г. Москва |
|
22 апреля 2021 г. |
Дело N А40-229439/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 апреля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 апреля 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кочешковой М.В.,
судей: |
Марковой Т.Т., Суминой О.С., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Казнаевым А.О., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ООО "Диагностика информационное моделирование и мониторинг сооружений"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 11.02.2021 г. по делу N А40-229439/20,
по заявлению ООО "Диагностика информационное моделирование и мониторинг сооружений"
к Федеральной службе по аккредитации
о признании незаконным приказа,
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от заинтересованного лица: |
Тигиева М.С. по доверенности от 06.05.2020; |
У С Т А Н О В И
Общество с ограниченной ответственностью "Диагностика информационное моделирование и мониторинг сооружений" (далее - Заявитель, ООО "ДИМИМС", Общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Федеральной службе по аккредитации (далее - Заинтересованное лицо, Росаккредитация) о признании незаконным приказа Федеральной службы по аккредитации от 26.08.2020 г. N Ао-74 "Об отказе в аккредитации ООО "ДИМИМС".
Решением Арбитражного суда города Москвы от 11.02.2021 г. в удовлетворении заявления ООО "ДИМИМС" отказано.
ООО "ДИМИМС" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. По мнению Заявителя при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
Представитель Росаккредитации с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Заявитель, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание представителей не направил, заявлений и ходатайств суду не представил.
Рассмотрев дело в порядке статей 123, 156, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, заслушав представителя Заинтересованного лица, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ с учетом части 1 статьи 65 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).
В силу указанных норм и статьи 13 ГК РФ в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на обращение с заявлением в суд.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, применил и истолковал нормы материального права, подлежащие применению, и на их основании сделал обоснованный вывод об отсутствии в настоящем споре совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных требований.
Апелляционная коллегия поддерживает данный вывод суда первой инстанции исходя из следующего.
Судом первой инстанции установлено, что 16.12.2019 г. в Росаккредитацию поступило заявление ООО "ДИМИМС" об аккредитации в качестве испытательной лаборатории (центра) (дело о предоставлении государственной услуги от 16.12.2019 г. N 17463-ГУ).
Приказом Росаккредитации от 15.01.2020 г. N П-96 "Об утверждении составов экспертных групп и проведении документарных оценок соответствия заявителей критериям аккредитации " (далее - Приказ N П-96) утверждена экспертная группа.
В соответствии с Приказом N П-96 указанной экспертной группой проведена документарная экспертиза представленных Заявителем документов и сведений на предмет их соответствия заявленной области аккредитации.
По результатам экспертизы документов и сведений, указанной экспертной группой по аккредитации было представлено экспертное заключение от 07.02.2020 г., содержащее вывод о не соответствии ООО "ДИМИМС" пунктам 19, 21, подпункту "г" пункта 23.2, подпункту "а" пункта 23.3, подпунктам "а", "б" пункту 23.4, пункту 23.6, подпунктам "б", "е", "з", "и", "к", "л" пункта 23.7, подпункта "б" пункта 23.10, пункта 23.11, подпункта "а" пункта 23.12, пункта 23.13, подпунктам "а", "б" пункта 23.14, пункту 23.15, подпункту "б" пункта 23.16, подпунктам "а", "б" пункта 23.18, подпункту "в" пункта 23.19, подпунктам "а", "б", "в" пункта 23.20, подпунктам "б", "в" пункта 23.21 Критериев аккредитации, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 30.05.2014 N 326 "Об утверждении Критериев аккредитации, перечня документов, подтверждающих соответствие заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации, и перечня документов в области стандартизации, соблюдение требований которых заявителями, аккредитованными лицами обеспечивает их соответствие критериям аккредитации" (далее также - Критерии аккредитации, Приказ N 326).
Росаккредитация на основании выявленных несоответствий Заявителя Критериям аккредитации приказом от 12.02.2020 г. N П-459 приостановила осуществление аккредитации Заявителя, о чем в адрес ООО "ДИМИМС" направлено уведомление Росаккредитации от 13.02.2020 г. N 3095/03-ДР с указанием на необходимость устранения выявленных несоответствий в течение 20 рабочих дней со дня принятия решения о приостановлении.
11.03.2020 г. в адрес Росаккредитации от Заявителя поступил отчет об устранении выявленных несоответствий, а также документы и сведения, подтверждающие, факт устранения несоответствий. В связи с указанными обстоятельствами, на основании частей 18 - 27 статьи 17 Федерального закона N 412-ФЗ, Росаккредитацией было принято решение о проведении выездной оценки Заявителя критериям аккредитации, издан приказ от 23.03.2020 г. N П-942 (далее - Приказ N П-942), которым утверждена программа выездной оценки Заявителя Критериям аккредитации.
06.04.2020 г. в адрес Росаккредитации от Заявителя поступило письмо N 8-ИЛ от 06.04.2020 г. о разъяснении сроков проведения выездной оценки ООО "ДИМИМС", а также о возможности проведения выездной оценки ООО "ДИМИМС" в дистанционном формате с использованием режима видеоконференции.
