г. Москва |
|
19 апреля 2021 г. |
Дело N А41-70487/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 апреля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 апреля 2021 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Игнахиной М.В.,
судей Ивановой Л.Н., Юдиной Н.С.,
при ведении протокола судебного заседания: Молозиновой Д.О.,
при участии в заседании:
от ООО "УК Алфавит" - представитель Горелов Е.А., по доверенности от 25.12.2020,
от администрации городского округа Красногорск Московской области - представитель Ильин И.С., по доверенности от 29.09.2020 N 1.2.5/6697,
от ООО УК "ЖКХ-Онлайн" - представители не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы ООО УК "ЖКХ-Онлайн", администрации городского округа Красногорск Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 12.02.2021 по делу N А41-70487/20, по иску ООО "УК Алфавит" к администрации городского округа Красногорск Московской области, ООО УК "ЖКХ-Онлайн" об оспаривании,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Алфавит" (далее - ООО "УК Алфавит", истец) обратилось в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к администрации городского округа Красногорск (далее - администрация), обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания ЖКХ-Онлайн" (далее - ООО "УК "ЖКХ-Онлайн") о признании недействительными результаты конкурса согласно протоколу рассмотрения заявок от 26.08.2020 г. N 2 (по извещению N 230620/0999939/01) на участие в открытом конкурсе на право управления многоквартирными домами, расположенными по адресу: Московская обл., г. Красногорск, п. Отрадное, ул. Лесная, дома NN 16, 17, 18; - признать недействительными заключенные по результатам конкурса договоры управления многоквартирными домами, расположенными по адресу: Московская обл., г. Красногорск, п. Отрадное, ул. Лесная, дома NN 16, 17, 18.
Решением Арбитражного суда Московской области от 12 февраля 2021 года по делу N А41-70487/20 заявленные требования удовлетворены (л.д.105-108).
Не согласившись с указанным судебным актом администрация и ООО "УК "ЖКХ-Онлайн" обратились с апелляционными жалобами, в которых за просили обжалуемое решение отменить, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права.
Законность и обоснованность судебного акта проверены в соответствии со статьями 266 - 268 АПК РФ.
Дело рассматривается в соответствии со статьями 121, 123, 156 АПК РФ в отсутствие представителей ООО "УК "ЖКХ-Онлайн", надлежащим образом извещенного о дате, времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда.
В судебном заседании апелляционного суда представитель администрации поддержал доводы своей апелляционной жалобы и жалобы ООО "УК "ЖКХ-Онлайн", просил решение отменить, в иске отказать.
Представитель ООО "УК Алфавит" возражал против удовлетворения апелляционных жалоб, просил решение оставить без изменения.
Повторно исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей лиц участвующих в деле, апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции ООО "УК Алфавит" осуществляет управление многоквартирными домами на основании лицензии на право осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами от 07.07.2020 N 1891.
Администрацией городского округа Красногорск Московской области на официальном сайте для размещения информации о размещения информации о проведении торгов в сети "Интернет" (https://torgi.gov.ru/) размещено извещение N 230620/0999939/01 о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: Московская обл., г. Красногорск, п. Отрадное, ул. Лесная, дома NN 16, 17, 18.
К участию в конкурсе общество не было допущено ввиду нарушения пункта 53 Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 N 75.
Согласно протокола рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе от 26.08.2020 N 2 участником конкурса признано ООО УК "ЖКХ-Онлайн", которое признано победителем и с которым заключены договоры управления вышеуказанными многоквартирными домами.
Решением УФАС Московской области от 08.09.2020 N 35371 основания недопуска ООО "УК Алфавит" к участию в торгах признаны обоснованными.
Ссылаясь на необоснованный недопуск общества к участию в конкурсе, несогласие с результатами конкурса, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции об обоснованности заявленных требований.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном этим Кодексом.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица.
По смыслу указанной нормы Гражданского кодекса Российской Федерации основанием для признания в судебном порядке недействительными результатов торгов могут выступать нарушения процедуры (правил) проведения торгов, установленных законом, а также нарушение императивных требований действующего законодательства.
