Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 13 августа 2021 г. N Ф01-4011/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Владимир |
|
21 апреля 2021 г. |
Дело N А39-7206/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14.04.2021.
Постановление в полном объеме изготовлено 21.04.2021.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Москвичевой Т.В.,
судей Белышковой М.Б., Кастальской М.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
Семиной И.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Саранскмоторс+" (ИНН 1327006933, ОГРН 1081327001315) на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 09.02.2021 по делу N А39-7206/2020, принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Саранскмоторс+" о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Мордовия от 20.03.2020 N 08-37/1.
В судебном заседании приняли участие представители: общества с ограниченной ответственностью "Саранскмоторс+" (далее - Общество) - Баранова А.В. по доверенности от 09.04.2021 N 13 сроком действия 1 год (представлено удостоверение адвоката N 9758);
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Мордовия - Прончатов О.Е. по доверенности от 31.12.2020 N 04-15/06635 сроком действия до 31.12.2021 (представлен диплом о высшем юридическом образовании).
Управления Федеральной налоговой службы по Республике Мордовия- Прончатов О.Е. по доверенности от 11.01.2021 сроком действия до 31.12.2021 (представлен диплом о высшем юридическом образовании).
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Мордовия (далее по тексту - Инспекция) проведена выездная налоговая проверка общества с ограниченной ответственностью "Саранскмоторс+" (далее по тексту - Общество) по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержание, перечисления) налогов и сборов за период с 01.01.2015 по 31.12.2017.
По результатам проверки Инспекцией составлен акт от 12.12.2018 N 7 и принято решение от 20.03.2019 N 08-37/1 о привлечении Общества к налоговой ответственности на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 3356 рублей. Данным решением Обществу доначислен налог на добавленную стоимость в размере 2 614 255 рублей, соответствующие пени в размере 1 089 450 рублей.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Республике Мордовия (далее - Управление) от 01.06.2020 N 13-19/05423 жалоба Общества оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с решением Инспекции, Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением, о признании его недействительным в части доначисления налога на добавленную стоимость в сумме 2 541 355 рублей и соответствующих сумм пеней и штрафа по налогу на добавленную стоимость.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Республике Мордовия (далее- Управление).
Решением от 09.02.2021 в удовлетворении заявленного требования отказано.
В апелляционной жалобе Общество ссылается на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права.
Считает, что судом первой инстанции безосновательно отклонён его довод о том, что полученные им от открытого акционерного общества "АВТОВАЗ" денежные средства являются премиями за выполнение условий программы обновления парка колесных транспортных средств и внереализационными доходами, а не доходами от реализации.
Общество не согласно с выводом суда первой инстанции о том, что денежные средства, полученные им от открытого акционерного общества "АВТОВАЗ" по Программе обновления парка колесных транспортных средств, представляют собой компенсацию не полученной Обществом выручки при реализации автомобилей физическим лицам по сниженным ценам (с предоставлением скидки), т.е связаны с оплатой реализованных автомобилей и подлежат включению в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 162 Налогового кодекса Российской Федерации.
Представитель Общества в судебном заседании поддержал апелляционную жалобу.
Представитель Инспекции в судебном заседании поддержали отзыв на апелляционную жалобу, считает решение суда законным и обоснованным.
Представитель Управления в судебном заседании просил оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения,.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации объектом обложения налога на добавленную стоимость признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 39 Налогового кодекса Российской Федерации реализацией товаров, работ, услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами, услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.
При определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав, полученных им в денежной и (или) натуральной формах (пункт 2 статьи 153 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 162 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база, определенная в соответствии со статьями 153 - 158 Кодекса, увеличивается на суммы полученных за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).
В силу пункта 4 статьи 166 Налогового кодекса Российской Федерации общая сумма налога на добавленную стоимость исчисляется по итогам каждого налогового периода с учетом всех изменений, увеличивающих или уменьшающих налоговую базу в этом налоговом периоде.
Как следует из материалов дела, между Обществом и открытым акционерным обществом "АВТОВАЗ" заключен дилерский договор N 269724 от 07.11.2013 (далее - дилерский договор) в силу пункта 2 которого "АВТОВАЗ" поручает, а Общество принимает на себя обязательство по реализации под товарными знаками АВТОВАЗ от своего имени и за свой счет автомобилей, предварительно приобретенных у открытого акционерного общества "АВТОВАЗ" на условиях Соглашения о поставке автомобилей (Приложение N 4 к договору), а также принимает на себя иные обязательства, предусмотренные дилерским договором.