Письмом Росаккредитации от 24.04.2020 г. N 8692/03-АВ ООО "ДИМИМС" сообщено, что в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 17 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) Правительством Российской Федерации принято постановление Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 г. N 440 "О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 году" (далее - Постановление Правительства РФ N 440), в котором в том числе переданы полномочия Министерству экономического развития Российской Федерации (далее - Минэкономразвития России) на установление особенностей рассмотрения заявлений о прохождении процедуры подтверждения компетентности в 2020 году.
Согласно Указам Президента Российской Федерации от 25.03.2020 г. N 206 "Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней", от 02.04.2020 г. N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" период с 30.03.2020 г. по 30.04.2020 г. установлен нерабочими днями в Российской Федерации.
Письмом Росаккредитации от 24.04.2020 г. N 8692/03-АВ рекомендовано ООО "ДИМИМС" отслеживать информацию на официальном сайте "Росаккредитации" (www.fsa.gov.ru) в разделе "Важная информация".
Письмом Росаккредитации от 26.06.2020 г. N 12626/03-АВ сообщено, что во исполнение требований постановления Правительства РФ N 440 приказом Минэкономразвития России от 15.04.2020 г. N 229 "Об особенностях рассмотрения заявлений о прохождении процедуры подтверждения компетентности, включая основания для их возврата, заявлений об аккредитации и расширении области аккредитации, изменении места осуществления деятельности, в том числе об особенностях отбора экспертов по аккредитации, а также продления действия свидетельств об аккредитации лиц, аккредитованных на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий (далее - Приказ N 229) установлены особенности рассмотрения Росаккредитацией заявлений о прохождении процедуры подтверждения компетентности, заявлений об аккредитации и расширении области аккредитации, изменении места осуществления деятельности.
Так, подпунктом "в" пункта 1 Приказа N 229 установлено, что все мероприятия в рамках процедур оценки соответствия заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации, включая выездную оценку соответствия заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации, проверка акта выездной экспертизы (акта экспертизы), требующие непосредственного личного взаимодействия участников национальной системы аккредитации и иных заинтересованных лиц, осуществляются путем дистанционного взаимодействия через информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" с использованием программных (программно-аппаратных) решений, обеспечивающих видео-конференц-связь (далее - удаленная оценка).
Также сообщено, что Росаккредитацией 11.06.2020 г. в качестве документа системы менеджмента качества Росаккредитации, утверждено Руководство по проведению удаленной оценки.
Кроме того, Росаккредитация письмом от 26.06.2020 г. N 12626/03-АВ направила ООО "ДИМИМС" приказ от 19.06.2020 г. N П-1509 "О проведении выездных оценок соответствия заявителей, аккредитованных лиц критериям аккредитации при предоставлении Федеральной службой по аккредитации государственных услуг" (далее - Приказ от 19.06.2020 г. N П-1509).
Согласно данному приказу, все мероприятия в рамках процедур оценки соответствия заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации, включая выездную оценку соответствия заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации, проверку акта выездной экспертизы (акта экспертизы), требующие непосредственного личного взаимодействия участников национальной системы аккредитации и иных заинтересованных лиц, осуществляются путем дистанционного взаимодействия через информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" с использованием программных (программно-аппаратных) решений, обеспечивающих видеоконференц-связь (удаленная оценка).
С 06.07.2020 г. по 08.07.2020 г. экспертной группой проведена выездная оценка соответствия ООО "ДИМИМС" Критериям аккредитации.
По результатам выездной экспертизы соответствия Заявителя критериям аккредитации, проведенной в форме удаленной оценки методом видеоконференц-связи в период с 06.07.2020 г. по 08.07.2020 г., был представлен Акт выездной экспертизы от 09.07.2020 г. (далее - Акт выездной экспертизы), содержащий вывод экспертной группы о несоответствии ООО "ДИМИМС" Критериям аккредитации, а именно:
пункту 18 "наличие нормативных правовых актов, документов в области стандартизации, правил и методов исследований (испытаний) и измерений, в том числе правил отбора образцов (проб), и иных документов, указанных в области аккредитации в заявлении об аккредитации или в реестре аккредитованных лиц, а также соблюдение лабораторией требований данных документов";
пункту 19 "наличие у работников (работника) лаборатории, непосредственно выполняющих работы по исследованиям (испытаниям) и измерениям в области аккредитации, указанной в заявлении об аккредитации или в реестре аккредитованных лиц:
высшего образования, либо среднего профессионального образования или дополнительного профессионального образования по профилю, соответствующему области аккредитации;
опыта работы по исследованиям (испытаниям), измерениям в области аккредитации, указанной в заявлении об аккредитации или в реестре аккредитованных лиц, не менее трех лет;
допуска к работам по проведению исследований (испытаний) и измерений, связанным с использованием сведений, составляющих государственную тайну (при необходимости);
пункту 20 "наличие у работников, участвующих в выполнении работ по исследованиям (испытаниям) и измерениям, навыков и профессиональных знаний, необходимых для выполнения работ по исследованиям (испытаниям) и измерениям в области аккредитации, указанной в заявлении об аккредитации или в реестре аккредитованных лиц";