На основании части 3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Частью 13 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в течение двадцати дней со дня выдачи в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома орган местного самоуправления размещает извещение о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации на официальном сайте в сети "Интернет" и не позднее чем в течение сорока дней со дня размещения такого извещения проводит в соответствии с частью 4 настоящей статьи открытый конкурс. В течение десяти дней со дня проведения открытого конкурса орган местного самоуправления уведомляет всех лиц, принявших от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, о результатах открытого конкурса и об условиях договора управления данным домом. Указанные лица обязаны заключить договор управления данным домом с управляющей организацией, отобранной по результатам открытого конкурса. Если в течение двух месяцев со дня проведения открытого конкурса собственники не заключили договор управления с управляющей организацией, такой договор считается заключенным на условиях, определенных открытым конкурсом.
В соответствии с частью 4 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
Согласно пункту 3 постановления Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 N 75 "О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом" (далее - Правила N75) конкурс проводится, если:
1) собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом, в том числе в следующих случаях:
собственниками помещений в многоквартирном доме общее собрание по вопросу выбора способа управления многоквартирным домом не проводилось или решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было принято;
по истечении 2 месяцев после вступления в законную силу решения суда о признании несостоявшимся общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросу выбора способа управления многоквартирным домом повторное общее собрание не проводилось или решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было принято;
2) принятое собственниками помещений в многоквартирном доме решение о выборе способа управления домом не реализовано, в том числе в следующих случаях:
- большинство собственников помещений в многоквартирном доме не заключили договоры, предусмотренные статьей 164 Жилищного кодекса Российской Федерации;
- собственники помещений в многоквартирном доме не направили в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти документы, необходимые для государственной регистрации товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива;
не заключены договоры управления многоквартирным домом, предусмотренные статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации;
3) до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано;
4) в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке выдано разрешение на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома.
В силу пункта 39 указанных Правил в случае если до дня проведения конкурса собственники помещений в многоквартирном доме выбрали способ управления многоквартирным домом или реализовали решение о выборе способа управления этим домом, конкурс не проводится.
В пункте 4 Правил N 75 указаны принципы проведения конкурса, которыми являются создание равных условий участия в конкурсе для юридических лиц независимо от организационно-правовой формы и индивидуальных предпринимателей; добросовестная конкуренция; эффективное использование средств собственников помещений в многоквартирном доме в целях обеспечения благоприятных и безопасных условий пользования помещениями в многоквартирном доме, надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся помещениями в доме; доступность информации о проведении конкурса и обеспечение открытости его проведения.
Согласно пункту 5 Правил N 75 нарушение процедуры организации или проведения конкурса является основанием для признания судом недействительными результатов конкурса и договоров управления многоквартирным домом, заключенных по результатам такого конкурса.
Пунктом 52 Правил N 75 предусмотрено, что для участия в конкурсе заинтересованное лицо подает заявку на участие в конкурсе по форме, предусмотренной приложением N 4 к настоящим Правилам.
В соответствии с пунктом 54 Правил требовать от претендента представления документов, не предусмотренных пунктом 53 Правил, не допускается.
В соответствии с пунктом 53 Правил N 75 заявка на участие в конкурсе включает в себя, в том числе, копию документов, подтверждающих соответствие претендента требованию, установленному подпунктом 1 пункта 15 настоящих Правил, если федеральными законами установлены требования к лицам, осуществляющим выполнение работ, оказание услуг, предусмотренных договором управления многоквартирным домом; копии утвержденного бухгалтерского баланса за последний отчетный период.
Подпунктом 1 пункта 15 Правил N 75 предусмотрено, что претенденты должны в том числе соответствовать установленным федеральными законами требованиям к лицам, осуществляющим выполнение работ, оказание услуг, предусмотренных договором управления многоквартирным домом:
в отношении претендента не проводится процедура банкротства либо в отношении претендента - юридического лица не проводится процедура ликвидации; отсутствие у претендента задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за последний завершенный отчетный период в размере свыше 25 процентов балансовой стоимости активов претендента по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период; претендент считается соответствующим установленному требованию, если он обжаловал наличие указанной задолженности в соответствии с законодательством Российской Федерации, и решение по такой жалобе не вступило в силу; отсутствие у претендента кредиторской задолженности за последний завершенный отчетный период в размере свыше 70 процентов балансовой стоимости активов претендента по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период.
