г. Москва |
|
24 августа 2021 г. |
Дело N А41-70487/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 августа 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 августа 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего судьи Нечаева С.В.,
судей Ворониной Е.Ю., Горшковой М.П.,
при участии в судебном заседании:
от истца: Горелова Е.А., дов. от 25.12.2020
от ответчиков:
от Администрации городского округа Красногорск Московской области - Ильин
И.С., дов. от 30.04.2021
от ООО УК "ЖКХ Онлайн" - не явился, уведомлен
рассмотрев 17 августа 2021 года в судебном заседании кассационную жалобу
Администрации городского округа Красногорск Московской области
на решение Арбитражного суда Московской области от 12 февраля 2021 года,
на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда
от 19 апреля 2021 года,
принятые по иску ООО "УК Алфавит"
к Администрации городского округа Красногорск Московской области,
ООО УК "ЖКХ Онлайн" об оспаривании,
УСТАНОВИЛ:
Иск заявлен ООО "УК Алфавит" к Администрации городского округа Красногорск Московской области, ООО УК "ЖКХ Онлайн" о признании недействительными результатов конкурса согласно протоколу рассмотрения заявок от 26 августа 2020 года N 2 (по извещению N 230620/0999939/01) на участие в открытом конкурсе на право управления многоквартирными домами, расположенными по адресу: Московская обл., г. Красногорск, п. Отрадное, ул. Лесная, дома NN 16, 17, 18; недействительными заключенные по результатам конкурса договоры управления многоквартирными домами, расположенными по адресу: Московская обл., г. Красногорск, п. Отрадное, ул. Лесная, дома NN 16, 17, 18.
Решением Арбитражного суда Московской области от 12 февраля 2021 года, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 19 апреля 2021 года, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с судебными актами судов первой и апелляционной инстанций, Администрация городского округа Красногорск Московской области обратилась в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой указывает на нарушение судами норм материального и процессуального права, на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, в связи с чем просила обжалуемые решение и постановление отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель Администрации городского округа Красногорск Московской области поддержал доводы своей кассационной жалобы.
Представитель истца возражал против удовлетворения кассационной жалобы по доводам, изложенным в отзыве, приобщенном к материалам дела.
ООО УК "ЖКХ Онлайн", надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в суд кассационной инстанции не направило, что в силу части 3 статьи 284 АПК РФ, не препятствует рассмотрению кассационной жалобы в его отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения представителей истца и Администрации городского округа Красногорск Московской области, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ правильность применения норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых решения и постановления по следующим основаниям.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ООО "УК Алфавит" осуществляет управление многоквартирными домами на основании лицензии на право осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами от 07 июля 2020 года N 1891.
Администрацией городского округа Красногорск Московской области на официальном сайте для размещения информации о размещения информации о проведении торгов в сети "Интернет" (https://torgi.gov.ru/) размещено извещение N 230620/0999939/01 о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: Московская обл., г. Красногорск, п. Отрадное, ул. Лесная, дома NN 16, 17, 18.
К участию в конкурсе ООО "УК Алфавит" не было допущено ввиду нарушения пункта 53 Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 N 75.
Согласно протокола рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе от 26.08.2020 N 2 участником конкурса признано ООО УК "ЖКХ- Онлайн", которое признано победителем и с которым заключены договоры управления вышеуказанными многоквартирными домами.
Решением УФАС Московской области от 08 сентября 2020 года N 35371 основания недопуска ООО "УК Алфавит" к участию в торгах признаны обоснованными.
Ссылаясь на необоснованный недопуск общества к участию в конкурсе, несогласие с результатами конкурса, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанции пришли к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица.
По смыслу указанной нормы Гражданского кодекса Российской Федерации основанием для признания в судебном порядке недействительными результатов торгов могут выступать нарушения процедуры (правил) проведения торгов, установленных законом, а также нарушение императивных требований действующего законодательства.
На основании части 3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения.
Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Частью 13 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в течение двадцати дней со дня выдачи в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома орган местного самоуправления размещает извещение о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации на официальном сайте в сети "Интернет" и не позднее чем в течение сорока дней со дня размещения такого извещения проводит в соответствии с частью 4 настоящей статьи открытый конкурс.
В течение десяти дней со дня проведения открытого конкурса орган местного самоуправления уведомляет всех лиц, принявших от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, о результатах открытого конкурса и об условиях договора управления данным домом.
Указанные лица обязаны заключить договор управления данным домом с управляющей организацией, отобранной по результатам открытого конкурса. Если в течение двух месяцев со дня проведения открытого конкурса собственники не заключили договор управления с управляющей организацией, такой договор считается заключенным на условиях, определенных открытым конкурсом.
При рассмотрении настоящего дела судами установлено, что истцу отказано в допуске к участию в конкурсе, поскольку в составе заявки отсутствовали копия бухгалтерского баланса за последний отчетный период; документ, подтверждающий утверждение бухгалтерского баланса; копии свидетельства о возможности применения упрощенной системы налогообложения и утвержденной налоговым органом декларации, а также то, что платежное поручение, подтверждающее внесение средств в качестве обеспечения заявки содержало недостоверные сведения в графе "плательщик" указан ИНН администрации; согласие на включение в перечень организаций для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, указано не после перечня документов, а до него.