пункту 21 "наличие по месту (местам) осуществления деятельности в области аккредитации, в том числе по месту осуществления временных работ, на праве собственности или на ином законном основании, предусматривающем право владения и пользования, помещений, испытательного оборудования, средств измерений и стандартных образцов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, а также иных технических средств и материальных ресурсов, необходимых для выполнения работ по исследованиям (испытаниям) и измерениям в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, документов в области стандартизации, правил и методов исследований (испытаний) и измерений, в том числе правил отбора образцов (проб), и иных документов, указанных в области аккредитации в заявлении об аккредитации или в реестре аккредитованных лиц";
пункту 23.11 "наличие правил управления качеством результатов исследований (испытаний) и измерений, в том числе правил планирования и анализа результатов контроля качества исследований (испытаний) и измерений, которыми может быть предусмотрено проведение межлабораторных сличительных испытаний, использование стандартных образцов и (или) внутренний контроль качества с использованием стандартных образцов, проведение повторных испытаний";
подпункту "а" пункта 23.14 "правила документирования сведений об используемых методиках исследований (испытаний) и измерений, а также обеспечения методиками исследований (испытаний) и измерений работников лаборатории";
подпункту "б" пункта 23.16 "необходимость оценки влияния работ, выполненных с нарушением установленных требований, на результаты выполнения исследований (испытаний) и измерений";
подпункту "б" пункта 23.18 "правила управления рисками и возможностями, связанными с лабораторной деятельностью, направленные на предотвращение повторения работ, выполненных с нарушением установленных требований, а также описания (фиксацию) их результатов";
подпункту "в" пункта 23.19 "правила документирования сведений об операциях, относящихся к отбору образцов, в том числе на случай отклонения процедуры отбора от стандартной процедуры, содержащие используемую процедуру отбора, идентификацию специалиста, проводящего отбор, внешние условия отбора (при необходимости), материалы для идентификации места отбора";
пункту 17 "наличие системы менеджмента качества и соблюдение в деятельности лаборатории требований системы менеджмента качества, установленных в руководстве по качеству в соответствии с пунктом 23 настоящих критериев аккредитации" в части соблюдения:
пункту 23.1 "установление области применения системы менеджмента качества, которая должна распространяться на все места осуществления деятельности в области аккредитации, а также на места осуществления временных работ";
подпункту "г" пункта 23.2 "наличие политики в области качества деятельности лаборатории, устанавливающей, в том числе систему управления рисками и возможностями, связанными с лабораторной деятельностью";
подпункту "б" пункта 23.3 "наличие требований к внутренней организации деятельности лаборатории, предусматривающих, в том числе наличие документов, подписанных работниками и определяющих функциональные обязанности работников лаборатории, включая распределение прав, обязанностей, ответственности между работниками лаборатории;
пункту 23.5 "наличие политики и процедур выявления потребности в дополнительной профессиональной подготовке и обучении работников лаборатории, обеспечения прохождения ими такой подготовки, правил привлечения стажеров к работам по исследованиям (испытаниям) и измерениям соответствия, системы обеспечения компетентности работников лаборатории и контроля за деятельностью работников лаборатории со стороны уполномоченных лиц";
пункту 23.6 "наличие правил обеспечения конфиденциальности информации, в том числе поступающей от третьих лиц";
подпунктам "а", "б", "в", "ж", "и", "к" пункта 23.7 "наличие у лаборатории системы управления документацией (правил документооборота), которая должна включать:
а) правила утверждения и регистрации документов;
б) правила учета и документирования результатов исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила формирования и внесения изменений в протоколы исследований (испытаний) и измерений, требования к содержанию таких протоколов;
в) правила ознакомления работников лаборатории с документами;
ж) правила пересмотра документов и внесения изменений в документы;
и) систему хранения и архивирования документов, в том числе правила хранения и архивирования, предусматривающие хранение на бумажных носителях и (или) в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной подписью, по месту (местам) осуществления деятельности в области аккредитации архива документов, в том числе документов, представленных в лабораторию заявителями на проведение исследований (испытаний) и измерений, в течение трех лет со дня выдачи соответствующего документа о результатах исследований (испытаний) и измерений или принятия решения об отказе в его выдаче;
к) правила систематизации и ведения архива документов, в том числе условия передачи документов в архив, условия выдачи документов из архива, сроки хранения в архиве документов (групп документов), правила регистрации документов, поступающих в архив, условия хранения документов;
подпунктам "а", "е" пункта 23.9 "наличие правил управления оборудованием для проведения исследований (испытаний) и измерений, предусматривающих:
а) идентификацию каждой единицы оборудования и программного обеспечения (в том числе наименование изготовителя, идентификацию типа и серийного номера или другую уникальную идентификацию);
е) наличие плана обслуживания (при необходимости) и результатов проведенного обслуживания оборудования;
подпунктам "а", "б" пункта 23.10 наличие механизма внутреннего контроля соблюдения требований системы менеджмента качества, предусматривающего:
а) установление правил контроля соблюдения требований системы менеджмента качества (далее - внутренний аудит), проводимого лабораторией, включающих:
периодичность проведения внутреннего аудита с указанием специалистов, ответственных за проведение внутреннего аудита; программу проведения внутренних аудитов; процедуру, объекты, участников проведения внутреннего аудита;