В соответствии с пунктом 16 Правил N 75 требования, указанные в пункте 15 настоящих Правил, предъявляются ко всем претендентам. Организатор конкурса при проведении конкурса не вправе устанавливать иные требования к претендентам.
Пункт 18 Правил N 75 содержит перечень оснований для отказа в допуске к участию в конкурсе, согласно которому таковыми являются:
1) непредставление определенных пунктом 53 настоящих Правил документов либо наличие в таких документах недостоверных сведений;
2) несоответствие претендента требованиям, установленным пунктом 15 настоящих Правил;
3) несоответствие заявки на участие в конкурсе требованиям, установленным пунктами 52 - 53 настоящих Правил.
Согласно пункту 65 Правил N 75 протокол вскрытия конвертов ведется конкурсной комиссией и подписывается всеми присутствующими членами конкурсной комиссии непосредственно после вскрытия всех конвертов. Протокол размещается на официальном сайте организатором конкурса или по его поручению специализированной организацией в день его подписания.
В силу пункта 70 Правил N 75 на основании результатов рассмотрения заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия принимает решение о признании претендента участником конкурса или об отказе в допуске претендента к участию в конкурсе по основаниям, предусмотренным пунктом 18 настоящих Правил. Конкурсная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в конкурсе по форме согласно приложению N 7, который подписывается присутствующими на заседании членами конкурсной комиссии в день окончания рассмотрения заявок на участие в конкурсе.
В силу пункта 20 Правил отказ в допуске к участию в конкурсе по основаниям, не предусмотренным пунктом 18 настоящих Правил, не допускается.
Решение конкурсной комиссии об отказе в допуске к участию в конкурсе претендента либо об отстранении участника конкурса от участия в конкурсе может быть обжаловано таким лицом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции установлено, что обществу отказано в допуске к участию в конкурсе, поскольку в составе заявки отсутствовали копия бухгалтерского баланса за последний отчетный период; документ, подтверждающий утверждение бухгалтерского баланса; копии свидетельства о возможности применения упрощенной системы налогообложения и утвержденной налоговым органом декларации, а также то, что платежное поручение, подтверждающее внесение средств в качестве обеспечения заявки содержало недостоверные сведения в графе "плательщик" указан ИНН администрации; согласие на включение в перечень организаций для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, указано не после перечня документов, а до него.
Между тем, согласно подпункту 5 пункта 15 Правил N 75 одним из требований к претенденту является отсутствие у него кредиторской задолженности за последний завершенный отчетный период в размере свыше 70 процентов балансовой стоимости активов претендента по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период.
При этом под кредиторской задолженностью в целях применения настоящего подпункта понимается совокупность обязательств претендента (краткосрочных и долгосрочных), предполагающих существующие в текущее время (неисполненные) ее обязательства в пользу другого лица (кредитора), включая обязательства по кредитам и займам, которые приводят к уменьшению балансовой стоимости активов претендента.
Таким образом, вопреки доводам администрации, исходя из буквального толкования указанной нормы Правил N 75, при подаче заявки необходимо было передать не свидетельство, а бухгалтерскую отчетность за последний завершенный отчетный период.
Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" отчетным периодом для годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (отчетным годом) является календарный год - с 1 января по 31 декабря включительно. Датой, на которую составляется бухгалтерская (финансовая) отчетность (отчетной датой), является последний календарный день отчетного периода, за исключением случаев реорганизации и ликвидации юридического лица (часть 6 статьи 15 названного Федерального закона).
В силу части 2 статьи 18 Федерального закона от 06.12.2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" и подпункта 5 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность представляется не позднее трех месяцев после окончания отчетного года.
В соответствии с ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2001 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами.
На основании ч. 9 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2001 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" утверждение и опубликование бухгалтерской (финансовой) отчетности осуществляются в порядке и случаях, которые установлены федеральными законами.
Исходя из буквального толкования абзаца четвертого пп. 2 пункта 53 Правил N 75 и конкурсной документации следует, что бухгалтерский баланс, представляемый в составе конкурсной заявки должен быть утвержден.
