-001/2020-10800719, КУВД-001/2020-10799913, КУВД-001/2020-10792965 не имеют под собой правового основания.
Таким образом, совокупность условий, необходимых для удовлетворения заявленных требований, в данном случае установлена.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании норм права, свидетельствуют о несогласии с выводами суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда.
При указанных обстоятельствах апелляционный суд признает обжалуемое решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 08.12.2020 по делу N А40-178965/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Б.Краснова |
Судьи |
В.А.Свиридов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-178965/2020
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