правила формирования документарного отчета по итогам внутреннего аудита, включающего в том числе сведения о мероприятиях, предпринимаемых в связи с выявлением работ по исследованиям (испытаниям) и измерениям, выполненных с нарушением установленных требований (далее - корректирующие мероприятия);
б) установление правил проведения анализа системы менеджмента качества, организуемого руководителем лаборатории или его заместителем, включающих:
наличие методики проведения анализа;
периодичность проведения анализа;
порядок формирования документарного отчета по итогам анализа, в том числе с указанием сведений о корректирующих мероприятиях;
пункту 23.11 "наличие правил управления качеством результатов исследований (испытаний) и измерений, в том числе правил планирования и анализа результатов контроля качества исследований (испытаний) и измерений, которыми может быть предусмотрено проведение межлабораторных сличительных испытаний, использование стандартных образцов и (или) внутренний контроль качества с использованием стандартных образцов, проведение повторных испытаний";
пункту 23.11.1. "наличие плана участия в межлабораторных сличительных (сравнительных) испытаниях, наличие правил актуализации плана участия в межлабораторных сличительных (сравнительных) испытаниях, в том числе в случае изменения состава работников, принимающих участие в работах в соответствии с областью аккредитации, оборудования, используемого для проведения исследований (испытаний) и измерений, методов исследований (испытаний) и измерений, указанных в области аккредитации";
подпунктам "а", "б" пункта 23.12 "наличие правил обеспечения и контроля надлежащих внешних условий для осуществления деятельности лаборатории (температура, влажность воздуха, освещенность, уровень шума и иные внешние условия, оказывающие влияние на качество результатов исследований (испытаний) и измерений (в зависимости от области аккредитации), включающих:
а) сведения о конкретных показателях внешних условий, в том числе допустимых отклонениях от них, а также технических требованиях к помещениям;
б) правила периодического документирования и контроля показателей, характеризующих состояние внешних условий, в том числе правила предотвращения влияния внешних условий, не соответствующих установленным требованиям, на результаты конкретных исследований (испытаний) и измерений и иных работ, проводимых лабораторией";
пункту 23.12 "наличие правил по безопасному обращению, транспортированию, хранению, использованию и плановому обслуживанию средств измерений и испытательного оборудования с целью обеспечения надлежащего функционирования и предупреждения загрязнения или порчи";
подпункту "е" пункта 23.16 "наличие правил на случай выявления работ, выполненных с нарушением установленных требований, устанавливающих:
е) правила описания работ, выполненных с нарушением установленных требований";
пункту 23.17 "наличие правил осуществления корректирующих мероприятий, в том числе по результатам участия в межлабораторных сличительных испытаниях, предусматривающих:
а) систему анализа причин выполнения работ, выполненных с нарушением установленных требований;
б) правила выбора корректирующих мероприятий;
в) правила оценки достижения целей корректирующих мероприятий;
г) правила описания результатов корректирующих мероприятий";
подпунктам "б", "в" пункта 23.18 "наличие правил осуществления
мероприятий, направленных на предотвращение возникновения работ, выполненных с нарушением установленных требований (далее - управление рисками), предусматривающих:
б) правила управления рисками и возможностями, связанными с лабораторной деятельностью, направленные на предотвращение повторения работ, выполненных с нарушением установленных требований, а также описания (фиксацию) их результатов;
в) правила планирования предупреждающих мероприятий и описания (фиксации) их результатов";
подпункту "в" пункта 23.19 "наличие правил отбора образцов для исследований (испытаний) и измерений (если данный вид деятельности осуществляется или планируется к осуществлению), предусматривающих: в) правила документирования сведений об операциях, относящихся к отбору образцов, в том числе на случай отклонения процедуры отбора от стандартной процедуры, содержащие используемую процедуру отбора, идентификацию специалиста, проводящего отбор, внешние условия отбора (при необходимости), материалы для идентификации места отбора";
подпункту "в" пункта 23.20 "наличие правил обращения с объектами исследований (испытаний) и измерений, предусматривающих:
в) правила документирования работ с объектами исследований (испытаний) и измерений, в том числе в случае отклонения результатов исследований (испытаний) и измерений от нормальных или заданных условий";
подпункту "в" пункта 23.21 "наличие правил организации поверки и (или) калибровки средств измерений, обеспечивающих прослеживаемость к государственным первичным эталонам соответствующих единиц величин или, в случае их отсутствия, к стандартным образцами референтным методам измерений и предусматривающих:
в) правила оценки неопределенности измерений (в случае проведения самостоятельной калибровки средств измерений лабораторией)".
Пунктом 8 Порядка проведения проверки экспертного заключения, акта выездной экспертизы, акта экспертизы на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 23.05.2014 г. N 293 (далее также - Порядок проверки), определено, что проверка акта выездной экспертизы осуществляется на предмет:
а) соблюдения установленной формы акта выездной экспертизы и перечня сведений, которые должны в нем содержаться;
б) проведения экспертной группой в полном объеме работ в соответствии с утвержденным Федеральной службой по аккредитации перечнем работ по проведению выездной экспертизы соответствия заявителя критериям аккредитации;
в) обоснованности (необоснованности) содержащихся в акте выездной экспертизы выводов о соответствии (несоответствии) заявителя критериям аккредитации с учетом результатов выездной экспертизы и выявленных нарушений (при их наличии).