Цены на автомобили устанавливает открытое акционерное общество "АВТОВАЗ" Протоколом рекомендуемых розничных цен на автомобили LADA и доводит до дилера посредством информационной системы (пункт 3.1 Соглашения о поставке автомобилей от 07.11.2013).
Открытое акционерное общество "АВТОВАЗ" подтверждает заказ дилера ЭЦП, отгрузку автомобилей дилеру производит после предварительной оплаты 100% стоимости автомобилей, предусмотренных к поставке в согласованном заказе по данной форме расчетов. Цена фиксируется на дату зачисления денежных средств дилера на расчетный счет открытого акционерного общества "АВТОВАЗ", которое вправе предоставлять скидки на поставляемую продукцию. Размер и порядок предоставления скидок регламентируется распорядительными документами акционерного общества "АВТОВАЗ" и доводится до дилера посредством информационной системы (пункт 4.1.1 Соглашения о поставке автомобилей от 07.11.2013).
Согласно пункту 19.1 дилерского договора в рамках выполнения дилером обязательств по договору открытое акционерное общество "АВТОВАЗ" имеет право выплачивать дилеру премии за выполнение им определенных условий. Условия и порядок каждого вида премирования устанавливаются открытым акционерным обществом "АВТОВАЗ" в порядке, предусмотренном сбытовой политикой открытого акционерного общества "АВТОВАЗ".
В соответствии с пунктом 8.2 Соглашения о поставке автомобилей от 07.11.2013 в рамках выполнения дилером обязательств по дилерскому договору открытое акционерное общество "АВТОВАЗ" имеет право выплачивать дилеру премии за выполнение последним определенных условий. Условия выплаты такой премии определяются Приложением N 6 к дилерскому договору (Соглашение о выплате премии).
В соответствии с условиями Соглашения о выплате премии от 07.11.2013 (Приложение N 6 к дилерскому договору) открытое акционерное общество "АВТОВАЗ" в зависимости от полученных результатов оценки выполнения дилером в отчетном периоде условий договора может выплатить ежемесячную премию за выполнение плана розничных продаж, ежеквартальную премию за выполнение стандартов, за высокий уровень удовлетворенности клиентов, премию за участия в акциях.
В соответствии с условиями дополнительного соглашения N 279026 от 08.10.2014 к дилерскому договору, дилер обязуется выполнять условия Программы "Премия за реализацию автомобилей в рамках программы обновления парка колесных транспортных средств" и реализовывать поставленные АТОВАЗом товарные автомобили со скидкой потребителям, участвующим в программе обновления парка колесных транспортных средств в соответствии с оформленным комплектом документов при сдаче автомобилей, бывших в употреблении на утилизацию или продаже автомобилей по схеме "трейд-ин", а АВТОВАЗ обязуется осуществлять отгрузку автомобилей дилеру и возмещать расходы, связанные с предоставление дилером скидок потребителям в виде выплаты премии.
Расчеты по настоящему дополнительному соглашению осуществляются только в соответствии с Порядком расчетов (Приложения N 1), являющимся неотъемлемой частью настоящего дополнительного соглашения.
Во исполнение дополнительного соглашения N 279026 от 08.10.2014 к дилерскому договору Общество принимало участие в реализации автомобилей по программе обновления парка колесных транспортных средств и обязалось реализовать предоставленные открытым акционерным обществом "АВТОВАЗ" товарные автомобили со скидкой потребителям, участвующим в указанной программе.
Согласно пункту 3.2 дополнительного соглашения выплата премии по указанной программе не уменьшает стоимость поставленных автомобилей.
Приложением N 1 к дополнительному соглашению предусмотрен порядок расчетов по выплате премии, предусматривающий оплату ОАО "АВТОВАЗ" дилеру премии в течение 5 дней от даты подтверждения представления комплекта документов дилера к оплате, оформленного в соответствии с Программой. Оплата производится на расчетный счет дилера.
Материалами дела подтверждается, что в соответствии с условиями акции "Премия за реализацию автомобилей в рамках программы обновления парка колесных транспортных средств" Общество реализовало физическим лицам в 2015 году 268 автомобилей, в 2016 году 89 автомобилей, в 2017 году 2 автомобиля.