Между тем, согласно подпункту 5 пункта 15 постановления Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 N 75 "О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом" (далее - Правила N75) одним из требований к претенденту является отсутствие у него кредиторской задолженности за последний завершенный отчетный период в размере свыше 70 процентов балансовой стоимости активов претендента по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период.
При этом под кредиторской задолженностью в целях применения настоящего подпункта понимается совокупность обязательств претендента (краткосрочных и долгосрочных), предполагающих существующие в текущее время (неисполненные) ее обязательства в пользу другого лица (кредитора), включая обязательства по кредитам и займам, которые приводят к уменьшению балансовой стоимости активов претендента.
Таким образом, вопреки доводам Администрации, исходя из буквального толкования указанной нормы Правил N 75, при подаче заявки необходимо было передать не свидетельство, а бухгалтерскую отчетность за последний завершенный отчетный период.
В рассматриваемом случае истцом представлен бухгалтерский баланс на 31 декабря 2019 года.
В соответствии с частью 9 статьи 13 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" и частью 2 статьи 33 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" бухгалтерский баланс за 2019 год утвержден единственным учредителем общества, о чем принято решение от 17 июля 2020 года.
При этом ни пункт 15 Правил N 75, ни конкурсная документация не требуют представления от претендентов каких-либо налоговых деклараций, а указывают на необходимость приложить "бухгалтерскую отчетность", которая позволяет проверить финансовое положение юридического лица.
Следовательно, представленный обществом бухгалтерский баланс позволял органу местного самоуправления проверить отсутствие у претендента кредиторской задолженности в размере свыше 70 процентов балансовой стоимости активов.
Доводы заинтересованного лица о необходимости истцу предоставить декларацию по единому налогу и свидетельство, противоречат буквальному смыслу норм действующего законодательства Российской Федерации и основаны на ранее действовавших нормах права.
Таким образом, суды пришли к правомерному выводу, что материалами дела подтверждено, что при проведении конкурса гарантии юридического равенства участникам закупки организатором конкурса не были обеспечены, что не соответствует положениям части 1 статьи 1 ГК РФ.
Действия администрации по организации и проведению конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами по адресу: Московская область, г. Красногорск, п. Отрадное, ул. Лесная, дома N N 16, 17, 18; нарушают права и законные интересы ООО "УК Алфавит" и подлежат признанию незаконными и недействительными.
Поскольку результаты конкурса по отбору управляющей организации согласно протоколу рассмотрения заявок от 26.08.2020 N 2 (по извещению N 230620/0999939/01) признаны недействительными, договоры управления многоквартирными домами, заключенные по его результатам также обоснованно признаны судами недействительными.
Доводы заявителя кассационной жалобы о не представлении истцом налоговой декларации и свидетельства о возможности применения упрощенной системы налогообложения, отклоняется кассационным судом, поскольку пунктом 53 Правил N 75 не предусмотрена обязанность претендентов представлять документы о применении упрощенной процедуры налогообложения, налоговые декларации.
Доводы кассационной жалобы подлежат отклонению, как основанные на неправильном толковании норм материального и процессуального права и направленные на переоценку доказательств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Кроме того, все доводы кассационной жалобы приводились при рассмотрении дела в суде первой и апелляционной инстанции и им была дана надлежащая оценка.
Судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне исследованы обстоятельства дела, оценены доводы и возражения участвующих в деле лиц и имеющиеся в деле доказательства, выводы судов соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов не имеется, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 12 февраля 2021 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 19 апреля 2021 года по делу N А41-70487/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
С.В. Нечаев |
Судьи |
Е.Ю. Воронина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"При рассмотрении настоящего дела судами установлено, что истцу отказано в допуске к участию в конкурсе, поскольку в составе заявки отсутствовали копия бухгалтерского баланса за последний отчетный период; документ, подтверждающий утверждение бухгалтерского баланса; копии свидетельства о возможности применения упрощенной системы налогообложения и утвержденной налоговым органом декларации, а также то, что платежное поручение, подтверждающее внесение средств в качестве обеспечения заявки содержало недостоверные сведения в графе "плательщик" указан ИНН администрации; согласие на включение в перечень организаций для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, указано не после перечня документов, а до него.
Между тем, согласно подпункту 5 пункта 15 постановления Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 N 75 "О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом" (далее - Правила N75) одним из требований к претенденту является отсутствие у него кредиторской задолженности за последний завершенный отчетный период в размере свыше 70 процентов балансовой стоимости активов претендента по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период.
...
В соответствии с частью 9 статьи 13 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" и частью 2 статьи 33 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" бухгалтерский баланс за 2019 год утвержден единственным учредителем общества, о чем принято решение от 17 июля 2020 года.
...
Доводы заинтересованного лица о необходимости истцу предоставить декларацию по единому налогу и свидетельство, противоречат буквальному смыслу норм действующего законодательства Российской Федерации и основаны на ранее действовавших нормах права.
Таким образом, суды пришли к правомерному выводу, что материалами дела подтверждено, что при проведении конкурса гарантии юридического равенства участникам закупки организатором конкурса не были обеспечены, что не соответствует положениям части 1 статьи 1 ГК РФ."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 24 августа 2021 г. N Ф05-18761/21 по делу N А41-70487/2020