В соответствии с пунктом 10 Порядка проверки основанием для начала процедуры установления Федеральной службой по аккредитации несоответствия акта выездной экспертизы требованиям законодательства Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации является служебная записка уполномоченного должностного лица Федеральной службы по аккредитации, в том числе должностного лица, проводившего мероприятия по оценке соответствия заявителя критериям аккредитации по месту или местам осуществления им деятельности в области аккредитации, содержащая подтверждение проведения экспертной группой не в полном объеме работ в соответствии с утвержденным Федеральной службой по аккредитации перечнем работ по проведению выездной экспертизы соответствия заявителя критериям аккредитации или необоснованности содержащегося в акте выездной экспертизы вывода о соответствии (несоответствии) заявителя критериям аккредитации с учетом результатов выездной экспертизы и выявленных нарушений (при их наличии), либо наличие в акте выездной экспертизы особого мнения члена экспертной группы, предусмотренного частью 14 статьи 17 Федерального закона.
Согласно пункту 11 Порядка проверки в случае, предусмотренном пунктом 10 настоящего Порядка, акт выездной экспертизы, а также имеющиеся материалы рассматриваются комиссией, создаваемой решением руководителя или уполномоченного им заместителя.
13.07.2020 г. в Росакредитацию поступило письмо ООО "ДИМИМС" (вх. N 20239 от 13.07.2020 г.) с просьбой перенести сроки проведения удаленной оценки по государственной услуге N 17463- ГУ в связи с тем, что удаленная оценка не была надлежащим образом организована и обеспечена путем видеоконференц-связи.
28.07.2020 г. в Росакредитацию поступило письмо ООО "ДИМИМС" (вх. N Ж- 343 от 28.07.2020 г.) в которой Заявителем сообщено, что удаленная оценка не была надлежащим образом организована и обеспечена путем видео-конференц связи, а именно: не было обеспечено своевременное информирование Заявителя о проведении удаленной оценки; наличие проблем с аудио-видеосвязью; ссылка на "Яндекс.Диск", предложенная экспертом по аккредитации для загрузки документов, не функционировала.
С учетом информации, содержащейся в вышеуказанных обращениях и на основании служебной записки ответственного исполнителя по государственной услуге N З-03/4504 от 03.08.2020 г., вопрос о результатах работы руководителя экспертной группы А.Н. Куклина по оценке соответствия Критериям аккредитации ООО "ДИМИМС" был рассмотрен Комиссией на заседании 19.08.2020 г.
По итогам заседания, на основании рассмотрения представленных документов, Комиссия установила, что удаленная оценка соответствия Заявителя Критериям аккредитации выполнена в полном объеме. Факт нарушения экспертной группой действующего законодательства Российской Федерации в сфере аккредитации не установлен. Комиссией рекомендовано принять решение по государственной услуге от 16.12.2019 г. N 17463-ГУ на основании акта выездной экспертизы от 09.07.2020 г.
Несоответствия Заявителя указанным в Акте выездной экспертизы пунктам Критериев аккредитации относятся к Перечню несоответствий аккредитованного лица требованиям законодательства Российской Федерации к деятельности аккредитованных лиц, которые при осуществлении аккредитации влекут за собой отказ в аккредитации.
Согласно пункту 2 части 28 статьи 17 Федерального закона N 412-ФЗ по результатам оценки соответствия заявителя критериям аккредитации и проверки акта выездной экспертизы национальный орган по аккредитации принимает решение об отказе в аккредитации (в случае, если выявленные несоответствия относятся к перечню несоответствий, влекущих за собой отказ в аккредитации).
В соответствии с пунктом 5 части 4 статьи 18 Федерального закона основанием для отказа в аккредитации является несоответствие заявителя Критериям аккредитации.
Росаккредитацией принято решение об отказе Заявителю в аккредитации (Приказ от 26.08.2020 г. N Ао-74).
Оспаривая указанный ненормативный акт, Общество указало, что решением Росаккредитации нарушено право ООО "ДИМИМС" на проведение такого вида работ, как обследование зданий и сооружений, испытание материалов.
В соответствии с приказом Федеральной службы по аккредитации от 26.03.2020 г. N П-942 о проведении выездной оценки ООО "ДИМИМС" (испытательная лаборатория) утверждена программа выездной оценки и определены сроки ее проведения, из чего следует, что документарная проверка была пройдена административным истцом.
Общий срок осуществления аккредитации нарушен, заявление об аккредитации ООО "ДИМИМС" подано в декабре 2019 года, решение об отказе в аккредитации вынесено только лишь 26.08.2020 г.
Программа экспериментальной проверки по оценке профессиональных знаний и навыков работников аккредитованного лица по выполнению работ согласно области аккредитации в соответствии с системой менеджмента качества, в том числе, путем оценки наличия навыков указанных лиц при работе с оборудованием, веществами и материалами направлена на электронный адрес ООО "ДИМИМС" 02.07.2020 г., уведомление о проведении удаленной оценки направлено на электронный адрес 03.07.2020 г. в пятницу, что подтверждается скриншотом электронной почты ООО "ДИМИМС", а 06.07.2020 г. проведение экспертизы уже началось, соответственно, нарушен срок - 3 рабочих дня на уведомление о начале проведения оценки и направление программы, тем самым ООО "ДИМИМС" было лишено возможности надлежащим образом подготовить техническую часть для проведения удаленной проверки, подготовить образцы, которые подвергались испытаниям. Кроме того, административный ответчик направил уведомление заявителю по электронной почте, а не через программу электронного документооборота "Контур.Крипто", соответственно уведомление направлено ненадлежащим образом в нарушение пункта 18 статьи 17 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации". Более того, 08.07.2020 г. когда истек трехдневный срок на уведомление о проведении проверки, проверка уже была окончена.