Согласно материалам проверки, размер подлежащей выплате премии определялся в установленном открытым акционерным обществом "АВТОВАЗ" размере (с 01.01.2015 по 30.09.2015 сумма премии - 50 000 рублей, с 01.10.2015 по 30.11.2015 сумма премии - 25 000 рублей, с 01.12.2015 по 31.12.2015 - 50 000 рублей, с 01.01.2016 по 31.01.2015 сумма премии - 50 000 рублей, с 01.02.2016 по 29.02.2016 сумма премии - 50 000 рублей, с 01.03.2016 по 31.03.2016 сумма премии составляла 50 000 рублей, 90 000 рублей, 30 000 рублей, с 01.04.2016 по 30.04.2016 сумма премии - 20 000 рублей, 30 000 рублей, 40 000 рублей, 50 000 рублей, с 01.05.2016 по 31.05.2016 сумма премии - 10 000 рублей, 20 000 рублей, 25 000 рублей, 30 000 рублей, с 01.06.2016 по 30.06.2016 сумма премии - 10 000 рублей, 20 000 рублей, 25 000 рублей, 30 000 рублей, с 01.07.2016 по 31.07.2016 сумма премии - 10 000 рублей, 20 000 рублей, 25000 рублей, с 01.08.2016 по 31.12.2016 сумма премии - 15 000 рублей, с 01.01.2017 по 31.03.2017 сумма премии - 15 000 рублей, 20 000 рублей, 40 000 рублей, 50 000 рублей за каждый реализованный автомобиль).
За участие в указанной программе открытое акционерное общество "АВТОВАЗ" выплатило путем перечисления на расчетный счет налогоплательщика премию в сумме 12 150 000 рублей в 2015 году, в сумме 4 365 000 рублей в 2016 году, 145 000 рублей в 2017 году. Согласно данным бухгалтерского и налогового учета Общество учитывало полученные от открытого акционерного общества "АВТОВАЗ" суммы премий по акции в составе внереализационных доходов.
В ходе выездной налоговой проверки Инспекцией установлено, что в период реализации автомобилей по программе премия дилеру за участие в данной программе в расчете за каждый реализованный автомобиль в основном равнялась скидке, предоставляемой покупателям.
Условием получения скидки на приобретаемый автомобиль в рамках программы обновления парка колесных транспортных средств являлась сдача покупателями автомобилей, находящихся в их собственности, на утилизацию.
Инспекция установила, что в рамках программы обновления парка колесных транспортных средств Обществом реализовано 359 автомобилей.
Данные автомобили реализованы покупателям по ценам, ниже рекомендованных открытым акционерным обществом "АВТОВАЗ" и ниже стоимости их приобретения с учетом предоставленных скидок по программе обновления парка колесных транспортных средств.
Поэтому налоговый орган пришел к правомерному выводу о том, что произведенные открытым акционерным обществом "АВТОВАЗ" выплаты в виде премий являются по своей правовой природе компенсацией неполученной Обществом выручки при реализации автомобилей физическим лицам по сниженным ценам (с предоставлением скидки), то есть связаны с оплатой реализованных автомобилей и подлежат включению в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 162 Налогового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно признал выводы Инспекции о том, что выплаченные Обществу премии связаны с оплатой реализованных товаров и являются по своей сути доходами от реализации, подлежащими включению в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость при их фактическом получении обоснованными.
Суд первой инстанции обоснованно отклонил ссылки Общества на разъяснения, изложенные в письмах Министерства финансов Российской Федерации от 22.01.2020 N 03-07-11/3355, от 16.07.2010 N03-01-10/2-62, от 13.10.20 N03-07-15/89774 и иные источники.
Содержащиеся в письмах Минфина России разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах носят информационно-разъяснительный характер, никого ни к чему не обязывают, не устанавливают обязательных для неопределенного круга лиц правил поведения, потому не носят нормативного характера и, следовательно, не могут иметь юридического значения и порождать правовые последствия для неопределенного круга лиц.
С учетом изложенного Инспекция обоснованно доначислила Обществу налог на добавленную стоимость в сумме 2 541 355 руб. и соответствующие суммы пеней, а также привлекла Общество к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в сумме 3356 рублей
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Общества по изложенным в ней доводам суд апелляционной инстанции не усматривает.
Таким образом, Арбитражный суд Республики Мордовия полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
В соответствии со статьёй 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на Общество.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 09.02.2021 по делу N А39-7206/2020 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Саранскмоторс+" оставить без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Саранскмоторс+" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 рублей, уплаченную по платежному поручению от 05.03.2021 N 386.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
Т.В. Москвичева |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А39-7206/2020
Истец: ООО "Саранскмоторс+"
Ответчик: межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 1 по Республике Мордовия
Третье лицо: Первый Арбитражный апелляционный суд, Управление Федеральной налоговой службы по Республике Мордовия