Из положений ч. 8. 9 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" следует, что необходимо различать такие самостоятельные действия, как составление и утверждение бухгалтерской отчетности. Бухгалтерская отчетность считается составленной после подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем организации. При этом утверждается бухгалтерская отчетность в порядке и случаях, которые установлены федеральными законами.
В рассматриваемом случае обществом представлен бухгалтерский баланс на 31 декабря 2019 года.
В соответствии с частью 9 статьи 13 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" и частью 2 статьи 33 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" бухгалтерский баланс за 2019 год утверждена единственным учредителем общества, о чем принято решение от 17.07.2020.
При этом ни пункт 15 Правил N 75, ни конкурсная документация не требуют представления от претендентов каких-либо налоговых деклараций, а указывают на необходимость приложить "бухгалтерскую отчетность", которая позволяет проверить финансовое положение юридического лица.
Следовательно, представленный обществом бухгалтерский баланс позволял органу местного самоуправления проверить отсутствие у претендента кредиторской задолженности в размере свыше 70 процентов балансовой стоимости активов.
Доводы заинтересованного лица о необходимости обществу предоставить декларацию по единому налогу и свидетельство, противоречат буквальному смыслу норм действующего законодательства Российской Федерации и основаны на ранее действовавших нормах права.
В соответствии с требованиями абзаца 52 Правил N 75 претендентом "согласие" на включение в перечень организаций для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация было явно выражено и содержится в поданной заявке от 25.07.2020, в связи с чем не имеет правого значения в каком месте по тексту оно изложено.
При этом в качестве доказательства внесения обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе обществом представлено платежное поручение от 20.07.2020 N 2, которое заполняется при участии кредитной организации, т.е. необходимый документ представлен.
Ссылка заявителя жалобы на непредставление обществом отсутствие налоговой декларации и свидетельства о возможности применения упрощенной системы налогообложения, отклоняется, поскольку пунктом 53 Правил N 75 не предусмотрена обязанность претендентов представлять документы о применении упрощенной процедуры налогообложения, налоговые декларации. Возможность предоставления свидетельства о возможности применения упрощенной системы налогообложения фактически отсутствует, поскольку приказом ФНС России от 02.11.2012 N ММВ-7-3/829@ "Об утверждении форм документов для применения упрощенной системы налогообложения" не утвержден.
Таким образом, материалами дела подтверждено, что при проведении конкурса гарантии юридического равенства участникам закупки организатором конкурса не были обеспечены, что не соответствует положениям части 1 статьи 1 ГК РФ.
Таким образом, действия администрации по организации и проведению конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирнымм домами по адресу: Московская область, г. Красногорск, п. Отрадное, ул. Лесная, дома N N 16, 17, 18; нарушают права и законные интересы ООО "УК Алфавит" и подлежит признанию незаконными и недействительными.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействий) незаконными.
В силу пункта 2 статьи 449 ГК РФ, признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги, и применение последствий, предусмотренных статьей 167 ГК РФ.
Поскольку результаты конкурса по отбору управляющей организации согласно протоколу рассмотрения заявок от 26.08.2020 N 2 (по извещению N 230620/0999939/01) признаны недействительными, договоры управления многоквартирными домами, заключенные по его результатам также обоснованно признаны судом первой инстанции недействительными.
Оснований для иных выводов у суда апелляционной инстанции не имеется.
Вопреки доводам апелляционных жалоб, суд первой инстанции, полно исследовав имеющие значение для дела обстоятельства, верно оценил в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, правильно применил нормы материального, процессуального права и сделал выводы, соответствующие обстоятельствам дела.
Принимая во внимание вышеизложенное, а также учитывая конкретные обстоятельства по делу, арбитражный апелляционный суд полагает, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 12 февраля 2021 года по делу N А41-70487/20 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.В. Игнахина |
Судьи |
Л.Н. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-70487/2020
Истец: ООО УК Алфавит
Ответчик: Администрация городского округа Красногорск Московской области
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА КРАСНОГОРСК МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ООО УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "ЖКХ-ОНЛАЙН"