Выездная оценка была проведена в форме удаленной оценки.
В нарушение пункта 6.2.4 Руководства по проведению удаленной оценки (СМ N 03.1-1.007) не была согласована дата проведения удалённой оценки. План проведения удаленной оценки и программа экспериментальной проверки по оценке профессиональных знаний и навыков работников не были заранее согласованы с Заявителем.
Отказывая в признании ненормативного акта недействительным, суд первой инстанции правомерно и обоснованно руководствовался следующим.
Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" (далее - Федеральный закон N 412-ФЗ) аккредитация в национальной системе аккредитации (далее также - аккредитация) - это подтверждение национальным органом по аккредитации соответствия юридического лица или индивидуального предпринимателя критериям аккредитации, являющееся официальным свидетельством компетентности юридического лица или индивидуального предпринимателя осуществлять деятельность в определенной области аккредитации.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона N 412-ФЗ аккредитация в национальной системе аккредитации осуществляется в целях обеспечения доверия к результатам оценки соответствия и создания условий для взаимного признания государствами - торговыми партнерами Российской Федерации результатов оценки соответствия. В соответствии с пунктами 1 и 5 части 1 статьи 8 Федерального закона N 412-ФЗ к полномочиям Росаккредитации как национального органа по аккредитации относится осуществление аккредитации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, подтверждение компетентности аккредитованных лиц, а также внесение изменений в сведения реестра аккредитованных лиц.
Положением о Федеральной службе по аккредитации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17.10.2011 г. N 845, Федеральная служба по аккредитации наделена полномочиями национального органа по аккредитации.
Росаккредитация, выступая участником национальной системы аккредитации, предоставляет государственную услугу по аккредитации, то есть подтверждает соответствие юридического лица или индивидуального предпринимателя критериям аккредитации, официально подтверждая способность юридического лица или индивидуального предпринимателя компетентно осуществлять деятельность в определенной области аккредитации.
Росаккредитация принимает решение об аккредитации только тех юридических лиц, которые соответствуют критериям аккредитации, в том числе исходя из установленного в пункте 5 статьи 4 Федерального закона N 412-ФЗ определения аккредитации как подтверждения национальным органом по аккредитации соответствия юридического лица или индивидуального предпринимателя критериям аккредитации, являющееся официальным свидетельством компетентности юридического лица или индивидуального предпринимателя осуществлять деятельность в определенной области аккредитации. Исходя из взаимосвязанных положений статьи 17 Федерального закона N 412- ФЗ Росаккредитация принимает решение об аккредитации или об отказе в аккредитации на основании оценки соответствия заявителя критериям аккредитации, которая проводится в форме документарной оценки соответствия заявителя критериям аккредитации и выездной оценки соответствия заявителя критериям аккредитации, проводимой по месту или местам осуществления его деятельности.
Согласно части 5 статьи 17 закона в ходе документарной оценки соответствия заявителя критериям аккредитации осуществляется экспертиза представленных заявителем документов и сведений
Экспертиза представленных заявителем документов и сведений проводится сформированной Росаккредитацией экспертной группой на предмет их соответствия заявленной области аккредитации. Результаты экспертизы указанных документов и сведений оформляются экспертным заключением, которое является предметом обязательной проверки национальным органом по аккредитации на предмет его соответствия требованиям законодательства Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации в соответствии с частью 16 статьи 17 Федерального закона N 412-ФЗ.
По результатам указанной экспертизы принимается решение о приостановлении осуществления аккредитации (в случае, если выявлены несоответствия заявителя критериям аккредитации) или о проведении выездной оценки соответствия заявителя критериям аккредитации.
В соответствии частью 18 статьи 17 Федерального закона N 412-ФЗ выездная оценка соответствия заявителя критериям аккредитации проводится в соответствии с программой выездной оценки, утвержденной национальным органом по аккредитации. По результатам выездной экспертизы соответствия заявителя критериям аккредитации составляется акт выездной экспертизы в двух экземплярах.
Акт выездной экспертизы и документ, содержащий описание области аккредитации заявителя, прилагаемый к этому акту, представляются или направляются в национальный орган по аккредитации экспертом по аккредитации не позднее чем в течение двадцати рабочих дней со дня направления программы выездной оценки эксперту по аккредитации (часть 25 статьи 17 Федерального закона N 412-ФЗ).
Росаккредитация в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области аккредитации, проводит проверку акта выездной экспертизы на предмет его соответствия требованиям законодательства Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации (часть 26 статьи 17 Федерального закона N 412-ФЗ).
Как следует из положений части 28 статьи 17 Федерального закона N 412-ФЗ по результатам оценки соответствия заявителя критериям аккредитации и проверки акта выездной экспертизы национальный орган по аккредитации принимает одно из следующих решений:
1) об аккредитации заявителя (в случае соответствия заявителя критериям аккредитации);
2) об отказе в аккредитации (в случае, если выявленные несоответствия относятся к перечню несоответствий, влекущих за собой отказ в аккредитации);
3) о приостановлении осуществления аккредитации (в случае, если выявленные несоответствия заявителя критериям аккредитации не относятся к перечню, указанному в пункте 2 настоящей части).
Оценка соответствия заявителя критериям аккредитации основывается на принципах законности, защиты прав юридического лица и индивидуального предпринимателя, независимости, беспристрастности и компетентности экспертов по аккредитации и технических экспертов, объективности, всесторонности и полноты такой оценки, ответственности экспертов по аккредитации и технических экспертов за проведение и качество такой оценки.
Как следует из материалов дела, в заявлении ООО "ДИМИМС", не оспаривая сам факт выявленных несоответствий Критериям аккредитации, указывает на нарушения процедуры проведения удаленной оценки по государственной услуге N 17463-ГУ.
Относительно довода о нарушении общего срока осуществления аккредитации (100 дней) установленного пунктом 2 Положения об утверждении общих сроков осуществления аккредитации и процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица, в том числе общих сроков проведения документарной оценки соответствия заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации и общих сроков проведения выездной оценки соответствия заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации, а также сроков отдельных административных процедур при осуществлении аккредитации и процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица (утв. Постановлением Правительства РФ от 05.06.2014 N 519) (далее - Постановление Правительства РФ N 515), суд первой инстанции правильно указал следующее.
Согласно Указам Президента Российской Федерации от 25.03.2020 г. N 206 "Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней", от 02.04.2020 г. N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" период с 30.03.2020 г. по 30.04.2020 г. установлен нерабочими днями в Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 17 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) Правительством Российской Федерации (далее - Правительство РФ) принято постановление Правительства РФ от 03.04.2020 г. N 440 "О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 году" (далее - Постановление Правительства РФ N 440), в котором в том числе переданы полномочия Министерству экономического развития Российской Федерации (далее - Минэкономразвития России) на установление особенностей рассмотрения заявлений о прохождении процедуры подтверждения компетентности в 2020 году.
Во исполнение требований Постановления Правительства РФ N 440, приказом Минэкономразвития России от 15.04.2020 г. N 229 "Об особенностях рассмотрения заявлений о прохождении процедуры подтверждения компетентности, включая основания для их возврата, заявлений об аккредитации и расширении области аккредитации, изменении места осуществления деятельности, в том числе об особенностях отбора экспертов по аккредитации, а также продлении действия свидетельств об аккредитации лиц, аккредитованных на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий" (далее - Приказ Минэкономразвития России N 229) установлены особенности рассмотрения Росаккредитацией заявлений о прохождении процедуры подтверждения компетентности, заявлений об аккредитации и расширении области, аккредитации, изменении места осуществления деятельности.
Так подпунктом "б" пункта 1 Приказа Минэкономразвития России N 229 установлено, что выездные экспертизы с выездом по месту (местам) осуществления деятельности в нерабочие дни, установленные указами Президента Российской Федерации о мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), не проводятся, акты выездных экспертиз (акты экспертиз), содержащие указание на проведение выездной экспертизы в указанный период, поступившие в Росаккредитацию, возвращаются без рассмотрения
Согласно подпункту "в" пункта 1 Приказа Минэкономразвития России N 229 все мероприятия в рамках процедур оценки соответствия заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации, включая выездную оценку соответствия заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации, проверка акта выездной экспертизы (акта экспертизы), требующие непосредственного личного взаимодействия участников национальной системы аккредитации и иных заинтересованных лиц, осуществляются путем дистанционного взаимодействия через информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" с использованием программных (программно-аппаратных) решений, обеспечивающих видео-конференц-связь (далее - удаленная оценка).Таким образом, в рассматриваемый период времени (период масштабного распространения коронавирусной инфекции) общий срок осуществления аккредитации (100 дней) предусмотренный пунктом 2 Постановления Правительства РФ N 515 следует применять, учитывая вышеизложенные положения Постановления N 440 и Приказа N 229 устанавливающие, в том числе особенности рассмотрения заявлений об аккредитации в 2020 году.
ООО "ДИМИМС" письмом от 06.04.2020 г. N 8-ИЛ обращалось в Росаккредитацию с просьбой разъяснить сроки проведения выездной оценки соответствия ООО "ДИМИМС" и возможность проведения выездной оценки соответствия в дистанционном формате с использованием режима видеоконференц-связи, в связи с установлением на территории Российской Федерации в период с 30.03.2020 г. по 30.04.2020 г. нерабочих дней.
Письмами Росаккредитации от 24.04.2020 г. N 8692/03-АВ, от 26.06.2020 г. N 12626/03-АВ направленными в адрес ООО "ДИМИМС" была разъяснена процедура проведения выездной оценки соответствия заявителя с учетом особенностей установленных Постановлением Правительства РФ N 440 и Приказом Минэкономразвития России N 229.
Как верно указал суд первой инстанции, установленный пунктом 2 Постановления Правительства РФ N 515 общий срок осуществления аккредитации (100 дней) не является пресекательным и не может служить основанием для признания решения об отказе в аккредитации недействительным.
Довод заявления о нарушении Росаккредитацией срока направления программы выездной оценки Заявителя, предусмотренного частью 18 статьи 17 Федерального закона N 412-ФЗ также правильно отклонен судом первой инстанции, как не соответствующий действительности.
Так согласно сведениям официального сайта "Почта России" письмо от 23.03.2020 г. N 6228/03-АВ о направлении Приказа от 23.03.2020 г. N П-942 "О проведении выездной оценки ООО "ДИМИМС" с приложением Программы выездной оценки соответствия ООО "ДИМИМС" (почтовый идентификатор 80090645369477) направлена 25.03.2020 г. и вручена адресату 08.04.2020 г.
Таким образом Росаккредитацией соблюден срок направления программы выездной оценки ООО "ДИМИМС" предусмотренный частью 18 статьи 17 Федерального закона N 412-ФЗ.
Относительно доводов заявления о несогласовании между экспертом по аккредитации и ООО "ДИМИМС" даты проведения удаленной оценки, несогласовании плана проведения удаленной оценки и программы экспериментальной проверки по оценке профессиональных знаний и навыков работников, проблемах с аудио и видеосвязью суд первой инстанции правильно указал следующее.
Частью 1 статьи 11 Федерального закона N 412-ФЗ закреплено, что к работам в области аккредитации привлекаются эксперты по аккредитации, отбор которых осуществляется в соответствии с методикой отбора экспертов по аккредитации, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области аккредитации, а также технические эксперты.
Согласно подпункту 3 части 1 статьи 14 Федерального закона N 412-ФЗ, экспертные организации обязаны заключать договоры с заявителями, аккредитованными лицами и обеспечить оказание в установленные настоящим Федеральным законом сроки услуг, необходимых и обязательных для предоставления государственных услуг в соответствии с настоящим Федеральным законом, или уведомлять национальный орган по аккредитации об обстоятельствах, препятствующих заключению договоров с заявителями, аккредитованными лицами, не позднее чем в течение десяти рабочих дней со дня направления заявителям, аккредитованным лицам информации о составе экспертной группы.
Организация и проведение выездной оценки соответствия заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации в форме удаленной оценки, а также методы, применяемые экспертной группой, должностным лицом Росаккрелитации при проведении такой оценки определены Руководством по проведению удаленной оценки (СМ N 03.1-1.007).
Пунктом 5.1 Руководства по проведению удаленной оценки (СМ N 03.1-1.007) установлено, что руководитель экспертной группы обеспечивает информирование заявителя, аккредитованного лица о проведении выездной оценки в форме удаленной оценки. В соответствии с пунктом 5.2. Руководства по проведению удаленной оценки (СМ N 03.1-1.007) перед началом проведения удаленной оценки руководитель экспертной группы совместно с заявителем, аккредитованным лицом обеспечивают проведение следующих мероприятий:
-определение работника (работников) со стороны заявителя, аккредитованного лица, ответственного за организацию и обеспечение проведения удаленной оценки, включая техническое сопровождение;- определение перечня документов (сведений) заявителя, аккредитованного лица, которые необходимы для проведения удаленной оценки, и формат их представления;
-определение состава работников заявителя, аккредитованного лица, участие которых необходимо для проведения удаленной оценки;- согласование даты (периода) проведения удаленной оценки;
-обсуждение факторов, которые могут негативно повлиять на результативность удаленной оценки и способы их минимизации;
- обсуждение вопросов, связанных с соблюдением требований к конфиденциальности информации, полученной в ходе проведения удаленной оценки;
- организация участия должностных лиц Росаккредитации в проведении мероприятий по оценке соответствия заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации в форме удаленной оценки, согласование плана, дат (периодов) участия должностных лиц Росаккредитации (при необходимости).
Таким образом подготовка к проведению удаленной оценки (согласование даты (периода) проведения удаленной оценки, составления и согласование плана проведения удаленной оценки и т.д.) относится к компетенции руководителя экспертной группы и ООО "ДИМИМС" на основании договора на оказание услуг, необходимых и обязательных для предоставления государственных услуг в соответствии с Федеральным законом N 412-ФЗ.
Из абзаца 8 пункта 5.2 Руководства по проведению удаленной оценки (СМ N 03.1-1.007) следует, что в случае возникновения негативных факторов (такими факторами могут быть сбои в доступе к сети Интернет, низкое качество звука, низкое качество видеоизображения, нечеткость документов (сведений в электронном виде и др.) во время проведения удаленной оценки данный факт отражается в акте (выездной экспертизы) или в заключении об оценке устранения заявителем выявленных несоответствий критериям аккредитации.
Вместе с тем акт выездной экспертизы от 09.07.2020 г. не содержит сведений о возникновении таких негативных факторов во время проведения удаленной оценки.
Акт выездной экспертизы от 09.07.2020 г. подписан квалифицированной электронной подписью генерального директора ООО "ДИМИМС" Сергеева Д.А., возражений о несогласии с указанным актом выездной экспертизы от 09.07.2020 г. от ООО "ДИМИМС" не поступало.
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу об отказе в признании оспариваемого Заявителем сообщения приказа Росаккредитации от 26.08.2020 г. N Ао-74 незаконным.
Судом апелляционной инстанции рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного решения, судом первой инстанции не допущено. Основания для отмены решения суда отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 11.02.2021 по делу N А40-229439/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
М.В. Кочешкова |
Судьи |
Т.Т. Маркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-229439/2020
Истец: ООО "ДИАГНОСТИКА ИНФОРМАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ И МОНИТОРИНГ СООРУЖЕНИЙ "
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО АККРЕДИТАЦИИ